Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическое занятие №4
Тема: Лексические нормы современного русского языка 1.Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1.Стилистическая функция устаревших слов. Историзмы и архаизмы. 2.Типы омонимов: омофоны, омографы, омоформы. Принципы разграничения полисемии и омонимии. 3. Плеоназм и тавтология как нарушения лексических норм. 4. Лексическая сочетаемость.
2.Выполните практические задания: 1. Объясните значение устаревших слов и подберите к ним синонимы из активного запаса лексики современного русского языка: Брадобрей, ланиты, лекарь, зело, водомет, сие, очи, лазарет, уста, послух, зефир, днесь, сеча, глаголет, лик, снедь, алчность, грядет, чело, надлежит, сонм, скрижаль, бражничать, отсель, оный.
2.Объясните значение следующих слов-омонимов, составьте словосочетания с каждым словом из пары омонимов. Долг, ключ, акция, баба, балка, банк, блок, боксер, болтать, вкус, образование, настоять, наряд, пол, сип. Пользуясь «Толковым словарем русского языка» приведите свои примеры слов-омонимов (не менее 5).
3.Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними словосочетания или предложения. Подв и жный – подвижн о й, а тлас – атл а с, в е дение – вед е ние, кр е стный – кр ё стный, кр у гом – круг о м, разводн о й – разв о дный, бр о ня – брон я, р о жки – рожк и, у гольный – уг о льный, ч и нящий – чин я щий, чудн о й – ч у дный, хар а ктерный – характ е рный.
4. Проанализируйте омонимические рифмы. Назовите тип омонимов. 1) Над горами звездный рай, звезд на небе – пропасть, яму ближнему не рой, сам сорвешься в пропасть (Я. Козловский). 2) Для производства футбольных голов ноги бывают важнее голов (Я. Козловский). 3) Я мог бы зажечься любой из тем, мне в голову льющихся лавою, но я не хочу зажигаться тем, что для всех сегодня не главное (В. Кубанев). 4) Не щеголяй, приятель, тем, что у тебя избыток тем, произведенья знаем те мы, где лучшие погибли темы (Д. Минаев).
5. Какие словосочетания кажутся вам ошибочными, а какие допустимы и закрепились в языке? Почему? Опытный ветеран, ностальгия по родине, ноябрь месяц, мемориальный памятник, свободная вакансия, веселый инцидент, повседневная обыденность, автобиография жизни, в конечном итоге, прейскурант цен, реальная действительность, период времени, внутренний интерьер, ведущий лидер, габаритные размеры, толпа людей.
6. Продолжите список прилагательных, сочетающихся с предложенными существительными: Предприятие: убыточное,… Власть: региональная,… Служба: налоговая,… Оппозиция: непримиримая,… Политика: антимонопольная,…
7.Составьте как можно больше словосочетаний по модели «глагол+существительное» со следующими словами: А. Победа, ущерб, приговор, требование, значение, интерес, пари, упрек. Б. Адресовать, бороться, внедрять, гарантировать, грустить, дополнить, коснуться, начинать, требовать.
Date: 2015-09-17; view: 1836; Нарушение авторских прав |