Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и функции политической власти





Становление общественной власти обусловлено объективными потребностями развития общества, необходимостью хранить его целостность и как можно полнее удовлетворять общественные интересы.

Возникновение институтов управления и регулирования общественных отношений стало политико-правовым актом, который регламентировал отличие (разнообразие) интересов в обществе и фиксировал политическое отчуждение граждан от непосредственного осуществления властных полномочий.

Усложнение содержания, структуры и функций политической власти способствовало превращению политического отчуждения на норму политической жизни.

С формированием государства общественная власть приобретает своего высшего качественного состояния с инфраструктурой, которая развивается в соответствии с существующих политических реалий.

Длительный исторический период в развитии цивилизации государство являлось монопольным субъектом политической власти, и это приводило к абсолютизации власти и злоупотребления ею, служило препятствием полноценном, эффективному развитию общества. На решении этой проблемы сосредоточивали свои усилия выдающиеся мыслители, государственные и политические деятели. В 18 веке французский философ Ш. Монтескье разработал концепцию разделения властей, суть которой заключается в необходимости функционального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, создание условий для их полноценного функционирования. Такие же мысли высказывал и украинский мыслитель, гетман П. Орлик в своем проекте Конституции Украины, который считается одним из лучших образцов первых политических документов такого рода.

Дальнейшее развитие человечества с интенсивными процессами демократизации всех сфер общественной жизни способствовал расширению спектра участников политической власти, в частности таких, как политические партии, общественные объединения и движения, группы и т.д. Значит и политическая власть стала олицетворением не только государства и его институтов, но и новых субъектов политики.

Следовательно, понятие "политическая власть" объемнее по содержанию, чем понятие "государственная власть", поскольку носителями политической власти является не только государство, но и другие участники политической жизни общества, принимающих участие в реализации властных отношений. Соответственно и политическая власть принимает такие формы, как государственная, партийная, власть общественных организаций, информационная власть и др.

Политическая власть - это способность и возможность осуществлять определяющее влияние на политическую деятельность и политическое поведение людей и их объединений с помощью политических средств (права, авторитета, воли, правомочного использования принуждения и т.д.).

За многовековую историю развития человеческой цивилизации произошли значительные изменения в реализации власти: от архаичных форм насилия и подчинения в современных демократических форм ее осуществления, направленные на достижение консенсуса, самоуправления, подчинение законам.

В современной политологии доминирует трактовки политической власти как взаимодействия общественных интересов, ассоциативной деятельности различных социальных групп (страт), которые в своем противоборстве стремятся к организованного принуждения как основы осуществления своей политики.

Материализация политической власти, обретения ею роли определяющего фактора общественной жизни происходит благодаря институциализации (формированию и функционированию соответствующих институтов власти). Становление и развитие политических институтов, в свою очередь, является показателем уровня цивилизованности общества.

Основными характерными признаками политической власти являются:

- легальность использования силы;

- верховенство, обязательность ее решений для всех граждан;

- публичность, то есть всеобщность, и безличность, что является проявлением усезагальної свободы;

- моноцентричность и иерархичность центров принятия решений;

- многообразие ресурсов и методов осуществления власти (от насилия, принуждения, наказания к поощрения и убеждения, от контроля и управления к соперничества и сотрудничества);

- легальность власти как оправдание применения силы и ограничение свободы, когда граждане определяют правомерность существующего политического порядка.

Социальная роль политической власти полнее раскрывается через ее функции, включающие в себя:

- формирование политической системы и политических отношений общества;

- управление делами общества и государства на различных уровнях;

- руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами;

- контроль политических и других отношений и в конечном итоге создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного устройства (монархического, республиканского), открытого или закрытого, отделенного от государства (автократического) общества, присущей данной государстве политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик.

 

Лидерство - предмет изучения многих наук. Так, например, психология изучает особенности личности лидера. Социология рассматривает лидера с точки зрения социальной структуры. Социальная психология изучает лидерство как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, разрабатывает методы отбора, обучения и выдвижения руководителей. Политология рассматривает лидерство как один из важнейших механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов в сфере политики. Сущность политического лидерства составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово "лидер" в переводе с английского (" leader ") означает "ведущий", "руководящий".

Лидерство, как социальное явление внутренне присуще природе человека, всем человеческим общностям и является древнейшей формой организации жизни людей. Значительный вклад в исследование политического лидерства внесли Макиавелли, Томас Карлейль (1795 - 1881), Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882).

Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844 - 1900). Он пытался обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - человека-лидера, сверхчеловека. “Цель человечества, - писал Ницше, - лежит в его высших представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей - в этом и ни в чем ином состоит его задача” (Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. М.1990, с. 286). Сверхчеловек не ограничен нормами морали, его отличают высокие жизненные силы и воля к власти.
Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард (1843-1904). Он пытался доказать, что основной закон социальной жизни - подражание лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса общества - открытия, сделанные инициативными и оригинальными личностями.

Марксизм ограничивает возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает сознательным выразителем воли класса. Они предупреждали рабочих обезопасить себя от собственных чиновников. Ленин и особенно Сталин упростили представления о соотношении масс и политического лидера. "Массы, - писал В.И. Ленин, - делятся на классы... классами руководят обычно... политические партии...” которые, по словам Ленина, “...управляются более или менее устойчивыми группами наиболее авторитетных, влиятельных, опытных, выбираемых на самые ответственные должности лицами, называемыми вождями” (В.И.Ленин Полн. собр. соч. Т.41, с.24). Отрицание исторической роли лидеров свойственно и немарксистским исследователям. Так, например, Б.Мацлих утверждает, что лидеры не имеют никакого значения. Массы и окружающая среда в целом диктуют поведение лидеров, влияют на ценности и цели, определяют средства достижения цели, контролируют их действия с помощью конституций, партий и других институтов. Большинство современных исследователей лидерства полагают, что не следует недооценивать автономию и активность политических лидеров, их воздействия на общество. В современной науке лидерство характеризуется не однозначно. Выделяются следующие подходы к его трактовке:

1. Лидерство - это власть, направленная сверху вниз. Ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц.

2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, руководящая должность, связанная с принятием решений. Такая трактовка вытекает из структурно-функционального подхода, рассматривающего общество как сложную, иерархически организованную систему социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера.

3. Лидерство - это влияние на других людей. Это влияние должно иметь 4 особенности:

-быть постоянным;

-руководящее воздействие должно осуществляться на всю группу (организацию, общество);

-политического лидера отличает явный приоритет во влиянии;

-влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или признание правомерности руководства;

1. Лидерство - это особого рода предпринимательство, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации "политического товара", а также в рекламировании этого товара как общего блага.

2. Лидер - это символ общности и образец политического поведения. Он выдвигается снизу, стихийно по преимуществу. Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое в отличие от лидерства предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений “господства подчинения”.(Ильин М.В., Коваль Б.И. Личность в политике: “Кто играет короля?”//Полис, 1991, №6, с.138).

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему. В малых группах, основанных на непосредственных контактах членов, выделение лидера может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности. В крупных объединениях институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций обязательны. Институциализация отражается в понятии формального лидера. В противоположность неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). В политике формальный аспект - ведущий.

Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют 3 главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства. Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории. Старейшая из них - теория черт. Она основывается на выявлении качеств, присущих идеальным лидерам - героям. В настоящее время эта теория ставится под сомнение. Не всегда нужны выдающиеся качества. Они порой даже мешают. Набор этих качеств меняется в зависимости от исторических ситуаций, географического расположения государства и т.п. Вторая волна теории черт - факторно-аналитическая. Эта теория вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате вырабатывается стиль поведения лидера, который зависит от определенных социальных условий. Следующая теория, объясняющая феномен лидерства – ситуационная. Она исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер - функция определенной ситуации. Лидерские качества относительны. Один человек может проявить себя на митинге, другой - в индивидуальной работе, третий - в межличностном общении и т.п. Она (теория) не отрицает важности индивидуальных качеств личности. Теория конституентов уточняет, развивает ситуационную концепцию. Она объясняет феномен лидерства через последователей и конституентов. В круг конституентов включают политических активистов, приверженцев (последователей лидера), избирателей, тех, кто взаимодействует с ним, оказывает влияние. Взаимодействие лидера и его конституентов -обоюднонаправленное. Лидеры могут менять своюсоциальную опору. Психологические концепции. В их основе лежит психоаналитическое объяснение лидерства. Как считает основоположник психоанализа З.Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. У многих людей обладание руководящими позициями выполняют субъективно-компенсаторные функции, позволяют преодолеть чувство неполноценности. Вклад в развитие психоанализа внесли Эрих Фромм, Теодор Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенной к авторитаризму. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих неврозы. Человек убегает от этого в сферу господства. Это спасение для авторитарной личности. Такой тип поведения в психологическом смысле - проявление не силы, а слабости. Все эти интерпретации лидерства позволяют увидеть разнообразные стороны лидерства, но не дают полной картины. Попытку решить задачу, осуществить комплексное исследование лидерства предлагает интерактивный анализ. Он учитывает следующие главные моменты лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия, механизм взаимоотношений лидера и его конституентов.

И все же создать единую универсальную концепцию лидерства невозможно.

А сейчас поговорим об эволюции политического лидерства. На практике она проходит несколько этапов:

возникновение общественных движений и выделение их лидеров.

образование партий, выработка их программ и организационных принципов.

формирование иерархии партийно-политического руководства.

борьба за власть, приход партий к власти, участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей.

Каковы признаки политического лидера? Это:

- наличие собственной политической программы;

- необходимость бороться за осуществление программы. Отсюда такие личные качества как воля, целеустремленность, настойчивость;

- умение завоевывать массы, популярность;

- время и возможности, чтобы доказать свое лидерство;

- сохранение своего политического лица независимо от наличия официального поста или потери его.

Какие же существуют подходы к классификации лидерства?

Известна классификация, определяющим фактором которой является авторитет лиц, осуществляющих власть (по М. Веберу). Согласно этой классификации, выделяют:

- традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций (сын монарха сам становится монархом). Такой тип лидерства характерен для доиндустриального (докапиталистического) общества;

- бюрократическое лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его "разумность" В нем лидер - чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы. Личные качества здесь вторичны, главное - целостность системы. Этот тип лидерства характерен для "индустриального" общества;

- харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные особенности вождя, культе его личности.

Различия между типами в том, что традиционное и бюрократическое лидерство функционируют в стабильных социальных структурах и приспособлены к решению повседневных задач. Харизматическое возникает на крутых поворотах истории. Очевидно, что страны Восточной Европы и СНГ в последнее время столкнулись с процессом "харизматизации" политического лидерства. Кризисные явления создают в большинстве стран острую, неустойчивую обстановку. И как это уже не раз бывало в истории, она порождает в политическом сознании надежды на некое “чудо”, способное разом решить все проблемы. В этих условиях знания начинает заменять вера.

Существуют и другие попытки классификации лидерства. Так, политологи А. Танненбаум, Б. Бэсс и др. выделяют 3 разновидности лидерства, в основе которых лежит тип проявления: авторитарный, демократический, невмешивающийся.

Авторитарный лидер требует монопольной власти, единолично определяет и формирует цели, группы и способы их достижения. В таком случае связи между членами группы сведены к минимуму и проходят через него или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие - "железная требовательность", угроза наказания, чувство страха. Психологический климат в группе характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и последователями, которые превращаются в пассивных исполнителей воли лидера.

Демократичекий стиль лидерства. Все мероприятия в коллективе облекаются в форму предложений. Товарищеская похвала и порицание делаются в форме демократических советов. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении, они инициируют каждого. Информация не монополизируется лидером.

Невмешивающийся стиль - отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Лидер старается уйти от решения проблем, ответственности, перекидывая ее на подчиненных. Избегает конфликтов. Подобный стиль лидерства получил распространение в нашей стране, особенно в период 70-80 гг.

Американский политолог Р. Такер дает типологию лидерства с точки зрения механизма власти. Он выделяет:

Лидера-реформатора, который верит в общественные идеалы и видит противоречия между ними и фактическим поведением людей, поэтому призывает их изменить свое поведение (Н.С. Хрущев, Ф.Рузвельт).

Лидер-консерватор не желает изменений, противодействует им, обладает независимо от личных качеств сильными союзниками, поддерживающими его (Л.И. Брежнев).

Существует деление лидеров на обычных("реальных") и великих (как великих "героев", так и великих"злодеев"). Первые не оставляют заметного личного следа в истории. Вторые пытаются осуществить в политике перемены. В политологии выделяются также собирательные образы лидера: знаменосца, служителя, торговца, пожарного. Лидеры могут быть: правящие и оппозиционеры; крупные и мелкие; пролетарские, буржуазные и т.п.

Существование развернутой системы политических лидеров - необходимая предпосылка демократии и одно из ее конкретных проявлений. Проблема политического лидерства возникает лишь при наличии политических свобод. Ее непременным условием является политический плюрализм: многопартийность, фракционная деятельность внутри парламентов и партий, когда идет непрерывное политическое и интеллектуальное состязание людей в политической жизни общества. Главное, чтобы оно осуществлялось в рамках закона и носило конструктивный характер.

Сегодня в Республике Беларусь складывается поистине уникальная ситуация. С одной стороны, продолжают существовать партийно-государственные руководители, не обладающие качествами политических лидеров. Часть из них была выдвинута еще в застойные годы, часть позднее, но по старой схеме. Сосредоточив в своих руках власть, эти люди в большинстве случаев не пользуются политическим авторитетом, не воспринимаются в качестве лидеров. С другой стороны, процессы обновления в государственном руководстве выделяют из его среды на всех уровнях деятелей, обладающих лидерскими качествами.
Таким образом, лидерство связано со стремлением к власти. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколько на формировании с ее помощью мотивов активной деятельности людей, здоровой общественной атмосферы.

 

Date: 2015-09-17; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию