Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. 1) Тронский И. М. История античной литературы





1) Тронский И. М. История античной литературы. – Л.: Учпедгиз, 1957, с. 100.
2) Отечественное музыкознание обогатилось недавно весьма солидным исследованием Е. Герцмана (см. его работу 1986 года в библиграфии), на которое мы в основном опираемся в характеристике древнегреческой ладовой системы.
3) Герцман Е. Античное музыкальное мышление. – Л.: Музыка, 1986, с. 40-61.
4) Ю. Холопов предлагает другую транскрипцию термина – энармонический, которой мы далее будем придерживаться.
5) Древнегреческая теория музыки различала и более тонкие варианты строев, особенно в сфере диатоники. Подробнее об этом см. статью Е. Герцмана (1973).
6) Буквальный перевод этого слова: сила, способность, значение.
7) Струнный щипковый инструмент типа лиры.
8) Абсолютная высота звуков, указанная в таблице, – условная. Считается, что основной тон греческой высотной системы соответствовал современному звуку фа-диез. Названия ступеней (nete, paranete, hypate) определялись положением струн кифары, на которых они извлекались.
9) То есть средних звуков в тетрахорде, имеющих определенное функциональное значение. Lichanos называлась ступень, примыкавшая снизу к опорным тонам двух нижних тетрахордов совершенной системы - мезе (mese) или гипате (hypate); паргипате (parhypate) - ступень над опорной гипатой. Аналогичные высотные отношения имели место и в других тетрахордах, что позволяло называть их ступени лихано- и паргипатоподобными.
10) «Institutiones musicae» («О музыкальных установлениях») - между 500-507 гг. Фрагменты на русском языке опубликованы в издании: «История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли», том первый. - М.: Изд-во академии художеств СССР, 1962. - С. 248-257. Латинский оригинал трактата (Boethius, Anicius Manlius Severinus. De institutione musica) можно найти в интернете: http://www.music.indiana.edu/tml/start.html (Lexicon musicum Latinum medii aevi), http://www.badw.de/musik/lml.htm
11) Точность и однозначность нотной транскрипции древнегреческих музыкальных памятников порою ставится под сомнение. Но мы полагаем, что в части, касающейся звуковысотности и ладовых структур, используемые нами расшифровки вполне могут служить материалом для анализа. Фиксация высоты звука в древнегреческой нотации была дос-таточно точной.
12) V век до н. э. Петр (*, с. 300) трактует этот напев в эолийском ладу (а-а), который входил у греков в группу дорийских.
13) Указываются номера примеров, помещенных в книге под ред. Р. Грубера (Музыкальная культура древнего мира. – Л., 1937, с. 227-242). В Приложении к данной лекции мы воспроизводим нотный текст этих музыкальных фрагментов.
14) Аналогичная игра неустойчивыми тонами встречается и в других монодических культурах, в частности в индийских рагах.
15) К. Закс считает, что он написан в миксолидийском (гипердорийском) ладу (е - е). Петр трактует лад как дорийский, но главным тоном признает не месу d, а ипату а.
16) Дело осложняется тем, что напев данного гимна дошел до нас в урезанном виде – в его расшифровке очень много лакун, заполненных редакторскими вставками (в нотном тексте они приводятся в скобках). Тем не менее интонации хроматического рода все же достаточно определенно просматриваются в подлинных фрагментах данного гимна.
17) Из комментария Г. Аберта; см. «Музыка древнего мира», с. 244.

Библиография

(для удобства читателей даем шифры, под которыми указанные книги хранятся в Российской государственной библиотеке)

Аллеманов Д. В. Курс истории русского церковного пения. Ч. 1. Введение в историю русского церковного пения. – М.: Изд-во П. Юргенсона, [1911]. - 104 с. [О звуковой системе в музыке Древней Греции см. стр. 7-10, 40-47.] (РГБ: U:81\229; U:490\63. Ф:1-66\3839)
Аноним. Введение в гармонику. (РГБ: R:261/354)
Античная музыкальная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева. – М.: Музгиз, 1960. – 304 с.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. – Л.: Музыка, 1971. – 376 с.
Булич С. Дельфийские музыкальные находки // Россия. Министерство народного просвещения. Журнал. 1895, январь.
Булич С. К вопросу о новонайденных памятниках древнегреческой музыки // Журнал министерства народного просвещения. 1894, май. (РГБ: U:197-200/1; XIV:39/1; XX:275/3)
Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление. – Л.: Музыка, 1986. – 224 с.
Герцман Е. В. Принципы организации «пикнонных» и «апикнонных» структур // Вопросы музыковедения. Вып. 2 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1973. - С. 6-26.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Том первый. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. – 684 с.
Енько Т. А. Формирование относительной системы воспитания слуха. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. (С. 4-10. Греческая тетрахордическая система)
Закс, Курт. Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков // Музыкальная культура древнего мира. - М., 1937.
Музыкальная культура древнего мира. Под ред. и с вст. статьей проф. Р. И. Грубера. - Л.: Музгиз, 1937.
Петр В. И. О мелодическом складе арийской песни. Историко-сравнительный опыт - СПб.: Столичная скоропечатня, 1899. – 172 с. (отд. оттиск из "Рус. муз. газ." за 1897-98 гг.) (РГБ: S:38/330)
Петр В. И. О составах, строях и ладах в древне-греческой музыке. - Киев: Тип. Ун-та св. Владимира Н. Т. Корчак-Новицкого, 1901. -- [2], II, 364 c. (РГБ: О:7/127; U:215\316)
Петр В. И. Элементы античной армоники (Библиографическая заметка). - СПб., 1896. (РГБ: U:254/893)

Chailley J. Essai sur les structures melodiques // Revue de musicologie. Vol. XLIV. Decembre 1959. p. 139-175. (РГБ: ХХ:473/80) Chailley J. L`imbroglio des modes. - Paris: Leduc, © 1960. Danie/lou A. Traite/ de musicologie compare/e. - Paris: Hermann, 1959. - 186 p. (РГБ: Ин:59-46/137; Ф:1-61/9307) Soulage M. Le solf\ege. – Paris: PUF, 1969. – 128 p. Tiron A. Etude sur la musique grecque. - Paris, 1866. Vogel M. Die Enharmonik der Griechen, Bd. 1-2. - Duesseldorf, 1963. Westphal R. Harmonuk und Melopoie der Griechen. – Leipzig, 1863.

Date: 2015-09-05; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию