Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Качества речи и способы их достижения
КАЧЕСТВА РЕЧИ - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. К основным качествам речи профессор Б.Н. Головин относил правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, богатство, выразительность и уместность речи. Правильность речи - качество речи, состоящее в соответствии ее звуковой (орфографической), лексической и грамматической структуры принятым в языке литературным нормам. Правильность является базовым качеством речи, обеспечивающим придание речи других, более сложных качеств, таких как выразительность, богатство, логичность. Правильность речи достигается благодаря знанию норм литературного языка и их внимательному применению при построении речи. Точность речи - коммуникативное качество речи, состоящее в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Точность речи зависит от правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним, учета многозначности и омонимии, правильного сочетания слов. Причины нарушения точности речи: незамечаемая говорящим синтаксическая омонимия, использование длинных однотипных грамматических конструкций, нарушение порядка слов в предложении, загромождение предложения обособленными оборотами и вставными конструкциями, речевая избыточность и недостаточность. Точность речи достигается на основе четких представлений о значениях слов, умения точно употреблять синонимы, разграничивать контексты употребления многозначного слова. Уместность речи - строгое соответствие структуры и стилистических особенностей речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностям автора и адресата. Уместность речи предполагает умение пользоваться стилистическими ресурсами языка в соответствии с обстановкой общения. Выделяют уместность стилевую, контекстуальную, ситуативную и личностно-психологическую. Уместность речи обеспечивается верным пониманием ситуации и знанием стилистических особенностей слов и устойчивых оборотов речи. Богатство речи - набор языковых средств (лексических, грамматических, стилистических), которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный человек. Богатство речи определяется способностью человека выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение разными способами. Богатство речи связано с разнообразием используемых говорящих средств выражения мысли, синонимов, способов построения высказывания, организации текста. Для достижения этого качества необходимо пополнять свой словарный запас путем чтения литературы, периодической печати, обращать внимание на грамматические и стилистические особенности читаемых текстов, вдумываться в оттенки значений слов, замечать штампы, избитые фразы. Выразительность речи - качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства. Условиями выразительности речи являются самостоятельность мышления говорящего и его внутренняя убежденность в значимости высказывания, а также умение выбрать оригинальные способы передачи содержания его мысли. Выразительность речи достигается использованием художественных приемов, речевых фигур и тропов, пословиц, фразеологических оборотов, крылатых фраз. Чистота речи - это отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных). Чистота речи достигается на основе знания человеком стилистической характеристики употребляемых слов, продуманности речи и умения избегать многословия, повторов и слов-сорняков (значит, так сказать, так, собственно говоря, как бы, типа). Логичность речи - это логическая соотнесенность высказываний друг с другом. Логичность достигается благодаря внимательному отношению к целому тексту, связности мыслей и ясному композиционному замыслу текста. Логические ошибки можно устранить при прочтении готового письменного текста, в устной речи необходимо хорошо помнить сказанное и последовательно развивать мысль. Ясность речи - это качество речи, которое состоит в том, что речь требует наименьших усилий при восприятии и понимании, при сложности ее содержания. Ясность речи достигается ее правильностью и точностью в совокупности с вниманием говорящего к осведомленности и речевым навыкам собеседника. Ясность речи связана с желанием говорящего сделать свою речь удобной для восприятия партнером по общению. Ясность очень важна для действенности речи.
Укажите 'лишнюю' фазу, не входящую в реализацию речевого действия.
| 1. Подготовка высказывания
| 2. Структурирование высказывания
| 3. Реакция на высказывание собеседника
| 4. Переход к внешней речи
|
По форме речь делится на:
| 1. Устную речь
| 2. Публичную речь
| 3. Деловую речь
| 4. Письменную речь
| 5. Научную речь
|
Важнейшими отличительными чертами устной речи, а также ее недостатками являются:
| 1. Прерывистость
| 2. Неподготовленность
| 3. Нерасчленённость синтаксических построений
| 4. Все перечисленные ответы верны
|
Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя:
| 1. Для чего необходимо слушать?
| 2. Каковы факторы эффективного слушания?
| 3. Как слушать?
| 4. Все перечисленные ответы верны
|
Укажите два основных вида речи, на которые перед прослушиванием лекции студент должен себя настроить с целью эффективного усвоения звучащей речи:
| 1. Развлекательная речь
| 2. Воодушевляющая речь
| 3. Информационная речь
| 4. Информационная речь с элементами анализа фактов и идей
|
Укажите, как называется умение, которое позволяет слушателю определять цель речи, композицию речи, главную мысль и главные идеи оратора, а также умение определять форму аргументации и резюмирования:
| 1. Умение концентрироваться
| 2. Умение анализировать содержание
| 3. Умение слушать критически
| 4. Умение конспектировать
|
Укажите, как называется умение, которое позволяет слушателю постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого:
| 1. Умение концентрироваться
| 2. Умение анализировать содержание
| 3. Умение слушать критически
| 4. Умение конспектировать
|
Фигуры речи подразделяются на семантические и синтаксические. Укажите семантические фигуры.
| 1. Сравнение, зевгма, каламбур
| 2. Эллипс, апосиопеза, просиопеза, пролепса
| 3. Восходящая и нисходящая градация, антитеза, аксюморон
| 4. Апокойну, повтор, анадиплозис (похват)
|
Как называется синтаксическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту больше выразительности и динамичности?
| 1. Апосиопеза
| 2. Просиопеза
| 3. Эллипс
| 4. Апокойну
| 5. Повтор
| 6. Анадиплозис (подхват)
| 7. Пролепса
|
Как называется синтаксическая фигура, суть которой состоит в том, что умышленно даётся незавершенное высказывание?
| 1. Апосиопеза
| 2. Просиопеза
| 3. Эллипс
| 4. Апокойну
| 5. Повтор
| 6. Анадиплозис (подхват)
| 7. Пролепса
|
Как называется синтаксическая фигура речи, когда происходит одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения?
| 1. Апосиопеза
| 2. Просиопеза
| 3. Эллипс
| 4. Апокойну
| 5. Повтор
| 6. Анадиплозис (подхват)
| 7. Пролепса
|
Как называется синтаксическая фигура, суть которой состоит в том, что умышленно даётся незавершенное высказывание?
| 1. Апосиопеза
| 2. Просиопеза
| 3. Эллипс
| 4. Апокойну
| 5. Повтор
| 6. Анадиплозис (подхват)
| 7. Пролепса
|
Как называется свойство речи, обеспечивающее строгое соответствие структуры и стилистических особенностей речи условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения?
| 1. Правильность речи
| 2. Точность речи
| 3. Уместность речи
| 4. Богатство речи
| 5. Выразительность речи
| 6. Чистота речи
| 7. Логичность речи
| 8. Ясность речи
|
Как называется свойство речи, состоящее в выборе таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разум и чувства?
| 1. Правильность речи
| 2. Точность речи
| 3. Уместность речи
| 4. Богатство речи
| 5. Выразительность речи
| 6. Чистота речи
| 7. Логичность речи
| 8. Ясность речи
|
Как называется свойство речи, которое состоит в том, что речь требует наименьших усилий при восприятии и понимании при сложности её содержания?
| 1. Правильность речи
| 2. Точность речи
| 3. Уместность речи
| 4. Богатство речи
| 5. Выразительность речи
| 6. Чистота речи
| 7. Логичность речи
| 8. Ясность речи
|
Как называется свойство речи, состоящее в соответствии её смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. Это качество зависит от правильности словоупотребления, учёта многозначности и омонимии, правильного сочетания слов?
| 1. Правильность речи
| 2. Точность речи
| 3. Уместность речи
| 4. Богатство речи
| 5. Выразительность речи
| 6. Чистота речи
| 7. Логичность речи
| 8. Ясность речи
|
Date: 2015-09-17; view: 3774; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|