Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ состава и динамики прибыли
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. Его основные задачи: систематический контроль за формированием финансовых результатов; определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты; выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины; оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет о движении капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции); прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода); балансовая (валовая) прибыль (финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы); налогооблагаемая прибыль (разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривайся); чистая (нераспределенная) прибыль (прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений); капитализированная (реинвестированная) прибыль— это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. фонд накопления; потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы. В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию Предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Как показывают данные табл. 1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 21,85%. Темп ее прироста к прошлому году в сопоставимых ценах составляет 1,7%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (83,6%). Удельный вес операционных финансовых результатов составляет всего 12,6%, но с развитием рыночных отношений он может быть значительно большим. 2.2.Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (УРП); ее структуры (Уд,); себестоимости (С,) и уровня среднереализациоиных цен (Ц,). П=Σ (VPПобщ*Удi(Цi-Сi)) Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. • Себестоимость продукции обратно пропорциональна Прибыли: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли, можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 2. Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. Выполнение плана по реализации исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу). На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:
Крп = (VPПф/VPПпл) = (18405/20500) = 0,9
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13930тыс. руб. (15 477*0,9). Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат: Σ (VPПia*Цiпл)-Σ (VPПia*Сiпл) 81 032-65534= 15498тыс.руб. Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат: Σ (VPПiф*Цiф)-Σ (VPПiф*Сiпл) 97 120 - 65 534 = 31 586 тыс. руб. По данным табл. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет: объема реализации продукции ΔПvрп=Пуслl-Ппл 13930- 15 477 =-1547 тыс. руб.; структуры товарной продукции. ΔПстр = Пусл2 - Пусл1 = 15 498 - 13 930 = +1568 тыс. руб.; отпускных цен ΔПц = Пуслз - Пусл2 = 31 586 - 15 498 = +16 088 тыс. руб.; себестоимости реализованной продукции ΔПс = Пф-Пуслз = 18 597 - 31 586 = -12 989 тыс. руб. Итого+3120тыс.руб. Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 1568 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12 989 тыс. руб. Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен. Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид: П=VPПi (Ui-Ci). Методика расчета-влияния факторов способом абсолютных разниц (на основании данных табл. 4): ΔПурп =(УРПф- УРГи.Щпл - Спд) = = (12 546 - 10 455) • (5,0 - 4,0) =+2091 тыс. руб.; ΔПц = (Цф - LU -УРПф = (6,0 - 5,0) • 12 546 = +12 546 тыс. руб.; ΔПс = -(Сф - С„л) -УРПф = -(4,8-4,0) • 12 546 =-10 037 тыс. руб. Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 4 показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен и какие факторы оказали положительное, а какие - отрицательное влияние и в какой степени. После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции. Date: 2015-09-05; view: 838; Нарушение авторских прав |