Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логика эгоистических установок
Первичный догмат эгоистического ума — это то, что мы являемся центром Вселенной, самыми важными, чьи счастье и несчастье наиболее существенны. Почему мне кажется, что я важнее всех? "Потому что я — это я, — говорит эгоистическая установка, — потому что я — это не ты". Я кажусь себе центром Вселенной (хотя я слишком благоразумен, чтобы заявить это публично). Но так же и вы, и многие другие. Простое ощущение, что наше счастье важнее всего, не делает его таковым. Какие у нас есть доказательства, что наше счастье важнее всего? Разве мои зубы болят сильнее, чем ваши? Разве я получаю от еды большее удовольствие, чем нищий? Если мы подойдем к этому логически, сможет ли кто-то из нас сказать, что радость или печаль, которые мы испытываем, сильнее или важнее, чем у других? Нам может казаться, что раз мы глава семьи, директор фирмы или умелый и талантливый человек, то мы важнее других. Да, важнее, но лишь потому, что в связи со своим положением несем большую ответственность за то, чтобы служить и помогать другим. Однако это не значит, что наше счастье лучше, а боль хуже, чем у других. Индийский мудрец Шантидева говорит во "Введении в практику бодхисаттвы": Когда и я, и прочие созданья Подобны в том, что все желаем счастья, Чем важен я и почему Лишь своего ищу я блага? Богатый и бедный, умный и не очень, красивый и уродливый — все хотят быть счастливыми и избежать всяческих несчастий. Мы можем отличаться тем, в чем находим счастье, но сам факт желания счастья общий для всех. В этом все существа равны. Как говорит Шантидева: Потому я должен рассеять несчастья других, Что страдания их такие же, как и мои, И я потому приносить должен благо другим, Что они существа такие же точно, как я. Важно понять, что, хотя все мы хотим счастья, у всех у нас различные пути его обретения. Мы любим разные вещи и имеем различные культурные ценности и личные цели. Было бы самонадеянным думать, что, раз мы что-то ценим, то это также должен ценить и любой другой. Много непонимания возникает между культурами и поколениями, поскольку мы полагаем, что другие должны ценить то же, что и мы. Очень важно осознавать это и уважать чужие предпочтения и неприятия, даже если они отличны от наших. Это призыв заглянуть за поверхностное сходство между людьми и обратить внимание на более глубокий уровень. В первом приближении мы можем думать: "Ты увлекаешься химией. Я считаю, что это скучно, а вот древняя история — это интересно"; или: "Ты хочешь, чтобы твоя страна была более современной, а я хочу, чтобы моя притормозила и больше соприкасалась с природой". Если мы сосредоточимся на этих различиях, то почувствуем себя отрезанными от других. Однако, если посмотреть глубже и увидеть, что на самом фундаментальном уровне мы одинаковы в том, что хотим счастья и не желаем страданий, то почувствуем себя очень близкими с другими. Ощущая, что с каждым у нас есть что-то общее, мы сможем лучше общаться. Шантидева вопрошает: Как руки, ноги, уши, губы, пальцы Мы полагаем все частями тела, То почему же не считать частями жизни Всех тех существ, что в плоть облечены? Когда мы наступаем на колючку, наша рука тянется, чтобы вытащить ее из ступни. Рука не колеблется. Она не думает: "Почему бы ноге самой о себе не позаботиться? Помогать ей для меня такое неудобство". Почему рука с такой легкостью помогает ноге? Потому что они видятся частями единого целого, нашего тела. Подобным образом, если мы рассматриваем всех существ как части единого целого — жизни, то нас не затруднит помощь другим. Мы будем помогать другой части большого целого, частью которого являемся сами. Вместо того, чтобы думать о себе как о независимых людях, мы поймем, что на самом деле взаимозависимы. И тогда мы будем помогать другим, как если бы помогали самим себе. Так мы будем оказывать помощь, свободную от гордости. Когда рука помогает ноге, она не думает: "Как я велика! Взгляните на меня. Я столь многим жертвую ради этой ноги. Я надеюсь, нога оценит, что я для нее делаю!" Рука просто помогает. Безо всякой снисходительности или гордости. Точно так же у нас нет никаких оснований хвастаться тем, как много мы делаем для других. Если мы приучим себя к идее, что все мы являемся частями единого целого — жизни, помощь другим станет настолько же простой, насколько сейчас такой является помощь самим себе. Снова и снова размышляя о равенстве себя и других, мы можем устранить эгоизм из мыслепотока. Когда в комнате зажигают свет, автоматически исчезает темнота. Подобно этому, когда ложное понимание и предубеждение нашего сосредоточенного вокруг самих себя подхода предстают перед глубинным пониманием, исчезает эгоистичная установка. Если снова и снова приучать себя к установке на бескорыстную помощь, она станет такой же естественной, как сейчас эгоизм. Самоозабоченность — это состояние ума, которое отражается в наших действиях. Однако мы не можем оценивать уровень эгоизма или бескорыстия других просто по их поступкам. К примеру, один человек может напоказ пожертвовать на благотворительность тысячу долларов, побуждаемый желанием казаться щедрым в глазах своих друзей. А другой может скромно внести на благотворительность пять долларов с искренним желанием того, чтобы другие получили пользу. В действительности щедр второй человек, тогда как первый жадно ищет хорошей репутации.
Date: 2015-09-05; view: 284; Нарушение авторских прав |