Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изучая организации
Правительственные учреждения в каком-то смысле похожи на людей. У каждой организации есть своя история, состоящая из "больших событий" типа принятия документов, наделяющих властью и деньгами, смены руководителей или споров о долгосрочных программах. Обладают они и собственными аналогами личных биографий, содержащими незначительные, на взгляд стороннего наблюдателя, подробности — отслеживаемые и протоколируемые заметки с последних полос газет, официальные инструкции, материалы слушаний в Конгрессе и тому подобное. Детали институциональной истории включают также любые изменения внутренней организации, перераспределение ресурсов, обновление кадровой системы или методов переподготовки персонала'. Из сочетания двух типов истории часто извлекаются полезные выводы: это напоминает размещение "событий" и "деталей" на одной и той же "шкале времени". Не так давно государственный секретарь Сайрус Вэнс категорически — вплоть до угрозы отставки — возражал против планов вооруженного освобождения американских заложников в Иране. Возражение, как говорят, было сформулировано вполне содержательно: "слишком много новаций". Ранее он в течение трех лет занимал должность заместителя министра обороны и, очевидно, знал, о чем говорит. С Вэнсом не согласились, но практика показала, что он был прав. Организации, как и люди, могут быть подвергнуты "расстановке", и это замечательно, поскольку история организации, подобно истории проблемы, может принести пользу в принятии политического решения. Нам пока неизвестны все вопросы, заданные, отклоненные или оставшиеся невысказанными в ходе неудачной миссии по спасению заложников в апреле 1980 года, но у нас есть досконально документированный пример того же рода, имевший место поколением ранее: это история в заливе Свиней, описанная в восьмой главе. Интересующей нас организацией будет ЦРУ — Центральное разведывательное управление. Если бы основные тенденции развития этого учреждения были выявлены (пусть даже поверхностно) и если бы стереотипное восприятие этой службы Джоном Кеннеди удалось слегка "обогатить" организационными моментами (независимо от Ал-лена Даллеса — "живой легенды" и Ричарда Бисселла — "человека, которому можно доверять"), президент, несомненно, вышел бы на принципиальные вопросы: куда делся Роберт Эмори? где Ричард Хелмс? Мы часто предлагаем своим слушателям исторический очерк этой аферы вплоть до февраля 1961 года (когда Кеннеди провел серию беспорядочных встреч с самыми разными людьми), подкрепляя его двадцатистраничным обзором деятельности ЦРУ в 1960 году, извлеченным из двух источников — опубликованного доклада сенатского комитета по разведке и биографии Хелмса, написанной Томасом Пауэрсом2. Затем мы спрашиваем студентов: если бы вы знали столь много и работали советником Кеннеди, какие вопросы вы рекомендовали бы президенту задать Аллену Даллесу? Как правило, во главе списка идет предложение заслушать двух вышеупомянутых разведчиков. Ибо даже в открытой истории, не ведающей о секретах, неизменно подчеркиваются три особенности структурного роста ЦРУ. Во-первых, управление родилось из нескольких самостоятельных организаций, у каждой из которых были собственные сотрудники. Во-вторых, после объединения эта отчужденность сохранилась и даже приобрела институциональные черты. В-третьих, сама деятельность ЦРУ способствовала такой обособленности, поскольку всячески поощряла замкнутость, стремление знать только то, что предписано, причем на всех уровнях, включая заместителей директора, таких, как Бисселл и Эмори. То же самое касается и оперативных вопросов. Официальная история предоставляет довольно богатую пищу для размышлений, но трех отмеченных обстоятельств вполне достаточно, чтобы спровоцировать в классе необходимые вопросы. Возможно, они не были заданы своевременно по той причине, что Джон Кеннеди и его советники не знали о Центральном разведывательном управлении даже столь малого. В отличие от Сайруса Вэн-са в 1980 году, но вполне в духе его "Немезиды" — Збигнева Бжезин- ского, — они никогда не соприкасались с подспудной работой "валов и шестеренок". Их опыт ограничивался такими учреждениями, как Сенат, Гарвардский университет, Фонд Рокфеллера, компания Форда, действующие армии времен второй мировой войны или государственный департамент — то есть теми местами, где обнародовали тайны, а не прятали их. Для того, чтобы сформулировать полезные вопросы — заранее, а не задним числом, как это делали наши слушатели, — команда Кеннеди должна была освоить хотя бы тот минимум информации о ЦРУ, который содержался в двадцатистраничной записке. Трудно ли было сделать это? Обременительно ли для мужчин и женщин, занимающихся своей работой в реальном мире, а не на семинарских занятиях? Едва ли. Поясняя свою точку зрения, мы обобщим факты, составившие содержание упомянутого отчета. Для современных правительств слово "разведка" имеет четыре значения: во-первых, это аналитическая работа, включающая оценки, прогнозы и исследования, в том числе основанные на открытых источниках; во-вторых, негласный сбор данных; в-третьих, всевозможные грязные трюки (нелегальная активность или, как говорят сегодня, "тайные операции"); наконец, в-четвертых, контрразведка, то есть поиск чужих шпионов. Правительства по-разному организуют эти стороны своей деятельности. Рассмотрим различные модели, разработанные Германией, Великобританией и Францией в годы второй мировой войны. В гитлеровском рейхе каждое заинтересованное учреждение — нацистская партия, министерство иностранных дел, армия, авиация и флот — имело собственных аналитиков, информаторов и контрразведчиков. Централизованными оставались только тайные операции — ими занимался Abwehr, вотчина адмирала Канариса. Противоположной методики придерживались англичане. Объединенный комитет по разведке снабжал кабинет аналитической информацией; специальная правительственная служба занималась шифрами; военно-воздушные силы производили аэрофотосъемку; MI6 отвечала за шпионаж; особое ведомство осуществляло тайные операции; MI5 противодействовала разведке противника. В Германии между собой боролись потребители разведывательных услуг, в то время как в Великобритании конкурировали сами службы. В предвоенной Франции, напротив, за все отвечала одна-единственная организация — армейское Десятое бюро. И по какому-то совпадению именно Франция проиграла войну всего за шесть недель'. Соединенные Штаты начали заниматься подобными вопросами лишь с началом второй мировой войны. До того момента государственный департамент, армия и флот самостоятельно осуществляли сбор и обработку информации. Каждая из служб особенно преуспела в искусстве дешифровки4. Правда, с агентурной работой дело обстояло похуже. Тайных операций просто не было. За шпионами охотилось ФБР, причем по мере приближения войны служба Эдгара Гувера расширяла свои полномочия. Позже она вербовала испано-язычных юристов и бывших полицейских для выслеживания беглых нацистов в Латинской Америке. А потом Франклин Рузвельт предложил известному нью-йоркскому адвокату и герою первой мировой войны Вильяму Доновану ("Неистовому Биллу") создать самостоятельную разведывательную структуру. Так было образовано Управление стратегических служб (УСС), предшественник ЦРУ. Новая организация состояла из четырех самостоятельных подразделений, за которыми надзирал Донован. Первое из них занималось исследовательской и аналитической работой, направляя документы через шефа в Объединенный комитет по разведке, который готовил предложения для Объединенного комитета начальников штабов. Второе подразделение создавало агентурную сеть по всему миру, за исключением Латинской Америки — ею по-прежнему занималось ФБР. Как правило, эта структура передавала информацию кураторам конкретных регионов. Третья группа готовила и осуществляла тайные операции, включая помощь повстанческим движениям, саботаж, информационную обработку и тому подобное. Она действовала более или менее автономно. Наконец, у новой службы имелась и собственная контрразведка. После войны Трумэн распустил УСС. Армия возвратила себе агентурную сеть, расширив ее (прежде всего за счет Восточной Европы), в то время как государственный департамент прибрал остатки исследовательских и аналитических подразделений. Иными словами, ситуация вернулась на уровень 1941 года. Затем, с началом "холодной войны", Трумэн решил реанимировать распущенную спецслужбу. В 1947 году она была воссоздана как Центральное разведывательное управление. Если говорить более точно, реконструкция оказалась неполной, поскольку новому ведомству передавались только исследования и аналитика, негласный сбор данных и контрразведка. Санкции на тайные операции оно не получило. Обрабатывая одну и ту же информацию, аналитические и разведывательные структуры ЦРУ почти не соприкасались друг с другом. Исследователи, как правило, адресовались к людям, не имеющим отношения к управлению. Некоторые, склонные к академизму, производили на свет объемистые труды, описывающие и оценивающие различные источники; другие, уподобляясь газетным репортерам, сдабривали ежедневные записки президенту и прочим высокопоставленным чиновникам чем-нибудь "остреньким". Что же касается разведчиков, то последние больше интересовались расширением и защитой агентурной сети. Затрачивая немалые усилия и время — иногда годы — на взращивание надежных агентов, они не желали рисковать их свободой (или даже жизнями) только из-за того, что какому-то аналитику вдруг потребовалось доказать некую теоретическую позицию или выдать сенсационную новость. Поскольку наибольший объем информации поначалу поступал от других разведслужб, они и сами не всегда знали, какой "лакомый кусочек" может погубить их тайных осведомителей. По этой причине сотрудники разведывательных подразделений ЦРУ были склонны взирать на аналитиков почти как на вражеских агентов. Они, мягко выражаясь, придерживали информацию, а максимумом того, что могли разгласить об источнике, была оценка, выведенная на основе достоверности ранее представленных данных. (К примеру, какой-нибудь пьяница и двойной агент в Тегеране мог иметь твердую "D".) Исследователи, в свою очередь, предпочитали скрывать материалы, извлеченные из открытых радиопередач, перехватов армейских разведчиков или сделанных ВВС фотографий. В ЦРУ разведчики и аналитики могли считаться членами единой семьи с той же долей условности, с какой военно-воздушные силы и военно-морской флот принадлежали одному и тому же министерству обороны. Пока две группы внутри ЦРУ сводили счеты между собой, независимо от них набирала силу новая организация, призванная заняться тайными операциями. "Холодная война" была в самом разгаре. Русские, согласно всеобщему убеждению, повсеместно устраивали подрывные акции. Советники Трумэна дружно полагали, что Соединенные Штаты обязаны противодействовать им. Все они, за единственным исключением, считали, что новая служба должна действовать под крылом государственного департамента. Возражающим оказался генерал Джордж Маршалл, тогдашний госсекретарь. В итоге президент создал Управление по координации политики, подотчетное госдепартаменту и министерству обороны, но напрямую не подчиняющееся ни одному из этих ведомств. Новой службе предписывались: "осуществление пропагандистских и экономических one- раций, проведение прямых превентивных акций, включая саботаж...; подрывная деятельность в отношении враждебных государств...; поддержка антикоммунистических элементов в оказавшихся под угрозой странах свободного мира". Единственное формальное ограничение заключалось в том, что операции полагалось "планировать и проводить таким образом, чтобы вовлеченность правительства Соединенных Штатов не была очевидной, а в случае провала оно могло бы отрицать свою ответственность'". Возглавляемое ветераном УСС Фрэнком Виснером, энергия, ум и личный магнетизм которого вошли в легенду, Управление по координации политики процветало. Оно тайно снабжало деньгами антикоммунистические группы по всему миру. Оно организовывало пропагандистские кампании и пыталось (без особого, впрочем, успеха) взлелеять движение сопротивления в Восточной Европе. Подготавливая "пятую колонну" на случай ожидаемого вторжения Красной армии в Западную Европу, люди Виснера закладывали организационные основы для подготовки и вооружения партизанских формирований. С началом корейской войны как ЦРУ, так и организация Виснера обзавелись новыми ресурсами и дополнительными обязанностями. Генерал Уолтер Беделл Смит, во время второй мировой войны служивший начальником штаба у Эйзенхауэра, возглавил директорат по делам разведки. В этом качестве он одновременно руководил ЦРУ и номинально координировал в правительстве всю разведывательную деятельность. В ЦРУ он укрепил исследовательские подразделения. Очень скоро директорат этого ведомства мог обсуждать военные вопросы на равных со спецслужбами родов войск. В рамках ЦРУ был также создан специальный отдел, сводивший воедино и затем представлявший Совету национальной безопасности основные данные, полученные "разведывательным сообществом" страны. (Правда, разведчики не слишком охотно делились информацией с этим отделом.) По мере того, как молодые выпускники колледжей и университетов пополняли ряды бойцов "холодной войны", подразделения ЦРУ, отвечавшие за негласный сбор данных, активно привлекали новые таланты. Тем же занималось и ведомство Виснера. Вскоре обе спецслужбы активно конкурировали в вербовке молодых сотрудников как в самой Америке, так и в зарубежных столицах. К 1952 году в каждой организации было занято по шесть тысяч человек, а Виснер увеличил количество "полевых" бюро с семи до сорока семи. В конце концов в дело вмешался "жучок" Смит. Он напомнил о своем праве надзора и Виснеру, и ЦРУ. Его ведущие сотрудники, Ричард Хелмс и Лаймен Киркпатрик, попытались убедить генерала в необходимости подчинить обе организации возглавляемому им директорату. Виснер и люди, поддерживающие его лично и тайные операции как таковые, энергично (и успешно) протестовали. В итоге Смит избрал зеркальную версию "соломонова решения": он приказал обеим спецслужбам объединиться. Создаваемый в рамках ЦРУ новый директорат планирования был призван объединить их с тем условием, что руководителем станет кто-то из ведомства Виснера, а его заместителем, располагающим достаточной степенью автономии, будет представитель разведчиков. Первую должность занял сам Виснер, вторую — Хелмс. Состязание двух подходов продолжалось уже внутри обновленного ЦРУ. В ходе обучения рекрутов, осваивающих азы секретной работы, противоположные ориентации разграничивались столь же четко, как это происходит в "смешанной" теологической семинарии. Различные руководители отправляли из штаб-квартиры на места разные по духу инструкции. Вместе со специалистами по политическим акциям, психологической войне, экономическому саботажу и партизанским операциям Виснер энергично проводил в жизнь те или иные "проекты". Между тем Хелмс и зарубежные бюро пытались работать в нормальном режиме, наращивая и развивая созданную агентурную сеть. Офицеры на местах буквально разрывались на части. "Проекты" привлекали деньги и стимулировали желание добиться хороших результатов. Но, предоставляя возможность для победных реляций, они неизменно грозили потерей информаторов, разрушением "прикрытия" и прочими осложнениями. В 1953 году Смита сменил Аллен Даллес. Возглавляя во время второй мировой войны бернское бюро УСС, он прославился тайными операциями в Германии и оккупированной Европе. Будучи способным юристом и имея возможность влиять на принятие политических решений (ведь его брат был государственным секретарем), он все же не проявлял большого интереса к аналитике или нелегальному сбору данных, в основном интересуясь секретными "проектами". По слухам, тайные операции занимали три четверти его времени; оставшаяся часть была посвящена проектированию нового здания штаб-квартиры ЦРУ в штате Виргиния. Когда Виснер из-за душевного расстройства ушел в отставку, Даллес назначил на его должность Бисселла. Это вполне соответствова- ло компромиссному подходу Смита. В то же время такой шаг свидетельствовал об особой склонности нового руководства ЦРУ к тайным операциям. Никто в управлении, однако, не сомневался, что Хелмс, Киркпатрик и их сторонники продолжат линию на методичный сбор разведданных. Не вызывало сомнений также и то, что Джеймс Энгл-тон, глава контрразведки, действующий независимо от Бисселла или Хелмса, будет хранить свои секреты от всех. Таким образом, ЦРУ было (и, как мы подозреваем, по сей день остается) конфедерацией, в некоторых отношениях похожей на Пентагон. Тайные операции и нелегальный сбор данных осуществлялись под крышей единого директората по планированию, люди на местах работали бок о бок, но при этом оставались столь же "несли-янны", как, скажем, подводные лодки и самолеты в ВМС или бомбардировщики и истребители в ВВС. Бесспорно, различные директораты управления оказывались так же далеки друг от друга, как армия и флот. Причем здесь даже не было собственного аналога министра обороны или председателя Объединенного комитета начальников штабов. Диспозиция напоминала Пентагон, лишенный реального руководителя и имеющий лишь координатора. Более того, разобщенность внутри ЦРУ освящалась доктриной, согласно которой ни один сотрудник не мог знать больше, нежели ему предписывалось. Организационная практика усиливала ее влияние. Существуют десятки способов, с помощью которых все эти сведения, а также вытекающие из них прогнозы, могли поступить в распоряжение человека, напрямую зависящего от работы управления. Мы имеем в виду президента Кеннеди. Он вполне мог потратить какое-то время на встречи с ветеранами-разведчиками. Избрав более простой метод, он мог найти знающего человека, готового просветить его лично или же поделиться информацией с каким-нибудь Артуром Шлезингером, пишущим для президента аналитические материалы. Или, что еще легче, ему достаточно было попросить Макджорджа Бан-ди рассказать о нормативной базе ЦРУ и ее фундаментальных изменениях, занося последние на "шкалу времени" (как это делается в отношении "событий" и "деталей" для конкретных людей), а потом вдвоем сделать выводы и сформулировать нужные вопросы. Но кто сумел бы успешно вникнуть в тонкости столь эзотерической сферы, как царство Даллеса и Бисселла? Эта задача была под силу лишь политику, для которого подобные упражнения являлись неотъемлемой составляющей делового стиля (Кеннеди к таковым не относился), или же человеку, в полной мере осознающему свою за- висимость от тайных организаций (Кеннеди еще не успел прочувствовать ее до конца). В течение своего короткого президентства он так и не научился рассматривать организации отдельно от работающих в них личностей. Подобно многим политическим деятелям и буквально всем сенаторам, он был склонен отождествлять учреждения и ведомства с занятыми в них людьми. В определенной степени это, разумеется, верно, но подобный подход преуменьшает зависимость результатов деятельности от профессиональной грамотности, традиций, процедур и побудительных стимулов. Набравшись опыта, в особенности после Кубы, Кеннеди мог скорректировать свои воззрения. К завершению своего срока, будь он жив, этот президент был бы похож не на Картера, самоуверенно игнорирующего организационную сторону дела, но скорее на Вэнса, опасавшегося "сложных схем" и обилия "движущихся частей". Впрочем, данный вопрос остается спорным, и в силу этого пример Кеннеди имеет ограниченное применение. Он годится, конечно, для пояснения того, как не следует поступать, но продемонстрировать с его помощью пользу обращения к организационной истории можно только в классе и далеко не столь ярко, как это позволяют делать "шкала времени", события и детали. Оборона и дипломатия — далеко не единственные сферы, в которых история организаций способна содействовать принятию решений. Аналогичные примеры встречаются и во внутренней политике. Здесь уместно сослаться на Службу общественного здравоохранения или Администрацию социального обеспечения. Эти агентства уже были отрекомендованы в предыдущих главах. Теперь мы вновь обратимся к ним, уделяя особое внимание тем аспектам организационной истории, которые потенциально полезны или на деле используются людьми, принимающими решения6. В эпизоде со "свиным" гриппом 1976 года, затронувшим прежде всего Службу общественного здравоохранения и одно из ее подразделений, Центр по контролю за заболеваниями, почти каждый провал имел организационную подоплеку. О многих институциональных моментах, стимулирующих неприятности или даже создающих их, политики знали наперед, что вполне позволяло своевременно задать напрашивающиеся вопросы или предостеречь себя. Но этому помешала надуманная неотложность проблемы, подкрепленная экспертными оценками специалистов и убеждением чиновников в том, что они сами в состоянии все наладить, встречая организационные и прочие затруднения импровизацией. Данное дело, таким образом, пе- ренасыщено негативными примерами того, как медицинские власти и их начальники не сумели использовать организационную историю к собственной выгоде. Хотя все необходимое было тогда под рукой. Возвращаясь к событиям третьей главы, напомним, что программа борьбы со "свиным" гриппом не смогла обеспечить должного согласия в научных и медицинских кругах. В отсутствии эпидемии она понесла урон из-за слабой пропагандистской кампании. А если бы эпидемия все же вспыхнула, дела оказались бы еще хуже: с детскими прививками была бы сплошная морока, местные власти путались бы в полномочиях, а вакцины так и не хватило бы на всех. Между тем структурные особенности задействованных медицинских органов, если бы на них обратили внимание, вполне позволяли предсказать такой исход. Для Джеральда Форда, намеревавшегося одобрить программу, консенсус специалистов и практикующих врачей по поводу того, что "свиной" грипп действительно опасен и требует поголовной иммунизации, выступал в качестве sine qua поп. По мнению президента, наличие такого условия подтверждалось единодушием собранной им группы ad hoc. Громче всех в этой группе звучали голоса двух врачей, Йонаса Солка и Альберта Сабина, прославленных изобретателей альтернативных разновидностей вакцины против полиомиелита. Несмотря на соперничество друг с другом как в личном, так и в научном плане, оба медика высказались в пользу вакцинации. Тем самым они поддержали двух правительственных специалистов, отстаивающих программу — директора Центра по контролю за заболеваниями Дэвида Сенсера и помощника министра по вопросам здравоохранения Теодора Купера. Что касается возражений, то их Форд не услышал. Следовательно, то был консенсус. Но беда заключалась в том, что прочие эксперты, консультировавшие президента, были приглашены по предложению того же Сенсера и в большинстве своем являлись членами Консультативного комитета по иммунизации, с которым он тесно сотрудничал. Сомневающемуся члену этой команды, доктору Александеру (по большей части молчавшему), не было предложено выступить перед Фордом. А все остальные приветствовали план Сенсера. Но их единодушие значило гораздо меньше, нежели казалось президенту. Во-первых, оно отнюдь не сплотило Сабина и Солка (Сабин выступил против программы спустя три месяца); во-вторых, оно не отражало твердого убеждения медицинского сообщества, внутри которого оппозиция и безразли- чие нарастали по мере того, как время шло, а ожидаемой эпидемии все не было. Советники Форда подвели своего шефа в двух отношениях: они позволили Солку и Сабину символизировать консенсус (несмотря на стремление этих двоих спорить по любому поводу и в любое время) и сформировали группу экспертов из сговорчивых членов Консультативного комитета (вопреки тому, что совпадение взглядов не означало представительности). Первая ошибка была психологического свойства, в то время как вторая объяснялась организационными причинами. К 1976 году Консультативный комитет по иммунизации, оставаясь в номинальном подчинении Службы общественного здравоохранения — патрона Центра по контролю за заболеваниями, — уже давно обслуживал лично Сенсера. Будучи директором в течение десяти лет, последний значительно упрочил свои позиции. Выполняя обязанности председателя комитета, Сенсер вел заседания и подводил их итог, контролировал повестку дня и регламентные вопросы, а также принимал решения о привлечении новых членов. Среди приглашенных им были вирусологи и иммунологи, специализирующиеся на изучении гриппа, а также иные представители медицинского сообщества, включая структуры общественного здравоохранения. Сенсер советовался с комитетом по предельно конкретным проблемам и настаивал на единодушной поддержке в реализации принятых решений. Занимаясь этим десять лет, он чувствовал себя хозяином положения. Такое же ощущение сложилось и у членов Консультативного комитета, который за это время сделался чем-то вроде клуба единомышленников. Почтительность экспертов по отношению к Сенсеру поддерживалась благодаря тому, что каждый из них постоянно ожидал приглашения на престижные мероприятия, проводимые Службой общественного здравоохранения. После 1976 года преемник Сенсера отказался от председательского кресла в Консультативном комитете, наделив эту структуру собственным руководителем. Тем самым был применен урок, усвоенный в ходе борьбы со "свиным" гриппом: для того, чтобы получать качественные советы, требуется столкновение различных позиций, а не чинопочитание — как в группе, так и в агентстве в целом. Таким образом более или менее признавался тот факт, что год назад комитет сработал крайне слабо. Для человека, знакомого с его внутренней механикой, предсказать подобный исход не составило бы никакого труда; выводы комитета, в особенности интерпретированные его тогдашним председателем, нельзя было рассматривать в качестве выражения консенсуса ученых и врачей. Само собой понятно, что Сенсер рекомендовал для встречи с президентом только тех членов комитета, которые поддерживали его. К несчастью, полгода спустя, к моменту начала прививок, точка зрения Александера была куда представительнее, чем позиция этих "верных". Но сотрудники Белого дома, готовившие совещание у Форда, не догадывались о процедурных тонкостях какой-то группы с нижнего этажа административной иерархии. Не смог оказать помощь и советник президента по вопросам науки: в то время этот пост был упразднен, а восстановили его совсем недавно. Слабость информационной поддержки, получаемой программой борьбы со "свиным" гриппом, отчасти оказывалась следствием умирающего консенсуса; ее усугубляло также нарастающее противоречие между исходным замыслом и последующей реализацией. В марте 1976 года программа обещала "привить" большинство американцев до начала зимнего простудного сезона. В апреле Купер неосторожно обмолвился о намерении сделать прививки почти всем 200 миллионам жителей страны. Форд также говорил о вакцине "для каждого мужчины, женщины и ребенка". Затем последовала пауза, вызванная недоработками страхового законодательства. Начавшись только в октябре, программа, разумеется, уже не могла выйти на намеченные рубежи до начала зимы. К тому моменту данное обстоятельство выглядело одновременно и очевидным, и возмутительным. Более того, на него наслаивались прочие неприятности, упоминавшиеся в третьей главе: проблема дозировки в отношении детей, смерть пациентов в Питтсбурге, серьезные побочные эффекты — и все это при полном отсутствии какого бы то ни было "свиного" гриппа. В сочетании с тающим энтузиазмом медиков подобная совокупность обстоятельств вылилась в настоящее пропагандистское фиаско. Некоторые из упомянутых проблем были неизбежны, другие таковыми не являлись, но нечто подобное вполне можно было предсказать — ведь определял федеральную политику Центр по контролю за заболеваниями, а воплощением ее занимались власти штатов и муниципалитетов. Профессионалы из сенсеровского Центра в большинстве своем не привыкли общаться с прессой и публикой каким-либо образом, выходящим за пределы принятого: общественности можно рассказывать только о хорошем, избегая всякого рода сомнений. Столь же традиционно воспринимались и контакты с коллегами по профессии: они осуществлялись только через журналы, статьи и уче- ные советы. Центр по контролю за заболеваниями был устроен соответствующим образом. Его информационный отдел представлял собой небольшое издательство, а не источник экспертизы, распространяемой в прессе. Сам Сенсер в прежние годы общался с журналистами только в качестве директора по науке, руководившего лабораторными исследованиями; амплуа государственного мужа, призванного мобилизовать страну во имя Джеральда Форда, было ему чуждо. В качестве разработчика и координатора общенациональной программы действий Комитет по контролю за заболеваниями имел весьма неподходящую историю. До 70-х годов это учреждение именовалось Центром заразных болезней. В старом названии запечатлелись традиционные функции общественного здравоохранения. Первая из них заключалась в эпидемиологическом отслеживании старых моряцких напастей, из чего, в сущности, выросла федеральная медицинская служба: в этот список, наряду с прочими недугами, входили венерические болезни, оспа, холера, малярия, тиф, туберкулез и чума. Второй (и побочной) функцией стало получившее ныне широкую известность лабораторное изучение возбудителей инфекций. Для медицинских органов муниципалитетов и штатов лаборатории Центра объединяли в себе особенности суда последней инстанции и детективного бюро. Третья функция, расширявшаяся с конца 30-х годов и особенно окрепшая при Сенсере, состояла в оказании местным медикам технического содействия как деньгами, так и персоналом. В органы здравоохранения муниципалитетов и штатов на контрактной основе откомандировывались врачи-эпидемиологи и администраторы. По мере того, как Центр все тверже становился на ноги, на финансирование подобного сотрудничества стали передаваться "сливки" обязательных фантов, выделяемых Конгрессом отдельным штатам для борьбы с общенациональными болезнями (так было, в частности, с венерическими заболеваниями в годы второй мировой войны). В 40-е и 50-е годы медицинская грамотность и новые медикаменты позволили взять под контроль или даже уничтожить старые болезни — малярию, оспу и некоторые другие. Цели Конгресса, по-прежнему заинтересованного в поддержке здравоохранения штатов с помощью Центра, теперь сосредоточились на профилактике, что не замедлило сказаться на финансировании. Федеральные программы детских прививок концентрировались вокруг оспы, кори, краснухи и полиомиелита. В значительной мере именно за их счет погашались расходы на персонал. Пытаясь укрепить свое учреждение, Сенсер искал дополнительные источники денежных поступлений; грипп открывал перед ним хорошие перспективы. Кроме того, ему удалось добиться переименования Центра, не меняя его аббревиатуру — немалый подвиг. Новое название знаменовало новые надежды7. Расположив штаб-квартиру неподалеку от университета Эмори в Атланте (свидетельство добрых отношений с сенатором от штата Джорджия Ричардом Расселом), Сенсер с выгодой пользовался удаленностью от начальства из Службы общественного здравоохранения и министерства. При этом он по-прежнему продолжал от имени упомянутых ведомств раздавать деньги и кадры медицинским властям штатов, а через них — муниципальным больницам и поликлиникам, которые напрямую работали с населением. Как говорил один из его подчиненных о программе противодействия "свиному" гриппу, "ее невозможно реализовать без нашей помощи — ведь мы единственная структура, обладающая прочными связями на уровне штатов". До определенной степени это верно; такие связи зачастую (но не всегда) были весьма тесными. Здесь, правда, отсутствовали субординация и подчинение, контакты порой носили лишь эпизодический характер и от штата к штату выстраивались по особой схеме. (Взаимоотношения штатов с муниципальными учреждениями также не были унифицированы.) В одних местах влияние Центра основывалось на деньгах, в других — на кадровой поддержке, в третьих — на личной дружбе. Из всего этого и была составлена "конфедерация" по борьбе со "свиным" гриппом. Насколько хорошо она справится с предстоящей эпидемией, никто не знал. Переориентировавшись с лечения на профилактику, Центр по контролю за заболеваниями упустил два других, не менее важных, направления преобразований. Оба оказались блокированными — правда, отнюдь не врагами. Одним из этих направлений была исследовательская работа, которой уже занимались национальные институты здоровья, "дочерние" подразделения Службы общественного здравоохранения. В отношении гриппа, к примеру, Институт аллергических и инфекционных заболеваний финансировал (и по сей день финансирует) работу по всей стране. Другим направлением являлось тестирование новых медикаментов, но эту задачу успешно решала (и сегодня решает) Администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами вкупе с входящим в ее состав Бюро биологический исследований. Так, противогриппозные вакцины всегда поступали в производство только после тестирования и одобрения этого бюро. Даже избегая открытого противоборства, Центр по контролю за заболеваниями не мог не вторгаться в полномочия Института аллергических и инфекционных заболеваний и Бюро биологических исследований. Справедливости ради стоит отметить, что в ситуациях с наиболее опасными и неизученными вирусами три учреждения пытались работать сообща. Когда "свиной" грипп был выявлен у людей, они постоянно консультировались друг с другом на высшем и среднем уровнях. Занимались этим специалисты, в большинстве своем сделавшие карьеру в Службе общественного здравоохранения. Центр по контролю за заболеваниями курировал принимаемые штатами планы, распределял государственные деньги и создавал систему слежения за развитием эпидемии, привлекая в числе прочих и институтских исследователей. Институт производил полевые изыскания. Бюро готовило и испытывало препараты против новой разновидности гриппа. Через свои лаборатории каждая структура поддерживала контакты с производителями вакцины — еще один элемент сотрудничества. В целом удалось наладить неформальные, стабильные и взаимовыгодные отношения, в чем-то даже эффективные. Сенсер и его партнеры были вполне удовлетворены ими. Помощник министра по вопросам здравоохранения Купер в силу должностного положения пытался координировать деятельность указанных организаций, но на деле, образно выражаясь, пускался в пляс всякий раз, как только они принимались петь в один голос. Ему хотелось, к примеру, зарезервировать центральное место в про-тивоэпидемиологических мероприятиях за группами добровольцев и докторами, практикующими в частном порядке. Разумеется, планы, принимаемые медицинскими властями штатов, отводили последним лишь периферийную роль. Постоянно пользуясь связями Сен-сера, помощник министра вынужден был принимать диктуемые ими правила игры. По ходу дела возникали неизбежные (и вполне показательные) ошибки. Так, осталась нереализованной идея об издании еженедельного информационного бюллетеня для медиков-практиков. Кто-то предлагал в экспериментальном порядке наполовину уменьшить прививаемую детям дозу препарата (вводя ее дважды), но всеобщая уверенность втом, что проблем не возникнет (ведьсдругими вакцинами ничего подобного не случилось), а также невнимание к прессе, погубили это начинание. Рекомендовалось также информировать штаты и города о статистической вероятности "случайных" смертей — подобных имевшим место в Питтсбурге, — но замысел от- клонили на том основании, что цифры попадут к журналистам и доверие публики к прививкам окажется подорванным. А вот сколько будет стоить доверие, если местные врачи, не предупрежденные заранее, все-таки столкнутся с летальными исходами, никто не задумался. Специалисты по статистике предвидели, что беспрецедентная массовость прививок может повлечь за собой неизвестные ранее побочные эффекты, в том числе и неврологического свойства, до той поры проявившиеся в статистически ничтожных величинах. Никто, однако, не знал, покажется ли обывателям даже минимальное число подобных случаев столь же незначительным и какую количественную степень риска можно будет считать приемлемой для дальнейшего продолжения вакцинации. Или же, формулируя проблему иначе, было непонятно, как добиться снижения риска, не закрывая программу. Следует отметить, что Центр по контролю за заболеваниями никогда не сталкивался с подобными трудностями, не был приспособлен к их преодолению, не имел подходящих специалистов и в итоге не справился с ними. Если бы в конце 1976 года "свиной" грипп все же разразился в США или где-нибудь за границей, некоторые из перечисленных вопросов наверняка удалось бы замять — но тогда вместо них возникли бы другие. Они, по-видимому, тоже не прибавили бы программе авторитета. В пользу подобного предположения говорит конфедеративное устройство организаций-исполнителей, наличие внутри Службы общественного здравоохранения привилегированных групп и ограниченность заготовленных к октябрю запасов лекарства. Внизу, на том уровне, где делались сами прививки, все зависело от изобретательности и смекалки в составлении штатами своих планов, мобилизации местных служб, а также согласованности действий врачей, клиник, групп поддержки и работодателей, как частных, так и государственных. Вдобавок к этим непростым условиям необходимо было располагать резервом вакцины, достаточным для однократных прививок взрослым и двукратных—детям: ведь именно взрослые составляли подавляющее число жертв предыдущих эпидемий гриппа, а дети были первейшими разносчиками вируса. При сохранении описанных организационных связей, быстром распространении эпидемии и ее повальном характере общенациональная программа, довольно неудачно начавшаяся в октябре, уже к следующей весне, к завершению "гриппозного сезона", должна была увенчаться полным провалом. Подобные опасения действительно возникали, в связи с чем время от времени предлагались иные организационные решения. Вице- президент, к мнению которого не слишком прислушивались (обычный удел этой должности), советовал привлечь к делу военных. Министр здравоохранения, образования и социального обеспечения склонялся в пользу создания чрезвычайной организации временного характера. Но восторжествовали старые, устоявшиеся структуры. Их истории, безусловно, не были тайной: Сенсер прожил жизнь вместе с Центром по контролю за заболеваниями, явно страдая особой разновидностью управленческого (или медицинского) чванства. Его начальники, в большинстве своем не знавшие об этом, ошибочно воспринимали возглавляемое им учреждение в качестве "командного центра" и развязали этому чиновнику руки без малейших на то оснований. Прояви они большую осведомленность — и можно было бы призвать на помощь армию (что, правда, маловероятно), запустить экстренную программу под прямым руководством Вашингтона (хотя это едва ли было бы эффективно) или же принять меры к снижению социальных ожиданий. Неудачи всегда драматичны и, по нашему мнению, показательны; но успехи тоже способны просвещать. Примерно в то же время (всего лишь годом позже) и в том же федеральном министерстве только что пришедшая администрация Картера развернула кампанию против чрезмерно широкого ("экспансионистского") подхода к социальному обеспечению, до того дня вдохновлявшего все законодательные инициативы в данной области. Первоначально начинание не сулило успеха: в 1977 году ключевые положения новой стратегии были напрочь отвергнуты Конгрессом (еще один штрих к "медовому месяцу" Картера). Тем не менее, инициативы заложили основу последующих дебатов на тему о том, что "программа социального обеспечения зашла слишком далеко и... пришло время стабилизировать ее'". В 1979 году второй "залп" предложений министерства, построенных на той же предпосылке, вновь был отбит на Капитолийском холме; и все же намеченная тогда стратегия и даже некоторые детали плана через четыре года нашли поддержку двусторонней комиссии (работа которой описывалась во второй главе нашей книги) и отражение в законодательстве. Это произошло вопреки отчаянному сопротивлению прежних бюрократических структур, Администрации социального обеспечения и традиционных "групп интересов". Но одержавшие верх политики не ломали проигравших "через колено": напротив, новый курс вырабатывался совместными усилиями в ходе детального обсуждения с карьерными чиновниками Администрации социального обеспечения и с учетом их пожеланий. Тем самым новой политике были обеспечены долгая жизнь и хорошие результаты. Ответственность за это достижение (или за провал, в зависимости от точки зрения) отчасти ложится на тогдашнего заместителя министра здравоохранения, образования и социального обеспечения Гей-ла Чемпиона. Картер пришел к власти, намереваясь выступить с новыми инициативами по многим направлениям, часть из которых касалась социальной политики; новый министр Джозеф Калифано поделил эту область со своим заместителем. Растущие затраты и сокращение налоговых поступлений до предела истощили трастовые фонды, поддерживавшие систему социального обеспечения. Поскольку Чемпион прежде распоряжался финансами на уровне штата, эту часть проблемы возложили на него. Сводя воедино два пласта институциональной истории, известные ему по прежней работе в Вашингтоне и Калифорнии, заместитель министра подготовил почву для реализации новых инициатив. Первый из них затрагивал Администрацию социального обеспечения — высокопрофессиональную карьерную группу со славными традициями, включавшими уверенность в том, что социальные программы необходимо постоянно наращивать. В этом агентстве подготовка кадров и стимулирование сотрудников прочно увязывались друг с другом. Таково было наследие прозорливого основателя службы Артура Альтмейера и его верного преемника Роберта Болла. Они, а также служивший некогда помощником Альтмейера Вилбур Коэн, предыдущий министр здравоохранения, образования и социального обеспечения и ныне активный консультант Конгресса, руководили агентством с 1935 по 1973 годы. Коэн "отметился" почти во всех законодательных актах, принятых на основе первого Акта о социальном обеспечении. Он неуклонно придерживался той позиции, что намеченную в период "нового курса" линию следует развивать и впредь: побольше разнообразных пособий, пошире охват, посолиднее суммы выплат и при этом никаких сомнений или ограничений — главное, чтобы американские пенсии "побили" пенсии европейцев. Неудивительно, что подобные идеи согревали сердца сотрудников Администрации социального обеспечения даже в 1977 году. Исключения встречались среди актуариев, но не в рядах творцов политики. Другой фрагмент институциональной истории касался Управления планирования и оценки, существовавшего при интересующем нас министерстве. Данное ведомство было основано министром Джоном Гарднером в 1966 году по примеру созданного Макнамарой в Пентагоне аналогичного учреждения, пользовавшегося очень хорошей репутацией. Гарднера огорчало отсутствие в министерстве свободных аналитических ресурсов, не "прикрепленных" к тому или иному функциональному подразделению. Коэн, сменивший Гарднера, не чувствовал в подобных новшествах особой нужды и потому не придавал им значения. Но в годы правления Никсона двое из трех министров — Эллиот Ричардсон и Каспар Вайнбергер — всячески поощряли молодое управление, назначая туда сильных директоров, которые умели поставить дело должным образом и заставляли считаться со своим ведомством. Вайнбергер в течение целого года продолжал работать с Фордом, а сменивший его Мэтьюз не тронул прежнего директора, к тому времени весьма окрепшего. Хотя Калифано менял директоров, при нем всемерно укреплялась аналитическая и кадровая база новой структуры. Такая политика привлекала в учреждение квалифицированных специалистов. Чемпион понимал, что подобная диспозиция не позволяет ему обыграть карьерных чиновников Администрации социального обеспечения в открытую — ведь действующее агентство с мощной аппаратной поддержкой отличалось устойчивостью, которой не имело Управление планирования и оценки. Вместе с тем, улучив нужный момент и столкнув две службы друг с другом, он мог воспользоваться плодами их противостояния. Он организовал подходящие обстоятельства, обеспечив Калифано и себе роли арбитров. Конечным продуктом этой интриги стали предложения Картера. Чемпион рассказывает об этом так: "Довольно скоро мои ожидания оправдались: я обнаружил, что специалисты по планированию и аналитики Администрации социального обеспечения заражены той же философией, что и прочие сотрудники данного ведомства. Предоставленные сами себе, они вполне предсказуемо должны были выдвинуть такую схему страхования по старости, которая оставляла льготы в неприкосновенности и взвинчивала налог на зарплату до такой степени, с которой Картер никогда бы не согласился.... Разумеется, Конгресс позже неминуемо одернул бы их, но то совсем другая история. Исходя из этого, была задумана серия встреч, в которых мне предстояло участвовать постоянно, а Джо [Калифано] — по мере возможности. По одну сторону стола — люди из Администрации социального обеспечения; напротив — Генри Аарон (новый глава Управления планирования и оценки) со своими сотрудниками; они последовательно, пункт за пунктом, критикуют выкладки друг друга, избегая скоропа- лительных обобщений и пытаясь сперва наметить согласованную фактическую базу. Это удается довольно скоро, после чего начинается доскональное обсуждение программных предложений, которые каждая из сторон хотела бы с нашей помощью представить Картеру.... Представителям Администрации социального обеспечения пришлось убедиться, что разговор идет с такими же специалистами, как и они сами, иногда даже более грамотными, и обе группы имеют право быть услышанными Джо и мной по любому из обсуждаемых вопросов"9. Калифано в своих воспоминаниях о том времени отмечает: "Часами сидя на зеленых стульях, мы выслушивали аргументы двух команд, отстаивающих собственные подходы. Поначалу разногласия были весьма острыми; документы и таблицы, представляемые одной стороной, беспощадно критиковались другой. Но по мере того, как чиновники общались друг с другом в нашем присутствии, вырисовывалась некая общая основа"1". Таким образом, два чиновника, занимавшие политические должности, постепенно вооружались идеями, предполагающими реформу действующей системы социального обеспечения без ее расширения. Многие нелегкие решения, касающиеся льгот, удавалось смягчить благодаря плану, допускавшему — в кризисные периоды — заимствование денег из общей массы собираемых налогов. Но Конгресс категорически отверг такую идею (тень Франклина Рузвельта!), вместо этого увеличив налог на зарплату — традиционный источник финансирования подобных расходов, — до немыслимого уровня. Когда выяснилось, что даже этих вливаний будет недостаточно для поддержания трастовых фондов в жизнеспособном состоянии, министерство вновь пересмотрело льготы в той же манере, какая была опробована Чемпионом. К концу 1978 года он и Калифано убедили Картера ввести налогообложение некоторых видов пенсий, постепенно увеличить пенсионный возраст и сократить имеющиеся на тот момент разнообразные льготы. Потом реформаторский пыл Картера остыл, профильные "группы интересов" подняли большой шум, а Конгресс стал отчаянно упираться. Тремя годами позже, как мы убедились во второй главе, администрация Рейгана внезапно перехватила некоторые из высказанных тогда предложений, попыталась запустить их единым махом, а потом, когда под огнем критики начинание погибло, инициировала подготовку двухпартийного доклада. В документе обсуждались те же вопросы и рассматривались те же альтернативы, которые уже были подняты в дискуссии между Ад- министрацией социального обеспечения и Управлением планирования и оценки. Разумеется, конкретные результаты 1983 года отличались от проектов 1979-го, но данное обстоятельство никоим образом не отменяет того факта, что именно Чемпион начал процесс обновления, покончивший с традиционным, продержавшимся в течение сорока лет, пониманием слова "реформа". Естественно, Чемпион заслужил похвалу (или упрек — опять-таки кому как нравится), но не будем слишком переоценивать его значение. Он был не единственным заместителем министра, который, используя свое служебное положение, имел возможность привлечь министерских аналитиков к новаторскому переосмыслению ориентиров Администрации социального обеспечения. До него, правда, этим могли заняться только три или четыре человека. Лишь к 1972 году, и никак не ранее, Управление планирования и оценки набрало достаточно веса и авторитета, чтобы справиться с подобной задачей. А серьезное беспокойство по поводу ближайших перспектив трастовых социальных фондов обозначилось лишь к 1974 году, когда в стране бушевала инфляция, вызванная предшествующим экономическим спадом. Таким образом, векторы возможности и потребности пересеклись на фигуре человека, который обладал информацией об истории двух организаций. Он приобрел знания опытным путем, а не с помощью книжной премудрости. Затем он объединил их и заставил работать на конечный результат. Таковы слагаемые успеха в деле общественного менеджмента. Формулируя вышеизложенное иначе, можно сказать, что Чемпион пришел в министерство с относительно "обогащенными" стереотипами, касающимися упомянутых организаций. С каждой из них он вынужден был работать. В подобном сотрудничестве нельзя доверять мимолетным впечатлениям или предубеждениям; Чемпион, кстати, действовал в основном правильно (помня о том, что все относительно). Сравните его стиль с поведением, скажем, министра Мэтьюза годом раньше, во время эпопеи со "свиным" гриппом: повинуясь априорному убеждению в надежности правовой службы министерства, последний уверовал в ее непогрешимость. Министерские адвокаты убеждали его, что законодательные поправки не понадобятся; он поверил юристам на слово; те, однако, ошиблись. Причина недальновидности была проста: они не имели ни малейшего понятия о тонкостях страхования от несчастных случаев. Что же позволило Чемпиону преуспеть в "обогащении" стереотипов? Серия своего рода "моментальных снимков", собираемая им в течение продолжительного времени. В отличие от юрисконсультов Мэтьюза, он воочию наблюдал или по крайней мере много слышал об организациях, игравших принципиальную роль в его нынешнем деле. В конце 40-х годов, когда система социального обеспечения была значительно расширена, а обязательное медицинское страхование применялось все чаще, он работал помощником по законодательной деятельности у конгрессмена — сторонника "справедливого курса". Ему приходилось контактировать с Альтмейером и Козном, которые также отстаивали интересы президентской администрации. В годы Кеннеди — Джонсона (вплоть до 1967-го) Чемпион являлся директором по финансам — фактически, заместителем губернатора — штата Калифорния. Потом он трудился в команде, разрабатывавшей по поручению Джонсона план реорганизации федеральных ведомств (с прицелом на третий президентский срок, так и не наступивший). В одной своей ипостаси Чемпион постоянно взаимодействовал с Администрацией социального обеспечения от имени властей штата; в другой — обладал полной информацией об аналитических ресурсах федеральных учреждений, включая министерство здравоохранения, образования и социального обеспечения. Не располагая таким опытом, Чемпион, подобно любому на его месте, мог бы попытаться "обогатить" стереотипы, опираясь на иную разновидность источников, занесенных нами в разряд институциональной истории: с одной стороны, обратиться к внутренним нормативным документам, деловым портретам руководителей и тому подобным вещам; с другой стороны — изучить особенности менеджмента, подготовки кадров, системы поощрений, стандартных рабочих процедур. Все это вновь отсылает нас к "шкале времени", к событиям и деталям, а также к итоговым выводам. Студенты, даже весьма многоопытные, зачастую оказываются в тупике, столкнувшись с предложением поразмышлять о таких материях. "А нельзя ли получить список литературы? Где найти книги?" — интересуются они. Но на деле проблемы почти никогда не даются столь просто. Книги могут оказаться бесполезными или недоступными. И тогда единственный выход — спрашивать, спрашивать и спрашивать. Почему нужно обращаться к истории? Зачем беспокоиться о "больших" событиях и "маленьких" деталях на "шкале времени", когда можно просто поинтересоваться, каким образом та или иная структура управляется в данный момент? На это есть по крайней мере три причины. Первая из них — предубеждение. Кеннеди едва ли получил бы верное представление о работе ЦРУ, если бы осведомился об этом у Даллеса или Бисселла. А задав тот же вопрос Эмори или Хелмсу, он, вероятно, не поверил бы услышанному. Даже в более открытых организациях представляемая кем-либо из сотрудников картина обычно приукрашивает ту часть работы, которой он лично занимается. А опрос нескольких фигур требует значительных временных затрат. И здесь мы выходим на вторую причину: это экономия времени. Для новичка самый быстрый способ составления объективного портрета организации заключается в том, чтобы сравнить ее нынешнюю управленческую систему, ресурсы и кадровый потенциал с аналогичными показателями в прошлом (периодически, разумеется, задавая уточняющие вопросы). Наконец, третья причина такова: желающему сориентироваться нужно не только знать, чем занимается организация, но также представлять, на что она способна или чего от нее ожидать не стоит. Конечно, даже непредвзятый портрет Центра по контролю за заболеваниями образца 1976 года отнюдь не обязательно раскрыл бы Куперу, Мэтьюзу или Форду глаза на ненормальные отношения этой организации с властями штатов и муниципалитетов. А вот краткое изучение ее истории — прерываемое постоянными "почему?" — наверняка сделало бы это. Не имея понятия о происхождении Администрации социального обеспечения и Управления планирования и оценки, Чемпион едва ли выработал бы единственно верную процедуру решения стоявшей перед ним задачи. В отношении организаций, как и в отношении проблем, обращение в прошлое может помочь разобраться с будущим. Основная сложность в том, что многим людям, оказавшимся на месте Чемпиона, зачастую не хватает терпения для тщательного расследования. Или же самомнение дает знать о себе. Или же результаты предпринятых изысканий оказываются неполными, неточными, противоречивыми и, следовательно, дезориентирующими. История организаций способна вводить в заблуждение, особенно когда о ней узнают из разговоров, из уст в уста. Как обычно, в этом деле требуется осторожность. Хотя, по нашему убеждению, самым дурным подходом будет отказ от всяческих поисков только на том основании, что неудача не исключена. Если бы в органах власти Соединенных Штатов к институциональной памяти относились более бережно, — или если бы конституционная история и институциональное развитие всерьез изучались американцами в школах, — потребность в описанных выше процедурах была бы не столь ощутимой. Новичкам, приступающим к обязанностям и старающимся не делать ошибок, не пришлось бы задавать так много вопросов, по крупицам восстанавливая историю учреждения и своей роли в нем, мучительно выясняя, чего следует ожидать на новом месте (то есть, как выражаются наши бюрократы, "искать свой путь в ванную комнату"), догадываться, почему устоявшиеся порядки меняются или, напротив, остаются неизменными. Но при нынешнем состоянии управленческой практики и высшего образования бремя познания, как это ни прискорбно, ложится в основном на индивидов, которые иногда столь не искушены в размышлениях о политических институтах, что даже не рискуют затрагивать эту тему. Размещение событий и деталей на "шкале времени" может, по нашему мнению, послужить простым и надежным подспорьем в данном деле.
|