Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Андерсен Дюфрень





Берлин, 1852

1.е4 е5 2. Cf3 Cc6 3. Eс4 Eс5 4. b4 E:b4 5. с3 Eа5 6.d4 ed 7. 0–0 d3 8. Ib3 If6 9. e5 Ig6 10. Gе1 Cge7 11. Eа3 b5 12.I:b5 Gb8 13. Iа4 Eb6 14. Cbd2 Eb7 15.Ce4 If5 16. E:d3 Ih5 17. Cf6+ gf 18. ef Gg8 19. Gad1 I:f3.

MKKKKKKKKN
I?0?@7@/@J
I$+$#(#@#J
I?,'@?"?@J
I@?@?@?@?J
I1@?@?@?@J
I*?")@?@?J
I!@?@?"!"J
I@?@-.?6?J
PLLLLLLLLO

Кудесник шахматной комбинации А. Андер­сен мог легко выиграть партию, просто нападая на черного ферзя легкими фигурами, но чувство художника взяло верх над соображениями прак­тицизма. В результате партнеры подарили ми­ру красивый финал: 20. G:е7+ C:е7 21.I:d7+ K:d7 22.Ef5++, и теперь два варианта–22... Kс6 23.Ed7X! или, как было сыграно в партии, 22... Kе8 23.Ed7+ Kf8 24.E:e7X!

Читатели запомнят, конечно, этот пример. И завяжут узелок на память: ладьи надо рас­полагать на открытых вертикалях.

В королевском гамбите оба партнера имеют возможность сразу ввязаться в острую полеми­ку: что важней–быстрое и гармоничное раз­витие своих фигур или складирование чужих пешек, которые потенциально могут помешать нашим пешкам пройти в ферзи? Но эндшпиль еще когда будет и в ферзи пешкам не так-то скоро двигаться, а потеря времени может дорого обойтись королю.

Мы уже разбирали несколько партий, нача­тых этим симпатичным дебютом. Казалось бы, все тут ясно: кто быстрее выводит фигуры, тот получает атаку. Но в шахматах из-за правила «от шаха надо защищаться немедленно» быва­ют ситуации, когда элементарные понятия мало помогают, необходимо конкретно оценивать каждую позицию. Возможно, потому-то так труд­но бывает провести в жизнь задуманный план – по дороге встречается слишком много случай­ностей. Впрочем, есть шахматисты, которые счи­тают, что эти «случайности» и есть суть шах­матной игры, а правила годятся только для весьма общих рекомендаций. Не будем спешить с выводами.

Рассмотрим один из вариантов контргамбита Фалькбеера: 1.е4 е5 2.f4 d5 3.ed e4 4.d3 Cf6 5.de C:e4 – по общей оценке позиция черных лучше, их конь в центре. Смотрим дальше: 6.Cf3 Ec5 7.Iе2

MKKKKKKKKN
I/(+47@?0J
I$#$?@#$#J
I?@?@?@?@J
I@?,!@?@?J
I?@?@'"?@J
I@?@?@%@?J
I!"!@1@!"J
I.%*?6)@-J
PLLLLLLLLO

ход чёрных

теперь уж безусловно позиция бе­лых слабее, ферзь перекрыл дорогу слону, ро­кировать им трудно, к тому же черные выиграли битву за важный пункт f2 и сейчас могут даже объявить белому королю шах с этого поля. Рас­суждения наши безупречны, и в любом другом случае они звучали бы столь же логично. Однако надо вспомнить о пешке белых, которая пробралась за экватор. После 7...Ef2+ 8. Kd1 I:d5+ 9.Cfd2 неожиданно вступает в действие связка и в трудной позиции оказывается черный конь. Приходится играть 9...f5, но после 10.Cс3 Id4 11.C:e4 fe 12.c3 Iе3 13.Ih5+ атака белых неотразима.

Наиболее логичным ходом для черных в по­зиции 19 является короткая рокировка, но все ли готовы так сразу жертвовать фигуру? Коня взять надо: 7...0–0 8.I:е4 Gе8 9.Cе5 Cd7 10.Ed3 g6 11.b4 Ed6 12.Eb2 f6. Начинающим шахматистам полезно самим разобрать всевоз­можные вариации после хода 7... 0–0, потому что только так можно прогрессировать в изуче­нии тонкостей игры; а ход этот правильный, разумный, и сила его зависит от вашего умения.

Однажды мне довелось сыграть такую пар­тию (Бронштейн – Таль, Рига, 1968): 7...Ef5 8.Cс3 Iе7 9.Eе3 C:с3 10.E:с5 C:е2 11.E:е7 C:f4 12.Eа3. Пока все по теории, вариант можно най­ти в книге С. Тартаковера «Ультрасовременная шахматная партия»... Таль избрал продолжение 12... Cd7 13.0–0–0 Eе4 14.Cg5 E:d5

MKKKKKKKKN
I/@?@7@?0J
I$#$'@#$#J
I?@?@?@?@J
I@?@+@?&?J
I?@?@?(?@J
I*?@?@?@?J
I!"!@?@!"J
I@?6-@)@-J
PLLLLLLLLO

ход белых

и, вероятно, был удивлен ходом 15.g3–белые предлагают обмен пассивной ладьи на коня и борются за пункт с4 для слона. Бесспорно, ход пешкой не сильнейший, зато дает простор игре.

Чтобы развить способность молниеносно опре­делять степень опасности, угрожающую шах­матному королю, очень полезно уметь откло­няться от стереотипных рекомендаций. Возьмем для примера известный вариант итальянской партии. В позиции после 1.е4 е5 2.Cf3 Cc6 3.Eс4 Eс5 4.с3 Cf6 5.d4 ed 6.cd Eb4+ есть не­сколько обоснованных ходов, и не пожалейте времени на их самостоятельную проверку. Про­должение 7.Kf1 выглядит необычно, но застав­ляет черных проявить повышенное внимание к неприятельскому центру из двух пешек. Ход 7.Ed2 сегодня самый модный, хотя при нем чер­ные легко отбивают атаку после 7...E:d2+ 8.Cb:d2 d5 9.ed C:d5.


Старинная атака 7.Cс3

MKKKKKKKKN
I/@+47@?0J
I$#$#@#$#J
I?@'@?(?@J
I@?@?@?@?J
I?,)"!@?@J
I@?&?@%@?J
I!"?@?"!"J
I.?*16?@-J
PLLLLLLLLO

ход чёрных

является самым логичным продолжением, и не надо опасаться потери пешки: в случае 7...C:е4 8.0–0 белые первыми успевают увести короля из центра, а черным для рокировки надо еще найти ход. Задача белых – отвлекать партнера разнооб­разными угрозами и незаметно создать атаку на застрявшего в центре короля. Если черные сыграют 8...Cf6, то после 9.d5 Ce7 10.Eg5 ро­кировать плохо из-за 11.E:f6 gf–королевский фланг разрушен, белые фигуры легко проникнут в покои короля, слова «шах и мат» неизбежны. В то же время вариант 8... C:с3 9.bc E:c3 10.Ib3 E:a1 11.E:f7+ Kf8 12.Eg5 Ce7 13.G:а1 для чер­ных неудовлетворителен.

Что же черным предпринять? Неужели со­гласиться на 8...E:с3, отдавая слона за коня? Еще один пример того, что в шахматах ходы очень конкретны, в то время как рекомендации всегда расплывчаты. Но если мы вспомним, что черный конь в центре расположен хорошо (к то­му же он пусть временно, но все-таки охраняет короля от угроз по вертикали «е»), то легко сделаем ход 8... E:с3. Тут уж черед белых при­нимать решение: бить слона пешкой или нет? Каждый ход, если это не ход с шахом, неиз­бежно является уступкой – ведь ход переходит к партнеру. В случае 9.bс d5 белому слону при­дется уйти, после чего черные совершат желан­ную рокировку и отобьют атаку. Что же пред­принять? В течение долгих лет шахматные ро­мантики увлекались ходом 9.d5, но оказалось, что после 9...Ef6 10. Gе1 О–О 11.G:е4 Cе7 по­зиция черных защитима.

А быть может, стоит пожертвовать слона и не разрешить черному королю так легко убе­жать из центра? Попробуем испытать свои си­лы в варианте 9.bс d5 10.Eа3 dc

MKKKKKKKKN
I/@+47@?0J
I$#$?@#$#J
I?@'@?@?@J
I@?@?@?@?J
I?@#"'@?@J
I*?"?@%@?J
I!@?@?"!"J
I.?@1@-6?J
PLLLLLLLLO

ход белых

11.Gе1 f5 12. Cd2. Если теперь 12...Id5, то неплохо выглядит 13.Ih5+, а при 12...Eе6 13.C:е4 fe 14.G:е4 в атаку включается ладья. Или пойти по совсем новому пути: 11.Iе2 f5 12.I:с4–по­зиция черных ослаблена, рокировка затруднена, что еще требуется?

Начинающим шахматистам всегда кажется, что они теряют время, изучая игровые свойства каждой фигуры в отдельности. Начальная пози­ция полна фигур, таит в себе так много вариа­ций, стоит ли уделять внимание мелким дета­лям? Такой взгляд на шахматы был бы верным, если бы на каждом ходу можно было переме­щать одновременно две-три фигуры или пешки. Тогда слабая роль одной фигуры не была бы столь огорчительной – ее функции в атаке или защите взяли бы на себя другие фигуры. Но по правилам игры ходить можно только одной фигурой, кроме момента рокировки, когда ход делают сразу две фигуры – король и ладья, и взятия, когда партнер играет как бы и за се­бя–активно, и за партнера–пассивно. Поэто­му как раз для начинающих важно умение ви­деть угрозы только одной фигуры или пешки. Вероятно, несколько примеров на эту тему бу­дут полезны.

1.е4 е5 2.Cf3 Cc6 3.Eс4 Cf6 4.Cg5 d5 5.ed Cа5 6.d3 h6 7.Cf3 e4. Черные опередили сопер­ника в развитии и начали атаковать фигуры белых. Но после 8.de C:c4 9.Id4 Cb6 10.c4 ини­циативу перехватили белые пешки, организовав заслон для ферзя.

1.d4 Cc6 2.d5 Cb4 3.Id4? C:c2+! Здесь бе­лая пешка сама подтолкнула коня на активную позицию, но ошибку совершил ферзь–забыл о пешке с2.

1.d4 Cf6 2.Cd2 e5 3.de Cg4 4.h3? Ce3! 5.fe Ih4+! Прыжок белого коня отнял ходы сразу у короля, ферзя и слона, а ферзевая пешка просто пожадничала. Затем ладейная пешка не поняла хода черных, в котором скрывалась кра­сивая ловушка.







Date: 2015-09-17; view: 360; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию