Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
При наличии барьеровСтр 1 из 4Следующая ⇒ Развенчание собственных стереотипов путем погружения того или иного политика в поток исторических и личных событий оказывается довольно сложным делом. Ведь события с необычайной легкостью поддаются превратным истолкованиям. В личных свидетельствах всегда имеются зияющие провалы, ошибки или недоразумения. Упомянутые выше выводы есть не что иное, как гипотезы, с трудом облекаемые в рациональную форму, не говоря уже о доказуемости. Наличие расовых, классовых или национальных барьеров резко осложняет "расстановку действующих лиц". И все же чем труднее дается эта процедура, тем большую пользу из нее можно извлечь. Чем примитивнее стереотип, тем больше отдача от его "обогащения". В этой главе рассматриваются довольно непростые ситуации. Но, как мы полагаем, тяжело в учении — легко в бою. Прежде всего остановимся на расовой проблеме. Самым выдающимся черным американцем нынешнего столетия был Мартин Лютер Кинг. Он занимался общественной деятельностью в то же время, когда политическую карьеру делали Болл и Раек, и относился к той же "весовой категории" — был выходцем из профессионалов среднего класса, к которому принадлежал по рождению (в значительно большей степени, нежели Раек). На первый взгляд Кинга отличали только цвет кожи и профессия — наряду с образовательным и послужным списком. Казалось бы, процедура "расстановки" будет здесь простой, как моментальный снимок. Но для белых современников, работавших в правительственных учреждениях, эта задача оказа- лась отнюдь не легкой. В последние годы жизни, когда посвященная ему статья " Who's Who" была побольше, чем у Раска, вмешательство Кинга в проблемы Севера и его противодействие вьетнамской войне коробили даже Линдона Джонсона. И хотя президент, вероятно, использовал свою собственную разновидность "расстановки", довольно хорошо знал Кинга и также заботился о равенстве американцев, его возмутило, насколько широко проповедник толковал проблему гражданских прав. Возмущенный президент приписывал перемену настроений Кинга человеческой слабости, политиканству или недостатку патриотизма. Вдохновлявшие Кинга мотивы действительно могли быть разнообразными, но они явно оказывались сложнее, чем полагал Джонсон. Несмотря на особую восприимчивость к заботам Юга и самим южанам, президент, по-видимому, воспринимал Кинга как белого, а не черного американца, или же как "черного" в каком-то стереотипном смысле, оставлявшем без внимания отношение этого человека к расовым проблемам и к своей миссии. Одного взгляда на биографию Кинга достаточно, чтобы понять, почему Линдон Джонсон ошибался. Внешне, с точки зрения белого, подобная биография довольно типична и вполне приемлема. Кинг родился в 1929 году в семье, принадлежавшей к верхушке негритянского среднего класса. Он был сыном и внуком видных священнослужителей, чьи конгрегации помогли им выстоять в годы депрессии, избавив своих пастырей от прямой материальной зависимости от белых. Кинг окончил колледж и продолжил учебу в Бостонском университете, где получил докторскую степень. Затем он сам принял священство. Вернувшись на Юг и возглавив приход в Монтгомери, штат Алабама, он немедленно принял самое активное участие в негритянской акции протеста — в массовом отказе чернокожего населения от пользования городскими автобусами, в которых черным предлагалось ездить лишь на задних сидениях. К моменту успешного завершения бойкота Кинг уже прочно стоял на ногах; его главным инструментом стала основанная им Христианская конференция Юга, а приоритетной тактикой борьбы — пацифизм Ганди, освоенный им в Индии. Потом, среди прочих событий, последовали массовые антирасистские демонстрации в Бирмингеме, насилие со стороны белых, тюремное заключение, направление братьями Кеннеди трехтысячного контингента федеральных войск. После этого наступил черед Сельмы: Кинг лично возглавил 25 тысяч демонстрантов, последовали новые нападения расистов, протестующих поддержал Джонсон, а лозунг борцов за гражданские права — "Мы преодолеем!" — был взят президентом на вооружение. Кульминацией стало принятие Закона о гражданских правах в 1964 году и Закона об избирательных правах — в 1965-м. В 1963 году Кинг выступил с незабываемой речью перед манифестантами, собравшимися в Вашингтоне. В 1964-м он получил Нобелевскую премию. Потом, в 1965—66 годах, последовали бунты в негритянских гетто — аккомпанемент растущих надежд. Другие негритянские лидеры призывали сменить тактику. Тем временем американские потери во Вьетнаме росли — среди погибших было много черных. Кинг начал предпринимать усилия, столь удручавшие Джонсона. В 1968 году Кинга убили1. Такова, в кратком изложении, личная история Кинга — собрание биографических фактов, в соответствии с нашей формулой "расстановки" создающее контекст для задевших его событий "большой истории". Как и многие тогдашние профессионалы из среднего класса, в годы Великой депрессии он был слишком молод, во второй мировой войне поучаствовать не успел (хотя ему было достаточно лет для того, чтобы испытывать патриотические чувства и вкусить плоды полной занятости), будучи подростком, наблюдал начало холодной войны, став двадцатилетним — корейскую войну и маккартизм, а позже оказался активным участником тех событий, которые называют "второй реконструкцией" Юга. На президентском посту за это время сменились Эйзенхауэр, Кеннеди и Джонсон. Преподнесенные должным образом, эти великие события в сочетании с личной биографией Кинга позволяют сделать определенные выводы. Тем самым мы получаем мировоззренческие "ключи", в добыче которых Линдон Джонсон достиг подлинного совершенства. Но предложенный нами событийный обзор оставил без внимания многие даты (особенно это касается детства Кинга), которые должны были казаться знаменательными и его родителям, и ему самому. Для новейшей истории эти события имели выдающееся значение — по крайней мере, в глазах тех представителей среднего класса, которым довелось родиться черными. И если эти вехи упустить из виду, их влияние на формирование характера (или, как мы выражаемся, качество "деталей") остается незамеченным. В итоге делаются неверные выводы. Нам не дано знать, в этом ли заключалось затруднение Джонсона, или же оно имело более таинственную природу. Но здесь просматривается явное предостережение для всех, кто занимается "расстановкой" при наличии расовых барьеров. Давайте посмотрим, что же "выпало" из нашего списка: возрождение ку-клукс-клана, достигшее пика вскоре после появления Кин- га на свет; "суды Линча", в ужасающе массовом порядке происходившие в 30-е годы; сегрегация dejure, остававшаяся в неприкосновенности по мере взросления Кинга; волны массовой миграции на Север, вызванные механизацией сельского труда; развернувшаяся в годы войны борьба Филиппа Рэндольфа и прочих активистов негритянских профсоюзов за обеспечение равных условий занятости; сегрегированная армия и ее медленная десегрегация, начавшаяся только при Трумэне; работа Комиссии по гражданским правам и ее известный доклад 1948 года, на законодательную реализацию которого потребовались десятилетия. В середине 50-х годов, когда Кингу шел третий десяток, вещи, подобные этим, казались белым чем-то диковинным, не входящим в "их историю", преподаваемую в школах. Они относились к той сфере, которую сейчас называют "черной историей" и которую осваивали в основном самым древним способом — из уст в уста. С 50-х годов многочисленные проблемы, беспокоившие черное население Америки, стали понемногу входить в общенациональную историю: они были отмечены решениями Верховного суда, акциями в защиту гражданских прав, законодательными победами, городскими бунтами. Теперь, наконец-то, белая и черная истории срослись друг с другом. Но в зависимости от возраста интересующего нас лица, несмотря на всевозможные громкие титулы и причастность к среднему классу, черный цвет кожи иногда предопределяет особое отношение к неким знаменательным событиям, совершенно не отмеченным белыми, по крайней мере, всеми белыми. Мы постоянно применяем ко всеобщей истории удобный термин "события". Но поскольку конвергенция еще не стала тотальной — и увы, так будет довольно долго — в непомерно белом обществе черная история воспринимается в виде "второстепенных событий". Та же закономерность применима к другим расам, полам, национальностям, государствам. Как можно познакомиться с "другой" историей? Ищите кого-нибудь, кто просветит вас! Но представьте себе, что человек, которым вы занимаетесь, является черным и одновременно принадлежит к низшим слоям общества. Проблема здесь гораздо сложнее. Мы чуть-чуть затронули классовые различия, разбирая конфликт Перкинс с Андерсон. Но тогда обе имели один и тот же цвет кожи, причем Андерсон вышла из шведского рабочего класса, разделявшего общую с Перкинс протестантскую этику. Теперь перед нами случай, в котором различия куда глубже. Рассмотрим пример Малкольма X, черного мусульманского националиста, убитого за три года до Кинга, как раз в то время, когда они начали соперничать друг с другом за руководство черными гетто на севере США. Малкольм доставил после себя готовую к публикации необычную автобиографию, написанную в соавторстве с Алексом Хейли. Основываясь на этой книге, а также на некоторых других источниках, мы подготовили для своих студентов-практиков специальное исследование2. Безотносительно к возрасту, опыту или цвету кожи этот документ ошеломляет почти каждого из них. Иначе и быть не может, А те, кто, ознакомившись с нашей разработкой, идут дальше и обращаются к книге Хейли, переживают второе потрясение. И вновь такой результат закономерен. Работа с подобными биографиями изобличает вопиющую неполноту официальной истории и недоступность принципиально важных частных источников. Большие события, известные среднему классу, не достигают социального дна в своем первоначальном виде, а личные истории, зафиксированные анонимными чиновниками, "шлифуются" на местах. Независимо от того, во всех ли деталях точна биография Малкольма X, она не позволяет усомниться в этом. Малкольм X, который был на четыре года старше Кинга, родился в 1925 году. Его детство в Огайо и Мичигане прошло в бедности. Отца, черного националиста, убили белые; мать травили чиновники социального обеспечения; учителя старались сформировать у мальчика комплекс неполноценности. Восстав против всего этого, он бежал на восток, в Бостон и Нью-Йорк, где сначала бродяжничал, а потом занялся вооруженным грабежом. В двадцать четыре года его поймали и осудили. Тюрьма сблизила его с обществом. Он с жадностью читал, завершил самообразование и стал черным мусульманином, верным последователем Илайджи Мухаммеда. Освободившись, он работал вместе со своим духовным наставником, став его лучшим организатором и правой рукой. Но со временем некоторые аспекты жизни учителя вызвали у него отторжение; порвав с Мухаммедом, он основал собственное движение в Гарлеме. Его речи нагоняли на белых страх; подобно Кингу, он стыдил черных. Такая тактика привлекла к Малкольму ^внимание американской прессы. Потом он посетил Ближний Восток, учился здесь, приобщаясь к истокам веры, утвердился в своих взглядах, а вернувшись домой, был убит с благословения Илайджи, если не по прямому его приказу. Все это, за исключением финала, красноречиво изложено в автобиографии. Откуда еще можно было получить информацию о его жизни, в особенности о ее ранних годах — бродяжничестве в Бостоне и нищете в Мичигане? Кое-что имеется в полицейских протоколах, материалах социальных служб, школьных отчетах. Но кто способен свести подобные документы воедино? Явно не " Who's Who". Более того, совершенно очевидно, что до получения политического образования в тюрьме Малкольм X узнавал о крупных исторических событиях, как "черных", так и "белых", только из вторых рук, с помощью всевозможных суррогатов, а не напрямую. К примеру, с Великой депрессией его знакомила мичиганская система социального обеспечения. Вторая мировая война обернулась для него возможностью подзаработать, переполненными поездами и толпами демобилизованных, пополнявших ряды гарлемских бандитов. На занятиях мы просим наших практиков подумать об этих суррогатах, поразмышлять, что бывает, когда взгляды на мир формируются подобным способом. Таким путем мы стимулируем эмпатию — вживание в образ. К сожалению, мы не предлагаем — поскольку не можем — лучшего средства к постижению исторического облика мира, складывающегося в чужой голове. Наша задача становится легче, когда человек начинает читать. Тогда можно посмотреть, какими книгами он интересуется. Ведь эта разновидность суррогатов более доступна стороннему наблюдателю. "Обогащение" стереотипов с помощью исторических материалов и событий частной жизни исключительно осложняется расовыми и классовыми различиями, особенно если они накладываются друг на друга. Классовые перепады, как свидетельствует пример Малкольма X, представляют собой наиболее серьезное препятствие. Но, предупреждая об этом, мы далеки от уныния. Даже при наличии крайностей события и детали, заносимые на "шкалу времени", довольно легко использовать. Разумеется, ключи, предлагаемые их сочетанием, — мы назвали их выводами, — зачастую воспринимаются в искаженном виде. Впрочем, они и не могут быть истолкованы абсолютно верно, поскольку умалчивают о психологических особенностях как объекта изучения, так и наблюдателя. Это еще одно предостережение, хотя мы по-прежнему полны оптимизма. Наша позиция проста: лучше хоть что-то, чем ничего. "Обогащенные" стереотипы предпочтительнее примитивных. И в правительстве, и за его пределами адвокату, который хочет добиться успеха, или аналитику, пытающемуся заглянуть в будущее, приходится остерегаться стереотипов и в то же время использовать их. Мы убеждены, что те стереотипы, которые удается "очистить" размышлениями о взаимопроникновении исторических событий и личного опыта, содержат в себе гораздо меньше опасностей, нежели не прошедшие через подобную процедуру. Не менее интересны случаи, когда в ходе "расстановки" приходится преодолевать национальные границы. Здесь мы сталкиваемся с иными проблемами. Работая с правительствами разных государств, обычно приходится иметь дело с одной и той же категорией лиц — с карьерными чиновниками или искушенными политиками. Классовые различия в данном случае не играют роли. Но представители других стран, как правило, слишком мало знают об американской истории, и это обстоятельство может оказаться крайне важным для понимания их позиций. Скажем, немногие американцы способны упомянуть в ряду заметных событий 70-х годов решение президента Никсона об отказе покупать золото по фиксированным ценам. Но эту веху не оставит без внимания ни один японец — ведь для их страны это был первый большой choku. Более того, мировоззрение иностранцев формируется под влиянием чуждых нам событий: большинство американцев имеют о таких датах самое смутное представление (и это в лучшем случае), причем в их личной биографии подобные рубежи вообще никак не запечатлены. Для немца, к примеру, даже в конце 70-х годов колебания цен имели куда больший смысл, чем для американца, ибо иностранное слово "инфляция "вызывает в памяти германского народа воспоминания о начале 20-х годов, когда курс марки по отношению к американской валюте за месяц мог измениться с пяти до ста миллионов марок за один доллар. Очевидно, что американцы, работающие с иностранными политиками, должны заниматься "расстановкой", руководствуясь событиями не своей, а их истории; некоторые даже полагают, что подобная практика повсеместна. Насколько мы можем судить — отнюдь нет. Чиновники, отправляющиеся за рубеж, подчас оснащены подробнейшими биографиями своих партнеров, содержащими даже выдержки из медицинских документов и всевозможные сплетни. Но все же систематические усилия по сопоставлению личных биографий с крупными общественными событиями, попытки разобраться, в каком свете тот или иной партнер воспринимает окружающий мир и почему, остаются довольно редкими. По нашему мнению, практика международных связей будет усовершенствована, если подобные усилия станут неотъемлемым элементом аппаратной рутины. Дефицит такого рода упражнений особенно заметен, когда дело касается наших ближайших союзников. Президентство Картера вновь снабдит нас прекрасным примером. От начала и до конца его администрация постоянно испытывала трудности во взаимоотношениях с нашим ближайшим союзником — Федеративной Республикой Германии. Все началось с размолвки по поводу продажи немецкого ядерного топлива Бразилии. Потом обстановку испортила история с нейтронной бомбой. Первоначально Картер настаивал на оснащении НАТО этим новым и более смертоносным "тактическим" оружием. Но после того, как немецкий канцлер Гельмут Шмидт пожертвовал немалой частью своего престижа, обеспечивав поддержку этого шага в Бонне, президент внезапно объявил, что он передумал. Затем последовала речь Шмидта, в которой он заявил, что перед лицом советской атомной угрозы европейцам следует действовать самостоятельно. Пытаясь сплотить давший трещину альянс, Вашингтон предложил разместить в Европе новые американские ракеты. Такая постановка вопроса требовала внесения серьезных коррективов в американо-европейские отношения, американскую оборонную политику и в переговоры по ОСВ. При этом некоторых проблем можно было полностью избежать — или, по крайней мере, снизить их остроту, — если бы Картер или Шмидт воспользовались технологией "расстановки" и действовали бы соответственно. Шмидт был всего на шесть лет старше Картера (хотя выглядел моложе), но его политический опыт был гораздо богаче. Будучи одним из тех людей, кто, избавив Социал-демократическую партию Германии от доктринерства и сделав ее прагматичной, позволил ей выйти за рамки рабочего класса и расширить социальную базу, Шмидт с начала 50-х годов являлся заметной фигурой в германской политике. В его карьере были свои взлеты и падения, столь же резкие, как у Никсона. В конце 50-х Шмидта почти забыли — таков был итог проигранной битвы против размещения ядерного оружия НАТО на немецкой земле. Он пересмотрел свои взгляды, став прагматиком и в этой сфере, написал ряд книг, обеспечивших ему репутацию "специалиста по оборонным вопросам", и до завоевания кресла канцлера успел возглавить министерства обороны и финансов. Картеру и его сотрудникам следовало бы помнить обо всем этом, а также о том, что в годы правления Форда Шмидт оказывал большое влияние на Вашингтон (или полагал, что оказывает: ведь Генри Киссинджер был весьма искушен в работе с немцами, подобными Шмидту, — это давалось ему гораздо легче, нежели "расстановка" американских сенаторов). К примеру, находясь дома, Шмидт заявлял немцам, что имен- но его советы позволили президенту Форду спасти город Нью-Йорк от банкротства в 1975 году3. События, обусловившие все эти частности, представляли собой поворотные пункты истории ФРГ. Первым из них оказалось создание страны, а потом ее возмужание в 50-е годы. Подстегиваемые результатами "экономического чуда" 60-х годов, христианские демократы пошли на создание "большой коалиции", а позже и вовсе уступили однопартийному правительству СДПГ. В результате такого сдвига на смену настойчивым требованиям воссоединения Германии пришли налаживание отношений с советским блоком и (не без помощи генерала де Голля) предложения о трансформации НАТО в "американо-западногерманскую ось". В 1974 году Шмидт сменил Вилли Брандта на посту канцлера, что совпало с экономическими потрясениями, произведенными странами-экспортерами нефти и отразившимися на политической обстановке в Германии. Тревоги подогревались боязнью инфляции, опасениями, что "экономическому чуду" пришел конец, и буйными выходками молодых левых экстремистов, слишком напоминавших нацистских "чернорубашечников". Так обстояли дела к 1977 году. Последней отметкой на "шкале времени" — это одновременно и "событие", и персональная "деталь" — должен был стать конец 1976 года, когда Бундестаг большинством всего в семь голосов переизбрал канцлера Шмидта на очередной срок. Обобщив все события с учетом отмеченных выше деталей, несложно было догадаться, что способность влиять на Вашингтон Шмидт считал весьма ценной для своей репутации. Ему требовались подтверждения того, что подобное положение дел сохранится и при Картере. Имидж человека, способного воздействовать на экономическую политику США, прежде всего использовался канцлером дома, но при этом в силу особенностей биографии и политической карьеры Шмидт проявлял особую чувствительность в отношении ядерных вопросов и НАТО. "Имидж" в данном случае выступает в роли ключевого слова. Ведь будучи политиком-ветераном, Шмидт не мог не осознавать, что американский президент далеко не всегда будет следовать его советам. Подобная житейская истина вполне нашла бы понимание в Бонне. Вопрос ставился по-иному: может ли кто-то из немцев ладить с Картером лучше? Шмидт желал однозначного ответа: "Абсолютно нет!" Его устроило бы даже просто "нет". Если бы Картер чувствовал, что наступит такой момент, когда ему потребуется помощь Шмидта, — или хотя бы невмешательство со стороны немецкого лидера, — эти выводы, как нам представляет- ся, заставили бы президента признать политическую искушенность канцлера, а также с уважением относиться к любому высказываемому им мнению. Решаясь на невыгодный для Шмидта шаг, Картеру следовало объясниться с канцлером, обращаясь к нему как равный к равному, и позволить Бонну хотя бы как следует подготовиться. Хорошие советники, несомненно, снабдили бы его соответствующей рекомендацией. Но использованная Картером тактика (внушенная, как мы подозреваем, именно аппаратом) оказалась прямо противоположной. На первой же встрече президент поделился с канцлером своими надеждами и планами. Когда Шмидт попытался предложить совет, Картер прервал его. Позже президент признался Бжезинскому, что находит Шмидта "несносным". И хотя, согласно мемуарам Бжезинского, последний предлагал президенту учитывать деликатное положение немецкого канцлера у себя дома, советник по вопросам национальной безопасности не приводит никаких подтверждений того, что Картер отметил соответствующие события и факты и сделал необходимые выводы. Впрочем, сам Бжезинский имел обыкновение называть Шмидта по имени, а когда последний возразил, без тени смущения предложил: "Зовите меня просто "Збиг"4. Но в данном случае "расстановка действующих лиц" не удалась обеим сторонам. Шмидт, как представляется, тоже не воспользовался событиями и деталями, позволявшими ему сделать полезные выводы относительно Картера. Даже непродолжительные раздумья могли открыть Шмидту глаза на ту малоприятную истину, что новый президент знает о нем очень мало ("социалист, опирающийся на незначительное большинство"), а о его стране — и того меньше ("раньше тут были нацисты, теперь — нет, но зато продают в США слишком много своих автомобилей"). Скажем больше: Шмидт вполне мог ожидать невежества настолько откровенного, что пренебрежение частностями оказывалось для него абсолютно недопустимым. Присмотревшись внимательнее, он сразу догадался бы, что и Бжезинский не мог ориентировать президента по-другому. Ведь что, собственно, поляк-католик, сын довоенного дипломата (женатого, между прочим, на племяннице униженного мюнхенским сговором президента Чехословакии Бенеша), мог думать о немецком социалисте, вышедшем из низов среднего класса и успевшем побывать в рядах " Hitlerrjugend"! Предприняв незначительное усилие по части вопросов и ответов, Шмидт сумел бы "прочитать" жизнь Картера на фоне истории американского Юга, или даже штата Джорджия — той причудливой сме- си старых легенд, популизма, фундаментализма, новомодной коммерческой жилки, воспоминаний о расистском прошлом и негритянских протестах в Сельме, которая, не уподобляя Картера Мартину Лютеру Кингу, делала его образ более понятным именно в сопоставлении с негритянским лидером, а не с Джеральдом Фордом или Генри Киссинджером. В этом случае Шмидт с уверенностью мог бы предположить, что нынешний президент встретит его неизменной проповедью и что ритуальный обмен любезностями будет предшествовать любому серьезному делу. Один из "старожилов" картеровской администрации позже высказывал убеждение, что с минимальной толикой воображения Шмидт сумел бы превратить Картера в верного друга и союзника. Мы склонны верить в это. Ведь смог же британский премьер-министр Джеймс Каллагэн, лишенный присущей Шмидту мудрости и вынужденный компенсировать этот недостаток личным обаянием, использовать Картера в роли внештатного "хлыста" лейбористской партии! Но пример взаимоотношений Картера и Шмидта недостаточно выразителен, чтобы довольствоваться только им. В большинстве своем люди убеждены, что они сами никогда не станут уподобляться нашим героям. Более того, согласно утверждениям советников обоих политиков, "расстановка действующих лиц", от которой уклонились и президент, и канцлер, все-таки была проведена их подчиненными и только предельное отчуждение начальства от нижних этажей власти объясняет невнимание двух лидеров друг к другу. Эта изолированность, говорят другие, была настолько характерна для Картера, что совет авторов настоящей книги, будь таковой предложен, оказался бы столь же бесполезным, как и рекомендации "мелких сошек" из окружения Вэнса. Президент никогда не стал бы заниматься "расстановкой" самостоятельно, а в отношении Шмидта — тем более. Иными словами, наш пример довольно специфичен — к другим администрациям он, вероятно, неприменим. По этой причине мы собираемся предложить иную историю. В ней будут участвовать персонажи кубинского ракетного кризиса, действующие, правда, после его успешного завершения. Предметом рассмотрения станет их конфликт с англичанами по поводу ракет "Скайболт", вспыхнувший в 1962 году5. Мы мельком коснулись этой темы в шестой главе, доказывая, что предварительное знакомство с историей вопроса может оказаться небесполезным. Теперь представился случай сказать то же самое и о личных историях — таковой для нас станет биография одного из британских премьер-министров. Мы обратимся к ней после небольшой вводной части. Проект "Скайболт", один из первых проектов подобного рода, предполагал создание ракет, предназначенных для запуска с воздуха. Американцы тогда развернули работы по созданию оружия, способного подавить оборонные системы противника; миссия требовала высокой точности, ибо в ходе ее выполнения первой волне бомбардировщиков предстояло уничтожить советские системы противовоздушной обороны, расчистив тем самым путь для тяжелых самолетов, направляющихся к крупным промышленным объектам. Англичане решили купить такие ракеты, оснастить ими свои стареющие бомбардировщики и провозгласить полученный результат "стратегическими силами ядерного сдерживания", способными поражать цели в непосредственной близости от городов СССР или даже в них самих. Точность не очень волновала британцев; экономические соображения были куда важнее. Руководствуясь ими, они отказались от разработки собственных ракет класса "земля — земля". Программа "Скайболт" обещала оказаться гораздо дешевле, поскольку основывалась на американских заделах. В 1960 году премьер-министр Великобритании Гарольд Макмил-лан получил от президента Эйзенхауэра заверения в том, что англичане смогут купить необходимое число новых ракет (при этом предполагалось, что американцы сочтут их производство технически осуществимым). В то же время, ценой некоторых политических издержек (хотя и не в смысле явного quid pro quo), он смог гарантировать Эйзенхауэру использование военно-морской базы в Шотландии, необходимой президенту аля американских атомных субмарин, тогда разрабатываемых. Менее чем через два года Кеннеди, сменивший Эйзенхауэра, согласился с предложением своего министра обороны Роберта Макнамары "заморозить" проект "Скайболт" по причине его дороговизны и недостаточной точности ракет. Оба политика полагали: англичан следует предупредить заблаговременно, даже несмотря на то, что в Соединенных Штатах соответствующие бюджетные поправки еще не были приняты. Макнамара взял эту задачу на себя (предупреждение не должно было звучать слишком определенно), рассчитывая, что его британский коллега Питер Торникрофт определит и скажет ему, каковы дальнейшие пожелания Лондона. Торникрофт внял предупреждению, но понял его по-своему: по его мнению, Вашингтон, прежде чем прийти к окончательному решению, должен был в качестве жеста доброй воли сделать Лондону некое великодушное предложение, компенсирующее неудобства, а также отвечающее на любезность с шотландской базой. Между тем, поскольку существующее положение вещей вполне устраивало премьер-министра и им же самим создавалось, Макмиллан не стал предпринимать ровным счетом ничего. Его примеру последовал и Торникрофт: воинский долг не менее располагал к status quo, нежели интересы Макмиллана. В этом заключалась суть недоразумения: в течение пяти недель американцы ждали какой-то просьбы, тогда как британцы ожидали предложения. Тем временем государственный департамент рекомендовал Макнамаре воздержаться от обмена ракет "Скайболт" на запускаемые с подводных лодок ракеты "Поларис", которые, по слухам, хотел бы иметь Торникрофт. Самому Макнамаре такой вариант представлялся правильным, но он предпочитал не ссориться с дипломатами, пока англичане не вынудят его пойти на это. Наконец, он отправился в Лондон на переговоры с британским министром обороны. За неделю до его прибытия новость о "замораживании" проекта "Скайболт", уже подкрепленная соответствующими бюджетными решениями, просочилась в прессу. Торникрофт хранил спокойствие, ожидая, что ему предложат ракеты "Поларис". Но когда такого предложения не последовало, он возмутился, почувствовал себя обманутым и перешел в наступление. Вот тут-то Макнамара и намекнул, что "Поларисы" могут быть переданы, правда, не Великобритании, а всему Североатлантическому альянсу. Как мы уже отмечали, он ошибочно посчитал такой обмен вполне равноценным. Но для британского министра "привязка" к НАТО была неприемлемой. Ведь в случае со "Скайболт" такой зависимости не предполагалось — появление ее в новом варианте можно было расценить как измену. Торникрофт удвоил атаку. Отношения двух стран вступили в кризисную фазу. Через две недели, стремясь к примирению, Кеннеди все же предложил "Поларис" англичанам. Но широкий жест был использован французами для того, чтобы заблокировать вступление Великобритании в европейский "общий рынок"; желанная цель была отодвинута на полпоколения. А "Поларисы" — не говоря уже о более дорогостоящих "Посейдонах" и "Трайдентах", пришедших им на смену, — обошлись англичанам намного дороже той цены, которую военно-морской флот, казначейство, министерства соцобеспечения и даже сам премьер были готовы заплатить за собственные средства ядерного сдерживания. Да и сам Кеннеди не был заинтересован в подобном исходе. Если бы Макнамара понял, что Лондон ни о чем не собирается просить, но вместо этого он сам должен сделать жест вежливости, американский министр, вероятно, пошел бы на такой шаг. И он, и его коллеги, включая Кеннеди, были предрасположены к щедрости. Но в действительности они проявляли благородство в такой манере, которая подталкивала Лондон к отказу от собственных сил сдерживания или, по крайней мере, к отсрочке лелеемого англичанами решения. Когда Кеннеди в самый разгар кризиса занялся этой проблемой, он сформулировал политическое предложение: в порядке компенсации предоставить Лондону возможность оплатить половину финансовых затрат на дальнейшую разработку "Скайболт", после чего англичане смогут эксклюзивно использовать эти ракеты. Но британский премьер отверг такой план. Дело в том, что днем раньше президент представил прессе все недостатки нового оружия. "Леди подверглась насилию на глазах толпы", — прокомментировал Макмиллан6. Идея о том, чтобы поделить расходы пополам, вполне "честная" и "великодушная", позволяла британскому премьеру сохранить лицо — при условии, что ее представили бы несколькими неделями раньше, предваряя огласку и президентские насмешки. Лишь тогда ее "восхитительная" (с точки зрения государственного департамента) особенность — существенное наращивание британских расходов — могла быть принята. А теперь коллеги Макмиллана по кабинету были склонны упрямиться, отдавая предпочтение социальным программам. При таком варианте премьер-министру грозила одновременная потеря и status quo, и собственного ядерного оружия, причем ни Вашингтон, ни Париж не в чем было упрекнуть. Целый ряд подходов помог бы Кеннеди и его советникам освободиться от удобной, но ошибочной предпосылки, согласно которой предупреждение должно было заставить Лондон пошевелиться, решить, чего же еще он хочет и потом попросить об этом. Рассуждая в привычных для нас терминах, можно сказать, что им следовало выявить Известное, Неясное и Предполагаемое, или же рассмотреть историю вопроса в свете своей озабоченности возможной непокорностью британцев, или же, наконец, подвергнуть тестированию используемые в этом деле исходные предпосылки. Ниже мы попытаемся доказать, что им следовало вспомнить историю британских политических институтов, а именно кабинета, который они собирались активизировать с помощью туманных предупреждений. Но даже не справившись со всем этим, Кеннеди и его коллеги, как нам представляется, вникли бы в позицию Лондона гораздо глубже, если бы, сделав паузу, применили процедуру "расстановки" к премьер-министру Великобритании. Непродолжительные размышления о событиях и деталях биографии Макмиллана позволили бы сделать вывод о том, что предупреждения Макнамары, скорее всего, не дадут желаемого эффекта. Выходец из благополучной семьи с аристократическими связями, в течение всей своей жизни привыкший к получению доходов от знаменитого книгоиздательства, Гарольд Макмиллан прошел типичный для человека его положения путь: сначала Итон, потом Баллиол, а в 1914 году — офицерское звание в гвардии. Во время Первой мировой войны он четыре года воевал на западном фронте, вышел живым из бойни, выкосившей его одноклассников, друзей, родственников и вернулся к гражданской жизни, навсегда осознав свою уникальность в качестве представителя того золотого поколения. (Учитывая возраст и довольно оригинальный стиль Макмиллана — к примеру, его склонность поохотиться на куропаток в брюках гольф, — Кеннеди был удивлен, насколько быстро им удалось найти общий язык. Но при этом ужасы войны вселили в старшего из них стойкий скептицизм насчет человеческих и политических амбиций, устремлений штабных офицеров и применения силы в политике в целом. Напротив, для Кеннеди, прошедшего вторую мировую войну в качестве младшего офицера и по характеру скептика, все это было вполне близким и понятным.) После войны Макмиллан был избран в парламент. На протяжении сорока лет практически без перерывов он представлял консерваторов в Палате общин. Экономический спад 30-х годов разбудил в нем две традиционные для тори идеи: noblesse oblige и обостренное социальное сознание. Он возглавил течение, иногда именуемое "демократией тори", стал интеллектуальным поборником "политики добрых дел" (несколько иной, нежели у Кеннеди, ее разновидности). В конце 30-х критика Макмилланом политики "умиротворения" вынудила его пойти на конфликт с тогдашним руководством партии, вторая мировая война резко изменила его статус. Поворотной точкой стал май 1940 года: нацисты тогда маршировали на запад, а премьер-министр Нэвилл Чемберлен, чье имя прочно связывали с Мюнхеном, выиграл голосование по доверию кабинету в Палате общин при сорока воздержавшихся в собственной партии. Это событие настолько ослабило репутацию Чемберлена в партии, прессе и стране, что он был вынужден уйти в отставку. Макмиллан навсегда запомнил тот урок: лидер ни в коем случае не должен допускать массового и открытого возмущения в рядах своих последователей. Подсчитывая большинство, нельзя забывать о воздержавшихся! После 1940 года Макмиллану удалось укрепить позиции в партии в силу господства касающихся его четырех стереотипов, которые он усиленно поддерживал. Во-первых, он постоянно изъявлял присущую некогда Дизраэли готовность поощрять социальные программы, если только кому-то удастся убедить его в том, что они могут работать. Во-вторых, во внешней политике Макмиллан выступал за сочетание принципиальности и реализма. В 1956 году в ходе суэцкого кризиса он с самого начала поддержал Энтони Идена и следовал за ним до конца, хотя впоследствии подчеркивал, что Великобритания должна согласиться на иную роль в мире, отличную от той, которую она играла в предвоенные годы. Макмиллан чувствовал "дыхание перемен" в колониальных владениях и после 1960 года убеждал соотечественников уйти из Африки. В 1961 году он решил вовлечь Британию в Европу, присоединившись к ЕЭС, что тогда рассматривалось как вполне революционный шаг. В-третьих, Макмиллан отладил и поддерживал "особые отношения" с Соединенными Штатами, настаивая на "взаимозависимости". Последнюю он обязательно сочетал с "независимостью", символом которой выступало ядерное оружие. (Он оставался верным приверженцем эксклюзивного "клуба" ядерных держав.) Восстановление добрых отношений с Америкой при одновременном утверждении самостоятельности обеспечило внушительную победу тори на всеобщих выборах 1959 года. Свой вклад внесли и бюджетные новации консерваторов, увеличивавших ассигнования на социальные нужды за счет оборонных программ, — как в случае с ракетами "Скайболт". Наконец, в-четвертых, Макмиллан воспринимался премьер-министром по преимуществу — ведь о Маргарет Тэтчер тогда еще не знали. Появляясь на телеэкранах в обличьи "доброго дядюшки" времен короля Эдуарда и будучи весьма осторожным в руководстве кабинетом (он растянул процедуру вступления в "общий рынок" на два года), Макмиллан без колебаний использовал свою власть в сфере правопорядка и внутри собственной партии. Кстати, одной из жертв этой политики стал Торникрофт, изгнанный из кабинета на три года и вернувшийся туда лишь в июле 1962. Кеннеди и его советникам — людям, обладавшим широкими английскими связями, — составленная "под Макмиллана" "шкала времени" сказала бы многое. Они смогли бы предположить, что он, по-видимому, лично предан новому оружию и будет последним в Лондоне, кто согласится на отказ от него, да и то лишь в самой безвыходной ситуации (которой, разумеется, Кеннеди ни в коем случае не должен был допускать). Кроме того, исходя из той же логики, Макмиллану в этом случае необходимо было получить от американцев (по-прежнему использовавших базу в Шотландии) какой-то эквивалент, причем инициатива и ресурсы при таком раскладе должны были исходить именно от них. А вот туманные намеки, поступающие от второстепенного лица, неминуемо должны были заставить его принять оборонную стойку (что в конце концов и произошло). Ибо программа "Скайболт" с 1960 года стала для него лично средством увязывания ядерного статуса с "демократией тори", а также способом поддержания трансатлантических связей, пока "Европа" не начнет приносить свои плоды — при наименьших затратах в течение достаточно длительного времени. С точки зрения Макмиллана, "Скайболт" могла бы решить все эти вопросы куда лучше, нежели любая дорогостоящая замена типа ракет "Поларис". (Он вполне мог ходатайствовать о последних два года назад, но не сделал этого.) Другие, подобно Макнамаре — или Торнйкрофту, — исходили из того, что ракеты "Поларис" более совершенны в военном отношении, и размышляли, разумеется, иначе. Но человек, выживший в Первой мировой войне и управлявший маленьким островом в условиях постоянной советской угрозы, мог воспринимать ядерное оружие лишь в символическом смысле, где все виды ракет были абсолютно равноценны и чем дешевле — тем лучше. В данном случае, разумеется, Макмиллану пришлось переключиться со "Скайболт" на "Поларис", в пользу которых он решительно высказался в том же Нассау8. Но следует заметить, что при этом он не стал выносить вопрос на рассмотрение кабинета и не пытался заручиться поддержкой казначейства или социальных министерств в этой дорогостоящей замене до тех пор, пока публичная критика проекта "Скайболт" самим Кеннеди не развязала ему руки и президент не попросил незамедлительного ответа. Только после этого министры смогли заняться данной проблемой, причем на размышление им отводились всего двадцать четыре часа. Отмеченное обстоятельство позволяет понять, до какой степени Макмиллану не хотелось рисковать поддержкой британской политики "ядерного сдерживания" со стороны кабинета министров, вынося ее на детальное обсуждение и при этом не имея на руках ничего, кроме предупреждения о значительных и нежелательных расходах. Если такое поведение кажется непрезидентским, то не будем забывать, что Макмиллан и не был пре- зидентом, а кабинет, между тем, был "правительством" в полном смысле слова9. Заявляя, что любой из предложенных нами "мини-методов", примененный своевременно, помог бы предотвратить кризисную ситуацию с ракетами "Скайболт", мы должны признать: подобный результат, конечно же, можно было обеспечить и другим путем — всесторонним и тщательным знакомством с личностью Макмиллана и тем положением, в котором он оказался, вживанием в его образ политика. Когда разгорелся скандал, Кеннеди, подгоняемый нехваткой времени, по пути в Нассау поинтересовался политической судьбой британского премьера и все понял. Как и в истории с Франклином Рузвельтом и введением социального страхования, найдутся читатели, которые скажут, что мы апеллируем не столько к использованию истории, сколько к искусству политической оценки. А потому повторим высказанное ранее убеждение: качественное политическое суждение основывается, как мы полагаем, на понимании исторической логики, даже если оно носит в основном интуитивный или не вполне осознаваемый характер. Тем, кому не довелось родиться Рузвельтом или хотя бы Рейганом, целенаправленное и регулярное обращение к истории поможет отточить политические суждения. Но если и это окажется бесполезным — дело безнадежно. По крайней мере, мы так считаем. Подробнее о данной теме говорится в заключительной главе книге.
|