Софокл и 5.Еврипид
Деятельность Софокла и Еврипида была следующим этапом в развитии греческого театра.
Если у Эсхила боги, хотя бы и невидимые, выступают на первом плане, то в трагедиях Софокла основное внимание уделено человеку, совсем миром его душевных переживаний, мыслей, страстей, чувств.
В трагедиях Софокла выразились гражданские и нравственные идеалы антично рабовладельческой демократии эпохи рассвета.
По свидетельству Аристотеля, Софокл сам говорил, что он изображает людей такими, какими они должны быть, а Еврипид - такими, каковы они в действительности.
Высокая гуманистическая направленность трагедии Софокла, интерес к человеческой личности и его душевным переживаниям повлекли за собой дальнейшую драматизацию театра, представления – появление третьего актёра, в уменьшении роли хора (несмотря на доведение числа участников хора до 15) и увеличение диалогических частей трагедии. С именем Софокла связывается и введение декорации живописи. Все эти театральные нововведения сделали его трагедию более живой и сценичной.
Этому же способствовало введение более сложных, чем у Эсхила, перипетий (т.е. переходов от счастья к несчастью и обратно) и узнаваний.
Однако Софокл отказался от некоторых сценических эффектов, которыми пользовался Эсхил: у него нет торжеств, въездов царей на колесницах, не появляются призраки.
Софокл был счастливейшим из людей и едва ли не самым мрачным из пессимистов. Он был добродушен, остроумен, непритязателен, любил удовольствия и отличался обаянием, искупавшем все его ошибки. Он написал 113 пьес; мы располагаем только семью из них и не знаем, в каком порядке они были созданы.
Софокл почти полностью игнорирует нравственные вопросы и с безжалостностью психоаналитика исследует ненависть молодой женщины к родной матери. Главные свойства пьес - это красота слога и совершенство техники. Здесь перед нами типичная «классическая» форма изъяснений – отточенного, безмятежного и прозрачного; энергичного, но сдержанного исполненного достоинства, но изящного, наделенного мощью Фидия и гладкой изысканностью Праксителя.
Классическим является и строение пьесы: каждая строка значима и устремлена к тому пункту, где действие обретает кульминацию и смысл. Увещевания Софокла, в отличие от Эсхила, меньше опираются на божественные заповеди.
Date: 2015-09-05; view: 539; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|