Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурно-динамическая модель человеческой индивидуальности





 

В структурно-динамической модели психика человека разделяется на три относительно самостоятельных, динамически взаимодействующих и конфлик­тующих между собой части (инстанции): Я, Оно и Сверх-Я.

Под Оно (id) понимается наиболее архаичная, безличная часть психики, ко­торая образована совокупностью бессознательных влечений, берущих начало в телесной организации и стремящихся к немедленному удовлетворению — устра­нению или ослаблению напряженности. Оно лишено контактов с реальностью, поэтому не знает ограничений с ее стороны и подчиняется исключительно принципу удовольствия.

Я (Ego) —- часть психики, в процессе развития отделившаяся от Оно для установления связей с внешним миром и другими элементами психики, а также для посредничества в отношениях реальности с Оно и Сверх-Я. Я следует принци­пу реальности и значительную часть энергии расходует на сдерживание бессозна­тельных влечений с помощью защитных механизмов. Наряду с сознательными функциями, такими как восприятие, память, мышление, целеполагание, Я выполняет и бессознательные функции (защита от Оно и Сверх-Я).

Защитные механизмы, т.е бессознательные процессы, охраняющие Я от дав­ления различных сил, включают вытеснение (бессознательное возвращение вле­чений в Оно, устранение их из сознания), регрессию (возвращение к более ранним ступеням психического развития), проекцию (перенесение вытесненных влечений вовне, прежде всего на окружающих людей), рационализацию (бессознательная подмена подлинных, но запрещенных совестью побудительных мотивов ложными, однако приемлемыми для нее), символизацию (замещение объекта влечения символом и перенесение на него отношения к объекту), сублимацию (переключение энергии влечений, прежде всего либидо, на более возвышенные цели, с происходящей при этом заменой объекта влечения и формы его удовлетворения).

Особое значение в структурно-динамической модели придавалось Сверх-Я (Super-Ego) — той части психики, которая является порождением комплекса Эди­па и формируется в раннем детстве в результате интроекции (перевода во внут­ренний план) запретов и предписаний родителей. Если Оно предопределено гене­тически, а Я — продукт индивидуального опыта, то Сверх-Я — продукт влияний, исходящих от других людей. С одной стороны, Сверх-Я содействует Я в овладении бессознательными влечениями, с другой — оказывает на него давление, вызывая в Я страх, чувство вины.

Функционируя отчасти сознательно, отчасти бессознательно, Сверх-Я

а) поддерживает систему моральных и религиозных ценностей человека, ин­тегрируя их в осознанный идеал-Я;

б) создает поведенческие установки и контролирует их выполнение;

в) посредством укоров совести и чувства вины препятствует противореча­щим ему установкам и формам поведения.

Подобная характеристика структуры психики создает впечатление о лич­ности как "несчастном Я", постоянно раздираемом внутренними конфликтами. Тем более, что Фрейд сравнивает ситуацию Я с ситуацией всадника на лошади.

Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно (id), но в проти­вовес Сверх-Я то испытает наказание в виде укоров совести, чувства вины. По­скольку Сверх-Я черпает энергию от id, постольку оно часто действует жестоко, даже садистски. Но если Я слишком туго натянет поводья, лошадь может сбросить всадника, возникнет невроз.

Однако мы не поймем Фрейда, если не будем учитывать, что ситуация "несчастного Я" характерна только для инфантильной личности невротика. Зрелая личность вполне способна примирять влечения Оно с требованиями реальности и ценностями Сверх-Я. Здесь возникает прямая аналогия с функцией психоаналити­ка. Цель психоанализа — превращение бессознательных содержаний психики в сознательные: "Там, где было Оно, должно стать Я" — писал Фрейд. И сознатель­ное Я пациента выступает естественным союзником психоаналитика. Поэтому Фрейд предъявляет определенные требования к личности пациента. Проходящий аналитическую терапию должен обладать достаточным интеллектом и образова­нием, чтобы включиться в совместную с врачом "работу анализа", понять и при­нять интерпретацию собственного внутреннего мира. К тому же он должен быть интересен для аналитика, представлять определенную ценность как личность.

Структурно-динамическая модель позволила разграничить понятие о Я -— и о сознании, понять Я как самобытную психическую реальность и тем самым как фактор, играющий свою собственную роль в организации поведения.

Вот как приходит к этому выводу Фрейд: "Из наших анализов мы узнаем, что существуют люди, у которых самокритика и совесть оказываются бессозна­тельными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки. То, что сопротивление в анализе остается бессознательным, не является, следовательно, единственной ситуацией такого рода. Далее, бессознательное чувство вины играет в большинстве неврозов экономически решающую роль и создает силь­нейшее препятствие выздоровлению. Возвращаясь к нашей оценочной шкале, мы должны сказать: не только наиболее низменное, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным".

Вопросы и задания:

1. В чем общность и различие структурно-динамической модели и топической модели человеческой психики?

2. Объясните следующие слова Фрейда: "Нормальный человек не только гораздо безнрав­ственнее, чем он думает, но и нравственнее, чем он это знает".

 

План

семинарского занятия по философии для студентов

2 курса лечебного и педиатрического факультета

 

Занятие № 13-14

 







Date: 2015-09-05; view: 1335; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию