Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознательное, предсознательное, бессознательное





Всю сферу психического Фрейд разграничивал на три области: сознательное, предсознательное и бессознательное. Поскольку он действовал подобно топографу, наносящему на карту те или иные участки местности, открывающиеся его наблюдению, получившаяся картина психики человека получила название топической (пространственной) модели. При этом важнейшей задачей Фрейда было не просто объективное описание, а обоснование реальности "бессознательного психическо­го" и преодоление того философского предрассудка, что "психическое" есть сино­ним "сознательного".

Работа "Я и Оно" (1923 г.) относится к позднему периоду творчества Фрейда, когда он, по его собственным словам, "дал волю долго подавляемой склонности к спекуляциям", т.е. чисто теоретическим построениям. Вместе с тем, в основе этих, во многом гипотетиче­ских, построений лежал опыт почти тридцатилетней практики психоанализа. Поэтому со­держание этой работы представляет интерес с двоякой точки зрения. Важна, во-первых, итоговая формулировка топической (или картографической) модели психики и, во-вторых, впервые выдвинутая в "Я и Оно" структурно-динамическая модель человеческой индивиду­альности.

 

Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, кото­рый опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показы­вает нам и то, что психический момент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, состояние осознанности быстро про­ходит; представление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период — мы не знаем. Можно сказать, что оно было латентным (скрытым), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает с латентным или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, термин "бессознательное" не может здесь использоваться, — пока представление находи­лось в латентном состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

 

Мы к термину или понятию бессознательного пришли другим путем, путем переработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы узнали, т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма сильные душевные процессы или представления, которые могут иметь для душевной жизни и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя сами в действительности не являются сознательными. Здесь начинается психоана­литическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными. Эта теория оказывается неопровержимой благо­даря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью кото­рых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживающая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопроти­вление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытес­нении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Латентное бессознательное, являющееся бессознательным только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным. Термин "бессознательное" мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному. Таким образом, мы имеем теперь три термина: "сознательное" (bw), "предсознательное" vbw) и "бессознательное" (ubw), смысл которых уже не только чисто описательный. Предсознательное (Vbw) предпола­гается нами стоящим гораздо ближе к сознательному (Bw), чем бессознательное, а так как бессознательное (Ubw) мы назвали психическим, мы тем более назовем так и латентное предсознательное (Vbw).

Таким образом, мы с большим удобством можем обходиться нашими тремя терминами: bw,vbw и ubw, если только не станем упускать из виду, что в описа­тельном смысле существуют два вида бессознательного, в динамическом же только один.


Во время анализа мы наблюдаем, как больной, если емуставятся известные задачи, испытывает затруднения, его ассоциации прекращаются, как только они должны приблизиться к вытесненному. Тогда мы говорим ему, что он находится во власти сопротивления, но сам он ничего о нем не знает.

1 bw - - сокращенное от немецкого bewuflt (сознательное), vbw - от vorbewufit (предсознательное), ubwunhewujit (бессознательное). Заглавная буква в начале сокраще­ния означает существительное, а строчная — прилагательное.

И даже в том случае, когда, на основании чувства неудовольствия, он должен догадываться, что в нем действует какое-то сопротивление, он все же не умеет ни назвать, ни указать его. Но так как сопротивление, несомненно, исходит из его Я и принадлежит послед­нему, то мы оказываемся в неожиданном положении. Мы нашли в самом Я нечто такое, что тоже бессознательно и проявляется подобно вытесненному, т.е. оказывает сильное действие, не переходя в сознание. Следствием такого наблю­дения для психоаналитической практики является то, что мы попадаем в беско­нечное множество затруднений и неясностей, если хотим свести явление невроза к конфликту между сознанием и бессознательным. Исходя из нашей теории структурных отношений душевной жизни, мы должны такое противопоставление заменить другим, а именно, связному Я противопоставить отколовшееся от него вытесненное.

Однако следствия, вытекающие из нашего понимания бессознательного, еще более значительны. Знакомство с динамикой внесло первую поправку, структур­ная теория вносит вторую. Мы приходим к выводу, что Ubw не совпадает с вытес­ненным: остается верным, что все вытесненное бессознательно, но не все бессоз­нательное есть вытесненное. Даже часть Я (один Бог ведает, насколько важная часть) может быть бессознательной и, без всякого сомнения, является таковой. И это бессознательное в Я не есть латентное в смысле предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осознания и само осознание не представляло бы столько трудностей. Когда мы, таким образом, стоим перед необходимостью признания третьего, не вытесненного Ubw, то нам приходится признать, что свой­ство бессознательности становится многозначным качеством, не позволяющим широких и непререкаемых выводов, для которых нам хотелось бы его использо­вать. Тем не менее свойство бессознательности или сознательности является един­ственным лучом света во тьме глубинной психологии.

Фрейд З.Я и Оно







Date: 2015-09-05; view: 591; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию