Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический и экологический ущерб 2 page





1.8. Неотложные социально-экономические мероприятия по смягчению последствий катастрофы в 1986 - 1993 гг.
1.8.1. Компенсации пострадавшим (участникам ЛПА и населению)
В ЛПА на ЧАЭС принимали участие рабочие и служащие всех отраслей народного хозяйства.
Учитывая особые условия труда работников, привлекаемых для ЛПА и предотвращению загрязнения окружающей среды, правительствами СССР и УССР было принято в мае - июне 1986 г. ряд решений об установлении повышенной оплаты труда и предоставлению отдельных льгот и компенсаций (постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС "Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий и организаций зоны Чернобыльской атомной электростанции" №-524-156 от 7 мая 1986 г., постановление Совета Министров УССР №-168-5 от 8 мая 1986 г., постановление Совета Ми-нистоов СССР и ВЦСПС "Об условиях оплаты труда и материального обеспечения работников предприятий, организаций и учреждений, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды" и постановление Совета Министров УССР и Укрсовпрофа №-207-7 от 10 июня 1986 г.).
Ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС работали преимущественно вахтовым методом при суммированном учете рабочего времени. Им был установлен рабочий день продолжительностью 6 часов (36-часовая рабочая неделя).
Они обеспечивались трехразовым бесплатным питанием (из расчета 2 руб. 85 коп. в сутки) и бесплатным жильем в вахтовом поселке Зеленый Мыс и других населенных пунктах, в которых были предусмотрены все необходимые бытовые условия. Кроме того, им выплачивались суточные в увеличенном размере (3 руб. 50 коп.).
Средний заработок исчислялся с учетом повышенной заработной платы.
Время работы в зоне ЧАЭС с определенным коэффициентом засчитывалось согласно указанным постановлениям в стаж, дающий право на льготную пенсию.
Пенсионерам, привлекаемым для выполнения работ, связанных с ЛПА и предотвращением загрязнения окружающей среды, пенсии по старости выплачивались в полном размере, независимо от получаемой ими заработной платы.
Для работников, пострадавших при ЛПА, предусматривался ряд мер по улучшению материально-бытовых условий, обеспечению жилой площадью, оказанию медицинской помощи и торгового обслуживания.
В целях улучшения положения с трудоустройством, обеспечением жильем и социально-бытовым обслуживанием эвакуированного населения было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дополнительных мерах по трудоустройству, обеспечению жильем и социально-бытовым обслуживанием населения, эвакуированного из населенных пунктов в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, и возмещению ему материального ущерба" №-1005-285 от 22 августа 1986 г.
Этим постановлением предполагалось завершить в октябре 1986 г. трудоустройство работников предприятий, организаций и учреждений, эвакуированных в связи с аварией на ЧАЭС. При необходимости проводилась переквалификация этих работников. На данный период за ними сохранялся средний заработок по прежнему месту работы.
Были приняты меры по обеспечению в 1986 г. семей указанных работников жилой площадью. При этом было разрешено Советами Министров союзных республик использовать для этих целей жилую площадь в домах независимо от ведомственной принадлежности.
При переходе в связи с эвакуацией с одного предприятия на другое за этими работниками сохранялся непрерывный стаж работы.
Был установлен порядок сохранения 75 % средней заработной платы (взамен суточных) по месту основной работы, предусмотренный пунктом 8 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №-664 от 5 июня 1986 г., работникам, командированным для выполнения работ, связанных со строительством и ремонтом жилых домов и Других объектов для эвакуированного населения, а также работникам, Командированным для обслуживания строителей, работающих на этих объектах
Эвакуированным гражданам была установлена и выплачиваласькомпенсация за утраченное имущество (жилые дома, садовые домики, хозяйственные постройки, сельскохозяйственных животных, плодово-ягодные насаждения и т.п.).
Эвакуированным работникам выплачивалось единовременное пособие и оплачивалась стоимость проезда к новому месту жительства.
Распоряжением Совета Министров УССР №- 530-рс от 10 сентября 1986 г. (на основании распоряжения Совета Министров СССР №- 1767 от 3 сентября 1986 г.) был утвержден перечень населенных пунктов с повышенной радиоактивностью, в которых оплата производилась по повышенным до 25 % тарифным ставкам (должностным окладам).
В июне 1989 г. правительством УССР во исполнение распоряжения Совета Министров СССР №- 912 от 24 мая 1989 г. было принято решение о переселении жителей двух населенных пунктов Полесского р-на Киевской обл. и 12 населенных пунктов Народичского р-на Житомирской обл., подвергшихся повышенному радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС (распоряжение Совета Министров УССР №-224-СЂ от 28 июня 1989 г.).
Жителям этих населенных пунктов предоставлялись льготы и компенсации, аналогичные эвакуированному населению.
Кроме того, семьям, переселяемым в соответствии с этим распоряжением, Укрбанк Сберегательного банка СССР выдавал беспроцентные ссуды на хозяйственное обзаведение в размере до 5 тыс. руб. сроком погашения до 15 лет с момента выдачи ссуды.
С целью осуществления мероприятий, связанных с отселением граждан из некоторых населенных пунктов по медицинским показаниям и с учетом социальных факторов, дальнейшим усилением охраны здоровья и улучшением материального положения населения, проживающего на территории радиоактивного загрязнения в результате аварии на ЧАЭС, было принято постановление Совета Министров УССР и Укрсовпрофа №- 315 от 14 декабря 1989 г. (на основании постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС №- 886 от 20 октября 1989 г.).
Этим постановлением предусматривалось ежегодное выделение на летний период для детей, родителей с детьми и беременных женщин, которые проживают на. территориях радиоактивного загрязнения, не менее 5 % путевок в санаторно-курортные заведения и дома отдыха.
С 1 ноября 1989 г. для граждан, проживающих в населенных пунктах, которые подверглись радиоактивному загрязнению, согласно постановлению Совета Министров СССР №-1006-286 от 22 августа 1986 г. (постановление Совета Министров УССР №-316-12 от 3 сентября 1986 г.) и последующим распоряжениям Совета Министров СССР и соответствующим распоряжениям Совета Министров УССР введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, увеличение отпуска, увеличенную помощь на детей малообеспеченным семьям, выплату пенсии работающим пенсионерам в полном размере, независимо от получаемой ими заработной платы.
Работы, выполняемые в населенных пунктах, которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате аварии на ЧАЭС, внесены в раздел "Б" списка №-2 производств, цехов, профессий, должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Установлены перечни населенных пунктов, в которых введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств и гражданам которых выплачивали в разное время разную денежную помощь. В начальный период она составляла 15 руб. в месяц на человека.
С целью улучшения медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ЛПА на ЧАЭС было принято постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС №-325 от 31 марта 1990 г. (постановление Совета Министров УССР и Укрсовпрофа №-148 от 2 июля 1990 г.).
Данным постановлением предполагалось организовать в 1990 г. дополнительное медицинское обследование всех лиц, принимавших участие в работах по ЛПА на ЧАЭС, и обеспечить в последующие годы постоянное диспансерное наблюдение за состоянием здоровья этих лиц и в необходимых случаях госпитализацию выявленных больных.
В целях обеспечения систематического медицинского обследования этих лиц организован единый государственный учет.
Указанным постановлением установлены льготы лицам (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих воинских частей и военнообязанных запаса, призванных на специальные сборы, принимавшим в 1986 - 1988 гг. участие в работах по ЛПА на ЧАЭС в пределах 30-километровой зоны, а также занятым в тот же период на эксплуатационных и других работах на этой станции независимо от продолжительности выполнения работ. Эти льготы введены в действие с 1 июля 1990 г.
Этим лицам выдавалось удостоверение участника ЛПА на ЧАЭС, являющееся документом, подтверждающим право на установленные льготы, и нагрудный знак.
С 1 апреля 1991 г. отношения, связанные с социальной защитой граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, регулируются Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы" (в редакции Закона Украины от 25 февраля 1991 г.). Затем 19 декабря 1991 г. Верховный Совет Украины принял новую редакцию Закона Украины, а 1 июля 1992 г. были приняты изменения и дополнения к нему.
Действие Закона распространяется на территории Украины, в том числе на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, которые подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона безусловного (обязательного) отселения; зона гарантированного добровольного отселения; зона усиленного радиоэкологического контроля.
В соответствии с этим Законом граждане Украины имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие Чернобыльской катастрофы, льготное медицинское обслуживание, получение компенсаций и льгот за проживание и работу на загрязненной радиоактивными веществами территории в условиях действия неблагоприятных факторов, вызванных этой катастрофой.
Указанным Законом также определены категории граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.
Создание системы надежной защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы - основная цель Закона.
Перечень основных льгот и компенсаций для лиц, отнесенных к категориям I, II, III, IV, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, а также пострадавших детей приведен в разделе IV этого Закона. Так как количество различных видов компенсаций и льгот отдельным категориям пострадавших граждан составляет свыше 40, то для их реализации требуется привлечение значительных финансовых средств.
В 1993 г. 611,3 млрд руб. (6,7 % всех бюджетных средств) было предусмотрено вложить в решение чернобыльских проблем, причем 323,5 млрд (53 % этой суммы) - на выплату компенсаций и предоставление льгот пострадавшим гражданам.
Основные приоритеты в расходовании этих средств - это улучшение состояния здоровья пострадавшего населения: внеочередное медицинское обслуживание, внеочередное бесплатное зубопротезирование, бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей, диспансеризация с привлечением необходимых специалистов, лечение в специализированных стационарах.
Значительные денежные средства направляются на оздоровление и отдых чернобыльцев. При этом лицам, отнесенным к I категории, предоставляется право на внеочередное бесплатное ежегодное получение санаторно-курортных путевок или компенсацию за них (по желанию) средней стоимости путевки в Украине для самостоятельного санаторно-курортного лечения, а лицам, отнесенным к другим категориям пострадавших, - ежегодное бесплатное или льготное обеспечение санаторно-курортными путевками или путевками на отдых. Эти лица могут также по желанию получать полную или частичную компенсацию (в зависимости от категории) средней стоимости путевки в Украине для самостоятельного санаторно-курортного лечения или отдыха,
Граждане всех категорий обеспечиваются путевками: работающие - по месту основной работы (службы, учебы) администрациями предприятий, учреждений и организаций, неработающие - по месту жительства государственными администрациями. Путевки предоставляются в течение года.
Полная или частичная компенсация средней стоимости путевки для самостоятельного санаторно-курортного лечения или отдыха оплачивается: работающим - по месту работы при предоставлении основного отпуска или в других случаях до конца года; неработающим - государственными администрациями по месту жительства в течение года в части, установленной Законом Украины от максимального размера средней стоимости путевки, определенной распоряжением Кабинета министров Украины №-444-р от 7 июля 1992 г. и последующими распоряжениями правительства.
Обеспечение продуктами питания - одна из приоритетных задач, касающаяся здоровья всех чернобыльцев. Поэтому в приложении №-4 к постановлению Кабинета министров Украины №-258 от 21 мая 1992 г. приведены физиологические (медицинские) нормы обеспечения продуктами питания граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы. В этот рацион питания для населения, которое проживает на загрязненных территориях, максимально включены продукты, имеющие радиопротекторные свойства (тыква, морковь, продукты с пектиновыми добавками, джемы, повидло, мармелад, пюре и соки:
вишневый, тыквенный, гранатовый, абрикосовый, морковный). В приложении №-5 к этому же постановлению Кабинета министров Украины рекомендован такой дополнительный набор продуктов питания, сверх физиологических норм, для лиц, отнесенных к 1 категории (на месяц): 1кг гречневой крупы, 2кг цитрусовых, 1кг пчелиного меда, 2 кг говядины, 2 кг колбасных изделий, 0,5 кг сельди, 1 банка сгущенного молока, 0,5 кг твердого сыра, 1,5 кг сливочного масла, 60 г натурального кофе, 1 банка лососевой икры, 2 банки печени трески, банка шпрот или сардин, банка консервированных крабов, две банки мясных консервов, 100 г какао и 60 г чая.
Приложение №-6 к указанному выше документу предлагает дополнительный набор продуктов питания, сверх физиологических норм, для беременных женщин и кормящих матерей (на месяц): 360 г крупы, макаронных изделий или бобовых, 4,2 л соков, 130 г растительного масла, 8шт. яиц, 2,15 л молока и кисломолочных продуктов, 420 г сметаны и сливок, 2,35 кг творога.
Необходимо отметить, что чернобыльским законодательством предусмотрено для лиц I категории компенсацию в размере 50 % стоимости продуктов питания по медицинским нормам, а для лиц II категории компенсацию в размере 25 % стоимости продуктов питания по физиологическим нормам.
Дети, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы, получили удостоверение серии "Д". Льготы и компенсации зависят от зоны, в которой они проживают. Средства расходуются на полное государственное обеспечение детей до достижения ими школьного возраста (7 лет), бесплатное воспитание их в дошкольных учреждениях, ежемесячное денежное пособие, и бесплатное питание учащихся.
Значительные льготы и компенсации предоставляются лицам, которые стали жертвами других ядерных аварий. Согласно постановлению Кабинета министров Украины эти лица приравнены к соответствующим категориям, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.
Льготы и компенсации лицам, занятым на эксплуатации ЧАЭС и на работах в зоне отчуждения, с 1 января 1991 г. по настоящее время устанавливаются Кабинетом министров Украины в соответствии со статусом объектов, на которых производятся работы. В каждом конкретном случае установлен порядок выплаты компенсаций.
Расходы, связанные с выплатой льгот и компенсаций, производятся предприятиями, учреждениями за счет собственных средств с последующим их возмещением за счет средств Фонда по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения.
1.8.2. Обеспечение чистыми продуктами питания
Одна из основных проблем, связанных с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, заключается в необходимости разработки мер по обеспечению пострадавшего населения чистой продовольственной продукцией. Производителями такой продукции являются отрасли агропромышленного комплекса и прежде всего сельское хозяйство и пищевая промышленность, осуществляющая промышленное производство продуктов питания. От уровня их развития в значительной мере зависит степень обеспечения населения пищевой продукцией.
В зоне радиоактивного загрязнения (территория - 74 административных района, 11 областей-регионов - общей площадью 4,6 млн га) функционирует свыше 70 предприятий пищевой промышленности, в том числе 26 сахарных заводов и молокоперерабатывающих. Пищевыми предприятиями зоны в 1992г. было произведено товарной продукции этой отрасли региона и 6 % от общего объема по Украине. Специализированными отраслями пищевой промышленности региона являются молочная, сахарная, мукомольно-крупяная, т.е. отрасли с высоким удельным расходом сырья на единицу продукции. За период с 1985 по 1992 г. объем продукции пищевой промышленности региона возрос на 13 % при аналогичном показателе в среднем по Украине 8 %. За этот период производство плодоовощной продукции возросло на 21 %, цельномолочной - на 17, масла животного - на 16, сахара - на 6,5, мяса - на 2,5 %. Реализация в предыдущие годы на радиационно загрязненных территориях системы специальных агромелиоративных мероприятий, активизация деятельности перерабатывающих предприятий обеспечили непрерывный процесс рентабельного производства продуктов питания, хотя и не всегда пригодных по нормам для прямого продовольственного использования или дальнейшей технологической переработки.
Продукция, выпускаемая предприятиями пищевой промышленности, работающими частично на привозном экологически чистом сырье, большей частью потребляется местным населением, остальная вывозится за пределы областей зоны влияния аварии на ЧАЭС. Однако анализ показал, что существующие производственные мощности предприятий пищевой промышленности, расположенные в этих областях, явно недостаточны, особенно по выработке мясопродуктов. С целью обеспечения нормальной жизнедеятельности населения областей зоны влияния аварии на ЧАЭС были приняты меры по улучшению их обеспечения экологически чистой продукцией, которая централизовано поступала с других районов республики. Так, например, только в I квартале 1991 г. в Винницкую, Житомирскую, Киевскую, Ривненскую и Черниговскую области для реализации пострадавшему населению было направлено чистых продуктов питания: мяса и мясопродуктов - 12 тыс. т, молока и молокопродуктов - 80, сахара - 6,7, растительного масла - 1,3, овощей - 1,6, фруктов - 0,4 тыс. т.
Расчет потребностей проживающего на загрязненной территории населения показал, что с учетом рекомендуемых норм потребления ежегодно необходимо 173 тыс. т мяса и мясопродуктов, 890 молока и молокопродуктов, 34 растительного масла, 35 рыбы и рыбопродуктов, 375 овощей и бахчевых, 208 - фруктов и ягод и 265 тыс. т хлеба и хлебопродуктов. Такое количество продуктов питания в районах, подвергшихся загрязнению, промышленные предприятия, расположенные на территории этих районов, выработать не могут. Поэтому необходим поиск наиболее приемлемых решений для получения необходимого количества продуктов питания в этих районах за счет как местных ресурсов, так и поступлений извне.
Продукция предприятий, которой удовлетворяются потребности населения радиоактивно загрязненных районов, и особенно продукция предприятий, которые здесь функционируют, не всегда соответствует экологическим требованиям. Недостаточная обеспеченность спецлабораторий средствами контроля и химическими реактивами затрудняет повсеместное и быстрое определение вида и степени загрязнения сырья и готовой продукции. На предприятиях пищевой промышленности, расположенных на загрязненной территории, организовано 195 радиологических лабораторий и постов, осуществляющих контроль сырья и готовой продукции; укомплектовано 3 передвижные радиологические лаборатории, которые обеспечены 700 приборами радиационного контроля. Однако этого количества для успешной и результативной работы недостаточно, что обуславливает необходимость его увеличения с учетом потребностей к 1995 г. в 1,5 раза.
Целесообразность контроля за загрязненным сырьем и готовой продукцией не вызывает сомнения, хотя он только фиксирует сложившееся положение на определенный отрезок времени. Снижение же уровня загрязнения как сырья, так и продуктов питания, получение чистой продукции сопряжено с разработкой и внедрением системы разноплановых мер, в том числе совершенствования технологий производства.
Перерабатывающие пищевые производства располагают потенциальными возможностями снижения содержания радионуклидов в сельскохозяйственном сырье. Так, консервирование овощей ведет к удалению радиоактивного стронция из сырьевых продуктов за счет мытья, чистки (из моркови - 19 %, томатов - 21 %, бобов - 62 %). В процессе переработки молока в масло переходит лишь около 1 % -90Sr, 1,5 %137Сs. Это дает возможность не исключать масло (особенно топленое) из числа продуктов, потребляемых населением. Уровень радиоактивности такого молочного продукта, как сливки, зависит от его жирности - в 1 л 20-процентных сливок содержится в 1,5 раза больше90Sr, чем в 1 л 40-процентных. Удельная активность сливок в 2 - 3 раза ниже удельной активности молока. Процесс тушения такого продукта, как мясо, снижает содержание 137Cs на 45 %. Кроме того, эффективным методом уменьшения его загрязненности считают мокрый посол. Вымоченное предварительно в пресной воде, затем выдержанное 3 месяца в 25-процентном рассоле, мясо после последующей варки теряет около 90 % 137Cs, хотя одновременно снижается его пищевая активность. Это особенно актуально потому, что в отдельные годы производство загрязненной говядины и свинины составляло: в Житомирской обл. соответственно 27 и 43 %, Киевской 11 и 14 %.
Важным условием сохранения пищевой продукции является сокращение до минимума сроков ее реализации или переработки. Дополнительная обработка (вымачивание, вываривание, механическая очистка и пр.) - ключ к снижению в ее составе радиоактивных веществ. Поэтому целесообразно и экономически оправдано создание цехов по первичной переработке продуктов растениеводства и животноводства вблизи мест их получения. В загрязненных районах большая часть продукции должна пройти такую обработку.
В условиях повышенной дозовой нагрузки важна роль продуктов питания с добавками радиозащитного действия, к которым относятся следующие основные группы радиозащитных веществ: антиоксиденты, сорбенты, иммуномодуляторы. На предприятиях пищевой промышленности Украины используют 12 наименований радиозащитных добавок, а к 1995 г. их количество предполагается увеличить вдвое и значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции с их применением.
Учитывая потребность организма пострадавшего населения в пектиновых веществах и пищевых волокнах, целесообразно увеличить Производство пищевых продуктов, которые их содержат: фруктовой пасты, зефира на пектине, фруктовоягодного мармелада, вафлей с фруктовыми начинками и других, а также тех, которые содержат клетчатку и соединительную ткань: специальных сортов хлеба, круп и пр.
Незаменимы также витамины, особенно Е, С, В, В2, В6, А, Р, аминокислота метионин и другие, что требует увеличения их производства. Уже созданы экспериментальные пектиновые производства на Гай-синском спиртовом заводе и Летическом заводе продтоваров. Планируется расширение производства пектинопродуктов на Яреськовском сахарном заводе, Хорольском консервном заводе, Кодымском заводе продтоваров. Задача состоит в том, чтобы определить общую потребность в пектине и пектинопродуктах, в том числе необходимые их объемы для пострадавшего населения, согласовать их с наличием сырьевых ресурсов, производственных мощностей, материально-техническим обеспечением. Как свидетельствуют расчеты, экономически целесообразно дальнейшее расширение производства на Украине продуктов питания со специальными добавками, количество которых к 1995 г. нужно увеличить: колбасных изделий - до 550 т, хлебных изделий - до 19 тыс. т, мармелада - до 5,5 тыс. т, зефира и пастилы - до 1,1 тыс. т. В связи с трудностью получения экологически чистой продукции назрела необходимость в профилактическом применении де-токсирующих веществ, способных в короткое время вывести из организма радиоактивные вещества, тяжелые металлы, патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности. Обеспечение нормальной жизнедеятельности населения, проживающего на загрязненных территориях, необходимость получения доброкачественного продовольствия, снижение дозовых нагрузок на людей путем дальнейшего уменьшения радиоактивного загрязнения продукции требуют осуществления комплекса неотложных мер разно-планового характера. Решение этих задач сопряжено с необходимостью прекращения продолжающейся практики строительства во 2-й зоне перерабатывающих предприятий; установлением жесткого контроля за качеством поступающего на промышленную переработку сырья с использованием всех известных методов и приемов, способствующих снижению в нем радионуклидов; передислокацией части промышленных предприятий со 2-й зоны и других районов, оборудование которых не отвечает стандартам и уровню чистоты; перепрофилированием пищевых предприятий при оценке возможного их дальнейшего функционирования на выпуск чистой продукции; разработкой новых технологий, снижающих содержание радионуклидов в готовой продукции; рационализацией сырьевых зон, обеспечивающих перерабатывающие предприятия сырьем, исключив из их состава хозяйства, находящиеся на территориях, где степень загрязнения превышает ВДУ; завозом чистой продукции для населения пострадавших районов за счет централизованных поставок.
1.8.3. Система оздоровления населения, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы
На территориях, загрязненных радионуклидами, наблюдается повышение уровня заболеваемости. По данным Минздрава Украины, у ликвидаторов, а также лиц, проживающих на этих территориях, значительно ухудшилось здоровье. Если в 1988 г. среди ликвидаторов здоровыми считали 74,0 %, то в 1991 г. - 33,8, среди эвакуированных - соответственно 51,5 и 28,8 %, среди населения, проживающего на радиационно загрязненной территории, - 35,4 и 31,7 %. Все чаще участники ЛПА обращаются к врачам с жалобами на состояние здоровья (данные в %): головная боль - 82, нарушение сна - 63,8, понижение работоспособности - 53,4, ухудшение памяти - 71,0, общая слабость - 95,6. Наблюдается также увеличение числа больных с хроническими заболеваниями различных органов и систем. Как отмечают специалисты, у ликвидаторов основу симптокомплекса патологических изменений составляют функциональные нарушения центральной нервной системы, понижение иммунного статуса и тканевого периферического кровотока, незначительные гематологические и биохимические сдвиги, которые свидетельствуют об угнетении антиокислительной системы организма.
Ежегодно проводимая диспансеризация жителей Полесского р-на, например, свидетельствует, что здоровыми оказываются всего лишь 15,8 % от общего числа осмотренных (1992 г.).
Негативные тенденции в здоровье особенно характерны для детского населения, среди которого наиболее увеличилась (многократно) распространенность заболеваний кроветворных органов, эндокринной системы. В 1,5-2 раза, по сравнению со среднереспубликанским, повысились показатели заболеваемости и распространенности врожденных аномалий детей, свойственных детскому населению, проживающему на загрязненных территориях; в 2 - 4 раза по сравнению со среднереспубликанским показателями выросла частота патологий при беременности и родах, связанных с изменениями кроветворной системы.
Одним из серьезных последствий Чернобыльской катастрофы является то, что она вызвала и продолжает вызывать широкомасштабные нарушения процессов жизнедеятельности больших контингентов населения. 73 % опрошенного населения считают нынешнюю ситуацию опасной для здоровья, 14,4 % испытывают чувство тревоги. В Житомирской обл., где радиоактивным загрязнением охвачена значительная территория (загрязнению подверглись 722 населенных пункта 9 административных районов), на фоне снижения смертности от ряда причин происходит значительное повышение смертности мужчин и женщин от новообразований и эндокринной системы. Установлено достоверно значимое повышение смертности от новообразований в младших (0-1 год) и старших (70 - 74 года) возрастных группах. В Киевской обл. (загрязнено 535 населенных пунктов 17 административных районов) при снижении общего уровня смертности отмечается рост СТО от новообразований.
Все это подтверждает необходимость разработки и совершенствования системы оздоровления населения, подвергшегося воздействию катастрофы на ЧАЭС. Она должна, по-видимому, включать: медицинское обслуживание; медицинскую и психологическую реабилитацию; рекреационное обслуживание населения.
Для создания надежной системы оздоровления населения необходима соответствующая материально-техническая база. Отсутствие такой ведет к тому, что нередки случаи, когда при диспансеризации лиц, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, ограничиваются констатацией фактов выявления заболеваний. Не всех выявленных "больных ставят на диспансерное наблюдение и не всем проводится профилактическое лечение, не говоря уже об оздоровлении. Многие медицинские учреждения зоны влияния аварии на ЧАЭС работают в недоукомплектованном режиме. Так, медицинские учреждения Полесского р-на в 1993 г. были укомплектованы врачами всего лишь на45,6 %. Более выражен этот процесс в поликлинических учреждениях, начиная с первых уровней оказания медицинской помощи. В 1991 г., к примеру, почти в 60 фельдшерско-акушерских пунктах (ФАЛ) исследуемой зоны отсутствовали медицинские работники (табл.1.1.22).
Таблица 1.1.22
Обеспеченность населения зоны влияния аварии на ЧАЭС основными показателями здравоохранения *

Показатель 1986 г. 1990 г. 1992 г. 1992 г. к 1986г.
Украина зона влияния аварии на ЧАЭС Украина. зона влияния аварии на ЧАЭС Украина зона влияния аварии на ЧАЭС Украина зона влияния аварии на ЧАЭС
Врачей на 10 тыс. человек населения 41,9 34,8 44,0 36,6 43,8 37,1 104,5 106,6
Коек на 10 тыс. человек 132,4 132,4 135,5 135,8 132,6 132,4 100,2 100,0
Медицинских учреждений на 100 населенных пунктов 34,8 29,8 36,5 31,4 36,6 33,3 105,2 111,7
в том числе больничных 12,7 11,1 12,8 11,1 13,0 12,2 102,4 109,9
АПУ (включая ФАЛ) 22,1 18,7 23,7 20,3 23,6 21,1 106,8 112,8
Мощность АПУ, тыс. посещений в смену на 10 тыс. жителей 148,2 129,7 173,1 156,7 180,5 165,6 121,8 127,7

* Рассчитано на основе данных: Народне господарство Украiни в 1993. - С. 216 - 220.

Date: 2015-09-17; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию