Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие №5





Тема: Фразеология как компонент речевой культуры

1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Понятие о фразеологии и фразеологизмах.

2. В чем отличие между фразеологизмами и свободными словосочетаниями.

3. Назовите основные источники возникновения фразеологизмов и крылатых выражений.

 

2.Выполните практические задания:

1. Подберите как можно больше фразеологизмов к следующим словам и сочетаниям:

Умный, до конца жизни, опытный, погибнуть, неопытный, очень быстро, просить, рисковать.

 

2. Установите различия между словосочетаниями

Не хватает денег – не хватает пороха; положить книгу на полку – положить зубы на полку; раскрыть свои записи – раскрыть свои карты; взяться за карандаш – взяться за ум; играть на скрипке – играть на нервах; держать стакан – держать пари; стоять над столом – стоять над душой.

 

3. Какие черты характера или качества человека выражают следующие фразеологизмы?

От всего сердца, ума палата, горит в руках, жить своим умом, не покладая рук, душа нараспашку, море по колено, набить руку, молодо-зелено, длинный язык, задирать нос.

 

4. Составьте с каждым из словосочетаний по два предложения так, чтобы в одном случае было свободное словосочетание, а в другом – связанное.

Бросать тень, вылететь в трубу, говорить на разных языках, набрать в рот воды, правая рука, намылить голову, пустить корни, держать в руках, выносить сор из избы, сводить концы с концами, поставить на ноги.

 

5. Пользуясь фразеологическим словарем, объясните значение и происхождение следующих фразеологизмов.

Архимедов рычаг, авгиевы конюшни, ахиллесова пята, ариаднина нить, боевое крещение, держать порох сухим, блоху подковать, взлететь на Геликон, белые пятна, висеть на волоске, во всю ивановскую, всевидяще око, второе дыхание, бочка Данаид, возлагать надежды, делать из мухи слона, вырвать с корнем, закадычный друг, заложить фундамент, герой нашего времени, гол как сокол, двуликий Янус, гордиев узел, играть первую скрипку, как зеницу ока, капля в море, камень с души свалился, наломать дров, избиение младенцев, двадцать два несчастья, козел отпущения, не от мира сего, лебединая песня, ничтоже сумняшеся, переливать из пустого в порожнее, притча во языцех, развесить уши, пустить красного петуха, между Сциллой и Харибдой, положить в долгий ящик, поставить на карту, сломя голову, спустя рукава, съесть собаку, точить лясы, Содом и Гоморра, на седьмом небе, сесть на мель, сфинксова загадка, филькина грамота, метать бисер перед свиньями.

 

6. Какие фразеологизмы послужили для создания языковой игры? Как меняется значение исходного фразеологизма?

1. Яблоко от облака недалеко падает. 2. Студент ради зачета идет на все, даже на занятия. 3. Вот где собака порылась! 4. Не так страшен черт, как его малютка. 5. Лучше смотреть на все сквозь пальцы, чем сквозь решетку. 6. Пожарный всегда работает с огоньком. 7. Вот где зарыты полезные элементы и витамины. 8. С миру по нитке – голому петля. 9. Говорить о меню применительно к духовной пище.

 

7. Составьте предложения со следующими фразеологизмами.

Держать язык за зубами, попридержать язык за зубами, не найти общего языка, говорить на разных языках, языки чесать, язык не поворачивается, язык неплохо подвешен, находить общий язык.

 

8. О каком человеке так говорят:

Белая ворона, блудный сын, неробкого десятка, мухи не обидит, ворона в павлиньих перьях, в рубашке родился, собака на сене, стреляный воробей, с луны свалился, одного поля ягоды, семь пятниц на неделе, подсадная утка, кол проглотил, коломенская верста, тертый калач, правая рука.

 

9. Что является источником следующих крылатых выражений (кинофильм, песня, литература)?

1) А все-таки она вертится. 2) А король-то голый. 3) Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. 4) Богатые тоже плачут. 5) Большое видится на расстоянии. 6) Буду бить аккуратно, но сильно. 7) Быть или не быть. 8) Главное, ребята, сердцем не стареть. 9) Да был ли мальчик-то? 10) Давайте говорить друг другу комплименты. 11) Восток – дело тонкое. 12) Доживем до понедельника. 13) Как бы чего не вышло.14) Надо, Федя, надо. 15) Клиент созрел.16) А воз и ныне там.

 

10. Восстановите первоначальный вид устойчивых выражений.

С треском одержать победу; врать благим матом; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делывается; хоть колом по голове теши; не умствуя лукаво.

 

11. Что означают следующие парафразы?

Белое золото, черное золото, голубое золото, зеленое золото, голубая планета, зеленый друг, белые мухи, белая смерть, корабль пустыни, зеленый змий, спутница жизни, зеленый пожар, однорукие бандиты, туманный Альбион, город на Неве, братья наши меньшие, город Желтого Дьявола.

 

 

Date: 2015-09-17; view: 1645; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию