Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Риторика и лингвистическая прагматика





Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагматики оказываются весьма полезными для риторики. Ведь успех ораторского выступления, да и любой другой речи зависит от того, как высказывания соотносятся с ситуацией.
Лингвистическая прагматика исследует структуру речевого акта, что также представляет большой интерес для практики.

  • В структуре речевого акта прагматика выделяет следующие основные компоненты:
    • говорящий;
    • адресат;
    • исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих);
    • цель сообщения;
    • развитие сообщения (внутренняя организация сообщения);
    • контекст и ситуация общения;
    • межличностные отношения участников общения.

Эти компоненты отражаются в самом высказывании, и потому успех речи зависит от умения учитывать их при планировании содержания и формы высказывания.
Не меньшее значение имеет установленное прагматикой деление речевых актов на информативные и неинформативные. Неинформативные речевые акты служат для установления контакта между говорящими и обозначения социальных и личных отношений между ними.
Прагматика занимается также изучением тех средств языка, которые в речи используются для обозначения характера и особенностей речевого акта.

  • В связи с субъектом речи (говорящим) в прагматике исследуются:
    • явные и скрытые цели высказывания;
    • речевые стратегии и типы речевого поведения;
    • правила коммуникативного сотрудничества;
    • косвенные смыслы высказывания (намеки, иносказания);
    • оценка говорящим общего фонда знаний, информированности, характера и интересов собеседника;
    • отношение говорящего к предмету высказывания.
  • В связи с адресатом речи изучаются:
    • правила вывода косвенных и скрытых смыслов высказывания;
    • воздействие высказывания на эмоциональное состояние, взгляды и оценки адресата, а также на его поступки;
    • типы речевого реагирования.
  • В связи с отношениями между участниками рассматриваются:
    • формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, ссора, спор и т.д.);
    • социально-этикетная сторона речи.

Все эти аспекты имеют существенное значение для риторики и культуры речи, так как конкретные рекомендации относительно построения речи зависят от типа речевого акта и других его прагматических характеристик.
Лингвистическая прагматика, изучающая отношение знаков языка к людям, которые ими пользуются, показывает, зачем была сказана данная фраза, что должно последовать далее.

  • В прагматике используется разработанная Дж. Серлем классификация речевых актов, в соответствии с которой выделяются:
    • информативные речевые акты (сообщения);
    • предписывающие речевые акты;
    • речевые акты принятия обязательств;
    • речевые акты, выражающие психологические состояния;
    • декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).

Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации.

  1. Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации:
    • способность адресанта оценить имеющиеся в его распоряжении сведения:
      • с точки зрения их значимости,
      • с точки зрения их релевантности (соответствия ситуации);
    • готовность адресата принять сведения.
  2. Для предписывающих актов существенны такие условия:
    • единство участников общения во взгляде на:
      • социальные роли друг друга,
      • уровень конвенциональности ситуации;
    • способность говорящего представить себе возможности адресата;
    • способность адресата осознать мотивы говорящего.
  3. Для речевых актов принятия обязательств важны:
    • наличие у адресата заинтересованности или потребности в действии говорящего;
    • способность говорящего трезво оценивать свои возможности.
  4. Речевые акты выражения психологических состояний связаны с такими условиями, как:
    • единство участников общения в оценке конвенции (принятых в обществе правил понимания человеческих отношений);
    • единство участников общения в соответствии данной конвенции случаю.
  5. Для деклараций существенны те же условия, что и для актов выражения психологических состояний, а также условие единства собеседников в оценке друг друга в качестве лиц, полномочных осуществить данную конвенцию (Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. М.: Рипол классик, 2002, С. 289-290).

Изучаемые прагматикой условия и средства соотнесения мира вещей с миром слов и в обратном направлении представляют большой интерес для риторики и культуры речи, так как каждый говорящий в общении с людьми заинтересован в максимально точном описании мира вещей словами и верном раскрытии смысла слов собеседника.
В лингвистической прагматике уделяется большое внимание структуре коммуникации, которая изображается с помощью различных схем. Е.В. Клюев (Речевая коммуникация, С. 13) предлагает следующую схему:

В учебнике "Речевая коммуникация" О.Я. Гойхмана и Т.М. Надеиной приводится следующая модель речевой коммуникации (С. 14):







Date: 2015-09-17; view: 575; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию