Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Размеры, конфигурация, материал
Главные размеры. Проектирование синхронных машин начинается с определения главных размеров: внутреннего диаметра и длины сердечника статора. Конструкция и метод расчета параметров статоров синхронных машин и асинхронных двигателей близки. Поэтому определение наружного диаметра и главных размеров, а также конструктивной длины, марки стали, формы пазов и типа обмотки сердечника статора синхронных машин производится в соответствии с § 9-3. Синхронные машины малой и средней мощности общего назначения обычно выполняют со степенью защиты IР23, при способе охлаждения IС01. Расчетную мощность определяют по (1-11) для двигателей и по (1-12) для генераторов. При этом значение коэффициента (зависящего главным образом от индуктивного сопротивления рассеяния обмоткой статора (о. е.) и коэффициента мощности нагрузки) предварительно может быть определено по формуле
. (11-1) Предварительное значение можно найти по рис. 11-1. Для синхронных генераторов принимают = 0,8 (при отстающем токе), а для двигателей = 0,9 (при опережающем токе). Предварительные значения КПД могут быть определены по рис. 11-2*.
* Здесь и далее предварительные значения параметров обозначаются знаком «штрих» для отличия от уточняемых в дальнейшем значений.
Рис.11-1. Зависимость
Рис.11-2. Средние значения .
Если заданием на проектирование синхронной машины высота оси вращения не регламентирована, то ее предварительно выбирают из табл. 11-1 (при исполнении IP23 со способом охлаждения IC01). Таблица 11-1
Максимально допустимое значение наружного диаметра сердечника статора находятся по табл. 9-2. Затем принимают . Припуски на штамповку , а также ширина резаных лент и стандартной рулонной стали, из которых штампуют листы сердечника, приведены в табл. 9.2. Внутренний диаметр сердечника статора можно определить, пользуясь зависимостями , приведенными ниже:
Эти зависимости относятся к машинам, рассчитанным на линейное напряжение ≤660 В. При расчете машин на напряжение = 6000 ÷ 6600 В, полученное по указанным зависимостям значение должно быть уменьшено на 4%. При определении расчетной длины сердечника статора синхронной машины по (1-31) предварительные значения линейной нагрузки принимают из рис. 11-З, а магнитной индукции в воздушном зазоре при номинальной нагрузке — из рис. 11-4. Рис.11-3. Средние значения .
Рис.11-4. Средние значения .
Данные, приведенные на рис. 11-3 и 11-4, соответствуют выполнению машин с изоляцией класса нагревостойкости F. При проектировании машины с изоляцией другого класса нагревостойкости значения , полученные из рис. 11-3, умножают на поправочный коэффициент 0,86 (при классе В) или 1,14 (при классе Н). Значения при классах нагревостойкости изоляции В и Н остаются такими же, как и для класса F. Расчетный коэффициент полюсной дуги , входящий в (1-31) зависит от ряда параметров, в том числе от воздушного зазора между статором и полюсными наконечниками. Этот зазор в значительной мере определяет технико-экономические показатели и характеристики синхронной машины. От значения зависит синхронное индуктивное сопротивление машины по продольной оси , которое влияет на величины максимального вращающего момента и установившегося тока короткого замыкания ; с уменьшением увеличивается и уменьшается и . В современных синхронных машинах меняется в широких пределах. Машины с повышенной перегрузочной способностью имеют больший зазор и <1,0; при этом они более материалоемки, что связано, прежде всего, с заметным увеличением размеров обмотки возбуждения полюсов и всей машины. Ориентировочно значение можно определить из рис. 11-5.
Рис. 11-5. Средние значения
Для уменьшения влияния реакции якоря воздушный зазор между полюсным наконечником и сердечником статора синхронных машин делают значительно большим, чем в асинхронных. Воздушный зазор (мм) (11-2) Здесь - полюсное деление сердечника статора, мм; - индуктивное сопротивление реакции якоря по продольной оси, о. е.; предварительное максимальное значение магнитной индукции в воздушном зазоре машины при х.х. и номинальном напряжении, Тл; коэффициент, учитывающий наличие зазоров в стыке полюса и сердечника ротора или полюсного наконечника и полюса. Обычно меньшие значения относятся к машинам большей мощности. Полученное по (11-2) значение округляют до ближайшего числа, кратного 0,1 мм. Диаметр сердечника статора и значение воздушного зазора синхронных машин определяют в такой последовательности.
Для того чтобы форма поля возбуждения в воздушном зазоре между полюсным наконечником и сердечником статора приближалась к синусоиде, полюсным наконечникам придают определенную форму. В синхронных машинах с h =160÷280 мм для получения необходимой формы поля целесообразно применение гребенчатой конструкции полюсных наконечников (рис. 11-6) с равномерным воздушным зазором 0,7—2,0 мм.
Рис.11-6. Ротор с гребенчатой конструкцией полюсных наконечников.
Соотношение между длинами чередующихся вдоль оси ротора пакетов сердечника полюса с узкими и широкими полюсными наконечниками (рис. 11-6) целесообразно принимать таким, чтобы суммарная длина пакетов с широкими полюсным наконечниками составляла около 70% полной длины полюса , т. е. / ≈0,7 и / ≈0,3; =20÷30 мм, ≈0,3 . Коэффициент полюсной дуги для пакетов с широкими полюсными наконечниками ≈0,77, для пакетов с узкими полюсными наконечниками (включая крайние, ширина которых принимается равной ширине сердечника полюса) ≈0,35÷0,4. При выборе соотношения между широкими и узкими полюсными наконечниками следует руководствоваться зависимостью , приведенной на рис. 11-7.
Рис.11-7. Средние значения .
В машинах с h =315÷450 мм применяют эксцентричный воздушный зазор, при котором центры радиусов полюсной дуги и внутренней окружности сердечника статора не совпадают (рис. 11-8); в этом случае зазор имеет наименьшее значение под серединой полюса, постепенно увеличивающееся до к краям полюсного наконечника. Для рассматриваемых машин обычно принимают =1,5 ; расчетный (эквивалентный) воздушный зазор в этом случае =0,75 +0,25 . Коэффициент полюсной дуги в зависимости от количества полюсов и наружного диаметра статора приведен ниже:
Рис.11-8. Полюс с эксцентричным воздушным зазором.
Для определения расчетного коэффициента полюсной дуги (представляющего собой отношение расчетной полюсной дуги к полюсному делению ) значение может быть найдено по кривой распределения магнитной индукции в воздушном зазоре вдоль окружности сердечника статора, что представляет собой весьма трудоемкую задачу. При гребенчатой конструкции и принятых соотношениях между и полюсных наконечников можно принять (11-5) Упрощенно значение при традиционной конструкции полюсных наконечников можно определить по рис. 11-9.
Рис.11-9. Средние значения и : 1 - при ; 2- при ; 3 - при .
При выборе формы пазов и типа обмотки статоров синхронных машин можно руководствоваться табл. 9-4. При использовании двухслойной обмотки с укороченным шагом () обмоточный коэффициент =0,91. Расчетную длину сердечника статора определяют по (1-31), с соответствующим округлением. Конструктивную длину сердечника статора при отсутствии в нем радиальных вентиляционных каналов принимают равной расчетной длине . Сердечники статора длиной более 300—350 мм собирают из отельных пакетов с радиальными вентиляционными каналами между ними. В этом случае вычисляют по (1-33). Количество вентиляционных каналов определяется длиной одного пакета сердечника статора , выбираемой в пределах 55—75 мм; длину вентиляционного канала ‚ принимают равной 10 мм. При определении главных размеров следует исходить также из соотношения . Необходимо, чтобы не превышало предельно допускаемого значения , приведенного на рис. 11-10.
Рис.11-10. Наибольшие значения .
Основные размеры магнитной цепи рассчитывают в такой последовательности.
Сердечник статора синхронных машин. Сердечник собирают из отдельных, отштампованных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, имеющих изоляционное покрытие для уменьшения потерь от вихревых токов. Толщина и марка электротехнической стали, применяемой для сердечника статора, виды изоляционных покрытий, а также форма пазов статора соответствуют указаниям § 9-3. Количество зубцов статора и зубцовое деление (мм) связаны соотношением (9-22). Важным показателем при этом является количество зубцов статора, приходящееся на полюс и фазу , определяемое по (9-4). Машины с h =160 ÷ 280 мм выполняют с дробным значением , а с h =315 ÷ 450 мм как с целым, так и с дробным значением . Для статоров многополюсных (2 р ≥4) синхронных машин (при <3) обычно выбирают дробное значение . Если при этом представить в виде смешанного числа или, обыкновенной дроби где — несократимая дробь, то должно соблюдаться условие: 2 р / d = K, где К — целое число, а d ≠ 3 K т. е. не должно быть кратно числу фаз. Количество зубцов статора определяют по (9-3). Для получения симметричной двухслойной обмотки должно соблюдаться условие
, (11-15) где К — целое число; — общий наибольший делитель чисел и p; - количество фаз. Рекомендуемые значения приведены ниже:
Сердечник статора рассчитывают в такой последовательности.
Сердечники ротора и полюсов. Для генераторов с воздушным концентричным зазором и гребенчатой конструкцией полюсных наконечников суммарную длину пакетов с широкими полюсными наконечниками предварительно определяют по принятому соотношению (мм)
(11-18) В таких машинах около 70% листов полюсных наконечников выполняют из тонколистовой электротехнической стали без изоляционного покрытия. Остальные собирают из листов углеродистой стали (например, У8А) толщиной 0,35—0,5 мм, также без изоляционного покрытия. Для повышения остаточной намагниченности эти листы подвергают термообработке; этим обеспечивают начальное самовозбуждение генератора без дополнительных устройств. Сердечник ротора набирают из штампованных вместе с полюсами листов электротехнической стали той же марки, которая применена в сердечнике статора, но без изоляционного покрытия и насаживают непосредственно на вал. Коэффициент заполнения стали можно считать равным 0,97. В синхронных машинах h =315÷450 мм, выполняемых с эксцентричным воздушным зазором под полюсными наконечниками, полюса изготовляют из листов стали марки СтЗ толщиной 1—2 мм без изоляционного покрытия и крепят к остову (сердечнику ротора) с помощью выступов Т-образной формы, или в виде ласточкиного хвоста. Сердечники роторов собирают из штампованных многогранных стальных листов той же марки толщиной 1—2 мм без изоляционного покрытия (число граней сердечника соответствует числу полюсов). В этом случае принимают = 0,98. Остовы (сердечники) роторов четырех полюсных синхронных машин с h =315÷450 мм обычно изготовляют из поковок вместе с валом. Длину шихтованного сердечника полюса (мм) принимают
(11-19) Крайние пакеты гребенчатого сердечника выполняют с узкими полюсными наконечниками. Их длину принимают равной или несколько больше. Длина одного пакета с широким полюсным наконечником а с узким Здесь количество пакетов сердечника полюса соответственно с широкими, узкими и крайними полюсными наконечниками. В машинах с h≤ 280 мм длину сердечника ротора по оси принимают равной длине сердечника полюса, т. е. а при h= 315÷450 мм: (11-20) Предварительное значение магнитного потока в номинальном режиме (Вб) определяют по (9-14). Ширина сердечника полюса (мм)
(11-21) Здесь магнитная индукция в основании сердечника полюса = 1,4÷1,6 Тл. Предварительное значение коэффициента магнитного рассеяния полюсов (11-22) Поправочный коэффициент зависит от высоты полюсного наконечника [см. (11-29)] и расчетного коэффициента полюсной дуги . При ≥ 0,7
(11-23) при < 0,7 (11-24) Ширина дуги полюсного наконечника (мм) (11-25) Радиус очертания полюсного наконечника при эксцентричном воздушном зазоре (мм)
(11-26) то же, при концентричном воздушном зазоре (11-27) Ширина полюсного наконечника (мм), определяемая хордой, (11-28) Высота полюсного наконечника по оси полюса для машин с эксцентричным зазором (рис. 11-8) (мм) (11-29) При определении для синхронных машин с гребенчатой конструкцией полюсных наконечников (рис. 11-6) в (11-29) вместо следует подставить . Высота полюсного наконечника у его края =3÷20 мм (выбирается по конструктивным соображениям); при этом следует иметь в виду, что с ростом возрастают рассеяние полюсов и переходное индуктивное сопротивление , а это приводит к ухудшению динамической устойчивости и удорожанию машины. Для машин с =1б0÷280 мм и 2 р =4 предварительная высота полюсного сердечника (мм) . (11-30) Здесь высота и ширина выступа у основания полюсного сердечника (рис. 11-6) (мм) (11-31) Для машин с =315÷450 мм (рис. 11-8) . (11-32) Размер уточняют после расчета обмотки возбуждения и вычерчивания эскиза расположения катушек возбуждения в междуполюсном окне. Предварительно внутренний диаметр сердечника ротора (мм) . (11-33) Здесь - номинальная мощность, - частота вращения, об/мин.
Коэффициент определяют в зависимости от :
После расчета вала на жесткость уточняют размер . Конструкция сердечника ротора и размеры его поперечного сечения в большинстве случаев определяются требованиями к его механической прочности, поэтому магнитная индукция в спинке ротора часто получается малой. В тихоходных машинах (2 р ≥8) сечение обода проверяется по допустимой индукции ≤1,3 Тл. Высота спинки ротора (мм) . (11-34) Расчетная высота спинки ротора с учетом прохождения части магнитного потока по валу (мм) . (11-35) Магнитная индукция в спинке ротора (Тл) . (11-36) Эскизы роторов рассчитываемых синхронных машин приведены в качестве примера на рис. 11-11, , .
Рис.11-11. Эскизы роторов к примерам расчета: - генератора; - двигателя. Date: 2015-09-05; view: 992; Нарушение авторских прав |