Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифологическая модель мира





Римская мифология, как и мифология других народов, содержит определенную модель мира. Что скрывается за понятием "модель мира"? Речь идет о представлении о мироздании, которое включает, во-первых, закономерности его возникновения, во-вторых, его структуру, в-третьих, его перспективы.

Мир как "космос" представляет собой упорядоченную структуру, сформировавшуюся "у истоков времен". Эта структура включает богов, природу, человека и мир культуры. Отраженная в мифологическом сознании, подобная структура космоса находит свое выражение в космогонических, антропогенных и культурогенных мифах. Правда, если, к примеру, греческая мифология очень богата подобными аспектами, о чем свидетельствует хотя бы "Теогония" Гесиода), то мифология римлян содержит лишь косвенные свидетельства того, как происходит космогонический процесс.

В римской мифологии сохранились туманные свидетельства о сотворении мира богом Янусом, которого позже оттеснил бог Юпитер. Со временем центральным космогоническим актом становятся основание самого города Рима. Что же касается антропогонии, то существовали представления о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями (Янусом, Сатурном, Пиком, Пилумном и Пикумном). Не случаен традиционный для римлян культ дуба. Его значение подчеркивали многие исследователи. Дж. Фрэзер указывал на мистическую связь дуба с Юпитером, с царями Альба-Лонги, Рима. В этих полулегендарных личностях воплотился дух дуба. В дубовых лесах происходили сакральные браки римских героев – Вирбия и Дианы, Нумы и Эгерии.

Все это не случайно, поскольку дерево обладало сакральной сущностью. Во всех мифологиях оно рассматривалось как "ось мира", связывавшая три уровня его модели. Со временем воплощением "мирового центра" становятся храмы, посвященные римским божествам, а еще позже эту роль приобретает сам город Рим. Не случайно Рим основан на семи холмах. Холм, или гора—это также "мировая ось", мистический характер которой выражен сакральным числом "семь".

Как и в других мифологических системах, мир римской мифологии имеет "трехъярусное" устройство. Он включает земной мир (центром которого был сам Рим), мир небесный и подземное царство (или царство мертвых).

Важное место в системе мифа принадлежит его центру. Таким местом был римский храм, возводившийся на месте пересечения божественного (верхнего), наземного (человеческого) и подземного миров. Центром или "осью" мира был сам город Рим. Когда готовились к его строительству, проводили вокруг будущего города борозду (лат. mundus). Такая борозда также считалась местом соединения трех миров. Об этом пишет Варрон: "Когда mundus открыт, значит, печальным божествам из преисподней ворота открыты".

Мир богов представлялся устроенным по образцу мира людей. Иерархия богов венчалась царем – Юпитером. Наиболее почитаемые боги именовались "отцами", имели своих "слуг" и "весталок", обслуживавших их очаг.

Боги делились на небесных, богов людей и подземного мира. При этом одни и те же боги, (например, Юпитер, Диана, Меркурий) могли действовать во всех трех мирах.

Миры богов, людей и мертвых были разграничены. Существовали понятия, выражавшие особые права богов (fas), отличные от прав людей (ius) и властителей царства мертвых. Так, маны, его обитатели, впускались в мир живых людей лишь три раза в году.

Вместе с тем, между этими тремя мирами существовала устойчивая связь. Так, люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как к этому отнесутся боги. С этим была связана сложная наука предсказаний, которой занимались авгуры и гаруспики, читавшие волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям жертвенных животных, ударам молнии. Мистическое значение придавалось всевозможным необычным событиям, например, рождению у людей или животных уродцев, появлению в городе волков, на небе – комет, на статуях богов влаги и т. п. Большую роль в определении воли богов играли связанные с культом аполлона Сивиллины книги.

По преданию, царь Тарквиний Гордый купил за большие деньги у пророчицы Сивиллы тексты, содержавшие стихотворные туманные изречения. Эти тексты были переданы на хранение специальной жреческой коллегии. Непосвященные не имели к ним доступа. В случае особых знамений жрецы по специальному постановлению сената обращались к этим текстом, ища в них указаний, как надлежит действовать.

Боги не только обитали на небе, но присутствовали среди людей. Считалось, что богов противника с помощью специальной формулы (evocatio) можно было переманить на сторону Рима, где им учреждался культ. Таким путем Римский пантеон пополнился за счет богов соседних италийских племен, с которыми римляне постоянно воевали.

Очень древний пласт римской мифологии был связан с сакрализацией природы, поскольку считалось, что боги незримо присутствуют в ее явлениях, либо сами растения и животные таинственно связаны с миром богов. Здесь нашли свое "убежище" архаические фетишистские, тотемистические и анимистические представления.

Почитание деревьев и рощ играло значительную роль в римской мифологии. Большинству древних богов были посвящены рощи, где в их честь совершались жертвоприношения. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула.

Как священные почитались рощи и деревья в отдельных местах, на отдельных холмах Рима. Общими святынями Рима считались следующие: смоковница, под которой волчица кормила Ромула и Рема, и признаки увядания которой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; священный дуб на Капитолии, которому Ромул принес свою первую добычу – оружие и доспехи убитого им царя. С лесом связаны Фавн и Сильван – древнейшие персонажи римской мифологии.

С культом леса связан культ водных источников, в которых обитали священные нимфы, героини многих преданий. Характерными в этом отношении являются образы Фонса и Ютурны.

Древние пласты римской мифологии были богаты преданиями о священных животных и птицах – орле, дятле и волке. Волку был посвящен ритуал луперкалий, о котором речь пойдет позже.

Первоначально луперкалии представляли собой "волчьи праздники". Волкам в Риме приписывались чудесные свойства, магическая сила. Римляне верили в возможность взаимного превращения людей и волков.

К древнейшей основе восходят мифы и легенды о "культурных героях". В римской мифологии это, как правило, цари. Сами культурные герои появляются на свет в результате "сакральных браков". Так по легенде от брака бога Марса и весталки Реи Сильвии родился Ромул – основатель Рима. Подобным образом родился Сервий Тулий и другие персонажи.

В римской мифологии существовала иерархия культов божеств, отражавшая иерархию современного общественного устройства. Своих богов имели отдельные сословия (Нептун и Диоскуры у всадников; Церера, Либер и Либера у плебеев), профессии (Меркурий у торговцев, Минерва у художников, писателей, учителей). С богами был неразрывно связан любой коллектив. Каждый член фамилии должен был участвовать в ее культе, переходя в другую фамилию (например, в результате брака) он принимал новый культ. Гражданин был обязан участвовать в культе гражданской общины. Когда Рим встал во главе Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Лациариса.

В самом Риме центром культа стал Капитолийский храм, а богом римской мощи и славы – Юпитер Капитолийский.

Многие исследователи усматривают своеобразное "распределение функций" у римских богов. При этом доминируют три функции: религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Такую точку зрения высказал французский исследователь Ж. Дюмезиль в книге "Верховные боги индоевропейцев" на основании сравнительного анализа индоевропейских мифологических систем. Религиозно-жреческая функция связывается им с Ромулом, военная – с Лукумоном, тогда как хозяйственная – с Титом Тацием. Остальные боги так или иначе примыкают к одному из названых персонажей и разделяют их функции. Мысль Ж. Дюмезиля заключается в том, что сама социальная иерархия получила свою проекцию на мир богов. Социальное устройство древнего Рима, состоявшего первоначально из трех триб – Рамнов.

Пространственная "модель мира" скандинавской эддической мифологической системы включает "горизонтальную" и "вертикальную" проекции (переход от одной к другой предполагает некоторые трансформации).

Горизонтальная проекция антропоцентрична и построена на противопоставлении обитаемого людьми и занимающего центральную, освоенную часть земли Мидгарда пустынной, каменистой и холодной окраине земли (Утгард, Етунхейм), населенной великанами (ётунами), а также находящемуся вокруг земли океану, где живет чудовище Ермунганд (его второе имя – змей Мидгарда – указывает на то, что змей был первоначально элементом позитивной системы – опорой земли). Это противопоставление раскрывается как оппозиция центра и периферии, внутреннего и внешнего (особенно Мидгард и Утгард), "своего" и "чужого", "культуры" и "природы". Кроме того, страна великанов маркирована как находящаяся на севере и востоке. Север в скандинавской мифологии особо демонизирован (как и во многих других мифологиях, в частности у финнов и народов Сибири), на севере так же локализуется царство мертвых – Хель (которое, впрочем, отчетливей и ярче выступает в вертикальной космической проекции). К обеим проекциям относится мотив четырех карликов-цвергов, носящих имена четырех стран света (Аустри, Вестри, Нордри, Судри), поддерживающих небо по углам.

Основу вертикальной космической проекции составляет Мировое Древо – ясень Иггдрасиль. Оно связывает землю, где живут люди (Мидгард), с небом, где (в Асгарде) находятся боги и где помещается своеобразный "рай" для павших воинов – Вальхалла, а главное – с подземным миром, где находится царство мертвых – Хель ("низ" и "север", как сказано, отождествляются) и разнообразные водные источники. Можно даже сказать, что Хель является тем центром, в точке которого совпадают горизонтальная и вертикальная картины мира.

Вертикальная схема противопоставляет богов и людей, небесное царство мёртвых для избранных (Вальхаллу) и подземные селения для простых смертных; соответственно – небесных валькирий и живущих у корней мирового древа норн – две категории богинь судьбы. В первой песне "Старшей Эдды" "Прорицание вельвы" вельва (провидица) вспоминает "девять миров" (девять – условное постоянное число в скандинавской мифологии, так же как число три, которое лежит в его основе) и девять древесных основ или корней (так что можно даже предположить, что речь идет о множестве мифических дерев), но одновременно перечисляются три корня, соответствующие людям, инеистым великанам (хримтурсам) и Хель. В более поздней редакции "Младшей Эдды" четкость вертикальной проекции смазывается, ибо корень связывается не с людьми, а с небом, а инеистые великаны, уже умершие и живущие в подземном мире, заменяются просто великанами – етунами, живущими на краю земли.

В вертикальной схеме с различными уровнями "древесной" космической модели сопоставлена "зооморфная" серия. Орел на верхушке, змей Нидхегг у корней, четыре оленя (возможно, ранее соотносимые с частями света), поедающие листья ясеня Иггдрасиля, – на среднем уровне. Нидхегг в известном смысле эквивалентен Ермунганду (в горизонтальной проекции), так же как подземные источники и реки можно сравнить с окружающим землю океаном. Кроме того, коза и олень, стоящие на Вальхалле, ствол дерева и источники у корней объединены в вертикальной схеме циркулированием священного меда как источника жизненного обновления и магических сил. Белка, снующая по дереву, является своеобразным посредником между "верхом" и "низом".

Кроме Иггдрасиля, вертикальная проекция знает также радужный мост Биврест, соединяющий землю и небо. Пространственная модель мира в скандинавской мифологии однотипна не только большинству индоевропейских, но также сибирской и другим мифологическим моделям мира, которые структурно организованы образом Мирового Древа.

 

Date: 2015-09-05; view: 2112; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию