Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные концепции власти





Власть как категория политической науки определяется неоднозначно, с точки зрения понимания ее сущности и природы. Существуют следующие основные концепции и подходы к определению природы власти.

Концепции (ведущие представители) Содержание
Теологическая (ученые-богословы) Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человека
Биологическая (Ф. Ницше) Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке
Бихевиоризм (Ч. Мерриам, Г. Лассуэль) В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности
Психоаналитическая (З. Фрейд, К. Хорни) Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием
Структурно-функциональная (Т. Парсонс) Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)
Социальная конфликтология (потенциально-волевая) (К. Маркс.) Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю
Дуалистическая(М. Дюверже) Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции

 

Поведенческий подход Социологический подход
Природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека Природа власти объясняется через определенную систему социального взаимодействия

Все подходы к определению сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многозначность этого политического феномена. В современной политологии определяют три важнейших аспекта власти, среди которых основополагающим является директивный:

· директивный аспект (власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение приказа-директивы);

· функциональный аспект (власть понимается как способность и умение реализовать функцию общественного управ-ления);

· коммуникативный аспект (власть реализуется через общение, это вид социального взаимодействия).

· Я думаю, что стоит начать с концепции Макса Вебера.

· Он, в своих рассуждениях подчёркивает, что власть – способность настоять на своём даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чём эта способность выражается. Другими словами, власть – такое взаимоотношение, при котором один субъект может тем или иным образом вызывать изменения (уступки) в поведении других людей, желательные для него, даже, когда не желают этого те, кто должен изменить свое поведение. Таким образом,

· М. Вебер нам хочет сказать, что человек, который имеет власть может изменять поведения других людей, заставлять их делать, поступать так как хочет он даже тогда, когда они этого не хотят. В общем, имеющий власть имеет право изменять поведение других людей, направлять их действия (поступки) для достижения своей желаемой цели.

· Власть – форма социальных взаимодействий и в то же время инструмент, обеспечивающий упорядоченный характер этих взаимодействий. Вместе с тем власть – сложный механизм социального взаимодействия, который включает не только властные воздействия, волю, последовательность со стороны властителя, но и признания обоснованным доверия к властным действиям и ко всему порядку, системе отправления власти со стороны опекаемых. Тут можно сделать акцент на легитимности власти – массовой поддержке опекаемыми. То есть, власть есть законное социальное взаимодействие, потому что основана на массовой поддержке и признании опекаемыми (в этом есть даже некая добровольность). Имеющий власть -

· Имеет господство. А господство, по Веберу, - это есть реальная способность подчинить себе других. Говоря о легитимности господства, он выделяет 3 разновидности «легитимных оснований господства»:

· + Харизматическое господство – подчинение (основанное на эмоциональной, аффективной реакции поклонения особому дару лидера.);

· + Традиционное господство – подчинение (основано на вере в священное происхождение существующих порядков.)

· + Легальное господство – подчинение (на основании устава осуществляется «в силу веры в обязательность легального установления власти, обоснованной рационально созданными правилами…»)

· Все эти «легитимные основания господства» существовали (существуют) в различных обществах, причем последнее свойственно современному государству, предприятию, фирме и т. д.

· Что же по поводу власти говорил Эмиль Дюркгейм?

· Он начинает с подходить к понятию власть, со стороны иерархического взаимодействия. Главным проявлением иерархических взаимодействий является оказание одним из участников взаимодействия (предоставляющим особо важные услуги для других) воздействия на поведение другого.

· Способность оказывать воздействие на поведение другого – это основной признак иерархических взаимодействий. Способность оказывать взаимодействие - есть проявление влияния на другого, а влияние – переходная к власти форма взаимодействия. Отсюда следует, что власть – прежде всего влияние, которое является формой взаимодействий.

· Высшая форма иерархизированых социальных взаимодействий – социальная власть. Дюркгейм подчеркивает, что основой власти как формы

· взаимоотношений является такое средство обмена, как уступка: получатель жизненно важной и дефицитной услуги обрекает себя на повиновение, т. е. на то, что его деятельность будут контролировать, координировать, программировать и преобразовывать.

· Выходит, власть основывается на уступке (средстве обмена) – мы входим в повиновение за получение жизненно важной, дефицитной услуги. Например: мы получаем услуги государства, и при этом должны подчинятся законам и властям этого государства.

· В концепциях Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма есть схожие элементы. По Веберу власть - форма социальных взаимодействий, и Дюркгейм также считал власть таковой. Для него власть – форма иерархизированых социальных взаимодействий, то есть Дюркгейм в определение добавляет слово «иерархизированых». Получается, что иерархия есть форма проявления власти. Человек, который имеет власть находится на более высокой позиции (иерархии) среди других, кроме этого он имеет нечто, может реализовать особую услугу, жизненно необходимую другим. На этом (на уступке) и основывается власть человека. Вебер говорит, что власть имеющий способен изменять поведения других людей на основе господства, и Дюркгейм считает, что власть имеющий может оказывать воздействие на поведение другого в силу иерархического взаимодействия.

· При этом, мне кажется, что концепция Макса Вебера – более шире расписана. Он включает понятие господства, по-моему – с этим как раз и связана власть. Это, как тень власти. Имеющий власть - имеет господство.

· Говоря о концепции власти М. Фуко, можно сказать о том, как он давал определение её. Власть – «это взаимоотношение сил, или, точнее, всякие взаимоотношения сил являются «властными взаимоотношениями». Он говорит, сто власть – определённая сила. Кроме того, эта сила никогда не бывает в единственном числе, ей уже по самой её сути приходится находиться в отношении с другими силами, так что всякая сила уже является отношением, то есть властью: у силы нет ни другого объекта, ни другого субъекта, кроме силы. Всякая сила имеет противосилу, она не бывает в единственном числе, поэтому она находится в отношении с другими силами, значит всякая сила является отношением, то есть властью. Власть - соотношение сил, а это, в свою очередь,- конституирующие действия, направленные на другие действия: побуждать, стимулировать, отклонять, облегчать или затруднять, расширять или ограничивать, делать более или менее вероятным…

· Власть — аффект, действие, так как сама сила определяется через имеющуюся у неё способность воздействовать на другие силы (с которыми она находится во взаимоотношениях) и испытывать воздействие других сил.

· Вообще власть (по М. Фуко) – сила, а точнее соотношение сил, потому, что сила в единственном числе не бывает, и сила направлена на другую силу, потому что у нее нет ни другого объекта, ни другого субъекта, кроме другой силы. Если сравнивать концепцию власти Фуко и концепции Вебера и Дюркгейма, то можно сказать то, что в сравнении с ними он утверждал: «Власть не является формой, например, не формой-государством, взаимоотношения власти осуществляются не между двумя формами» Для него власть – динамическая характеристика, а не статическая (как считали Вебер и Дюркгейм), и она не есть форма социальных взаимодействий. Власть – по Фуко, скорее, взаимоотношения сил. Например: боксер имеет награды, он успешный боксер, потому что имея силу, он победил других (сумел противостоять в отношениях с другими силами); его сила – власть. Он достиг власти посредством своей силы, или я не прав? Так же и во всех сферах жизни действует этот принцип сил.

· Интересная теория власти и у Пьера Бурдье.

· Под властью Бурдье подразумевает символическое превосходство. А борьба за символическое превосходство — это борьба за право легитимной номинации и классификации. То есть человек, имеющий власть,- имеет символическое превосходство +право легитимной номинации и классификации. И чтобы человеку бороться за власть, или символическое превосходство, ему необходимо бороться за право легитимной номинации и классификации. Человек, который имеет символическое превосходство, имеет монополию на легитимное насилие на поле.

· Если концепцию власти Бурдье сравнивать с Концепцией Вебера, то можно заметить момент, который связанный с легитимностью власти. Вебер говорит о легитимных основаниях господства, и выделяет их 3 (приведены выше), то есть об основаниях при которых человек, который имеет власть может изменять поведения других людей, заставлять их делать, поступать так как хочет он даже тогда, когда они этого не хотят, - что является насилием. И Бурдье обращает внимание право легитимного насилия, которое есть у человека, имеющего власть.

· Теперь перейдём к рассуждениям Зигмунда Баумана о власти.

· Понятия власти и властвования у него связаны с понятием свободы. Свобода, по Бауману, - способность осуществлять действие, т.е. выбирать цель какого-либо действия и распоряжаться средствами, которые и делают эти цели реалистичными. Различия в степени свободы зачастую трактуются как различия в степени властвования. Он говорит, что обладание властью позволяет действовать более свободно, а отсутствие власти, или ее недостаток по сравнению с другими людьми означает, что свобода выбора ограничена решениями, которые принимают другие.

· Власть, с его точки зрения, - способность пользоваться действиями других людей как средствами для достижения собственных целей. И «чем больше у человека власти, тем большее количество решений может считаться у него реалистичным…»

· Интересное: увеличение свободы власть предержащего возможно за счет обесценения свободы других людей. А это обесценение свободы других людей можно достичь 2-мя способами:

· 1- насилие;

· 2- манипулирование ситуацией таким образом, чтобы заставить других людей достигать свои цели, только исходя из правил, установленных власть имущими.

· Если сравнивать концепцию Баумана с другими, то можно сказать что для него власть – не просто какая то форма социальных, иерархизированых взаимодействий, не какая то сила или взаимоотношение сил, не просто символическое превосходство, а скорее - способность пользоваться действиями других людей как средствами для достижения собственных целей.

Типологию видов власти, основанную на трех источниках власти, создал немецкий социолог и экономист Макс Вебер (1864 – 1920).

· личных качествах

· традициях и обычаях

· формальном законе

Во всех трех случаях власть является социально одобренной, т.е. легитимной.

1. Харизматическая власть – власть, основанная на подчинении лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительных личных качеств.

Характерные черты (основные элементы):

· вера в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя.

· подчинение лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительных личных качеств.

· отрицание всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим.

преимущество: эффективность управления (особенно во время кризиса)

недостаток: практическая безотчётность и бесконтрольность.

Н.Алексеев писал: «… властные отношения по природе своей всегда иррациональны, в них присутствуют элементы гипнотизма, им не чужды состояния магического очарования, особого обаяния, поклонения и восторга». Это и есть харизма.

2. Традиционная власть – власть, основанная на подчинении лидеру (вождю, королю, президенту) в силу сложившихся традиций и обычаев.

Характерные черты (основные элементы):

· обычаи, вера в непоколебимость и священность издревле существующих порядков

· привычка повиноваться власти

Положительные черты:

· прочность, т.к. власть монарха переходит по наследству

· затраты на управление меньше

· чувство общности среди людей

· устойчивость перед внешними потрясениями

Отрицательные черты:

· слабая восприимчивость к новому

· неповоротливость государственного аппарата

· постепенное накопление внутренних противоречий

· возможность экономической стагнации

3. Легальная власть (рационально-правовая)– власть, основанная на подчинении не лидеру (вождю, королю, президенту), а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Характерные черты (основные элементы):

· вера в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.

· доверие граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям.

· субъект власти – элита, деятельность которой строго ограничена правовыми нормами.

· субъект управления – государственная бюрократия, деятельность которой регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.

· объект власти – народ, подчиняющийся нормам права.

Рассмотрим примеры представителей различных типов власти.

Тип власти Исторические личности
Харизматическая Александр Македонский (Александр III Великий), Владимир Ильич Ленин (Ульянов), Адольф Гитлер, Джон Кеннеди.
Традиционная 1. Власть в Великобритании с 1901 до сегодняшнего дня Елизавета II – королева Великобритании – Георг VI (отец) – 1936-1952 гг., Георг V (дед) – 1910-1936 гг., Эдуард VII (прадед) – 1901-1910 гг. 2. Власть в России с 1596 по 1917 гг. Михаил Федорович Романов – Алексей Михайлович – Федор Алексеевич – Софья Алексеевна – Иван V Алексеевич – Петр I (Великий) – Екатерина I – Петр II – Анна Иоанновна – Иван VI – Елизавета Петровна – Петр III – Екатерина II (Великая) – Павел I – Александр I – Николай I – Александр II – Александр III – Николай II
Легальная В России с 1991 – до сегодняшнего дня Б.Н.Ельцин – В.В.Путин – Д.А.Медведев

Рассмотрим примеры исторических личностей, которые обладали харизматическими чертами.

Личность Годы жизни Историческая известность
Будда (полное имя Сиддхартха Гаутама Шакьямуни) 563 – 483 гг. до н.э. Древнеиндийский мудрец Основатель буддизма
Магомет (Мухаммед) 571 (570) – 632 гг. Основатель ислама, почитаемый как пророк.
Соломон 965 – 928 гг. до н.э. Царь Израильско-Иудейского царства в 965-928 гг. до н. э.
Александр Македонский (Александр III Великий) 356 – 323 гг. до н.э. Царь Македонии с 336 года, полководец, создатель крупнейшего государства древнего мира.
Гай Юлий Цезарь 102 (100) – 44 гг. до н.э. Римский политический деятель и полководец.
Владимир Ильич Ленин (Ульянов) 1870 – 1924 гг. Основатель коммунистической партии и советского государства. Один из лидеров международного коммунистического движения.
Адольф Гитлер 1889 – 1945 гг. Фюрер и имперский канцлер Германии (1933-1945).
Иосиф Виссарионович Сталин 1878 (79) – 1953 гг. Высший руководитель СССР. Генералиссимус Советского Союза (1945).
Франклин Делано Рузвельт 1882 – 1945 гг. 32-й президент США (с 1933, Демократическая партия).
Джон Кеннеди 1917 – 1963 гг. 35-й президент США (1961-1963, от Демократической партии).
Мао Цзэдун   Председатель ЦК КП Китая (КПК) с 1943. Один из основателей КПК. В 1954-59 председатель Китайской Народной Республики (КНР).
Черчилль Уинстон Леонард Спенсер 1874 – 1965 гг. Премьер-министр Великобритании в 1940-45, 1951-55. Один из лидеров Консервативной партии.

 

Date: 2015-09-17; view: 2191; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию