Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Президент Российской Федерации Б. Ельцин 3 page





Восстановить, возобновить, вымыть, поднять, полить, посеять, убрать, решить, сказать, прочитать, измучить, одеть, обидеть, схватить, запереть, покрасить.

Комментарий. Страдательное причастие прошедшего времени образуется от основы инфинитива посредством суффиксов -нн-, -енн-
(-ённ-), -т-:

Суффикс -нн- находим у причастий от глаголов на -ать (-ять), -еть., например: прочитать - прочитанный, засеять - засеянный, просмотреть - просмотренный.

Суффикс -енн- (-ённ-) - у причастий от глаголов на -ить, -ти, -чь, например: выстроить - выстроенный, привезти - привезённый, испечь - испечённый. При образовании причастия с суффиксом -енн- (-ённ-) происходит соответствующее чередование согласных: покрасить - покрашенный, схватить - схваченный, убедить - убеждённый, обидеть - обиженный, оскорбить - оскорблённый.

Суффикс -т- бывает у причастий от глаголов, имеющих в инфинитиве перед -ть гласную у или о (например: натянуть - натянутый, расколоть - расколотый) или же другую гласную, если это односложные глаголы или образованные посредством приставок от односложных основ (например: бить - битый, разбить - разбитый; мыть - мытый, вымыть - вымытый; одеть - одетый; снять - снятый; сжать - сжатый). Но приставочные глаголы, образованные от глаголов брать, гнать, дать, драть, знать, спать, образуют причастия с суффиксом -нн-, например: собранный, выгнанный, выданный, разодранный, узнанный, заспанный.

Переходные глаголы на -ереть имеют страдательные причастия на -тый: запереть - запертый, стереть - стёртый.

Упражнение 90. Перепишите, вставляя пропущенные причастия, данные в скобках, и согласуя их с существительными. Укажите причастия действительные и страдательные.

1. Студенческий драматический кружок,... артистом городского театра, готовит новую пьесу. - Артист,... студенческим драматическим кружком, терпеливо разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2. Студенты... большую работу на экспериментальном участке, написали о своём опыте в стенную газету. - Большая работа,... студентами, была описана в газете (проделавший, проделанный). 3. Девушка,... новую книгу, рассказывала о своём впечатлении от неё. - Новая книга,... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4. Ветер,... облака, не утихал ни на минуту. - Облака,... ветром, быстро закрыли вершины гор (гонящий, гонимый).

Упражнение 91. По приведённому образцу составьте таблицу образования причастий и впишите в неё формы причастий от данных глаголов. В случае невозможности образования той или иной формы ставьте черту. Укажите, от каких глаголов нельзя образовать причастия страдательные, от каких - причастия настоящего времени.

Глагол Причастия
неопре- деленная форма пере- ходн. или непере- ходн. Вид действительные страдательные
наст. вр. прошед. вр. наст. вр. прошед. вр.
читать пере- ходн. не- сов. читающий читавший читаемый читанный
любить пере- ходн. не- сов. любящий любивший любимый -
прочитать пере- ходн. сов. - прочитавший - прочитанный
подойти непере- ходн. сов. - подошедший - -

Читать, любить, спать, сидеть, ненавидеть, дышать, бросить, заниматься, слышать, обидеть, отправлять, видеть, виднеться, подъехать, смеяться, бежать, гнать.

Упражнение 92. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание причастий. К каждому причастию в скобках припишите неопределенную форму того глагола, от которого оно образовано.

1. Тесто хорошо замеш...но. Петрова не была замеш...на в этом нашумевшем судебном процессе. 2. Окопы были обстрел...ны неприятелем. Подстрел...нная утка спряталась в кустах. 3. Стены комнаты были окле...ны обоями. 4. Потер...нная книга нашлась. 5. Замеч...нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 6. На засе...нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7. Работа была оконч...на своевременно. 8. Платье было быстро высуш...но и поглаж...но. 9. Лекция прослуш...на с большим вниманием.

Упражнение 93. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя устно написание н или нн.

Кипячё...ая вода - вскипячё...ое молоко; краше...ый пол - покраше...ый забор, рама покраше...а, коше...ый или некоше...ый луг, скоше...ая трава, трава скоше...а, стреля...ый воробей - подстреле...ая птица; жжё...ый кофе - сожжё...ое письмо; копчё...ая колбаса - закопчё...ые стены; балова...ый ребёнок - избалова...ое дитя - девочка избалова...а родителями; стриже...ый мальчик - остриже...ая голова, волосы остриже...ы; дистиллирова...ая вода.

Упражнение 94. От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного числа) и в соответствии с приведёнными образцами расставьте ударения; н или нн в причастиях подчеркните.

1. Организовать - организованный - организован - организована - организовано - организованы; основать, обосновать, остановить.

2. Внести - внесённый - внесён - внесена - внесено - внесены; внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить.

Возложить - возложенный - возложен - возложена - возложено &nbso;– возложены; восстановить, добавить, заучить, предусмотреть.

Упражнение 95. Объясните различия в написании созвучных слов.

Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.
Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.
Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова сверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.

Упражнение 96. Замените придаточные предложения причастными оборотами по образцу.

Образец: Возьми чемодан, который я принёс тебе вчера. - Возьми чемодан, принесённый мною тебе вчера.

1. На улице было мокро от снега, который растаял под лучами солнца. 2. Мы любовались полем, которое дышало свежестью. 3. Перед нами была степь, которая расстилалась до самого горизонта. 4. В читальном зале занимались студенты, которые готовились к зачётам. 5. Панораму леса, которая открывалась из окна, закрыло здание, которое строится напротив нашего дома. 6. В здании, которое возводится на площади, будет кино. 7. Все заинтересовались докладом, который был сделан профессором. 8. Самолёт может развить скорость, которая превышает скорость звука. 9. В квартире, которая недавно освободилась, устроили библиотеку. 10. Мы сидели в беседке, которую сами построили. 11. Мы увидели на горизонте тучу, которая медленно надвигалась. 12. Показался косяк журавлей, которые улетали в теплые края.

Правописание суффиксов наречий -а и -о

Упражнение 97. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание наречий.

1. Налев... был угрюмый лес, направ... Енисей (П.). 2. На Белом море издавн... живет русское население. 3. Самгин искос... взглянул на жену (М.Г.). 4. Изредк... ударяет Кузьма правым веслом и не дает плоту сбиться с русла (Сераф.). 5. Снов... тучи надо мною собралися в вышине (П.). 6. Обстоятельства разлучили их надолг... (П.). 7. У Кати для раздумья времени было досыт... (А.Н.Т.). 8. Нева точно спала; из-редк..., будто впросонках, она плеснёт легонько волной в берег и замолчит (Гонч.). 9. Публика горяч... аплодировала певцу. 10. Докладчик говорил очень общ.... 11. Он отпил из стакана холодного дочерн... настоянного чая.

Упражнение 98. В соответствии с образцом к данным словам и словосочетаниям в правой колонке подберите синонимичные наречия из тех, что приведены в левой колонке. Запомните их написание.

Образец: очень просто - запросто.

I. Очень просто, высокомерно, необдуманно, тихонько, с давних пор, недружелюбно (смотреть), не выспавшись. II. Заново, запросто, издавна, исподлобья, исподтишка, спросонья, свысока, сплеча, сгоряча, сызнова.

Правописание отрицательных наречий

Упражнение 99. Прочитайте предложения левого и правого столбца. Обратите внимание на ударение в отрицательных наречиях, объясните разницу в значении предложений.

1. Я никогда не читал этой книги. Мне некогда было читать эту книги, книгу.
2. Мы нигде не останавливались. Нам негде было останавливаться.
3. Он никуда не пошёл в воскресенье. Ему некуда было пойти в воскресенье.
4. Я ниоткуда не жду писем. Мне неоткуда ждать писем.

Упражнение 100. Дайте письменно отрицательные ответы на вопросы.

Образец: - Когда вы были в Волгограде? - Я никогда не был в Волгограде.

1. Куда вы ездили в воскресенье? 2. Где же нам заниматься? 3. Куда нам пойти сегодня вечером? 4. Куда вы пойдёте сегодня вечером? 5. Когда вы ездили на Чёрное море? 6. Где вы работали пять лет назад?

Правописание наречий на шипящий

Упражнение 101. Перепишите предложения, ставя после шипящих на конце слов, где следует, букву ь. Прокомментируйте её употребление. Подчеркните наречия и запомните их написание.

1. Через минуту трое всадников неслись вскач... по дороге (Н. О.). 2. Филофей несколько раз провёл рукой наотмаш... (Т.). 3. Было далеко за полноч... (Грин). 4. Подле отеля был новый двухэтажный дом, внизу двери открыты настеж... (Гонч.). 5. Чёрные тучи, сплош... покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь (Н.-П.). 6. Пётр упал навзнич... (Н.-П.).

7. Мимо прошёл последний вагон и покатился проч... (Сераф.). 8. И стало спорить ей (Неве) невмоч... (П.). 9. Терпели целый месяц, а как стало невтерпёж..., прислали ко мне внезапно: давай денег (П.). 10. Ни один боец и не тронулся, лиш... стоят да друг друга поталкивают (Л.).

Слитное, дефисное написание наречий и раздельное написание наречных сочетаний

Упражнение 102. Перепишите предложения, раскрывая скобки. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.

I. 1. Придётся отложить эту работу (на) завтра. 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Она [изба] состояла из одной горницы, довольно опрятной, разделенной (на) двое перегородкой (П.). 4. Мятежники скрылись и через час показались из-за горы, скача (в) рассыпную. 5. После объяснений враждующие стороны решили пойти (на) мировую. 6. Этак мы и (до) завтра не доедем (Ч.). 7. Приходилось идти по компасу (на) удалую (М.-С.).

II. 1. Пошел поезд, и всё ушло назад, (на) всегда, безвозвратно (Купр.). 2. «Старички» ходили (по) двое и (по) трое по зале (Кор.). 3. Ознобишин увидел, что (на) много старше стала Маша (С.-Ц.). 4. Я уехал (на) много лет в провинцию (Гил.). 5. Пастухи, уходя (в) глубь, (по) многу лет не видят своих аулов (Л.Н.Т.). 6. Как видно, что-то знал старик, и Давыдов решил идти (в) открытую (Шол.). 7. (На) последок Лихачёв крепко пожал руку Травкина (Каз.). 8. «Пропадет малец (за) зря», - сказал адъютант генералу. (Наг.).

III. 1. Сначала всё было (по) прежнему тихо (Кор.). 2. Так, сидя бок (о) бок, мы были далеки друг от друга (М.Г.). 3. Он обладал сказочной силой, с ножом ходил на медведя один (на) один (Гил.). 4. Изредка вспыхивал (по) летнему синий клочок неба (Шол.). 5. Злоба его прошла, и он смеялся так, как не смеялся (давным) давно (Шол.). 6. Ксендз (по) тогдашнему обыкновению благословил меня (Пауст.).

Упражнение 103. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Различайте слитное написание наречий и раздельное написание предлогов с существительными.

1. (С) начала подумай, потом отвечай. 2. Дожди шли беспрерывно (с) начала весны. 3. Как хорош лес (в) начале осени. 4. (В) начале я не почувствовал своеобразной красоты горного пейзажа. 5. (Во) время поездки к Эльбрусу экскурсанты любовались бурным Баксаном и чудесными горами. Все собрались (во) время, никто не опоздал. 7. Кругом было (на) столько красиво, что все замолкли и с восторгом глядели (в) перед и (в) верх. 8. (На) сколько километров (в) верх поднялись (без) отдыха альпинисты? 9. Берёзка склонилась (на) бок. 10. (В) ширь и (в) даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 11. (В) даль туманную двигались отряды партизан. 12. Несмотря (на) конец сентября, под Москвой было (по) летнему тепло.

Правописание предлогов

Упражнение 104. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

I. 1. (В) следстви... ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начинал писать что-то (в) роде воспоминаний (Гер.). 3. (В) продолжени... дороги мы два раза переехали через реку (Акс.). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Т.). 6. (В) течени... двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Тёмные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кав.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 10. Катер пошёл со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.).

II. 1. (По) среди обширных трудов своих не переставал осведомляться о своем любимце (Пушкин). 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени... старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс.). 4. (В) последстви... я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки (Акс.). 5. У многих русских рек, (на) подоби... Волги, один берег горный, другой луговой (Т.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 7. Имейте (в) виду - задание ответственное (Эренб.).

Правописание союзов

Упражнение 105. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написание.

1. Один только месяц всё так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске (Г.). 2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно (Н.). 3. Что (бы) он ни говорил, что (бы) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно (Л.Т.). 4. Тёплая небесная вода для растений - то (же) самое, что для нас любовь (Пришв.). 5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало (Арс.). 6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) (Арс.). 7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст.). 8. Я решил пойти один на болото караулить - пошёл на то (же) место и всё так (же) сделал, как тогда (В.Б.). 9. У нас с вами замечательный начальник штаба, только, пожалуй, слишком часто думает о том, что (бы) такое особенное придумать, что (бы) стать настоящим героем (Сим.). 10. Мы выпили по стакану воды, при (чём) старик нам кланялся в пояс (Т.). 11. Все зависит от того, что скажет врач. 12. Девушка работает и притом учится. 13. Итак, всё ясно. 14. Поступали, и так и сяк. 15. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв.). 16. Сверкнула молния, и вслед за (тем) послышался резкий удар грома. (Арс.). 17. По голосу его, по (тому), как он вдыхал залпах воды, оглядываясь по сторонам, я понял, что Зуев не хочет торопиться только по (тому), что с необыкновенной радостью ощущает себя в привычных местах (Пауст.). 18. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (Грин). 19. Я всегда был за (то), чтобы знать всю правду, как бы горька она ни была. 20. В стороне села небо чуть засветилось, под тучами заиграли бледно-голубые зарницы - не (то) загорелось что-то, не (то) стали опять пускать ракеты.

Правописание частиц

Упражнение 106. Объясните выбор частицы не или ни.

1. Кого ни спрашивали о Николае, все отзывались о нём хорошо. 2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет опрошен завтра. 3. Где я только не бывал! 4. Где я не бывал, так это в Австралии. 5. Где бы я ни бывал, я всегда тосковал о доме. 6. Каких удивительных зверей я не видал в зоопарке! Видел всех, и даже таких, о каких раньше ничего не знал. 7. Куда ни взглянешь, везде вода. 8. Дождь не прекращался ни на минуту. 9. На небе ни звёздочки. 10. Не могу я возразить вам.

Упражнение 107. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Объясните слитное или раздельное написание частицы не.

I. 1. Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, (не)просыхающими дорогами, с (не)пролазной грязью. 2. Разнообразие трав в наших лугах (не)слыханное. 3. (Не)скошенные луга так душисты, что с (не)привычки туманится и тяжелеет голова (Пауст.). 4. На мои вопросы он отвечал (не)брежно, (не)редко останавливая на мне свой (не)доумевающий взгляд. 5. Мы (не)спроста заговорили о поездке: (не)далёк был тот час, когда нам (не)минуемо придётся собираться в это (не)лёгкое путешествие.

II. 1. От (не)погоды уйти не удалось. (Не)настье с дождём и сыростью захватило путников на самом перевале. (Не)достаток продовольствия заставлял их торопиться. 2. Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий (П.). 3. Скромный цветок (не)забудка любит тень и влагу. 4. (Не) счастье случилось (не)ожиданно. 5. Сближению нашему мешало одно (не)доразумение.

III. 1. На дворе (не)истовствовала буря, из-за метели нельзя было выехать в поле. 2. Злая старуха всегда (не)долюбливала соседку, а теперь (не)взлюбила и её молодую (не)вестку. 3. Ещё с вечера мне (не)здоровилось, и я (не)доумевал; что бы это могло быть, откуда это (не)домогание? 4. Если вам (не)по душе моё предложение, (не)нужно себя (не)волить, откажитесь участвовать в этой работе.

IV. 1. (Не)прекращавшаяся метель (не)давала возможности продвигаться вперёд. 2. В (не)освещённой части парка было прохладно. 3. (Не)доставленное письмо возвращено отправителю. 4. Экспедиция шла по (не)исследованным горам Памира.

V. 1. В Уссурийской тайге водится чёрный заяц, до сих пор ещё (не)описанный (Арс.). 2. Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищённое от ветра море кипело и металось во мраке (Кор.). 3. После тёплых дней (не)ожиданно стало опять холодно, и (не)успевшие отцвести лесные цветочки поблёкли. 4. Лес (не)сразу надевает золотой осенний убор. (Не)все деревья желтеют одновременно; ещё (не)тронутые краской осени, весело зеленеют высокие стебли трав. 5. (Не)засеянные, а лишь распаханные поля окружали нас.

Пунктуация

Тире между подлежащим и сказуемым

Упражнение 108. Перепишите предложения, ставя, где нужно, тире и запятые.

1. Чтение вот лучшее ученье. 2. Учиться всегда пригодится. 3. Интеграция это межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями обращенными на потребности региона в целом. 4. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - свидетельство достижения высокой степени взаимозависимости своеобразная «лаборатория» где отрабатываются модели и методика интеграционного процесса. 5. Небо как колокол месяц язык (Ес.). 6. Курить здоровью вредить. 7. Опаздывать дурная привычка. 8. Жизнь прекрасна. 9. Небо без единого облачка. 10. Ты богат я очень беден ты прозаик я поэт ты румян как маков цвет я как смерть и тощ и бледен (П.). 11. Э да это гроза! (Т.) 12. Мой брат виолончелист. 13. Пятью пять двадцать пять. 14. Поэт не просто литератор он еще и артист. 15. Ты одна мне помощь и отрада ты одна мой несказанный свет (Ес.).

Тире в неполном предложении

Упражнение 109. Перепишите, вставляя, где нужно, тире.

1. Предстояло много хлопот, а главное ремонт квартиры. 2. Виктор понес рюкзак, а Маша лыжи. 3. На улицах столпотворение, в окнах домов любопытные лица. 4. Школьникам новые учебники! 5. Писателю необходима смелость в обращении со словами, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (Пауст.). 6. Зимой снега, весной и осенью грязь, в летние дожди тоже грязь (Сол.). 7. Квартира у него большая, светлая. На полу ковры. Над столом красивый абажур. На диване маленькие пестрые подушки (Рыб.). 8. Мир освещается солнцем, а человек знанием (пословица).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Упражнение 110. Укажите однородные члены предложения и расставьте недостающие знаки препинания.

1. Я вышел на опушку и побрел по полю межой (Т.). 2. На полу стояли кадки масла большие крытые корчаги со сметаной корзины с яйцами (Гонч.). 3. Луг был не зеленый а золотой. 4. Вдруг где-то в отдалении раздался протяжный звенящий почти стенящий звук (Т.). 5. Он не играет и не поет но имеет какое-то отношение к музыке и пению (Ч.). 6. Не сотвори себе кумира ни на земле ни в небесах (Плещ.). 7. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись (Кр.). 8. Недолог век у цветка да ярок (Астaф.). 9. Художественное произведение учит не прямым назиданием а своей позицией по отношению к тем или иным явлениям жизни (Зал.). 10. По небу проносились белые круглые облака. 11. Стояли черные жаркие летние дни с росистыми короткими ночами (Л.Т.). 12. Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную обаятельную (Ч.). 13. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну (П.). 14. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно (Гонч.). 15. На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни и горы и моря и озера (Ильин). 16. Профессор мне тут же показал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их (Акс.). 17. Мне хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки или на отдыхе (Пришв.). 18. Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы (Леон.). 19. Было грустно и в весеннем воздухе и на темневшем небе и в вагоне (Ч.). 20. Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек (Ч.). 21....Она (скрипка) пела о солнце и небе о лесе и говорливых ручейках золотистых полях и цветении садов родной деревни (Перм.).

Упражнение 111. Перепишите, ставя недостающие знаки препинания при обобщающих словах и однородных членах предложения.

1. В этом форте все было романтично и полуразрушенные подъемные мосты и казематы и пороховые погреба и старинные пушки (Пауст.). 2. Вся мебель диваны столы и стулья была сделана из светлого дерева блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы (Пауст.). 3. И вы и я мы оба порядочные люди (Т.). 4. Майские сумерки нежная молодая зелень с тенями запах сирени тишина тепло как всё это ново и как необыкновенно, хотя весна повторяется каждый год! (Ч.). 5. Всё это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво и грустно казалось началом чудной сказки (М.Г.). 6. Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры (Гарш.). 7. Для человека из всех разнообразнейших продуктов питания фруктов мяса всевозможных рыб плодов овощей из всего этого молоко является продуктом питания номер один (Сол.).8. Всё кругом зелёная трава на улице шумящая от ветра листва на деревьях солнце над головой выглядело радостным и привлекательным (Мус.). 9. Все богатства природы и минералы и плодородные почвы и леса и энергия воды остались бы мёртвыми если бы их не оживляли своим трудом люди. 10. Еще М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» назвал «средства к приобретению красноречия»: «первое природные дарования второе наука третье подражание авторов четвертое упражнение в сочинении пятое знание других наук», то есть общая культура эрудиция.

М.М. Сперанский указал на важнейшие отличия хорошей речи ясность разнообразие чистота краткость обратив внимание и на композицию: «Все мысли... должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».

Б.Н. Головин в пособии «Основы культуры речи» назвал важнейшие критерии красноречия правильность речи точность логичность чистота выразительность богатство разнообразие речевых средств умеренность соответствие стилевому назначению.

Упражнение 112. В официально-деловом тексте проанализируйте пунктуацию при однородных членах в обобщающих словах; выделите те и другие и укажите особенности расстановки знаков препинания при рубрикации. Обратите внимание на употребление прописных и строчных букв, отметьте возможные варианты оформления рубрик.

I. Материальные факторы производства.

К ним относятся вопросы обеспечения будущего предприятия зданиями и сооружениями, сырьем, материалами, комплектующими узлами и деталями, топливом и энергией, водой. В материальные факторы производства входят:

удельные стоимостные показатели;

качество материальных факторов производства;

бесперебойность снабжения;

основные местные и зарубежные поставщики.

II. Трудовые ресурсы.

Потребности в трудовых ресурсах определяются с разбивкой их по категориям:

рабочие и служащие, местные и иностранные.

III. Сроки осуществления проекта.

Стандартный график включает следующие этапы:

выявление инвестиционных и других факторов реализации проекта;

подготовка предварительного технико-экономического обоснования;

заключительные переговоры и подписание контрактов;

подготовка документации;

строительство.

Упражнение 113. Проанализируйте пунктуацию при однородных членах предложения в данном тексте. Определите его функционально-стилевую принадлежность и жанровые особенности, обусловившие своеобразие знаков препинания при рубрикации. Обратите внимание на выделение курсивом отдельных слов и фрагментов текста. Объясните смену шрифтов.

В школьный курс русского языка включены понятия, отражающие:

а) общее строение языка (русский язык, единицы языка -

звук, слово, предложение), функции и значение единиц языка;

б) парадигматические отношения (например, в фонетике - гласные и согласные, в морфологии - все части речи, все склонения существительных, спряжения глаголов; в синтаксисе - все виды придаточных предложений и т.д.);

в) синтагматические связи (например, в фонетике - чередование ударных и безударных гласных, чередование согласных; в лексике - сочетаемость слов и т.д.).

Основные объекты нашего исследования - школьные учебники - определяются авторами того же пособия как ведущее средство обучения.

Исходя из вышеизложенного, авторы и редакторы такой учебной литературы должны следить за тем, чтобы выбранный способ введения термина был удобным для восприятия.

Попытаемся проанализировать и проиллюстрировать следующие способы введения терминов с определениями:

1. Непосредственное введение, т.е. прямое определение термина.

2. Постепенное подведение к термину, т.е. термин сообщается лишь после развернутого описания понятия или явления (инверсионный вид определения).

3. Ориентирующее введение (термин определяется через основные признаки, форма ведения может быть и прямая, и инверсионная).

4. Симонимизация, т.е. введение термина в синонимический ряд (форма определения обычно прямая).

5. Амалогизация, т.е. использование при введении термина аналогичных, известных читателю примеров.

6. Способ «попутного замечания», т.е. вынос замечаний за скобки или в сноску.

7. Этимологизация термина, т.е. лингвистическое объяснение его происхождения (форма определения прямая).

Очень часто (особенно в учебниках и методических разработках для 5 класса, то есть при изучении вводного курса русского языка) используется способ непосредственного введения. Характерным примером могут служить определения омонимов, синонимов, антонимов (учебный комплекс под ред. Бабайцевой, «Русский язык. Теория. 5-9», раздел «Лексика»). Новый термин непосредственно вводится и лишь затем поясняется примерами:

«Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.

Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например:

1) лук - огородное растение и лук - оружие, спортивный снаряд;

2) ключ - предмет для отпирания и запирания замка;

ключ - родник и ключ - музыкальный символ».

Знаки препинания при обособленных членах предложения

Упражнение 114. Перепишите, ставя нужные знаки препинания и объясняя, какие члены предложения вы обособляете.

1. Большинство поэтов родившихся возле русских рек привязывают свое творчество к ним и пишут о реке своего детства. 2. Русские писатели неустанно трудились над совершенствованием художественной речи создавая прекрасные образцы слога обогащали русский литературный язык расширяя его пределы и показывая разнообразные приемы усиления эмоциональности образности речи они боролись за чистоту и правильность русского языка оберегая его от порчи и засорения ненужными заимствованиями и неумелым словотворчеством. 3. Д.И. Менделеев запомнился ученикам не только как знаменитый химик но и как прекрасный популяризатор научных идей вносивший в свои лекции живую струю непосредственных наблюдений создававший яркие впечатляющие образы. 4. Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти (Акс.). 5. Мы волнуемые надеждам и сомнениями бродили маленькими кучками по коридору (Герц.). 6. Утомлённые хлопотами последних дней убаюкиваемые покачиванием вагона и ритмическим стуком колёс мы очень скоро уснули (Арс.). 7. Сильный красивый и неглупый он был одним из тех людей, которым всегда и во всем сопутствует удача (М.Г.). 8. Охваченный охотничьим волнением я побежал держа ружье наперевес сквозь густой кустарник (Купр.). 9. Только через месяц худой и бледный поднялся он на неустойчивые ноги... (Н.). 10. Увлеченные игрой они не слышали как открылась дверь (Н. Чук.).

Date: 2015-09-17; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию