Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшие эмоции - чувства





 

Чувства - эмоциональная форма отражения социально значи­мых явлений. Они

вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от

параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением био­логических

потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с лично­стными, социально

значимыми ценностями.

Чувства - базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически

обусловленных эмоций они отличаются происхождени­ем - формируются по мере

интернализации индивидом социальных цен­ностей. "Значение для меня" в

чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и

состоит в переводе социально значи­мых явлений в эмоциональную сферу

индивида. Дефекты социализации - несформированность базовых чувств индивида,

его ситуативная зави­симость от стихии низших эмоций.

Чувства человека иерархически организованы - у каждого индивида есть

доминирующие чувства, определяющие его личностную направлен­ность. Они

регулируют различные сферы взаимодействия человека с дей­ствительностью.

Иерархия чувств определяет мотивационную сферу лич­ности.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познава­тельные чувства.

Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) -

чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель гово­рил,

что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам

достижения. В процессе антропогенеза у человека сформиро­валась потребность в

труде, эмоциональное отношение не только к ре­зультатам, но и к процессу

труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует

себя, свои психические и физические возможности.

Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчест­вом, поиском

нового. Эмоционально переживается умственное и физи­ческое напряжение

трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде

сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность

человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим

эмоциональным состоянием.

Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и

поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия

социальным нормам. Нрав­ственные чувства основаны на принятом в данном

обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и

несправедливости.

Совокупность выработанных данным обществом правил и норм пове­дения называется

моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а прак­тическая их

реализация - нравственностью.

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой са­морегуляции -

"нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и

модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его

сверхсознания.

Регуляционная роль нравственных чувств первична - они могут под­страивать под

себя и доводы разума.

Между сознанием и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить

нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств".

Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а человек,

испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность не следует трактовать как внутреннюю полицию духа.

Нравственность свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить

всех к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые

социальные отклонения.

Человек должен добровольно и с радостью брать на себя свои челове­ческие

обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе

внешних запретов, оно порождается гаммой положи­тельных нравственных

установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В

условиях принуждения он может стать дья­волом.

Не угрозы и запрета формируют нравственную личность; она форми­руется в

гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной

ответственности окружающих людей, неизменно исполняю­щих свой социальный

долг.

Чувство долга - это осознание и принятие человеком соци­альных

обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть - способность личности к нравственному самокон­тролю,

критерий ее нравственного самосознания.

Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по

отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее зна­чимы для данного

общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести состав­ляют основу

социально адаптированного поведения. Все эти нравствен­ные чувства связаны с

повышенным самоконтролем личности, ее духов­ным самопостроением.

Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, - это ут­верждение

индивидом своей человеческой сущности.

Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий)

- вос­приимчивость к прекрасному в окружающей предметной и соци­альной

среде, придание прекрасному ценностного значения.

Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предме­тов и явлений,

художественное достоинство произведений искусства -один из основных

показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать

прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его спо­собности

созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном пре­красного.

Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравст­венных и

теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно свя­зано с

непосредственно чувственным отражением соответствия действи­тельности ее высшим

эталонам.

Прекрасно, по определению Н.Г. Чернышевского, то существо, в кото­ром мы

видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим поняти­ям. Человек способен

отражать меру совершенства вещей - правиль­ность, гармоничность,

целесообразность их формы, изящество в звуко­вых, цвето-световых и пластических

отношениях, наслаждаться этой гар­монией.

Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства.

Искусство - образное отражение сущностных сторон действи­тельности -

рассчитано на способность человека понимать символиче­ское отображение

идеализированной действительности. Опираясь на во­ображение, искусство

расширяет рамки непосредственного опыта, стано­вится средством формирования

идеальных устремлений человека.

Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной

деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед

за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является

стимулом, вызывающим функ­ционирование тех чувств, на которые способен данный

индивид. Эстети­ческая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения,

возвы­шения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.

Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью

жизни и в высших своих проявлениях осуществляет ка­тарсис (от греч.

katharsis - очищение) - духовное перерождение через эмоциональное

потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный

потенциал, формирует соответствующие поведенче­ские установки.

Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрас­ного и

безобразного, но и в переживании комического и трагического.

Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожи­данных

несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской

смеш­ного, в иронии - смешное под маской серьезного; возможно и

возвышен­ное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического

сопровож­дается экспрессивной эмоцией - смехом, непроизвольной

реакцией пси­хической разрядки.

Но смеяться можно не над всем. Нельзя смеяться над людскими стра­даниями и

разрушением социальных ценностей. Здесь вступает в свои права эстетическое

чувство трагического. Чувство трагического - возвы­шенно-патетическое

чувство, чувство утраты бесконечно дорогого и сверхценного. Это чувство связано

также с самоперестройкой личности, утверждением жизненной стойкости личности,

ее несгибаемости под ударами судьбы.

Интеллектуальные чувства. Радость познания - одно из

самых силь­ных чувств, ради которых человек устремляется в космос и спускается

на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих житейских

потребностей.

Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связа­но с особыми

психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и

любознательностью.

Любопытство - направленность сознания на снятие

неопределенно­сти с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие

привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих

- во всех этих случаях действует ориентировочный реф­лекс, лежащий в основе

состояния любопытства.

Но состояние любопытства прекращается сразу после его удовлетво­рения, оно не

служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека,

уровень его психического развития, тем он более любознателен.

Любознательность - устойчивое состояние познавательной

направленности личности.

Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовле­творенность

достигнутыми знаниями, испытываемая им радость позна­ния, все более глубокого

и широкого освоения действительности.

 

Date: 2015-09-05; view: 322; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию