Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка ответов





 

Ответ по категории "а" дает 6 очков, "б" - 4 очка, "в" - 2 очка.

Подсчитайте очки, и у вас получится:

24 - 36 очков. Вы в высшей степени подвержены

стрессу, у вас даже могут появиться симптомы болезней, вызванных стрессом,

таких, как сердечная недос­таточность, язвенная болезнь и др.

18 - 24 очка. Вы человек спокойный и не подвержены стрессу.

Если вы набрали намного больше 18 очков, то вам можно посоветовать быть

терпимее к окружающим. Это позволит вам добиться улучшения вашего

межлич­ностного статуса.

Итак, стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и уг­нетающее

влияние - дистресс (от англ. distress - горе,

истощение). Для формирования адаптивного поведения человека необходимо

накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода

из них.

Австресс обеспечивает мобилизацию жизненных сил индивида на преодоление

жизненных трудностей. Однако стратегические защитные психофизиологические

резервы организма нужно использовать лишь в решающих жизненных ситуациях;

необходимо адекватно оценивать встречающиеся на жизненном пути трудности и

правильно определять место и время для генеральных жизненных "сражений".

Негативно-стрессовые явления возникают в случаях длительного пре­бывания

индивида или социальной общности в условиях нормативной неопределенности,

затяжного ценностного противоборства, разнонаправ-ленности социально значимых

целей, интересов и устремлений, кон­фликта норм.

Стрессогенный характер может приобрести длительная изоляция со­циальной

группы. При этом снижается уровень внутригрупповой соли­дарности, возникает

межличностная разобщенность, эгоцентрическая замкнутость отдельных индивидов.

Ситуация становится взрывоопасной.

Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд

приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критиче­ских ситуациях.

Стрессовые ситуации могут возникнуть внезапно и по­степенно. В последнем случае

человек некоторое время находится в предстрессовом состоянии. В это время он

может принять меры с целью соответствующей психологической защиты.

Одним из таких приемов является рационализация надвигающегося

отрицательного события, его всесторонний анализ, снижение степени его

неопределенности, вживание в него, предварительное привыкание к не­му,

устранение эффекта внезапности.

Можно снизить психотравматическое воздействие стрессовых ситуа­ций, имеющих

личностную значимость, путем их обесценивания, сниже­ния значения.

Существует прием предельного мысленного усиления возможных отри­цательных

последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее.

Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных си­туаций.

Военный разведчик, длительное время пребывая во враждебном окружении, со

временем стал бояться разоблачения. Стремясь овладеть своим тревожным

эмоциональным состоянием, он умышленно усилил его, внушая себе, что когда-

нибудь он обязательно будет раскрыт. Чувство страха у него стало таким

силь­ным, что он как бы пережил свою смерть, И после этого уже не испытывал

стра­ха, владел собой в самых рискованных ситуациях.

Стресс следует отличать от аффекта.

Аффект (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) -

внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное

нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дез­организации

сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект - эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуа­ции, опасности

личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека

оскорбления, внезапное, возникновение опасности, грубое физическое насилие -

все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут

вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением соз­нательной

регуляции действий человека. Поведение человека при аффек­те регулируется не

заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает

личность и вызывает импульсивные, подсознатель­ные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности -

избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется при­вычное

поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции,

нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в

сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное,

представление.

Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения,

связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В

состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение

начинает беспорядочно распространяться в под­корковые зоны мозга, эмоции

теряют контроль со стороны сознания.

Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную автономию, что

выражается в бурных примитивных реакциях. "Человек

выявляется своими инстинктами, какой он есть, без социальной по­крышки при

помощи больших полушарий".

Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных про­цессов,

"сшибку" нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервных связей,

значительными изменениями химизма крови, наруше­ниями в деятельности

вегетативной нервной системы и сердечной дея­тельности, в психомоторной

регуляции (жестикуляции, специфические мимические выражения, резкий крик,

плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и

сопровождается частичной амнезией - расстройством памяти.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка

ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

на первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятель­ность,

нарушается ориентировка в действительности;

• на второй - перевозбуждение сопровождается резкими, плохо

контро­лируемыми действиями;

• на заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает

состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку

извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии

развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на

крайне отрицательных последствиях аффек­тивного поведения.

К числу приемов преодоления аффекта относятся: произвольная за­держка

двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую

деятельность.

Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов -моральные

качества личности, ее воспитание. Аффект возникает при де­фиците адаптивных

средств поведения. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и

торможения более склонны к аффектам, од­нако эта склонность может быть

преодолена путем самовоспитания.

Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирую­щем событии

(следовой аффект), а также вследствие накопления чувств.

Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуж­даются

чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захваты­вающее всю

личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

Действия в состоянии аффекта отличаются отсутствием осознанных конкретных

целей. Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно

попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных

действий при аффекте - стремление уст­ранить травмирующий раздражитель.

Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в ста­дии

возникновения аффекта. В дальнейшем человек утрачивает волевой контроль.

Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предвари­тельного

осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному

признаку его нельзя считать совершенным в состоя­нии аффекта.

Физиологический аффект следует отличать от патологического аф­фекта -

болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным

помрачением сознания и парализацией воли.

Приведем схему различительных признаков физиологического и патологического

аффектов:

 

Физиологический аффект Патологический аффект
1. Высшая интенсивность возбуждения 1. Сверхинтенсивность перевозбуждения
2. Соответствие вызвавшей причине 2. Несоответствие вызвавшей причине
3. Значительная дезорганизация сознания ("сужение" сознания") 3. Полная дезорганизация сознания, умопомрачение
4. Несдержанность в действиях 4. Полная потеря способности отдавать отчет в своих действиях
5. Несвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представления 5. Бессвязное хаотическое сочетание идей
6. Сохранение отдельных воспоминаний 6. Амнезия

 

Аффективные состояния могут проявляться в различных формах. Рас­смотрим

некоторые из них.

Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность,

выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник

как биологически защитный механизм. Жи­вотные инстинктивно боятся быстро

приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма.

Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в усло­виях

цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх - ас­теническая

эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает

масковидное выражение.

В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический раз­ряд: крик,

бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во

рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса,

повышение сахара в крови и т. д. При этом ги­поталамус начинает выделять

нейросекрет, который стимулирует гипо­физ на выделение

адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызы­вает специфический

синдром страха).

Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания,

потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. - вызывают

те же физиологические симптомы, что и биологиче­ские источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, - ужас.

Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх),

оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством

адреналина) или беспорядочным мышечным пере­возбуждением ("двигательная

буря").

В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его

оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опас­ностью.

Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безуслов­но-

рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте само­сохранения.

Поэтому такие действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко ис­ходящую от

более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то

реакция может приобрести агрессивный, наступа­тельный характер - гнев.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному

действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбужде­ние при недостаточном

самообладании легко переходит в очень сильное действие.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В со­стоянии гнева

человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые

действия.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выража­ются и в

меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация (от лат. frustratio - неудача, обман) -

конфликтное от­рицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом

надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препят­ствиями на пути достижения

высокозначимых целей.

Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против

фрустратора - источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации

(невозвратимости потерь) может возникнуть глубо­кое депрессивное состояние,

связанное со значительной и продолжитель­ной дезорганизацией психики (ослабление

памяти, способности к логи­ческому мышлению и т. п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не мо­жет устранить

причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустра­ции человек ищет какие-

либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более

ранним стадиям психического разви­тия (регрессирует).

 

Date: 2015-09-05; view: 345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию