Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Риторика и лингвистическая прагматика
Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагматики оказываются весьма полезными для риторики. Ведь успех ораторского выступления, да и любой другой речи зависит от того, как высказывания соотносятся с ситуацией. Лингвистическая прагматика исследует структуру речевого акта, что также представляет большой интерес для практики.
- В структуре речевого акта прагматика выделяет следующие основные компоненты:
- говорящий;
- адресат;
- исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих);
- цель сообщения;
- развитие сообщения (внутренняя организация сообщения);
- контекст и ситуация общения;
- межличностные отношения участников общения.
Эти компоненты отражаются в самом высказывании, и потому успех речи зависит от умения учитывать их при планировании содержания и формы высказывания. Не меньшее значение имеет установленное прагматикой деление речевых актов на информативные и неинформативные. Неинформативные речевые акты служат для установления контакта между говорящими и обозначения социальных и личных отношений между ними. Прагматика занимается также изучением тех средств языка, которые в речи используются для обозначения характера и особенностей речевого акта.
- В связи с субъектом речи (говорящим) в прагматике исследуются:
- явные и скрытые цели высказывания;
- речевые стратегии и типы речевого поведения;
- правила коммуникативного сотрудничества;
- косвенные смыслы высказывания (намеки, иносказания);
- оценка говорящим общего фонда знаний, информированности, характера и интересов собеседника;
- отношение говорящего к предмету высказывания.
- В связи с адресатом речи изучаются:
- правила вывода косвенных и скрытых смыслов высказывания;
- воздействие высказывания на эмоциональное состояние, взгляды и оценки адресата, а также на его поступки;
- типы речевого реагирования.
- В связи с отношениями между участниками рассматриваются:
- формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, ссора, спор и т.д.);
- социально-этикетная сторона речи.
Все эти аспекты имеют существенное значение для риторики и культуры речи, так как конкретные рекомендации относительно построения речи зависят от типа речевого акта и других его прагматических характеристик. Лингвистическая прагматика, изучающая отношение знаков языка к людям, которые ими пользуются, показывает, зачем была сказана данная фраза, что должно последовать далее.
- В прагматике используется разработанная Дж. Серлем классификация речевых актов, в соответствии с которой выделяются:
- информативные речевые акты (сообщения);
- предписывающие речевые акты;
- речевые акты принятия обязательств;
- речевые акты, выражающие психологические состояния;
- декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).
Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации.
- Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации:
- способность адресанта оценить имеющиеся в его распоряжении сведения:
- с точки зрения их значимости,
- с точки зрения их релевантности (соответствия ситуации);
- готовность адресата принять сведения.
- Для предписывающих актов существенны такие условия:
- единство участников общения во взгляде на:
- социальные роли друг друга,
- уровень конвенциональности ситуации;
- способность говорящего представить себе возможности адресата;
- способность адресата осознать мотивы говорящего.
- Для речевых актов принятия обязательств важны:
- наличие у адресата заинтересованности или потребности в действии говорящего;
- способность говорящего трезво оценивать свои возможности.
- Речевые акты выражения психологических состояний связаны с такими условиями, как:
- единство участников общения в оценке конвенции (принятых в обществе правил понимания человеческих отношений);
- единство участников общения в соответствии данной конвенции случаю.
- Для деклараций существенны те же условия, что и для актов выражения психологических состояний, а также условие единства собеседников в оценке друг друга в качестве лиц, полномочных осуществить данную конвенцию (Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. М.: Рипол классик, 2002, С. 289-290).
Изучаемые прагматикой условия и средства соотнесения мира вещей с миром слов и в обратном направлении представляют большой интерес для риторики и культуры речи, так как каждый говорящий в общении с людьми заинтересован в максимально точном описании мира вещей словами и верном раскрытии смысла слов собеседника. В лингвистической прагматике уделяется большое внимание структуре коммуникации, которая изображается с помощью различных схем. Е.В. Клюев (Речевая коммуникация, С. 13) предлагает следующую схему:
В учебнике "Речевая коммуникация" О.Я. Гойхмана и Т.М. Надеиной приводится следующая модель речевой коммуникации (С. 14):
Date: 2015-09-17; view: 575; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|