Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания к теме 8





1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. —Т.42. — С.24.

2. См.: Там же. — Т.42. — С.120.

3. Там же. — Т.42. — С.263.

4. Там же. — Т.42. — С. 266.

5. См.:Тамже. —Т. 19. — С.350—351.

6. См.:Тамже.—Т.13. — С.7.

7. См.: Там же.—Т.23. — С.21.

8. См.: Там же. — Т.20. — С.362—363.

9. Там же. — Т.20. — С.59.

10.См.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 тт. — Т.З. — М., 1957.

 

—С.83.

11.См.: Плеханов Г. В. Указ. соч. — T .l. — С.669—670.

12.См.: Плеханов Г.В. Указ. соч. — Т.2. — С.333.

13.См.: Там же. — С.216.

14.См.: Плеханов Г.В. Год на Родине: В 2-х тт. — Paris, 1921. — Т. 1. — С.218.

15.См.: Там же. — С.26.

16.См.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. — Т. 1. — С. 103.

17.См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. — Т.45. — С.381.

18.См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. — Т. 18. — С.330, 227.

19.См.: Ленин В.И. Поли. собр. соч. — Т.29. — С.321.

20.См.: КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М., 1954. — Ч.З.

—С.316.

21.См.: Введение в философию: Учебник для вузов (Под ред. И.Т. Фролова). — М., 1989.

—Ч.1. —С.271.

22.См.: Краткая философская энциклопедия. — М.: «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. —С.З, 259.

23.Бжезинский 3. Великий провал. Рождение и смерть коммунизма в XX столетии // Цит. по: Философия. Часть 1. История философии (Под ред. В.И.Кириллова и др.).

—М.: Юристъ, 1996. — С.206.

 

 

Тема 9. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XI—XX вв.)

 

 

Философия не имеет «национальной принадлежности» и является достоянием мировой духовной культуры в целом. Для истории человеческого духа нет принципиальной разницы, в какой стране была обоснована и развита та или иная идея, теория, концепция. Тем не ме­нее, мыслители всегда являются представителями определенного народа, и его национальная культура часто накладывает заметный отпечаток на их творчество. Именно в этом смысле можно говорить о «немецкой» или «английской» философии. С такой же позиции мы рас­смотрим и историю русской философской мысли.

Как и у других народов, становление русской философии было обусловлено стремлени­ем передовых носителей национальной духовной культуры решить основополагающие ми­ровоззренческие вопросы. При этом за свою почти тысячелетнюю историю русская филосо­фия испытала весьма серьезное влияние многих зарубежных учений и идей (прежде всего, древнегреческих и западно-европейских мыслителей). Вместе с тем, учения ее представителей отличает и заметное своеобразие. В них отразились особенности российской истории, духов­ной культуры и национального самосознания, экономического и социально-политического устройства общества.

Для русской философии характерна прежде всего социальная направленность, стремле­ние осмыслить происходящие в обществе процессы, оценить его прошлое и предсказать бу­дущее. В этой связи в учениях многих русских мыслителей важное место занимает историо­софия, то есть стремление постичь скрытый смысл человеческой истории. Подобная направ­ленность обусловлена очень большой зависимостью судьбы отдельного человека от государ­ства и проводимой им политики на протяжении практически всей российской истории. Есте­ственно, что поэтому взоры мудрецов обращались к целому, к отождествляемому с государ­ством обществу. Социально-политический акцент русской философии был определен и глу­биной общественных противоречий, скрытых за всеподчиняющим деспотизмом, но часто проявляющихся в условиях регулярных войн и нашествий, восстаний и «смутных времен».

Русская философия развивалась в тесной связи с православием, являвшимся главной ос­новой духовности нации вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Особое значение имело при этом нравственное содержание православной христианской веры. В результате большинство учений русских мыслителей имеет религиозно-этическую окраску. В русской религиозной философии мир рассматривается как творение Бога; развивается традиционная христианская концепция, согласно которой человек представляет собой единство души и те­ла. История обычно трактуется с провиденциалистских позиций.

На характер русской философии во многом повлиял и общинный уклад жизни преобла­дающей по численности социальной группы — крестьянства. Специфику учений русских мыслителей во многом определило также особое географическое положение России, нахо­дящейся между Востоком и Западом. В результате в русской философии были хорошо замет­ны взаимодействие и борьба двух начал: с одной стороны, деятельного и рационального ев­ропейского, с другой — консервативного и эмоционального азиатского. Кроме того, важ­ным предметом рассмотрения стал вопрос о месте России в потоке мировой истории, ее от­ношении к ценностям Восточной и Западной культур.

В истории русской философии можно выделить несколько периодов. В XI—XVII веках отечественная философская мысль находилась в стадии становления, когда в рамках религи­озных, этических и политических учений происходила разработка и некоторых мировоз­зренческих вопросов. Первые философские системы появились в XVIII столетии, после дав­ших импульс европеизации русской культуры и способствовавших развитию просвещения реформ Петра I. Пожалуй, самым плодотворным для русской философии периодом были XIX — начало XX века. Благодаря общему развитию духовной культуры расцвел талант многих ярких и оригинальных мыслителей, прежде всего религиозных. В это время наиболее отчетливо проявились особенности русской философии.

После Октябрьской революции установилось почти полное господство одной идеолого-мировоззренческой системы — марксизма. Определенные возможности для развития остава­лись, пожалуй, только у философии космизма, имеющей преимущественно материалистиче­скую направленность. Многие мыслители вынуждены были уехать из страны, и в этой связи часто говорят также о русской эмигрантской философии XX века. Русская философская мысль во всех ее многообразных проявлениях всегда была важнейшим элементом нацио­нальной духовной культуры.

 

Date: 2015-09-05; view: 462; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию