Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Степень научной разработанности проблемы





В общественных науках сложилась устойчивая традиция исследования этнополитических процессов. Не менее важным для нашего исследования представляется анализ трудов, посвященных роли и функциям государства в управлении общественными процессами, межэтническими отношениями.

В качестве отдельной группы выделяются концепции, исследующие проблемы устройства современных государств, роли и функций государственных и общественных институтов в лице гражданского общества. К ним, в частности, относятся работы М. Дюверже, П. Данливи, Р. Даля.

В работах ряда западных ученых обосновывается идея о том, что политическая институционализация в полиэтнических государствах в широком смысле слова представляет собой процесс формирования в обществе устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих политическую сферу человеческой жизнедеятельности и организующих ее в систему ролей и статусов, образующих политическую систему. В частности, об этом свидетельствуют исследования форм политического участия и представительства народов в избирательных системах в трудах А.Арона, В.Банса, А.Валенсуэлы, А.Лейпхарта, Х.Линца, С.М.Липсета и др.

Идея самоопределения народов обоснована представителями классической философской и политической науки, такими как Ж. Боден, Г. Гроций, Де Ваттель, Гоббс, Д. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Токвиль, Л.Гумплович, Г. Еллинек и др. Ряд трудов Г. Тарда, В. Парето, Дж. Комароффа. Их труды посвящены национально-культурному самоопределению в рамках этнологических концепций и взаимосвязи с политическими процессами. Некоторые аспекты национально-культурного самоопределения рассматриваются также Дж. Л. Коэном, Э. Арато в соотношении с принципами гражданского общества.

Важное значение для исследования данной темы имеют труды основоположника пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева, а также работы таких ученых как Ю.В. Бромлей, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, В.А. Тишков, М.Н. Губогло и др.

Представляет интерес работы, исследующие роль глобализации в актуализации этничности, а также влияние геополитического фактора на межэтнические отношения. Это труды О.В. Белькова, А.А. Празаускаса, С.Е. Рыбакова, М.О. Мнацаканяна, А.А. Санглибаева, М.Ю. Мартыновой, С.В. Михайлова, И.И. Лукашука, В.В. Черноус и др.

Осмыслению влияния процессов глобализации на межэтнические отношения способствуют также работы Г.И. Марченко, У. Альтерматта, Э. Геллнера, Д. Горовица и других.

Структурообразующие признаки нации, свойства национального сознания, влияющего на политический выбор и политический процесс, национализм как идеология и психология представлены в работах зарубежных ученых-обществоведов Л. Актона, Э.Д. Смита, Ю. Хабермаса, К. Дойча и др.

Теоретическую основу исследований составляют концепции конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, Л. Крисберга, Д. Бертона, С. Хантингтона. Среди теорий общеконфликтологического характера особое место занимают концепции этнической конфликтности, разработанные такими исследователями, как Д. Ротшильд, Т. Гурр, Ф. Барт, Р. Петрелла, В. Хесли, М. Маршалл, М. Гектер. Смежное направление представляют работы авторов, исследующих проблемы этничности, возникновения наций и национализма - Б. Андерсона, Э. Хобсбаума, М. Гроха.

Инновационными, но не лишенными дискуссионности, являются некоторые работы российских ученых. В диссертации используются отдельные идеи, позволяющие полнее раскрыть исследуемую проблематику. В частности, труды М. Мусаева (эволюция идей и политической практики национализма в современной Европе); М.А. Гулиева (политическая толерантность и безопасность в урегулировании этнического конфликта модернизируемого общества); Э.А. Паина (концепция нелинейного развития в форме «этнополитического маятника»); Ю.П. Бойко (теоретические и практические проблемы национально-государственного строительства в современной России).

Особое место в исследовании темы занимают взгляды таких мыслителей как Аль-Фараби, Абай, Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, Шакирим Кудайбердыулы. Большой интерес представляют работы лидеров движения Алаш – А.Байтурсынова, А.Букейханова, М.Тынышпаева, М.Шокая и др.

Значительный вклад в рассмотрение и развитие различных сторон государственной национальной политики Республики Казахстан, политической модернизации в контексте трансформации политической системы внесли отечественные исследователи Б.Ж. Абдраимов, М.С. Ашимбаев, М.М. Ауэзов, Л.А. Байдельдинов, А.Х. Бижанов, Л.Я. Гуревич, Ж.Х. Джунусова, С.А. Дьяченко, Г.Е. Есим, Е.К. Ертысбаев, Л.Ю. Зайниева, С.З. Зиманов, Р.К. Кадыржанов, С.З. Канаев, Е.Т. Карин, М.Б. Касымбеков, В.А. Ким, А.К. Котов, М.С. Машан, А.Н. Нысанбаев, И.И. Рогов, Н.В. Романова, Г.С. Сапаргалиев, С.Т. Сейдуманов, К.С. Султанов, М.М. Тажин, М.Е. Шайхутдинов, З.К. Шаукенова и другие.


В работах Абишева А.Е ., Абдыгалиева Б.Б., Арына Р.С., Жексембековой В.А., Калетаева Д.А., Калиевой М.Ш., Турабековой Б.Б. в той или иной степени рассматриваются проблемы, связанные с политикой межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан.

Все вышеназванные работы составили теоретическую основу исследования.

Вместе с тем, анализ показывает, что основные концепты этнонациональной политики, ее формирование, эволюция и модернизация, а также составляющие казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия рассматриваются косвенно. Это актуализирует необходимость научного осмысления проблем межэтнической толерантности и общественного согласия, механизмов взаимодействия государственных структур и институтов гражданского общества, в частности Ассамблеи народа Казахстана и этнокультурных сообществ.

Объектом исследования является политика межэтнической толерантности и общественного согласия полиэтничного общества в контексте этнонациональной политики в Республике Казахстан.

Предмет исследования состоит в определении закономерностей формирования политики межэтнической толерантности и общественного согласия, совокупности факторов, оказывающих на нее воздействие, а также ее базовых основ и стратегических направлений этнонациональной политики.

Цель диссертационного исследования заключается в политологическом анализе формирования политики межэтнической толерантности и общественного согласия как основы национально-государственного строительства полиэтничного общества, определении концептуального формата и содержания казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия в системе этнонациональной политики.

Хронологические рамки исследования: период с 1995 по 2010 гг., в некоторых разделах делается исторический экскурс в более ранний период.

Для реализации поставленной цели автором были определены следующие задачи диссертационного исследования:

- осуществить анализ теоретико-методологических концепций этнонациональной политики и межэтнических отношений в мировой и отечественной практике;

- выделить ключевые аспекты глобализационных процессов и геополитических трансформаций, влияющих на межэтнические отношения;

- провести научный анализ основополагающих категорий этнонациональной политики: этнос, нация, народ, толерантность, общественное согласие, национальное единство; уточнить рамки и содержание категориального аппарата;

- проанализировать зарубежный опыт политий национального строительства, определить возможный формат его трансляции и влияния на политические процессы в Казахстане и наоборот;

- раскрыть природу взаимоотношений субъектов политики межэтнической толерантности и общественного согласия, их особенностей в процессе интеграции этносов и формирования единого народа Казахстана;

- определить особенности эволюции форм межэтнической толерантности и общественного согласия в процессе модернизации этнонациональной политики Республики Казахстан;


- раскрыть сущность Ассамблеи народа Казахстана в системе государственного управления и общественно-политической модернизации;

- оценить степень разработанности законодательства Республики Казахстан в сфере этнонациональной политики, показать основные этапы совершенствования и соответствия его международным стандартам;

- раскрыть степень влияния политики межэтнической толерантности и общественного согласия, политических инициатив Казахстана на внешнеполитическую деятельность;

- выработать прогнозные сценарии и стратегические перспективы модернизации этнонациональной политики РК в контексте укрепления межэтнической толерантности и сохранения общественного согласия;

- раскрыть политическую значимость казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия, Доктрины национального единства Казахстана в процессах дальнейшей модернизации этнонациональной политики и общественно-политической институализации общества.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что впервые в отечественной политической науке осуществлено комплексное системное исследование политики межэтнической толерантности и общественного согласия в контексте этнонациональной политики государства.

В процессе исследования получены следующие новые научные результаты:

1. Осуществлен политологический анализ межэтнических отношений в Казахстане в контексте модернизации этнонациональной политики.

2. Определены параметры влияния глобализационных процессов и геополитических трансформаций на состояние миропорядка и развитие межэтнических отношений.

3. Впервые определена теоретико-методологическая сущность политики межэтнической толерантности и общественного согласия как важной составляющей этнонациональной политики.

4. На основе обширного эмпирического материала, подробного анализа научной литературы разработана методология этнонациональной политики, а также представлена развернутая типология политики межэтнической толерантности и общественного согласия,

5. Определены основные субъекты этнонациональной политики, дана их характеристика, а также изложена трактовка конституционного концепта «Мы – народ Казахстана» в системе межэтнических отношений.

6. Обоснована разработка патриотической формулы «Менің Елім», способствующей национальному единству и общественному согласию.

7. Раскрыты основополагающие принципы государственной национальной политики Республики Казахстан с учетом особенностей развития государства.

8. Дана авторская трактовка базовых категорий Доктрины национального единства Казахстана, стратегических направлений дальнейшей эффективной ее реализации.

9. Представлена авторская разработка казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия с учетом апробации ее в институте Верховного Комиссара по делам национальных меньшинств, а также презентации в некоторых странах ОБСЕ.


10. Обоснована императивная и консолидирующая роль казахского языка, а также его функции в формировании национально-государственной идентичности.

11. Раскрыты механизмы межэтнической толерантности и общественного согласия, реализуемые посредством Ассамблеи народа Казахстана как института гармонизации межэтнических отношений.

12. Разработаны практические прогнозные сценарии и стратегические перспективы, а также рекомендации дальнейшего развития политики межэтнической толерантности и общественного согласия в контексте модернизации этнонациональной политики Республики Казахстан.

Теоретико-методологической основой диссертации являются труды Первого Президента Республики Казахстан, основателя казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия Н.А. Назарбаева. Они позволяют проследить генезис этнонациональной политики и пути решения актуальных вопросов трансформации межэтнических отношений. В качестве методологической основы использовались также Послания Президента страны народу Казахстана и выступления Главы государства на сессиях Ассамблеи народа Казахстана.

Методологической основой также служили официальные документы: Конституция Республики Казахстан, указы Президента РК, законы, постановления Правительства РК, государственные программы, международные акты, ратифицированные Казахстаном в сфере межэтнических отношений и национальных меньшинств, а также опубликованные проекты международных деклараций, касающиеся межэтнических отношений, моделей и концепций этнонациональной политики.

Теоретический анализ и осмысление объекта и предмета исследования осуществлялось в соответствии с правилами методологии и логики научного познания политических систем и процессов. Системный подход и геополитический анализ обусловили комплексное видение исследуемой проблематики, выявили социально-политическую детерминацию, тенденции и закономерности межэтнических отношений, процессов и институтов в Казахстане, а также в мировой практике.

Поставленная цель исследования определили применение в качестве методологии как общенаучных подходов: системного и интерпретационного анализа, теоретического моделирования и научной классификации на базе принципов объективности, диалектики и социального детерминизма, так и специально-научных методов анализа политических процессов (сравнительный метод, факторный и ивент-анализ, анализ документов и данных социологических исследований).

Эмпирическую базу исследования составили несколько видов источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста. Это статистические данные, результаты социологических опросов, проведенных специализированными и независимыми структурами, в том числе при непосредственном участии автора.

Научная литература и результаты прикладных исследований этнонациональной политики различных отраслей социально-гуманитарного знания, материалы международных научно-практических и научно-теоретических конференций, публикации, касающиеся трансформации политических процессов и модернизации политических систем.

Материалы периодической печати по проблемам межнациональных отношений и этнонациональной политики за период с 1995 до 2010 гг.

Богатый исследовательский материал составили результаты социологических исследований по проблемам межэтнических отношений Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, обобщения социологических опросов, проведенные членами Научно-экспертного совета при Ассамблее народа Казахстана (Абуов А.П., Калмыков С.К., Кошим Д.М., Ракишева Б.И., Телебаев Г.Т., Шаукенова З.К. и др.).

Статистические данные включают в себя материалы переписей населения, отчеты по человеческому развитию ПРООН, аналитические отчеты различных государственных структур и неправительственного сектора, что позволило сопоставить различные взгляды на проблематику, а также проследить динамику общественно-политических процессов в Казахстане.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Многообразие межэтнических процессов, происходящих в мировой практике, доказывает, что национальный вопрос стал, по сути, краеугольным камнем политической и социальной мобилизации. Развитие современной национальной государственности происходит в условиях двух диалектических и противоречивых тенденций. С одной стороны, рост глобализации, взаимозависимости и целостности человечества, с другой - усиление этнического самосознания и стремление сохранить культурную самобытность.

2. Обосновывается, что постоянно интегрирующийся миропорядок, глобализационные процессы и геополитические интересы в отношении Казахстана в определенной степени влияют на содержание, масштабы, характер и детерминанты межэтнических отношений, формирование основных концептов политики межэтнической толерантности и общественного согласия и в целом предопределяют закономерные и адекватные вызовам и рискам изменения, выработку новых механизмов и приоритетов этнонациональной политики.

3. Проведенный анализ научных достижений мировой методологии этнонациональной политики позволяет выделить ее основные составляющие: это теория этносов, наций-государств и межэтнических отношений в конкретных условиях своего развития; определение принципов, правил, права в сфере межэтнических отношений, и, наконец, достижение эффективности, надежности, стабильности развития данной сферы общества.

Этнонациональная (национальная) политика Республики Казахстан базируется на важных конституционных основах – роли государства и гражданского общества, для которых конечной целью и объединяющим началом служат укрепление национального единства, сохранение общественного согласия и формирование межэтнической толерантности.

4. Политическое устройство, динамика межэтнических отношений, а также процессы демократизации и политической модернизации в стране обусловили построение казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия, по праву называющейся моделью Нурсултана Назарбаева.

Теоретическая и практическая значимость казахстанской модели заключается в системной эволюции межэтнических отношений, паритетном взаимодействии государства и институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений, развитии и укреплении ее институциональных основ.

Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия отражает эволюцию государственной национальной политики: принятие Конституции РК и создание Ассамблеи народа Казахстана (1995); конституционные изменения 2007 г.; принятие Закона Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» (2008 г.); определение базовых принципов (2008-2009 гг.); разработка, обсуждение, общественная экспертиза и принятие Доктрины национального единства Казахстана (2009-2010 гг.).

5. В этом контексте историческая миссия Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева, его многогранная деятельность по укреплению мира и общественного согласия позволяют дать целостное научное представление об особенностях реализации государственной национальной политики, в условиях демократизации, происходящей в казахстанском обществе.

Наличие политической воли Главы государства к проведению демократических реформ, выдвинутые им и реализованные внутриполитические и внешнеполитические инициативы определяют новую стратегию национально-государственного строительства, новые подходы к формированию национально-государственной идентичности, объединяющей народ Казахстана.

6. Специфика трансформационного процесса и модернизации этнонациональной политики Республики Казахстан, основными концептами которой являются межэтническая толерантность и общественное согласие, обеспечивается путем утверждения конституционных основ; формирующейся законодательной базы в сфере межэтнических отношений; системной поддержки государством институтов гражданского общества, и, в первую очередь, Ассамблеи народа Казахстана как института гармонизации межэтнических отношений и общественного согласия; представительства Ассамблеи народа Казахстана в высшем законодательном органе страны – Парламенте Республики Казахстан; придания ей нового формата участия в государственном управлении в структуре Администрации Президента и исполнительных органах власти; создания равных возможностей для участия всех этносов в общественно-политической жизни и их влияния на принятие политических решений; обеспечения в целом надлежащих условий интеграции всех этносов в единый народ Казахстана с осознанием общности судьбы каждого гражданина и его Родины – Республики Казахстан.

7. Политика межэтнической толерантности и общественного согласия в контексте этнонациональной политики Республики Казахстана включает в себя внутреннее и внешнее измерение, является открытой, последовательной, предсказуемой и свободной от двойных стандартов. В условиях суверенного Казахстана толерантность стала не только нормой политической культуры, но и ключевым принципом государственной политики. Однако, трудностями ее реализации являются - неадекватность прежних механизмов решения проблем, недостаток опыта, сложность этнического состава, проблемы становления гражданского общества.

8. Основными факторами, тормозящими активную интеграцию этносов в общественно-политические процессы, также являются: несовершенство этнокультурного образования, недостаточный уровень знания государственного языка, внешние факторы влияния, социально-статусная изолированность, пассивность в отношении участия в выработке и принятии решений, в некоторых случаях ослабление толерантности.

9. Анализ Доктрины национального единства Казахстана, определяющей новый формат этнонациональной политики, выявил, что если на этапе становления государства главной задачей была консолидация общества на основе межэтнической толерантности и общественного согласия, то на новом этапе развития страны стратегическим приоритетом становится достижение национального единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов. Укрепление государственной независимости посредством сохранения общественного согласия, межэтнической толерантности и национального единства становится главной национальной идеей на данном этапе общественного развития.

10. Доказано, что главным индикатором глубинного, внутреннего единства казахстанского общества является казахский язык, его мощная консолидирующая роль. Овладение государственным языком гражданами Казахстана становится существенным стимулом, определяющим личную конкурентоспособность и активное участие в общественно-политических процессах и жизнедеятельности общества.

11. Обосновано, что определяющим принципом политики межэтнической толерантности и общественного согласия является духовность, скрепляющая народ Казахстана и нацеленная на сохранение традиций, нравственных ценностей, мировоззренческих устоев. Предложенная авторская концепция патриотической формулы «Менің Елім» и консолидирующей формулы «Ел-Жұрт» обосновывает стремление населения страны к раскрытию ценностного отношения к государству, к народу. В таком ключе этнонациональная политика призвана обеспечить стабильность общественного развития через ориентацию на конкурентоспособность и модернизацию всех сфер жизнедеятельности общества, стимулировать к участию в общественной жизни, духовному обновлению, формированию интеллектуальной нации и интеграции всех этносов Казахстана.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в сочетании теоретического и прикладного аспектов. Исследование состоит в возможности и целесообразности использования его результатов для формирования и обоснования приоритетных направлений и перспектив стабилизации этнополитических процессов в Казахстане. Сформулированные в работе выводы могут способствовать осознанию противоречий и недостатков в этнонациональной политике, внесению корректив в ее содержание, выстраиванию стратегии и тактики политической деятельности, направленной на создание надежной, стабильной и эффективной системы межэтнического и внутриэтнического взаимодействия. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут использоваться в учебном процессе вузов страны, а также в дальнейшей научной разработке концепции этнонациональной политики. Прикладной аспект исследования заключается в применении предложенных рекомендаций при разработке политических документов и нормативных правовых актов.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования и основные положения диссертации изложены в 40 публикациях автора в казахстанских и зарубежных изданиях, в выступлениях на международных научно-практических и научно-теоретических конференциях. Среди них: «Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия» (Вашингтон, 2008); «Ломоносов-2009», посвященная 15-летию инициативы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о создании Евразийского союза (Астана, 2009); «Казахстан и ОБСЕ: общее и особенное в межэтническом контексте» (Алматы, 2009); «Ассамблея народа Казахстана как институт консолидации гражданского общества» (Астана, 2009); «Современный Казахстан и «Путь в Европу» (Астана, 2009); «Законодательное обеспечение социальной интеграции в многонациональном обществе» (Астана, 2009); «Межкультурный диалог – системообразующий фактор развития гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ» (Москва, 2009); «СМИ в укреплении межэтнической толерантности» (Астана, 2009); «Қазахстан бірлік пен әр алауан» (Астана, 2009); «Участие казахстанских этносов в общественно-политической жизни. Роль и эффективность консультативных органов: опыт Ассамблеи народа Казахстана» (Гаага, Алматы, 2009); «20 лет существования Копенгагенского документа ОБСЕ: статус и будущие перспективы» (Копенгаген, 2010); Форум историков стран Содружества «От истории – к современности» (Астана, 2010); «СМИ в системе политических институтов: теория и практика»(Астана 2010); Международная конференция ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации (Астана, 2010).

Разработанная в соавторстве модель «Н.Назарбаевтың этносаралық толеранттылық пен қоғамдық келісімінің Қазақстандық Үлгісі» (систематизированная и аналитическая версия на 3-х языках) апробирована в 6 государствах ОБСЕ (Швейцария, США, Нидерланды, Австрия, Россия, Дания), в том числе Институте Верховного комиссара по делам национальностей ОБСЕ.

Отдельные результаты исследования были использованы на семинарах повышения квалификации и в обучающих программах государственных служащих Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Соискатель является соавтором нескольких монографий, учебно-образовательного модуля «Казахстанская модель межэтнической толерантности», апробированного на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, ряда разработок, успешно реализованных в университетах Казахстана. Автор являлся членом рабочей группы по разработке законопроекта «Об Ассамблее народа Казахстана», председателем общественной комиссии по обобщению и доработке Доктрины национального единства Казахстана.

По теме диссертационного исследования опубликовано 17 статей, из них 10 - в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки РК, 5 статей опубликовано в зарубежных научных и аналитических периодических изданиях.

Структура исследования определяется поставленными исследовательскими задачами. Диссертация состоит из введения, четырех разделов и 16 подразделов, заключения, списка использованных источников и приложений. Объем диссертации составляет 350 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Выбор направления исследования обусловлен необходимостью политологического анализа политики межэтнической толерантности и общественного согласия в контексте этнонациональной политики Республики Казахстан.

Во введении отмечена актуальность избранной темы, проанализирована степень ее разработанности, определены объект и субъект исследования, сформулированы цель и задачи, раскрыта новизна и обоснованы основные положения, выносимые на защиту, представлена теоретическая и методологическая база, дана характеристика использованным источникам, указана научно-прикладная значимость и апробация результатов диссертационной работы.

В первом разделе «Теоретико-методологические основы политики межэтнической толерантности и общественного согласия», состоящем из 4-х подразделов, анализируется общетеоретическое состояние проблемы, приводится сравнительный анализ типологий политики межэтнической толерантности и общественного согласия, раскрываются особенности ее развития с учетом происходящих глобализационных процессов, вводятся в научный оборот новые определения некоторых основных понятий.

В первом подразделе « Межэтнические отношения в контексте мирового порядка, международной и региональной безопасности» обосновывается актуальность научных исследований проблем достижения и сохранения межэтнического и общественного согласия в современном мире.

В настоящее время большинство стран мира являются полиэтничными и, соответственно, не застрахованы от вызовов и угроз в межэтнической сфере. В этой связи представляется вполне оправданным существование устойчивого прагматического интереса к данной проблеме как со стороны политических элит, так и ученых.

Точкой отсчета анализа истории современного мирового порядка принято считать Венский конгресс, который все чаще «рассматривается как переломный этап в процессе формирования институтов европейской дипломатии и международного права» [2]. При этом разработка норм, принципов и поиск точек соприкосновения сторон, расширение зон согласия и доверия в сфере межэтнического взаимодействия являют собой особенности внутриполитического развития, устойчивости и состоятельности государства в целом, включая обеспечение национальной безопасности.

Анализируя этапы формирования и сущность взаимовлияния мирового порядка и межэтнических отношений как на международном, так и региональном уровне, в диссертации подчеркивается, что процесс возникновения молодых демократических образований в лице новых независимых государств породил и множество спорных вопросов как между отдельными этносами внутри стран, так и между вновь возникшими государствами.

Не менее актуальной для мирового порядка остается проблема «цивилизационного разлома», который прошел через четыре международных кризиса, все больше переплетаясь, осложняя общую ситуацию новыми запутанными перекрещивающимися узлами [3].

В этом ключе продуманная национальная политика Республики Казахстан, традиция добрососедства, в основном тюрко-славянского мира: Ислама и Христианства, Степи и Леса, Азии и Европы, миролюбивый характер и менталитет казахского народа, толерантность, терпимость и взаимообагащение исторически стали основой стабильности, главными составляющими политики межэтнической толерантности и общественного согласия. Реальная практика Казахстана доказала, что межэтнические конфликты могут быть решены только мирным путем.

Во втором подразделе «Глобализационные процессы и геополитические трансформации как факторы этнонациональной политики» раскрываются роль и значение политического структурирования этнических форм организации индивидов и групп в эпоху глобализации.

Проблемы постсоветской трансформации общества неразрывно связаны с процессами глобализации, которые влияют как на содержание и характер взаимодействия этнического и полиэтического в качестве феноменов общественных отношений, так и структурирование идентичности граждан в системе национально-государственного строительства.

Диссертантом приводится детальный анализ проявления мировых факторов, способных существенно подорвать устои национальной жизни обществ. Вместе с тем отмечается и позитивная сторона глобализационных процессов, ведущих не к размыванию национальной идентичности, а к форсированному развитию этнических культур и традиций, к их интенсивному взаимодействию и, как следствие, формированию наднациональных культурных эталонов. Однако эти процессы создают серьезные предпосылки как для этнонационализма, так и для этнической ксенофобии, чреватой межэтническими конфликтами.

Глобализационные тенденции, вызывающие социальную дезорганизацию, приводят к актуализации процессов самоорганизации этнокультурных общностей. Острым проявлением глобалистского фактора выступает международный терроризм, использующий многочисленные региональные противоречия и конфликты для дестабилизации обстановки.

В контексте глобалистики и геополитических трансформаций «защитный» тип национализма (или национализм «защищающейся» нации) характерен для достаточно многочисленных народов, опасающихся размывания собственной национальной идентичности под воздействием и внутренних, и (в меньшей степени) внешних факторов [4].

Концепция европейской безопасности выходит далеко за пределы границ европейского континента. Для Казахстана основу стабильности и общественного согласия изначально составляет принцип миролюбия как национальной идеи, пришедший из степной цивилизации. Ценностной ориентацией для современного казахстанского общества служит целый ряд культурных традиций, много вобравших из наследия Золотой Орды, а также из тысячелетнего наследия степных народов Евразии. Таким образом, миролюбивая политика РК имеющая глубинные корни, на современном этапе развития является основой национального единства и межэтнического согласия.

В контексте поставленной проблематики определения рамок, формата, подходов, основных акторов и институтов политики межэтнической толерантности и общественного согласия можно утверждать, чтоглобализационные процессы и геополитические трансформациисущественным образом влияют на состояние межэтнических, внутриэтнических отношений, а также на принятие коллективных решений, межгосударственное сотрудничество стран и взаимосвязь этносов и этнических сообществ.

В третьем подразделе «Типологии политики межэтнической толерантности и общественного согласия» отмечается, что проблема толерантности сегодня приобрела глобальный смысл. Закономерно, что Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г. принята Декларация принципов толерантности, устанавливающая основные принципы и стандарты в сфере отношений различного характера между людьми, группами, сообществами.

Автором анализируются четыре способа понимания толерантности, среди которых «терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог», позволяющий не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. Такой подход наиболее соответствует духу и принципам этнонациональной политики Республики Казахстан.

В своем выступлении на Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации (Астана, июнь 2010 г.), Н.А. Назарбаев подчеркивал, что «последнее десятилетие прошлого и первое десятилетие нынешнего века принесли драматические изменения в само понимание толерантности, … ибо изменились условия межэтнического, культурного, религиозного и цивилизационного взаимодействия» [5]. Основу толерантности составляет продуманная и сбалансированная языковая политика, учет в политике этномиграционных процессов.

Автором осуществлен анализ некоторых трактовок этносферы в советской, постсоветской и зарубежной обществоведческой науке, позволяющий представить типологию этнических и межэтнических процессов.

Ряд исследователей считает, что возможность поддержания политической стабильности в условиях многосоставного общества выглядит весьма проблематичной (А. Лейпхарт, Г. Алмонд, А. Бентли, С. Липсет). Г. Алмонд, следуя своей типологии политических систем, относит континентально-европейский тип с его раздробленной культурой и взаимной зависимостью между партиями и группами к менее стабильным системам по сравнению с гомогенным англо-американским типом политической культуры. Его идея схожа с понятием «частично совпадающей принадлежности» сторонников «теории групп» А. Бентли и Д. Трумена [6], а также с понятием «пересекающихся расхождений» С. Липсета [7].

В теоретико-методологическом плане рассматриваются пять основных типов этнополитики, отличающихся по целям, - изоляционный тип, когда этнические общности становятся подсистемами политически организованного общества (С.А. Дробышевский, С.Д.Баранов и Д.В.Конов); ассимиляционный, влекущий принятие мер, направленных на то, чтобы заставить членов этнических меньшинств сменить этническую принадлежность; ликвидационный, при котором представители определенных этнических общностей удаляются с территории политически организованного общества; мультикультурный, при выборе которого этническое разнообразие не только не устраняется, но и поддерживается; интеграционный, означающий, что своеобразие быта, культуры и обычаев этнических общностей учитывается и не устраняется административными мерами [8].

Неоднородность этнического состава населения ставит перед государственными институтами задачу интеграции мультикультурного общества, выработки общегосударственной идеологии и ценностей.

В таком ключе государственная этнонациональная (национальная) политика Казахстана строится на ясных и четких принципах: «укрепление государственной независимости и активная интеграционная политика», а также поиске механизмов межэтнического взаимодействия, общественной стабильности, верховенства закона. Отмечая динамизм политики, нацеленной на достижение межэтнического согласия, автор концентрирует внимание на двух основных этапах раннего периода независимого Казахстана - господства национальной парадигмы и доминирования гражданско-политической идеи.

Четвертый подраздел «Методология этнонациональной политики и ее основных концептов: межэтнической толерантности и общественного согласия» посвящен анализу формирования методологии в многосоставных полиэтнических государствах.

В науке пока не разработана методология и методика исследования этнонациональной политики и ее основных концептов – межэтнической толерантности и общественного согласия.

Деятельность государственных институтов РК, направленная на удовлетворение запросов этнических сообществ и групп, традиционно именуются «национальной политикой», хотя национальная политика есть политика обеспечения национальных интересов государства и всех его граждан, осуществляемая как внутри данного государства, так и на международной арене. В этой связи для определения политики в отношении этносов и управления межэтническими отношениями автором предлагается применение термина «этнонациональная политика», поскольку национальная политика не может быть узкоэтнической.

В основу методологии этнонациональной политики должны быть положены, во-первых, теория этносов, наций и межэтнических отношений; во-вторых, определение принципов, правил, права в сфере межэтнических отношений, и, наконец, достижение эффективности, надежности, стабильности развития данной сферы общества.

Автор исследует феномен национальной политики на основе научно обоснованных принципов: научный анализ и творческое осмысление осуществления национальной политики в стране и за рубежом; стабильность территориальных границ национально-государственных образований; учет взаимосвязи и взаимодействия реформ в этнополитической, политической, духовной и национальной сферах; целостность национальной политики, учет взаимосвязи всех ее компонентов; оказание помощи малочисленным этносам в развитии их экономики, культуры, в сохранении среды обитания; формирование этики межэтнических отношений, исключение всех форм насилия, несправедливости [9].

В таком контексте основной доминантой для поддержания общественного согласия и межэтнической толерантности является сведение до минимума социальных контрастов и противоречий (этнические, религиозные, территориальные и др.), где социальные конфликты разрешаются цивилизованными способами.

Таким образом, методология этнонациональной (национальной) политики Республики Казахстан основана на двух важных составляющих – роли государства и гражданского общества, для которых конечной целью и объединяющим началом служат сохранение независимости, укрепление национального единства, общественного согласия и формирование межэтнической толерантности.

Во втором разделе «Субъекты политики межэтнической толерантности и общественного согласия», состоящем из четырех подразделов,проводится анализ важнейших составляющих данной политики и особенности ее формирования в Казахстане.

В первом подразделе «Особенности формирования полиэтничного сообщества в Казахстане» проведен анализ миграционных процессов, которые являются существенным фактором, оказывающим влияние на этническую структуру населения, и обусловлены не только социально-экономическими причинами, но и политическими трансформациями.

Изучение этнической составляющей современного миграционного обмена предполагает анализ его исторических, экономических, социально-политических, этнокультурных предпосылок.

Отличительной особенностью Казахстана является тот факт, что полиэтнический состав его населения формировался не на основе исторически сложившихся этносов, а в результате произвольного и, порой, насильственного переселения целых народов на его территорию.

Демографическая ситуация в Казахстане в период нахождения в составе Российской империи способствовала постепенному формированию его полиэтничности. Процесс полиэтнизации усилился в советский период, что было связано с массовым перемещением населения в ходе индустриализации, коллективизации и репрессий, депортацией целых народов, эвакуацией населения в годы войны, освоением целины и расширением сырьевой базы промышленности в послевоенный период.

Этномиграция проводилась в результате различных форм вынужденной и принудительной миграции, включая и такую ее жестокую форму, как депортация. В итоге подавляющее большинство этносов, проживающих в республике, появились на ее территории в сложных условиях стресса « силовой» миграции, в состоянии агрессии и озлобленности. Требовалась адекватная политика оперативного разрешения и снятия проблем, которая стабилизировала бы обстановку.

Главными составляющими политики межэтнической толерантности и общественного согласия стали исконная толерантность казахского народа; вызов тоталитарному режиму путем решения вопросов «неблагонадежных», снятие агрессивности, обиды и недоверия со стороны переселенцев и депортированных народа; этническая солидарность переселенных в Казахстан этносов и принимающей стороны-казахов.

Динамика этнических процессов в довоенный и военный период привела к возникновению довольно сложной для национальной республики этнодемографической ситуации, которая предопределила почти на полвека новое соотношение численности и удельного веса этносов в Казахстане. Накануне распада СССР Казахстан являлся самой полиэтничной союзной республикой, в которой казахи составляли менее половины населения.

В самые сложные годы становления независимости в Казахстане удалось избежать столкновений на межэтнической почве и раскола общества. В условиях преодоления постсоветского кризиса, выстраивания новых экономических и политических отношений, консолидация общества была достигнута на основе принципа внутриполитической стабильности, гражданского мира и межэтнического согласия.

Во втором подразделе «Этнокультурные объединения как акторы политики межэтнической толерантности и общественного согласия» исследовано значение этнических общностей, являющихся динамическими системами, постоянно подвергающимися изменениям, с одной стороны, в результате своего собственного развития, с другой стороны, в результате межэтнических контактов.

«Этничность - сложный социальный феномен, своего рода постоянный внутренний плебисцит, индивидуальный выбор на лояльность и принадлежность к той или иной культуре или нескольким культурам сразу» [10], поэтому принадлежность к этносу определяется через культурную самоидентификацию.

Республика Казахстан как государство, выражающее интересы всех этнических групп, проживающих на его территории, этот факт учитывает как стратегическую тенденцию в развитии национально-государственной идентичности - становление в перспективе государства, в котором граждане всех этносов образуют единый народ. Принадлежность к нему - идентифицирующий признак. В результате каждая этническая общность реально участвует в процессе формирования национально-государственной идентичности, активизирована ее роль в общественно-политической жизни.

Практика убедительно доказала: там, где идеалом выступает государство-политическая нация, формируется огромный экономический потенциал, отчетливо виден социальный прогресс. В этой связи этническое и культурное многообразие Казахстана справедливо рассматривается как стратегический ресурс страны, условие ее вхождения на равных в мировое сообщество.

В суверенном Казахстане найдена наиболее оптимальная форма взаимодействия государства и этносов в виде этнокультурных объединений. Конституцией страны, нормативными правовыми актами гарантирована и эффективно реализована свобода ассоциаций этносов.Это обеспечивается рядом международных стандартов, в том числе предусмотрено пунктом 32.6 Копенгагенского документа по человеческому измерению, которого республика придерживается с первых дней обретения независимости

Таким образом, в этнонациональной сфере Казахстана в лице этнокультурных объединений отмечается конфигурация основных акторов политики межэтнической толерантности и общественного согласия, влияющих в целом на этнонациональное развитие государства.

Суть третьего подраздела «Народ как субъект этнонациональной политики» заключается в научном анализе концепта «Мы – народ Казахстана».

Исследования правовой и политической литературы показали, что общепринятого всем международным сообществом понятия «народ» до настоящего времени не выработано. Не только в международно-правовой, этнографической литературе, но и в политической литературе дискуссии на эту тему ведутся, начиная с XIX в.

Какое-либо юридическое определение «народа» отсутствует, как и общепринятый политический или социологический его формат. Более того, ООН тщательно и преднамеренно избегала попытки определения «народа», притом, что она дала некоторым из них право на самоопределение. К примеру, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1960 г., гласит: «Все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободны определить свой политический статус» (Ст. 1). «Любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства или территориальной целостности страны, является несовместимой с целями и принципами Объединенных наций» (Ст. 6) [11].Таким образом, смысл слова народ уточняется при помощи контекста.

Определения «народ» и «нация» имеют свои особенности толкования и понимания с точки зрения практически всех отечественных социально-гуманитарных наук. В этой связи автором сделан акцент на политической конструкции понимания «народ» и трансляции данной категории в политическую систему, в том числе систему межэтнических отношений, а также этнонациональную политику.

Ключевой концепт, выдвинутый автором, заключается в доказательстве того, что народ Казахстана является главным субъектом этнонациональной политики. Основой данного положения является Конституция Республики Казахстан. В преамбуле стержневой линией проходит, что народ-законодатель принимает Конституцию «созидая государственность на исконной казахской земле», «осознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия», «желая занять достойное место в мировом сообществе», «осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями» [12].

Концепт «Мы - народ Казахстана» закрепляет суверенитет, государственность и национальное единство. «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой…» указывает на народ, своей коллективной волей принимающий Конституцию, и на те его свойства, которые выражены в Конституции (он полиэтничен, объединен общей судьбой, от имени которого вводится Конституция в действие, придается ей высшая юридическая сила) [13].

Исследователи правы, когда утверждают, что на современной территории Казахстана, в границах которого казахский народ имеет исторически и политически оправданный шанс реализовать многовековую мечту о собственной государственности, обеспечив при этом право всех этносов на реализацию своих гражданских прав и свобод.

При разрешении проблематики «народ как субъект этнонациональной политики», автор обоснованно считает, что знак равенства между ними имеется. Народ как субъект этнонациональной политики представляет собой совокупность этносов, строящих общую социально-экономическую и политическую систему в рамках суверенной государственности. Национальное единство как фундамент независимости и целостности государства обеспечивает формирование единой казахстанской нации в лице народа Казахстана. Народ формируется на объединяющих, а не разъединяющих началах. Критериями объединительных процессов являются общая страна, общая судьба, общие символы (государственные) и ценности (демократические).

Такой подход может быть заложен в стратегии национально-государственного строительства и обеспечивает качественный подход к формированию национально-государственной идентичности.

В четвертом подразделе «Проблема идентичности в контексте межэтнической толерантности и общественного согласия» исследовано понимание идентичности как показателя интегрированности этнических общностей в единую политическую общность, отражающую целостность и единство нации. Категория идентичности приобретает особую значимость как коллективная стратегия, консолидирующий фактор массовых этнополитических и социальных движений.

Автор выделяет классификацию форм и источников строительства идентичности, предложенную исследователем М. Кастельсом. Основные ее составляющие - легитимирующая идентичность; идентичность сопротивления и проективная идентичность.

Казахстанский общественно-научный и политико-правовой дискурс культивирует разные образы и понятия идентичности, среди которых основными являются гражданская и этническая идентичность. На определенном этапе HYPERLINK "http://nova.rambler.ru/cache?hilite=00000005:002BD1DF&words=%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C" l "4#4" потребовалось принятие на общегосударственном уровне Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан (1996 г.).

Отмечается, что гражданская идентичность сводится к отождествлению личности с государством, определяемым юридическим статусом принадлежности к нему как гражданина. Этническая идентичность представляет собой отождествление личности с соответствующими культурными, ментальными, языковыми и др. характеристиками, посредством которых она причисляет себя к этносу, общности, нации.

В качестве аргумента выдвинутой автором идеи формирования национально-государственной идентичности приводятся доводы о том, что, с одной стороны, гражданская идентичность перестает быть главенствующей в глобализующемся мире. С другой — гражданство приобретает новые формы и характеристики, соотносимые с новыми формами государственного устройства, и становится одним из инструментов регулирования межэтнических отношений и новых форм идентичностей. Вместе с тем, «чисто гражданской» модели национально-государственного строительства не существует, и данные вопросы остаются на повестке дня. Классики теории национализма признают, что ни одна из реально существующих в мире наций не является полностью «этнической» или «гражданской», оба эти начала всегда присутствуют в той или иной пропорции.

Формирование новой модели обусловлено несколькими факторами. Во-первых, учет исторического позитивного и негативного опыта регулирования сферой межэтнических отношений как в Казахстане, так и в мировой практике. Во-вторых, ориентация на обеспечение самобытного развития и солидарность этносов в новых исторических условиях. В-третьих, обеспечение внедрения в систему межэтнических отношений гражданских ценностей демократии и гражданской общности. В-четвертых, обеспечение определяющей роли в межэтнических отношениях идеалов национально-государственной идентичности и гражданской солидарности не за счет ущемления этносов, а путем достижения его гражданской зрелости.

В этой связи политологический анализ особенностей и закономерностей развития межэтнических отношений в Казахстане, интеграции в качественно новую общность – народ Казахстана и перспектив стратегии национально-государственной идентичности позволил автору структурировать концепцию казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия.

В третьем разделе «Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия, ее общественно-политическая институализация» путем научного анализа и практической деятельности автора рассматриваются составляющие и политическая конструкция модели, основу которой составляет Ассамблея народа Казахстана.

В первом подразделе «Опыт зарубежных политий национального строительства и международные стандарты в области межэтнической толерантности» проведен сравнительный анализ исторического и современного международного опыта, который можно условно выделить на два основных направления - западное и восточное.

Политическая практика Запада последовательно демонстрирует этнические, республиканские, мультикультуральные модели. Основным инструментом выступает правовое регулирование, обеспечивающее участие национальных меньшинств в политической жизни, включающее парламентское представительство и участие в управленческой деятельности. Кроме того, функционируют институты уполномоченных по правам национальных меньшинств, специальные органы в системе исполнительной власти и на уровне местного самоуправления, занимающиеся проблемами меньшинств.

При разработке Доктрины национального единства Казахстана были приняты во внимание и другие модели. Это идеологические модели Востока «кокутай» - государственный организм (Япония); идеология умеренного ислама «ислам хадхари» (Малайзия); концепция «Панчашила» – 5 основных принципов (Индонезия). В Индии залогом успехов страны стала идеология Сатьяграха — («стремление к истине»). В Малайзии ведущую стратегическую роль играет «рукунегара» («основы государства»), принятая в 1970 г. В Китае принята идеология «гармоничного развития». Идеология Турции строится на двух крупных столпах – это гражданский национализм и государственный патриотизм, с одной стороны, и движение в сторону Европы – с другой.

Для всех азиатских моделей свойственны: опора на сильное государство; наличие базовых, выраженных идеологических текстов, в которых содержатся основные подходы и концепты развития национального духа; продвижение умеренного, консерватизма и гражданского национализма; ориентации населения на разделение общенациональных ценностей среди нетитульных этносов.

Автор согласен с экспертами по Центральной Азии и странам Евразийского континента в том, что национализированность (= политизированность) этнических идентичностей на всем постсоветском пространстве, в том числе в Казахстане (иными словами, восприятие широкими слоями населения этничности как основы для политической лояльности) - явление общее в той или иной степени для всех стран СНГ. Оно уходит своими корнями в историю СССР, который по своему формальному политическому устройству был государством конфедеративного∗ типа.

Среди постсоветских стран с учетом географического расположения, полиэтночности и поликонфессиональности представляет интерес опыт Молдовы. В Концепции государственной национальной политики Молдовы обозначены принципы, приоритетные цели и задачи по интеграции и консолидации единого поликультурного и многоязычного народа.

Некоторые схожие характеристики с Казахстаном имеет Канада. Среди них - общие параметры по ряду географических и политических особенностей. Однако обе страны имеют различные ориентиры дальнейшего развития. Если Канада стремится к объединению разнообразия в единое целое, то Казахстан строит политику единства в многообразии.

Вместе с тем, анализ показал, что ни одна из перечисленных моделей не может быть использована в конкретно-исторических условиях Казахстана. Опыт межэтнической толерантности и общественного согласия Республики Казахстан выстроен на принципиально отличительных особенностях развития государства: способности к активной интеграции этносов, в ментальности по отношению к участию в формировании идентичности. Именно с учетом этих особенностей казахстанский опыт признается мировым сообществом уникальным.

Автор подчеркивает, что казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия реализуется на следующих уровнях обеспечения межэтнического согласия: конституционный и политико-правовой уровень (в Конституции заложено обеспечение общественного согласия, политической стабильности и казахстанского патриотизма); доктринальный уровень (в соответствии с Доктриной национального единства Казахстана укрепление независимости достижимо путем сохранения национального единства, общественного согласия и формирования культуры межэтнической толерантности); институциональный уровень (на уровне институтов гражданского общества при ведущей роли Ассамблеи народа Казахстана).

В науке и практике, а также в общественном сознании, особенно среди этнических сообществ, отмечается неоднозначное восприятие понятия «национальные меньшинства». Правовая система Казахстана, включая и Основной закон страны, не приемлет термин «меньшинства» и его трансляцию в казахстанскую действительность.

Достаточно распространенным в демократии или консолидированной демократии является «принцип большинства». Но здесь нельзя подходить с позиции большинства и меньшинства, поскольку нарушается принцип индивидуальности и неповторимости каждого индивида и этноса как особой социокультурной общности и составляющей политическое сообщество единицы. Именно поэтому для Казахстана неприемлемы только гражданский или этнокультурный тип модели. Эффективным и целесообразным является принцип формирования единого народа как национально-государственного сообщества.

Второй подраздел «Генезис этнонациональной политики Республики Казахстане» представляет эволюцию формирования политики межэтнической толерантности и общественного согласия в контексте этнонациональной политики Республики Казахстана.

Автор предлагает следующие этапы становления и развития этнонациональной политики.

Первый этап - охватывает период с 1991 до 1995 гг. как первый этап становления национальной политики. Именно в этот период была получена возможность самостоятельно принимать политические решения относительно внутренней политики и, в частности, межэтнических вопросов. Этот период характеризуется доминированием национальной идеологии с выраженным этническим компонентом. Это позволило молодому государству в короткие сроки при отсутствии нормально функционирующей экономики утвердить основы национальной государственности.

Политическая воля Президента страны, стремление строить суверенное государство стало мощным мобилизационным ресурсом казахского населения. Можно согласиться с авторами, которые считают, что внутриэтническая интеграция казахского населения оказалась решающим фактором в процессе выживания молодого государства в условиях переходного периода. Это нашло отражение в Декларации о государственном суверенитете КазССР от 25 октября 1990 г., закрепившей, что казахи являются государствообразующей нацией и составляют этнокультурное ядро казахстанской государственности. Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 г. подчеркнул «право казахской нации на самоопределение».

Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 г. также уделила особое внимание национальному характеру казахстанской государственности, представив ее как форму «государственности самоопределившейся казахской нации», обеспечивающей равные права всем своим гражданам [14].

Второй этап - с 1995 по 2002 гг. - содержательно определил параметры казахстанской идентичности и на платформе Концепции формирования государственной идентичности РК обеспечил консолидацию казахстанского общества вокруг казахского народа на основе принципа «единство в многообразии».

На этом этапе была определена важная роль Ассамблеи народа Казахстана (1995 г.), наделенной рядом полномочий, в том числе консультативно-совещательного органа при Президенте страны.

С принятием Конституции 1995 г. были закреплены общегражданские принципы характера государственности с переходом к новой модели восприятия нации как государства. Этнополитика была направлена на образование казахстанской нации как политической общности граждан, основанной на принципах гражданского общества, построение казахстанской государственности на основе модернистской модели национального строительства на принципах согражданства.

Третий этап - с 2002 по 2007 гг. – включает в себя политику по целенаправленному формированию казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия. Был разработан и принят ряд нормативных и программных документов - Стратегия АНК, Государственная программа развития и функционирования языков в РК, Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия. На этом этапе, сопряженном с темпами экономического роста, отмечалась активизация политических процессов в обществе, был продемонстрирован сильный иммунитет в отношении этнонационалистических, радикалистских и экстремистских проявлений.

Четвертый этап - с 2007 по 2010 гг. - характеризуется интеграцией казахстанского общества в единый народ, переходом от молниеносного реагирования на процессы в этноконфессиональной сфере к системной государственной этнонациональной (национальной) политике. Конституционная реформа 2007 года положила начало новому этапу демократизации, интеграции казахстанского общества в единый народ, консолидирующей роли казахского языка. В этот период Ассамблея народа Казахстана получает конституционный статус, посредством которого представительство ее в высшем законодательном органе страны - Парламенте Республики Казахстан значительно усиливается. В 2008 г. принимается Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», который де-юре закрепляет Ассамблею «в качестве субъекта политической системы страны…», которая «регулирует межэтнические отношения, способствует реализации государственной национальной политики».

Пятый этап, началом которого следует считать 2010 г., связан с модернизацией этнонациональной политики в связи с принятием и реализацией Доктрины национального единства Казахстана, Стратегического плана развития страны до 2020 г., Конституционного закона «О Первом Президенте Республики Казахстан – Лидере Нации». Эти политические документы определяют новые перспективные тренды, направленные на укрепление общественного согласия, дальнейшее формирование межэтнической толерантности и сохранение политической стабильности.

Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 г., инициативы нашего государства обеспечивают трансляцию казахстанского опыта на пространство ОБСЕ, укрепляют позицию страны в установлении новых международных стандартов.

Создание единой нации – задача долгосрочной перспективы. Однако она не отменяет этнической самобытности, этнической идентификации. Напротив, диалектика развития состоит в том, чтобы каждый этнос, занимая свое место, храня и развивая свою уникальную культуру, в тоже время интегрировался в структуру основной части населения по принципу «одна страна – один народ». Иными словами, создание современного государства, где население имеет полиэтническую и поликонфессиональную структуру, невозможно без политического союза этнических групп вокруг основной части населения.

Третий подраздел «Ассамблея народа Казахстана - институт общественного согласия и национального единства» полностью посвящен роли Ассамблеи народа Казахстана в гармонизации межэтнических отношений. Создание Ассамблеи народа Казахстана означало, что национальной политике в республике придается институциональный уровень.

Ассамблея народов Казахстана в самом начале своей деятельности сыграла важную роль в политической истории республики. В период, когда согласно решению Конституционного суда Верховный Совет страны был распущен как нелегитимный вследствие нарушений процедуры его избрания, Ассамблея народов Казахстана, выполняя функцию консультативного и совещательного органа при Президенте, выдвинула инициативу о проведении всенародного референдума по продлению президентских полномочий, а также о принятия новой Конституции. Результаты этого референдума продемонстрировали полную поддержку народом идеи о необходимости в сложившихся условиях продления полномочий Н.А. Назарбаева до 1 декабря 2000 г. – 95,4% граждан проголосовало за это предложение.

В 1997 г. Президентом Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана была предложена Стратегия развития Казахстана до 2030 г. В ней были четко определены базовые направления идеологического развития страны на долгосрочный период. Она стала концептуальным, стратегиче







Date: 2015-09-17; view: 878; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.065 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию