Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ефрем Сирин





 

СЛОВО [38] НА ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ, НА СКОНЧАНИЕ МИРА И НА ПРИШЕСТВИЕ АНТИХРИСТА [592]

 

(1) Я, наималейший, грешный, исполненный проступков, Ефрем, в состоянии ли буду выговорить, что выше сил моих? Но, поскольку Спаситель по благоутробию Своему и некнижных научил премудрости [593]и через них повсюду озарил верных, то и мой язык соделает. Он (язык) к пользе и назиданию как меня самого, говорящего, так и всех слушателей. Но с болезнью начну речь и с воздыханием буду говорить о кончине настоящего мира, о том бесстыднейшем и ужасном змие, который приведёт в смятение всю поднебесную, и в сердцах человеческих посеет боязнь, малодушие и страшное неверие, и произведет чудеса, знамения и страхования, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф 24:24) и всех обмануть ложными знамениями и чудесами, им совершаемыми. Ибо попущением святого Бога получит он власть обольщать мир, потому что исполнилось нечестие мира и повсюду совершаются всякого рода ужасы. Посему-то пречистый Владыка за нечестие людей попустит, чтобы мир был искушаем духом лести, потому что так восхотели люди – отступить от Бога и возлюбить лукавого.

(2) Велик подвиг, братья, в те времена, особенно для верных, когда самим змием с великой властью совершаемы будут знамения и чудеса, когда в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по воздуху [594], и все бесы, подобно ангелам, вознесутся пред мучителем. Ибо [он] с крепостью возопиет, изменяя свой вид и безмерно устрашая всех людей. Кто тогда, братья, окажется огражденным, непоколебимым, имеющим в душе священный знак – святое пришествие Единородного Сына, Бога нашего, как скоро увидит сию неизреченную скорбь, отовсюду приходящую на всякую душу: потому что совершенно ниоткуда нет у ней ни на земле, ни на море никакого утешения, ни покоя; как скоро увидит, что весь мир в смятении, что каждый бежит укрыться в горах, и одни умирают от голода, другие истаивают как воск от жажды, и нет милующего; как скоро увидит, что всякое лицо проливает слезы и с сильным волнением спрашивает: есть ли где на земле слово Божие? – и слышит в ответ: нигде! Кто перенесет сии дни, кто стерпит невыносимую скорбь, как скоро увидит смятение народов, которые от концов земли [595]идут увидеть мучителя, с трепетом взывая: ты – наш Спаситель!

(3) Море мятется, земля иссыхает, небеса не дождят, растения увядают, и все живущие на востоке земли от великого страха бегут на запад, а также живущие на западе солнца с трепетом бегут на восток. Бесстыдный же, приняв тогда власть, пошлёт бесов во все концы смело проповедовать: «великий царь явился в славе, идите и смотрите его». У кого же будет такая адамантовая [596]душа, чтобы мужественно перенести все сии соблазны? Где, как сказал я, такой человек, которого ублажали бы все ангелы? А я, христолюбивые и совершенные братья, прихожу в ужас при одной мысли о змие, помышляя в себе о той скорби, какая постигнет людей в сии времена, помышляя о том, сколько жестоким к человеческому роду окажется сей скверный змий, и ещё более злобы будет иметь на святых, которые могут преодолеть его ложные чудеса. Ибо много тогда найдётся людей, благоугодивших Богу, которым [только лишь] в горах и местах пустынных можно будет спастись многими молитвами и невыносимым плачем. Ибо святый Бог, видя их несказанные слезы и искреннюю веру, умилосердится над ними, как нежный отец, и соблюдет их там, где они укроются; между тем как всескверный змий не перестанет отыскивать святых и на земле и на море, рассуждая, что раз воцарился он на земле, то все ему подчинены. И, не сознавая своей немощи и той гордыни, от которой [он] пал, замыслит, несчастный, воспротивиться в тот страшный час, когда Господь приидёт с небес. Впрочем, приведёт в смятение землю, устрашая всех ложными чародейными знамениями. В то время, когда приидёт змий, не будет покоя на земле; будут же великая скорбь, смятение, замешательство, смерти и глады во всех концах. Ибо сам Господь наш божественными устами изрек, что таковой скорби не было от начала творения (Мф 24:21; Мк 13:19).

(4) Как же мы, грешные, изобразим эту чрезмерную, несказанную скорбь, когда так назвал её Бог? Да остановит каждый со вниманием ум свой на святых речениях Господа и Спасителя, как Он по Своему благоутробию, ради чрезмерной нужды и скорби желает сократить дни скорби, увещевая нас и говоря: молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу (Мф 24:20); и еще: бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Богом (Лк 21:36), потому что время близко. И все мы подвержены сему бедствию, но не верим. Будем же непрестанно просить в слезах и молитвах, день и ночь припадая к Богу, чтобы спастись нам, грешным.


(5) У кого есть слезы и сокрушение, да просит Господа, чтобы избавиться нам от скорби, какая придёт на землю, чтобы вовсе не видеть сего зверя и не слышать страховании его. Ибо будут глады, моры и землетрясения по местам (Мф 24:7), и различные смерти на земле. Мужественная нужна будет душа, которая бы могла сохранить жизнь свою среди соблазнов. Ибо если человек окажется хотя бы немного беспечным, то легко подвергнется нападениям и будет пленен знамениями змия лукавого и хитрого. И таковой не найдёт себе пощады на суде; там откроется, что добровольно поверил он мучителю. Много молитв и слез нужно нам, возлюбленные, чтобы кто-либо из вас оказался твердым в искушениях, потому что много будет коварного, творимого зверем. Он сам богоборец и всех хочет погубить. Ибо такой способ употребит мучитель, что все должны будут носить на себе печать зверя [597], когда во время своё, то есть при исполнении времен, приидёт он обольстить всех знамениями. И в таком только случае можно им будет покупать себе снедь и все потребное; и поставит надзирателей соблюдать его повеления. Заметьте, братья мои, чрезмерную злокозненность зверя и ухищрения его лукавства: таким образом начинает он с чрева, чтобы человек, когда приведён будет в крайность недостатком пищи, вынужден был принять печать, то есть злочестивые начертания, не на каком-либо члене тела, но на правой руке, а также на челе, чтобы человеку не было уже возможности правою рукою напечатлеть крестное знамение и также на челе изобразить святое имя Господне или славный и честной крест Христа и Спасителя нашего. Ибо знает несчастный, что запечатленный крест Господень разрушает всю силу его; и потому кладет свою печать на правую руку человеку, потому что она запечатлевает крестом все члены наши; равно и чело, как светильник, носит на высоте свет – знамение Спасителя нашего [598].

(6) Посему, братья мои, страшный предлежит подвиг всем христолюбивым людям, чтобы до часа смертного не приходить в боязнь и не оставаться в бездействии, когда змий будет накладывать печать свою вместо креста Спасителя.

Ибо для того, без сомнения, употребит такой способ, чтобы имя Господа и Спасителя даже и не называлось в то время. Делает же сие бессильный, боясь и трепеща святой силы Спасителя нашего; ибо если кто не будет запечатлен печатью зверя, то не пленится его ложными знамениями. При том и Господь не отступает от таковых, но просвещает и привлекает их к Себе. По всей точности должны мы, братья, уразумевать злокозненные ложные знамения врага. Господь же наш в тишине приидёт ко всем нам, отразит ради нас ухищрения зверя. В чистоте соблюдая неуклонную веру Христову, сделаем шаткой силу мучителя. Приобретем непреложный и твёрдый рассудок, и отступит от нас бессильный, не имея возможности что-либо причинить нам.

(7) Умоляю вас, христолюбивые братья, я, малейший из вас, не будем ленивыми, но станем сильнее силою крестной. Неотвратимый подвиг [стоит] при дверях. Воспримем все щит веры. Будьте же готовы, как верные рабы, не принимающие иного. Ибо злочестивый и жестокий тать придёт прежде, в своё время, с намерением окрасть, закластъ и погубить избранное стадо истинного Пастыря. Постараемся узнать, о други, в каком виде придёт на землю бесстыдный змий. Поскольку Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом попрал врага (диавола) святою силой Божества Своего, то и он умыслит воспринять образ Его пришествия и прельстить нас. Господь наш на светоносных облаках, подобно страшной молнии, приидёт на землю; но не так придёт враг, потому что он отступник. Действительно, от скверной девы (ex spurcissima muliere) родится его орудие, но сие не значит, что он воплотится; придёт же всескверный, как тать (=вор), в таком образе, чтобы прельстить всех. придёт смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый, уважающий особенно народ Иудейский, потому что он будет ожидать его пришествия. А при всем этом с великой властью сотворит он знамения, чудеса и ужасы и примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но благополучною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Поэтому, когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы, все вдруг возымеют одну мысль и с великой радостью провозгласят его царем, говоря друг другу: найдётся ли ещё человек столь добрый, праведный? И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трёх великих царей [599]. Потом вознесётся сердцем и изрыгнет желчь свою этот змий, смятет вселенную, сдвинет концы её, всех притеснит и станет осквернять души, не благоговение уже в себе показывая, но при всяком случае поступая как человек суровый, жестокий, гневливый, раздражительный, стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, губительный, бесстыдный, который старается весь род человеческий низринуть в пучину нечестия. Многочисленные произведет он знамения, но ложно, а не действительно. И в присутствии многолюдной толпы из многих народов и сословий, которая будет восхвалять его замечательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: познайте все народы великую силу моей власти! На виду у зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это будет ложным и призрачным, а не действительным. Впрочем, [он] прельстит мир, обманет взоры всех; многие поверят и прославят его как крепкого Бога.


(8) Тогда сильно восплачет и воздохнет всякая душа; тогда все увидят, что несказанная скорбь гнетет их день и ночь, и нигде не найдут пищи, чтобы утолить голод. Ибо жестокие надзиратели будут поставлены на место, и кто только имеет у себя на челе или на правой руке печать мучителя, тому позволено будет купить немного пищи, какая найдется. Тогда младенцы будут умирать на лоне матерей, умрет и матерь над своим детищем, умрет также и отец с женою и детьми среди торжища, и некому похоронить и положить их во гроб. От множества трупов, поверженных на улицах, везде зловоние, сильно поражающее живых. С болезнью и воздыханием всякий скажет поутру: когда наступит вечер, чтобы иметь нам отдых? Когда настигнет вечер, с самыми горькими слезами будут говорить сами в себе: скоро ли рассвет, чтобы избежать нам постигшей скорби? Некуда бежать или скрыться, потому что все в смятении, и море, и суша. Посему-то сказал нам Господь: бодрствуйте, неотступно молясь о том, чтоб избежать скорби (Мф 25:13 и пар.). Зловоние на море, зловоние на суше; глады, землетрясения; смущение на море, смущение на суше; ужасы на море, ужасы на суше. Множество золота и серебра и шелковые одежды не принесут никому пользы во время сей скорби, но все люди будут называть блаженными мертвецов, преданных погребению прежде, нежели пришла на землю эта великая скорбь. И золото и серебро рассыпаны на улицах, и никто до них ни касается, потому что все омерзело. Но все спешат убежать и скрыться, и негде им укрыться от скорби. Напротив того, при голоде, скорби и страхе будут нападать [на людей] плотоядные звери и пресмыкающиеся. Страх внутри, трепет извне; день и ночь трупы на улицах. Зловоние на стогнах, зловоние в домах; голод и жажда на стогнах, голод и жажда в домах; глас рыдания на стогнах, глас рыдания в домах; шум на стогнах, шум в домах. С рыданием встречаются все друг с другом – отец с сыном, и сын с отцом, и мать с дочерью. Друзья на улицах, обнимаясь с друзьями, кончают жизнь; братья, обнимаясь с братьями, умирают. Увядает красота лица у всякой плоти, и вид у людей как у мертвецов. Омерзела и ненавистна стала красота женская. Увянут всякая плоть и вожделение человеческое.


(9) Все же поверившие лютому зверю и принявшие на себя печать его, злочестивое начертание скверного, приступят к нему вдруг и с болезнью скажут: дай нам есть и пить, потому что все мы истаиваем, томимые голодом, и отгони от нас ядоносных зверей. И этот бедный, не имея к тому средств, с великой жестокостью даст ответ, говоря: откуда, люди, дам вам есть и пить? небо не хочет дать земле дождя, и земля также не даёт ни жатвы, ни плодов. Народы, слыша это, восплачут и прольют слезы, не имея утешения в скорби. Напротив того, другая неизреченная скорбь приложится к их скорби, а именно то, что так поспешно поверили мучителю. Ибо он, бедный, не в силах помочь себе самому; как же окажет милость им? В те дни великая будет нужда от многой скорби, причиненной змием, от страха и землетрясения и шума морского, от голода и жажды и нападений зверей. И все принявшие печать Антихриста и поклонявшиеся ему как благому Богу не будут иметь никакой части в царстве Христовом, но вместе со змием будут повержены в геенну. Блажен, кто окажется всецело святым и верным, у кого сердце несомненно предано Богу; потому бесстрашно отринет он все предложения зверя, пренебрегая призраками и наваждениями его.

(10) Но прежде, нежели будет сие, Господь по милосердию своему пошлёт Илию Фесвитянина и Еноха, чтобы они возвестили человеческому роду богочестие, дерзновенно проповедали всем благоведение, научили не верить мучителю из страха, вопия и говоря: это лесть, о человеки! никто да не верит ей нисколько, никто да не повинуется богоборцу; никто из вас да не приходит в страх, потому что скоро будет приведён в бездействие. Вот, святый Господь идет с неба судить всех поверивших знамениям его! Впрочем, немногие тогда захотят послушать и поверить сей проповеди пророков. Спаситель же делает сие, чтобы показать неизреченное своё человеколюбие, потому что и в это время не оставляет род человеческий без проповеди, да будут все безответными на суде. Многие из святых, какие только найдутся тогда, в пришествие скверного реками будут проливать слезы к святому Богу, чтобы избавиться от змия, с великой поспешностью побегут в пустыни, и со страхом будут укрываться в горах и пещерах, и посыплют землю и пепел на головы свои, в великом смирении молясь день и ночь. И будет им сие даровано от святого Бога; благодать Его отведет их в определенные для сего места, и спасутся, укрываясь в пропастях и пещерах, не видя знамений и ужасов Антихриста; потому что имеющим ведение без труда сделается известным пришествие его. А кто имеет ум на дела житейские и любит земное, тому не будет сие ясно; ибо привязанный всегда к делам житейским, хотя и услышит, не будет верить и погнушается тем, кто говорит [600]. А святые укрепятся, потому что отринули всякое попечение о сей жизни.

(11) Восплачут тогда земля и море, восплачет воздух, и вместе [с ними] восплачут дикие звери и птицы небесные; восплачут горы и холмы и деревья на равнинах; восплачут и светила небесные о роде человеческом, потому что все уклонились от святого Бога и поверили лести, приняв на себя, вместо животворящего креста Спасителя, начертание скверного и богоборного. Восплачут земля и море, потому что в устах человеческих прекратится вдруг глас псалма и молитвы; восплачут великим плачем все церкви Христовы, потому что не будет священнослужения и приношения. По исполнении же трёх с половиной лет власти и действий нечистого [601]и когда исполнятся все соблазны земли, приидёт наконец, по сказанному, Господь, подобно молнии блистающей с неба, придёт святый, пречистый, страшный и славный Бог наш, с несравненною славой, в предшествии Его славе чинов ангельских и архангельских; все же они – пламень огненный; и река в страшном клокотании, полная огня, херувимы с поникшими долу очами и серафимы, летающие и закрывающие лица и ноги крылами огненными и с трепетом взывающие: восстаньте, почившие, се пришел Жених! Отверзнутся же гробы, и в мгновение ока пробудятся все колена и воззрят на святую лепоту Жениха; и тьмы тем и тысячи тысяч ангелов и архангелов, бесчисленные воинства, возрадуются великой радостью; святые и праведные, и все, не принявшие печати змия и нечестивца, возвеселятся. Мучитель со всеми демонами, связанный ангелами, а также все принявшие печать его, все нечестивые и грешники, связанные будут приведены в судилище. И Царь даст на них приговор вечного осуждения в огонь неугасимый. Все же не принявшие печати антихристовой и все скрывающиеся в пещерах возвеселятся с Женихом в вечном и небесном чертоге со всеми святыми в беспредельные века. Аминь.

 

СЛОВО [91] НА ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ (1)

 

У кого есть сокрушение и слезы, тот в молитвах да просит Господа, чтобы избегнуть ему великой скорби, какая придёт на землю, и чтобы вовсе не видеть самого зверя и не слышать также, какие будут по местам страхования, землетрясения, глады и различные смерти на земле (Мф 24:7 и пар.). Нужна душа мужественная, способная, скажу так, управить жизнь свою ради этих соблазнов. А того человека, который окажется хотя бы немного нерадивым, того легко уловят знамения лукавого и коварного змия. И таковой на суде окажется неоправданным, потому что сам добровольно поверил мучителю. Много нужно нам молитв и слез, возлюбленные, чтобы кому из нас твердо устоять в искушениях. Много наваждений сотворит зверь, потому что он, богоборец, захочет всех погубить.

Послушайте, христолюбивые братья мои, что сделал он в пустыне с Израилем, исшедшим из Египта [602], как ухитрился он, окаянный и всескверный, вовлечь всех в самый тяжкий грех [603]; внушил мысль Валааму подать самый злой совет Валаку, царю мадиамскому, чтобы городских женщин вывел в шатры и уловил ими израильтян, склонил их к блуду и жертвоприношению [идолам], чтобы вконец истребил их Бог как нечестивцев, когда все будут блудодействовать с этими женщинами, подобно бессловесным (безропотным) [604]. И поставил царь [Валак] женщин открыто пред народом и трапезы при дверях с возлияниями и жертвами, всех вовлекая в смерть, чтобы желающий блудодействовать с этими скверными [женщинами] сперва сделал возлияние и потом вошёл в шатер, потому что женщины ничего не брали у израильтян, но всякого проходящего принуждали принести жертву (идолам). И князьям [израильским] вывел он (Валак) дочерей княжеских, а также богатым – дочерей богатых людей, всему же народу – множество женщин из простого народа, чтобы внезапно всех уловить в смерть; и богатый не погнушался бедной, и князь – какой-нибудь дочерью простолюдина. Видишь дело неправды, лукавый умысел?! Как всем выкопал ров погибели [и] смерти! Видел ли кто из вас когда-нибудь такое бесстыдное дело – блуд, вооруженный мечом обоюдоострым? Ибо поистине страшной смертью истребляли женщины входящих к ним, побуждая и приносить жертвы [идолам] и блудодействовать.

Сей же самый способ употребит мучитель, чтобы все носили на себе печать зверя, когда в своё время, при исполнении времен, придёт он прельстить всех знамениями, чтобы таким только образом могли купить себе пищи и все нужное; для исполнения же сего повеления поставит народных начальников. Обратите внимание, братья, на чрезмерную злокозненность зверя, на ухищрения его лукавства: начинает он с чрева, чтобы человек, доведенный до крайности недостатком пищи, принужден был приять его печать. И будет полагать свою печать сей скверный не на каком бы то ни было члене тела, но, чтобы не затруднялись сим [605], будет полагать её на правой руке человека. А также и на челе положит нечестивое начертание, чтобы человек не имел возможности правой рукою напечатлевать на себе знамение Христа Спасителя нашего, а также не мог изобразить у себя на челе, без сомнения, страшное и святое имя Господне и славный и страшный крест Спасителя. Ибо знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу. И потому будет класть печать на правой руке человека, потому что она запечатлевает крестом все члены наши; подобным образом и чело носит знамение Спасителя, как светильник носит на себе источник света.

Итак, братья мои, всем верным и сильным христолюбивым людям предстоит страшный подвиг, чтобы никогда не уступить до часа смертного и не изнемочь, когда змий будет начертывать печать свою вместо креста. Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя – сие пресвятое и пречистое имя – вовсе не называлось во времена змия. Сделает же сие немощный, трепеща и страшась святой силы имени Спасителя. Ибо кто не запечатлеется его печатью, тот не будет пленником его наваждений; от такого не отступит Господь, но будет просвещать его сердце и привлечет его к Себе.

Нам же, братья, во всей точности нужно уразумевать все прельщения ненавистного врага. Господь в мире грядет ко всем нам отразить для нас ухищрения зверя. Искренно содержа непоколебимую веру Христову, соделаем вражескую силу шаткой. Приобретем непреложный и благочестивый помысел, и бессильный отступит от нас, не имея возможности что-либо сделать нам.

 

СЛОВО [92] НА ПРИШЕСТВИЕ ГОСПОДНЕ (2)

 

Сонм святых, христолюбивые и верные, со слезами умоляю и увещеваю вас я, жалкий: да не будем мы уловлены врагом, лучше сказать, не будем уловлены силою крестной. Неизбежный подвиг уже при дверях. Все воспримем на себя щит веры, с любовью почерпнем из божественного источника спасительные для души нашей надежды. Разумею же, возлюбленные братья, несозданную единосущную Троицу, сей Источник, источающий жизнь. Если душа наша ограждена таким оружием, то змий попран. При всем том должно нам молиться, чтобы не впасть в искушение и не зимою спасаться бегством. Итак, будьте готовы, как верные служители, любящие своего Владыку и не принимающие иного. Ибо этот злочестивый и грозный тать придёт прежде, во время своё, с намерением похитить, закласть и погубить избранное стадо истинного Пастыря. Он примет вид истинного пастыря, чтобы обольстить овец стада. Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря. Голос татя язвителен, притворен, и вскоре станет известно, каков он. Постараемся же узнать, друга, в каком образе придёт на землю бесстыдный змий.

Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы и в образе человеческом попрал врага святою силой Божества Своего; был же кроток и смирен на земле, чтобы нас вознести с земли на небо. Сей самый Бог, Который действительно и истинно был зачат, воплотился и родился во плоти нашей от святой Девы, крестным Своим страданием спас все, дав заповеди. Он же опять приидёт в последний день судить живых и мёртвых и всем праведным и нечестивым воздаст по делам их, как праведный Судия. Узнав это, а именно, что Господь опять придёт с неба во славе Божества, враг умыслит принять на себя образ Его пришествия и прельстить всех. Но Господь наш на светоносных облаках, подобно страшной молнии, придёт на землю. Не так, не на светлых облаках придёт на землю враг, потому что он отступник. В действительности же родится его (Сатаны) орудие от скверной жены; не сам он воплотится, но в образе его придёт всескверный, как тать, чтобы прельстить всех. придёт притворно благоговейным, смиренным, кротким, ненавидящим, как скажет о себе, неправду, отвращающимся идолов, предпочитающим благочестие, добрым, нищелюбивым, в высокой степени благообразным, весьма постоянным, ко всем ласковым, уважающим особенно народ Иудейский, потому что Иудеи будут ожидать его пришествия.

При всем этом с великой властью совершит знамения, чудеса и страхования, примет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его простой народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но всегда будет ласков. И со всем этим благочинною наружностью станет обольщать мир, пока не воцарится. Ибо, когда многие народы и сословия увидят такие добродетели, совершенства и силы, все вдруг возымеют одну мысль и с величайшей радостью воцарят его, говоря друг другу: «найдется ли ещё человек, столь добрый, правдивый?». Всего более воздадут честь и обрадуются царствованию его народ-убийца Иудеи. Потому и он, как бы из предпочтения, помышляя о них, укажет им всем место и храм. В царствование же на земле сего змия народы со всей охотой сделаются его союзниками. Эдом, Моав, а также Аммонитяне с радостью поклонятся ему как законному царю и будут из первых его поборников [606]. И скоро утвердится царство его, и в гневе поразит он трёх великих царей.

Потом чрезмерно вознесётся сердцем и изрыгнет горечь свою этот змий, извергая смертоносный яд с Сиона; возмутит вселенную, подвигнет концы её, всех притеснит, осквернит многие души; поступая уже не как человек благоговейный, благопопечительный, ласковый, но при всяком случае суровый, жестокий, гневливый, раздражительный, стремительный, беспорядочный, страшный, отвратительный, ненавистный, мерзкий, лютый, лукавый, губительный, бесстыдный, своим неистовством старающийся весь род смертных ввергнуть в пучину нечестия. Произведет великие знамения, многочисленные страхования, показывая это лживо, а не действительно. Подобным же образом мучитель будет переставлять горы, в одной ложной призрачности, а не в действительности. В присутствии многолюдной толпы из многих народов и сословий, которая будет восхвалять его за призрачные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и с дерзостью скажет: «Познайте все народы великую силу моей власти! Вот, перед вами повелеваю этой великой горе, стоящей напротив, чтобы она, по слову моему, из-за моря перешла теперь сюда, к нам» [607]. И скажет скверный: «повелеваю тебе, переходи сейчас сюда чрез море!» И в глазах зрителей гора пойдёт, нимало не подвигшись со своих оснований. Ибо, что в начале творения водрузил и поставил Всевышний Бог, над тем не будет иметь власти этот всескверный, но станет обольщать мир чародейными иллюзиями. Также другой горе, лежащей в глубине великого моря в виде весьма великого острова, повелит сойти со своего места и в удовольствие зрителей стать на суше, на приятных берегах. И хотя остров вовсе не двинется из моря, однако же он будет казаться горою, стоящей на суше. ещё змий сей прострёт руки и соберёт множество пресмыкающихся и птиц. Подобным образом ступит на бездну и пойдёт по ней, как по суше [608], представляя все это призрачно. И многие поверят и прославят его как крепкого Бога. Но кто имеет в себе Бога, у тех светлы будут сердечные очи; и искреннею верою в точности увидят они и узнают его. Всякий, кто имеет в себе страх Божий и у кого светлы сердечные очи, в точности будет знать, что ни гора не двигалась с места своего, ни остров не переходил из моря на сушу.

Все же это будет совершать Антихрист именем своим [609]. Ибо не потерпит, чтобы именуемо было пречистое имя Отца и Сына и Святого Духа, потому что будет он богоборец и сын погибели. Когда же совершится сие, по сказанному, и народы поклонятся ему и восхвалят его как бога, Всевышний на небесах изо дня в день будет являть гнев Свой и отвратит лице своё от него. И будут, наконец, тяжкие глады, продолжительные язвы, непрестанные землетрясения, повсюду оскудение пищи, великая скорбь, повсюду теснота, непрестанные смерти, великий страх, несказанный трепет. Тогда небеса не дадут дождя, земля не будет приносить плодов, источники иссякнут, реки иссохнут. Трава не будет расти, не появится на земле зелени, деревья померзнут в корнях и не дадут отпрысков, рыбы и киты в море перемрут. И море издаст такое заразительное зловоние и такой страшный шум, что люди будут падать без чувств и умирать от страха.

 

ТОЛКОВАНИЕ НА ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ АПОСТОЛА ПАВЛА [610]

 

[2:1-2] А о пришествии Господа нашего, о котором вы беспокоились, и о нашем собрании верующих, когда именно соберемся к Нему, просим вас: не спешите колебаться умом, [то есть] не подвергайтесь колебаниям ни от ума, вследствие ложных сведений, усердно сообщаемых вам, и нимало не смущайтесь в духе, то есть ложными сведениями, которые сообщают вам, или хитроумными и обольстительными словами, которые говорят вам, и даже ложными посланиями, совсем нами не написанными, но как бы от нас посланными.

[2:3] Итак, никто да не обольстит вас никоим образом, и не думайте, что будто наступает день Господа нашего, доколе прежде не придёт или один, или множество апостолов Его, которые явятся перед тем отступником, – но доколе не последует скончание пророков и апостолов Его, которые будут посланы пред ним, – и после этого придёт сам отступник, и откроется человек греха, сын погибели, а потом уже будет пришествие [Господа]. Назвал его отступником, чтобы показать, что отпал он как мятежник в измене, когда захотел и потому что захотел. Человеком же греха назвал его, дабы указать на то, что через человека придёт он, а не в образе [только] человека. Ибо [он] подражает пришествию Господа нашего: человеком придёт он не из язычников, но из самого народа [Израилева] и из колена Иудина [611], не необрезанным, а обрезанным, чтобы своим происхождением и обрезанием пленить народ [Израильский], который ожидает его пришествия именно в таком виде. Кроме того, назвал его сыном погибели – самого человека именуя сыном погибели! – то есть сыном диавола-губителя.

[2:4] Ибо он противник, то есть высших и нижних, и Господа всех, который, говорит, превознесется не над теми, но над тем, что называется Богом или что почитается. Сам он [сделает вид, что] почитает Бога [истинного], дабы привлечь к себе распявших [Бога], но хулит и уничтожает все то, что почитается Богом или святынею, чтобы тем обольстить истинных поклонников.

Таким образом явится он и войдёт в храм Божий, чтобы сесть внутри [его], а именно внутри Церкви Божией. Он не отринет еретические секты, чтобы не узнали его [612], но с презрением отвергнет все [ложные] культы, чтобы пленить Церковь, Потому и взойдет в храм Божий: показать себя Богом. Каким же образом он покажет, что [он] истинный Бог? Кроме славы и чести, которыми он будет обладать, ещё больше прославится он той враждой, которой возгорится к еретическим сектам. И поскольку он не будет склонять к какой-либо ереси, то благодаря своей [притворной] любви к чадам Церкви заставит думать, что любит их как истинных [чад Церкви], и в храм их придёт и сядет как в храм истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве (=притворно) и надевает личину истины в коварстве (=коварно). Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских вещей и будет управлять Церковью под личиной истины.

[2:5] Не помните ли, говорит, что, когда ещё я был у вас, говорил вам это? Отсюда видно, что ещё задолго до этого Фессалоникийцы были научены сказанному выше.

[2:6] Ныне же, говорит, вы сами знаете то, что содействует тому, чтобы он открылся в своё время. Так как превозмогло апостольство, то и после него будет распространяться учение до [того] дня, в который Сын [Божий] откроется в своё время.

Не догадались, кто он на самом деле.

[2:7] Ибо тайна беззакония уже действует – учение до сих пор ещё не вошло [во всех], и апостольство, доселе не прекращаясь, уже процвело и возымело силу. Однако, дотоле тот, кто удерживает теперь, не будет взят от сре ды, беззаконник не откроется. Отчего торопиться Господу с пришествием Своим на суд всех народов, если до сих пор не благовествовано [Евангелие всем] народам? Но и первая религия [613]ещё не окончилась, и самый Храм стоит, и доселе приносятся жертвы, и распространяется обрезание, а Церковь ещё не построена, ибо и сами апостолы ходили в Храм для молитвы, хотя, собираясь на вечерю, преломляли хлеб. Таким образом, если Храм со своими службами стоит в полном блеске, то Церковь ещё как бы не начиналась, хотя и была основана. Ибо, когда упразднится Дом тот и кончатся его жертвоприношения, тогда наступит начало проповеди Евангелия [во всем мире]. Итак, если Евангелие не пришло, поскольку держится доселе ветхое служение, то каким образом, прежде чем будет проповедано новое служение и ветхое ещё не прекратилось, приидёт Он (Христос) для воздаяния тем, которые не слышали [слова евангельского], когда доселе ещё Он (Христос) не был им благовествован? И что будут значить тогда слова: идите ко всем народам и учите (Мф 28:19), или: прежде проповедано будет, то есть прежде явления Антихриста возвещено будет Евангелие по всему ми ру (Мф24:14) [614].

Итак, пока не упразднится древнее богослужение, которое теперь удерживает, через уготованное уже разрушение города [Иерусалима], и пока не удержится притом апостольство, которое теперь проповедует, и после него не распространится учение [христианское], – дотоле не придёт день Господень, о котором те лживые соблазнители проповедуют вам, что он уже настает. Но как было время Ветхого [Завета], и не пресекалось ни пророчество, ни огонь, ни жертвоприношение, ни рог помазания, доколе не пришел Христос, – так же ничто не может остановить время проповеди Нового [Завета], пока апостольство не исполнит данного ему призыва: идите ко всем народам (Мф 28:19), и не распространится учение [Христово], и не окончится также и его время, и не усовершатся люди через проповедь апостолов и через учение священников, – только тогда, наконец, попускается отступнику прийти для испытания достоинства людей.

[2:8] Но искушения его продлятся недолго, так как тотчас после него явится Господь наш, чтобы [в результате] его (Антихриста) чудес и знамений, искушений и ухищрений не лишилась земля избранников и праведников; ибо сам Господь наш истребит его откровением пришествия Своего.

[2:9] И притом его (отступника) пришествие будет во всякой силе и знамениях и различных чудесах ложных. Когда апостол говорит, что придёт он со всякою силою и знамениями, то никто не должен думать, что есть такие призрачные и обманчивые знамения, которых он не смог бы совершить. Как Египетские волхвы [615], и даже более того, явит он знамений.

[2:10] И во всяком неправедном обольщением неправды придёт он, чтобы погубить – не верующих, ибо их предупредил готовящийся прийти к ним Благодетель, – но тех, которые не приняли слова истины, то есть распинателей (Иудеев), поскольку не пожелали принять Евангелия, которое спасает погибших.

[2:11] Посему, говорит, пошлёт им Бог лживую силу, так что поверят обману, то есть попустит Бог прийти тому, кого они (Иудеи) ожидают.

[2:12] Поскольку они не веровали истине, чтобы спастись, то поверят обману, чтобы погибнуть. Но в Его пришествие распинатели погибнут за то, что препятствовали Его приходу, тогда как прежде пришествия подвергались погибели за то, что хулили и ругали Того, Кто пришел ради спасения мира. Итак, они подвергнутся осуждению и проклятию за то, что Одного распяли, э другого приняли. И посылается к ним беззаконник не для того, чтобы насильно принудить их к вере в него, но затем, чтобы они подверглись гибели, если добровольно будут сочувствовать ему и уверуют в него. ещё они осуждаются за ту вину, что оставили истинную силу и стали приверженцами ложных знамений: оставили Того, о пришествии Которого все пророки свидетельствуют, и быстро обратятся к тому, о ком ни Моисей нигде не упомянул и никакой пророк не написал [616].

 

 







Date: 2015-09-05; view: 437; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию