Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделение Послания





Послание имеет две части: первая, большая и главнейшая, наставительная для святого Тимофея (см.: 1, 7 – 4, 8); вторая, меньшая, в роде послесловия и приписки, лично святого Павла касающаяся, – обстоятельственная (см.: 4, 9 – 22). Можно, однако ж, полагать, что для Апостола, оставленного почти всеми, главная нужда была позвать к себе святого Тимофея, – для чего потребовалось объяснить и свое положение. Но как он не знал определенно, останется ли в живых до прибытия святого Тимофея, то и пишет ему наставления о пастырствовании в дополнение к данным в Первом Послании. Наставления сии он мог бы передать святому Тимофею и лично по прибытии его. Но как не мог наверное полагать, что дождется его в живых будучи, то рассудил поместить их в Послании. Таким образом, для святого Тимофея и для нас главнейшею частию стоит первая – наставительная. Ею мы и ограничим разделение Послания, назвав последнюю, обстоятельственную, – послесловием.

Здесь, в сей главной части, можно видеть два отделения: А) в первом говорится о самой пастырской деятельности. Это собственно наставительное отделение (см.: 1, 7 – 3, 9). – А: Б) во втором святой Тимофей воодушевляется к достодолжному прохождению ее по всем частям (см.: 3, 10 – 4, 8). Это воодушевителъное отделение. Оба отделения, в частях своих, соответствуют одна другой.

НАСТАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 7-4, 8)

а) ОТДЕЛЕНИЕ НАСТАВИТЕЛЬНОЕ (1, 7-3, 9)

Подразделение наставлений для первого отделения указывает сам святой Павел в 7-м стихе, определяя свойства дара Божия, получаемого чрез рукоположение.

А1) Наставление проповедывать о Господе Спасителе не боясь и не стыдясь (1, 8-18)

Как получивший дар силы, не стыдись свидетельства о Христе Спасителе, но спостражди Ему, руководствуясь: А11) главным образом, высотою значения воплощенного домостроительства (см.: 1, 8-10); а при этом и: А12) моим примером; ибо и я не постыдился и стражду (см.: 1, 11 – 14); и: А13) примером Онисифора, не постыдившегося вериг моих и не побоявшегося найти меня и послужить мне, – не как бывшие со мною асийцы (см.: 1, 15 – 18).

А11) Руководствуясь высотою значения воплощенного домостроительства (1, 8-10)

А12) Руководствуясь примером Апостола (1, 11-14)

Пример свой святой Павел представляет коротко, но полно, напоминая: А121) как ему поручено благовестие (стих 11), А122) как небоязненно и несмущенно он исполняет сие поручение (стих 12, 1-я половина) и: А123) как питает надежду, что труд его не тщетен будет (стих 12, 2-я половина), – все сие направляя так, чтоб отсюда истекало для святого Тимофея воодушевление на спострадание благовестию (стихи 12 – 14).

А13) Руководствуясь примером Онисифора (1, 15-18)

Выставив свой пример в воодушевление святого Тимофея к нестыдящемуся постраданию за благовестие, святой Павел выставляет и другой пример – Онисифора, лица, более подходящего в уровень со святым Тимофеем и даже уступающего ему в значении, – все с тою же целию воодушевить. Он сим внушает: если этот не постыдился, который ниже тебя; то тем паче тебе не подобает стыдиться. Но как светлое светлее бывает, будучи близ темного поставлено, то Апостол для возвышения цены нестыдения Онисифорова прописывает, что его все оставили, вероятно, по стыду и по страху. Он как бы говорит: все устрашились грозящей беды и устыдились исповедать веру свою; один Онисифор выдержал. Вот тебе пример! Действуй так и ты.

А2) Наставление проповедывать ревностно и в духе любви (2, 1-13)

К чему обязывает святого Тимофея полученный им дух силы, разъяснил Апостол. Теперь начинает сказывать, к чему обязывает его дух любви (см.: 2, 1 – 13). Отделение сие начинается воодушевительным: возмогай – и, следовательно, будто продолжает речь о духе силы. Так кажется-и казалось, что течение речи, – с (1, 8) До (2, 13), – можно так распределить. Сказал Апостол в (1, 8): не постыдися, но спостражди, – потом убеждает к тому, чтоб не стыдиться, в (1, 8-18), а к тому, чтоб мужественно спострадать, в настоящем отделении (см.: 2: 1 – 13). Но как далее, – со (2, 14), – говорит Апостол о здравоумии, а затем, – с (3, 10), – предлагает общие убеждения к достодолжному пастырствованию и тем заканчивает учительную часть Послания; то для духа любви не остается особого слова, он будто забыт, что допустить неудобно. Почему Толкование нашло себя понуждаемым признать, что в настоящем отделении говорится о возгревании духа любви, и согласилось на это тем охотнее, что в нем пишется не о мужестве, а о ревности к благовестию, которая обычно есть плод любви к тому, о чем ревнует и для кого. Итак, полагаем, что Апостол в сем отделении внушает святому Тимофею: действуй в духе любви или возгревай дух любви, – любви: А21) к самому благовестию (см.: 2, 1-2) и: А22) к труду благовестническому (см.: 2, 3-13).

А21) Возгревая дух любви к самому благовестию (2, 1-2)

Любя благовестие, не только сам блюди его, как сокровище, но передай его и другим надежным людям, которые довольны иных научить, чтоб таким образом благовестив, переходя из рода в род, никогда не пресекалось на земле.

А22) Возгревая дух любви к труду благовестническому (2, 3-13)

Любя благовестие, люби и труды благовестичества; А221) смотри на воина (стихи 3 – 4), – смотри на состязателя ристалищного (стих 5), – смотри на земледельца (стих 6), – как они, любя дело свое, не щадят труда для него и преуспевают, – и тем воодушевляйся (стих 7). Другим источником воодушевления да будет тебе: А222) помышление о воскресении Господа (стих 8), – мой пример (стихи 9-10) – и христианское упование (стихи 11 – 13).

А222) Другой источник воодушевления (2, 8-13)

Доселе (стихи 3 – 7) – Апостол в примерах, взятых из обыкновенной жизни, выяснял только неотложность ревностного в деле веры труда архипастырского и некоторым образом его направление и постепенность, – именно: как воин, он, все оставивши, вступает в дело пастырства; как ратоборец, ведет дело целесообразно; как земледелец, взирает на плод или увенчание труда своего. И это все воодушевительно; но Апостол судил нужным в воодушевление пастырской ревности выставить и особенные возбудительные моменты, каковы: воскресение Господа (стих 8), – свой пример (см.: 2, 9-10) – и несомненность христианского упования (см.: 2, 11-13). Это сходно с тем, как выше воодушевлял он к не-стыдящемуся мужествованию в благовестии (см.: 1,8-18).

 

А3) Наставление проповедывать со всяким благоразумием (2, 14-3, 9)

Наконец, святой Павел объясняет, к чему обязывает святого Тимофея полученный им чрез рукоположение дар здравоумия или пастырского благоразумия (см.: 2, 14 – 3, 9). Обще выражает сие святой Павел в стихе 15: потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины. И затем показывает, как, действуя, явит себя святой Тимофей делателем искусным и непостыдным. Как тогда належала опасность особенно от инако учащих; то относительно них преимущественно и указывается мудрый образ действования. Вот что относительно сего заповедует Апостол: аа) и другим не вели вступать в словопрения, и сам отметайся этих тщегласий. Это опасно для веры, и благоразумие требует удаляться от сего (см.: 2, 14 – 22); бб) если уже какая необходимость заставит вести речь с инако учащими; то не сварись с ними, а кротко наказуй противных (см.: 2, 23-26); вв) при сем не оставляй без внимания и не добре живущих, которые, сами развратившись, и других совращают с доброго пути. И их отвращайся (см.: 3, 1-9). – Заметим, что в последнем отделении (см.: 3, 1-9) Апостол говорит о будущих развратниках; но действовать против них надлежало теперь же в предотвращение; к тому же, кажется, начатки их уже были видны. Почему пишется: и сих отвращайся (3, 5).

А31) Наставление не вступать в словопрения (2, 14-22)

Разъясняя первый пункт об удалении от тщегласий и указывая, как они опасны для верующих, святой Павел привел и опыт такой зловредности: вот, говорит, Именей и Филит уклонились от истины и, толкуя, будто воскресение уже было, расстроивают веру некоторых. Это показание могло обеспокоить любящих веру, порождая вопросы: как же так? Ведь этак расстроится вся Церковь, когда одни сами будут погрешать о истине, а другие ими будут увлекаемы к таким погрешностям; и притом – зачем эти погрешающие, увлекающие и увлекаемые? Для прогнания таких смутительных помышлений святой Павел предлагает два успокоительных положения о деле веры и Церкви, с выводом из того уроков и для всех, и особо для святого Тимофея. Таким образом, сие небольшое отделение (см.: 2, 14 – 22) – имеет две части: А311) сначала говорит об удалении от тщегласий (см.: 2, 14 – 18); А312) потом предлагает некоторые успокоительные положения, в отвращение смущений, которые могли быть порождены предыдущими показаниями (см.: 2, 19 – 22).

А312) Некоторые успокоительные положения (2, 19-22)

Сказав о возмущении или низвращении веры некоторых, вследствие соблазна от других, погрешивших о истине, Апостол, справедливо предполагая, что искренно верные могли смутиться такими случайностями, спешит предотвратить такое смущение, выясняя приточно закон бытия веры и Церкви. Два смутительных вопроса могли породить предыдущие показания о погрешивших в истине и о поколебании ими веры других, – именно: как так отступают от веры и колеблются в вере? Уж не всколебались бы все и не расстроилась бы посему и вся Церковь? и второе: зачем есть те и другие, и погрешающие, и увлекающиеся ими, и притом так близко к нам? Ибо зарождаются в Церкви и трутся среди верных. Апостол отвечает на первое, – что вера, Богом в сердце основанная, не поколеблется, не поколеблется и Церковь, на сей вере назданная; а на второе, – что как в доме есть сосуды в честь и не в честь, так и в Церкви есть члены гожие и негожие, – внося в сии разъяснения и сильно внушительные нравственные уроки.

 

А4) О кротком научении противных (2, 23-26)

Приступая ко второму делу благоразумия, в текущих обстоятельствах, – именно чтоб если заставит необходимость вести речь с инако учащими, то вел бы ее кротко (см.: 2, 23 – 26), – Апостол напереди снова поставляет высказанное уже правило бегать споров.

А5) О будущих развратниках (3, 1-9)

Среди христиан всегда бывают как инакомыслящие и увлекающие к тому других, так и неисправно живущие. В первое время последних не было много; однако ж были и служили зародышем имевшего впоследствии развиться худонравия. Как подавление зародыша отвращает и то, что имеет разродиться из него, то святой Павел и направляет на это святого Тимофея (см.: 3, 1-9). Для сего изображает сначала: А51) какое худонравие разовьется впоследствии (см.: 3, 1-5); потом, сказав как бы этим: видишь какое будет зло? А зародыш ему и ныне уже есть, – внушает: так ты, коль скоро заметишь у себя таковых: А52) не поблажай им. Они то и то делают, и тебе легко их узнать (см.: 3, 5 – 8); А53) не смущайся, однако ж; они не преуспеют, общий голос верных осудит их (стих 9).

 

б) ОТДЕЛЕНИЕ ВООДУШЕВИТЕЛЬНОЕ (3, 10-4, 8)

Изъяснив, куда должна быть направляема пастырская деятельность, святой Павел воодушевляет теперь святого Тимофея на усердное прохождение ее, имея, конечно, в виду наиболее последующих пастырей. Как для деятельности пастырской показал он три направления, по трем дарам Духа Святаго, подаваемым чрез рукоположение; то и воодушевления свои на нее принаравливает он к тем же направлениям. Это можно видеть даже во внешнем течении речи, делящейся на три подотделения повторяющимися однообразно оборотами: ты же (стих 10), – ты же (стих 14), – ты же (4, 5). В: Б1) первом (стихи 10-13) – внушает: мужайся; во: Б2) втором (см.: 3, 14 – 4, 4): ревнуй неусыпно о спасении других; в: Б3) третьем (см.: 4, 5 – 8): трезвенно и мудро веди дело благовестника, как мой наместник.

Б1) Мужайся (3, 10-13)

Мужайся: Б11) нам с тобою уже не в первый раз вступать в труды и терпеть (стихи 10 – 11); Б12) да и нечего ожидать нам покоя, для нас он не положен (стихи 12 – 13).

Б2) Ревнуй (3, 14-4, 4)

Именно: Б21) сам пребывая в принятом тобою спасительном учении (см.: 3, 14-17), Б22) неутомимо преподавай его и другим (4, 1-4). – В изложении сих пунктов не то имеется в виду, чтоб выяснить обязанность так именно действовать, а более то, чтоб выставить воодушевительные на такое действование побуждения.

Б21) Пребывай в спасительном учении (3, 14-17)

Для пребывания в принятом учении два побуждения: Б211) ведый, от кого научился ecи (3, 14) – и: Б222) яко из млада Священная Писания умевши (3, 15-17).

 

 

Б3) Неутомимо преподавай его другим (4, 1-4)

Дело ревности пастырской – спасение душ вверенных. Средство к тому главное: Б32) убеждение проповедию слова истины. Это и внушает теперь святой Павел (см.: 4, 2): проповедуй, настой. В воодушевление к сему: Б31) поставляет он пастыря пред л идем Бога, в момент суда, когда он должен будет дать отчет о приставлении домовнем (см.: 4, 1). И чтобы пастырь не подпал искушению отлагать дела проповеди на завтра, прилагает: Б33) поспеши; скоро настанет время, когда многие не станут уже слушать слова истины (см.: 4, 3 – 4).

Б4) Трезвенно и мудро веди дело благовестника, благоразумствуй (4, 5-8)

Выставив такое правило: Б41) в 5-м стихе, говорит затем святой Павел: Б42) о конце своего служения (стихи 6 – 8). Этим он дает разуметь, что преемником и продолжателем своего дела оставляет святого Тимофея, – представляя в сем наисильнейшее побуждение к достодолжному пастырствованию.

Б42) О конце служения Апостола (4, 6-8)

О смерти своей говоря, не довольствуется Апостол помянуть: Б421) о самом событии, что вот-вот (стих 6); но прилагает: Б422) указание подъятых трудов (стих 7) – и: Б423) того, чем завершится наконец притрудный путь жизни его (стих 8). – Все эти указания крайне возбудительным образом должны были действовать на святого Тимофея – и более всего пригодны были для цели, какую имел святой Павел в настоящем отделении Послания.


 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ ЧАСТЬ, ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ (4, 9-22)

Его составляют: а) призвание святого Тимофея к себе с причиною того (см.: 4, 9-12); б) поручение (стих 13); в) предостережение (см.: 4, 14 – 15); г) известия (см.: 4, 16-18); д) целования (см.: 4, 19 – 21); е) благословения (стих 22).

 

 

Улучить такую благодать да даст Бог и нам молитвами и написавшего, и получившего Послание сие, – и да узрим их в вечных их селениях не издали, как богатый Лазаря, но с ними обитая и под их пребывая настоятельством, по благодати и человеколюбию Господа Иисуса Христа, с Коим Отцу со Святым Духом подобает слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков. Аминь» (блаженный Феодорит).


Date: 2015-09-17; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию