Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б ор от ьс я з а к ом му ни ст ич ес ко е с оз на ни е





Из речи

н а з ак ры ти и IV с ъе зд а

С ою зам ол од ыхк ом му ни ст овК уб ы

4 а пр ел я 1982 г од а

Реальность социалистического строительства заставляет

нас использовать определенные формы и методы, которые являются

по своему характеру не коммунистическими, а социалистическими.

Вы хорошо знаете, в чем заключается разница между социализмом

и коммунизмом. Существуют две формулы: ≪каждому

по труду≫ и ≪каждому по потребностям≫. В условиях социализма

предполагается, что каждый вносит свой вклад по способности и

получает по труду. В коммунизме каждый работает по способности,

а получает по потребности.

Мы, в определенные моменты идеализма, пробовали перескочить

через эти этапы и на деле смогли убедиться в последствиях

подобных действий, однако мы честно их признали и смогли исправить.

Это ясно. Ясно и то, что коммунистическая форма является

высшей. Несомненно, что Маркс, Энгельс и Ленин мечтали

о коммунистическом обществе. Маркс говорил, что распределение

при социализме заключено в узкие рамки буржуазного права...

Такое распределение не является справедливым или полностью

справедливым. Мы стремимся к тому, чтобы коммунистическое

общество будущего исправило эту несправедливость.

Логично предположить, что связующим звеном является социалистическая

форма...

Мы вынуждены прибегать к материальным стимулам. Это необходимое

условие перехода от капитализма к коммунизму. Другими

словами, нам необходим этап социализма. Я никогда не забуду,

с каким вниманием подходил к этим вопросам Че, сколько

времени и заботы уделял он этому делу. Он всегда был примером.

Где бы он ни работал, будь то на комбинате, или на рубке тростника,

или на укладке кирпичей, или когда управлял автокаром на

пристани. Он увлекал своим примером и всегда проявлял большую

озабоченность этими вопросами.

Однако мы были вынуждены принять определенные меры в

силу необходимости и с учетом реальности. Эти меры помогают

развиваться экономике, увеличивают ресурсы и возможности развития

общества, растет его богатство. Если нет богатства, то и рас410

пределять нечего. Такова реальность. Революция для исправления

своих идеалистических заблуждений без колебаний подошла к решению

этих проблем и приняла необходимые меры. Однако возникли

противоречия. Мы не можем позволить, чтобы социалистические

формулы наносили ущерб коммунистическому сознанию,

нашим высоким задачам, нашим чаяниям, нашим коммунистическим

идеалам. Мы не позволим, чтобы идеологические просчеты и

непонимание этпх реальностей поставили бы под угрозу выполнение

нашей задачи формирования человека коммунистического

общества. Если человек больше работает, чтобы больше получать,— это хорошо. В определенном смысле он помогает обществу

производить больше. Однако это не является коммунистическим

отношением к труду. Если человек производит больше, дабы получить

материальное вознаграждение, то он может быть полезен

и сможет улучшить снабжение, увеличить богатство, помочь развитию,

однако у такого человека не формируется коммунистическое

сознание.

Реальность заставляет общество развиваться в соответствии с

определенными правилами и формулами. Партия и Союз молодых

коммунистов должны воспитывать у людей сознание. Формирование

коммунистической убежденности не зависит лишь от наличия

несметных богатств для распределения. Нельзя ждать, когда они

будут в избытке. Да и не знаю, будет ли избыток вещей в мире,

жители которого размножаются, как кролики, а природные ресурсы

ограниченны. Вряд ли кто-либо может надеяться, что лишь при

наличии чрезмерных богатств возникнет коммунистическое сознание.

По моему мнению, развитие коммунистического общества предполагает

накопление богатств и укрепление материальной базы

одновременно с ростом сознания, поскольку может случиться, что

при росте богатства резко понизится уровень сознания. Очень важно,

чтобы молодежь задумалась над этим. Я уверен, что они задумаются

над этим и зададут себе этот вопрос. Я сам много размышлял

на эту тему и не раз ставил перед собой эту проблему. Я убежден,

что не только и не столько богатства и развитие материальной

базы формируют сознание. Отнюдь нет. Некоторые страны гораздо

богаче нас. Я не хочу проводить сравнений, это было бы неправильно.

Однако есть революционные государства, в которых накопление

богатств шло более быстрыми темпами, чем развитие сознания.

Вследствие этого имели место контрреволюция и другие

негативные явления. Видимо, высокий уровень сознания может

существовать и без огромных богатств.

Несправедливо, что мы приводим в пример нашу страну. Однако

я убежден, что наша страна, располагая ограниченными богатствами

и относительно невысоким уровнем развития, имеет народ,

который отличается исключительно высоким уровнем сознания.

Одним из доказательств этого является его интернациональный

дух. Очень важно понимать все это, иначе мы станем слабее.

Сознание интернационального долга предполагает отказ от

шовинизма, борьбу с национальным эгоизмом, поскольку нацио~

нальный эгоизм не имеет ничего общего ни с марксизмом, ни с ленинизмом,

ни с коммунизмом.

Были случаи, когда мы действительно строили шоссе в другой

стране, хотя наша страна также нуждалась в строительстве шоссейных

дорог. Мы даже строили аэропорты, хотя у нас самих не

хватало аэропортов. У нас в Сьего-де-Авила и Санкти-Спиритус

нет аэропортов, а мы помогали строить аэропорты в других странах.

Да, мы стараемся помогать другим странам. Наверное, найдется

человек, который спросит, почему мы оказываем помощь,

хотя у нас самих нехватка? Это будет не заявлением революционера,

а проявлением национального эгоизма.

Интернационализм в первую очередь подразумевает высокое

сознание, он предполагает отказ от вещей во имя оказания помощи

другим, еще более нуждающимся, еще более бедным. Бедняк,

который отрывает от себя, чтобы дать другому, заслуживает высшей

похвалы. Мы —слаборазвитая страна, которая оказывает помощь

другим странам. Я думаю, что в этом и заключается проявление

интернационального сознания. Я также считаю, что без

международного сотрудничества мир ожидают большие несчастья...

Однако не вся помощь, которую оказывает наша страна, является

безвозмездной. Самым бедным странам мы помогаем безвозмездно.

Страны, обладающие экономическими ресурсами, превышающими

наши собственные, оплачивают производственные услуги,

которые мы им оказываем. Работа за границей —это один из

источников поступлений для страны.

Необходимо иметь твердую интернационалистскую убежденность...

Я заявляю, что принципы интернационализма нужно отстаивать.

Теперь другая сторона вопроса: что стало бы с нашей родиной,

с нашей революцией, если бы не было интернационализма?

Что сделали мы для других по сравнению с тем, что было сделано

во многих областях для нас? Поэтому этот лозунг призывает нас

оплатить долг человечеству. Скажем, оружие, которым мы защищались,

сколько оно стоит? Экономическая помощь, которую нам

оказывали? Мне не нравится использовать этот аргумент, поскольку

он может быть и убедительным, однако не является коммунистическим.

Он годится лишь для тех, кто не считает себя интернационалистами.

Для интернационалистов есть другой довод:

надо помогать другим, даже если бы нам никто не оказывал помощи.

Это просто моральный, революционный долг, принципиальная

обязанность, долг совести, даже, если хотите, идеологическая ответственность

внести свой вклад в развитие человечества. Даже

если человечество не оказало нам никакой поддержки. Вот пример

интернационализма! Мы должны развивать эти чувства интернациональной

ответственности, которые активно проявились в нашей

стране. Я думаю, что имеется множество подобных примеров.

Я говорил о том, что не богатство определяет сознание. Сознание

должны развивать партия, Союз молодых коммунистов, его

должна развивать революция. Я говорил о том, что народ нашей

небольшой страны проявил свои чувства интернационального долга.

Однако мы остались эгоистичны, мы не достигли предела в

плане проявления сознания интернациональной ответственности.

В то же время в мире, в котором мы с вами живем, эгоизма еще

больше. Я считаю, что интернациональные чувства постоянно укрепляются.

Этому есть немало примеров. Когда потребовались преподаватели

для Никарагуа, свои услуги предложили 29 500 кубинских

учителей, которые заявили о своем желании занять место

Франсиско де ла Косепсьон, Педро Пабло Риверы, Барбаро Родригеса

и Агедо Моралеса, погибших в Никарагуа. Как назвать это?

Разве это не сознание интернационального долга? Разве мы можем

в этом сомневаться? Я, по крайней мере, нисколько не сомневаюсь

в готовности этих 29 тысяч учителей выполнить интернациональную

задачу в исключительно рискованных условиях...

Как сформировался этот дух? Случайно? Нет. Революция,

партия, Союз молодых коммунистов воспитали это сознание интернационального

долга. Это сознание создано не богатством, это — результат политической, идеологической, революционной работы,

личного примера. Нам не было необходимости превзойти богатством

Соединенные Штаты для того, чтобы обладать сознанием интернационального

долга. Необходимо формировать коммунистическое

сознание и чувство интернационализма. Как сказал в своем

выступлении Ланди1, перефразируя слова Че: ≪Интернационализм

—высшая ступень коммунистического сознания≫. Че говорил

о высшей ступени человечества, а Ланди сказал ≪высшая ступень

коммунистического сознания≫, и он прав, поскольку тот, кто является

интернационалистом, не может одновременно не быть убежденным

коммунистом. Интернационалистами могут быть только

коммунисты. Мы даже могли бы скаэать, что невозможно быть

коммунистом и не быть интернационалистом. Только так можно

рассматривать вопросы формирования сознания, оценивать значение

развития добровольного труда среди молодежи, а также пример

самоотверженности, который как бесценное сокровище нам завещал

Че.

Далее Ф. Кастро подчеркнул необходимость решительной борьбы

с духом стяжательства. Отметив стремление отдельных специалистов

к обогащению путем ≪левой≫ работы по частным соглашениям,

которая оплачивается в несколько раз выше, чем по государственным

расценкам, он сказал: ≪Имелись случаи, когда возникали

подобные проблемы даже среди членов партии. Куда мы

придем, если, с одной стороны, формируем сознание, а с другой — его разрушаем...≫

1 Орландо Домингес —в то время первый секретарь Национального комитета

СМК Кубы.,

Так же как хорошие идеи рождают хорошие дела, дурные дела

приводят к дурным поступкам. Нет сомнения в том, что специалист,

который работает в государственном учреждении и имеет возможность

честно трудиться, не имеет права заниматься подобными

вещами. Это не является социалистическим способом решения проблем...

Необходимо искать социалистические, а не капиталистические

формы, поскольку мы этого не замечаем, а они начинают подтачивать,

разлагать нас. Ланди на вчерашнем заседании говорил о вещах,

которые на нас влияют, отравляют наше сознание. Добродетель

надо беречь. Порок растет сам по себе, как сорная трава. Надо

помнить об этом. Мы же, наоборот, с одной стороны, культивируем

добродетель, а с другой —создаем питательную среду для порока.

В подобных случаях надо использовать социалистические, а

не капиталистические формы. Такова реальность, которую мы не

имеем права упускать из виду.

Полагаю, что подобная деятельность будет запрещена. Пусть

те, кто получили образование до революции, живут так, как их воспитывали.

У них нет особых обязательств. Однако правила для

окончивших учебные заведения после революции должны быть

другими. Врачи уже давно отказались от частных консультаций.

В нашей стране есть немало выдающихся врачей, которые могли

бы зарабатывать по 10 тысяч песо в одной из капиталистических

стран. Однако они получают скромный социалистический оклад,

работая здесь на благо нашего народа. Вот это действительные

примеры! Я полагаю, что как раз это отчасти имел в виду Тони *,

выступая вчера по идеологическим проблемам. Он говорил о необходимости

сплочения нашей молодежи, о борьбе с влиянием буржуазной

идеологии.

Конечно, при капитализме какие светила получают кучу денег.

Именно поэтому требуется революционное, коммунистическое сознание,

высокое чувство интернационального долга, чтобы работать

в более тяжелых условиях на благо своего народа за меньшее вознаграждение.

Вот образец специалиста, революционера, коммуниста,

который мы хотим воспитать...

Мы не будем конкурировать с американским империализмом,

с капиталистами на основе денег, ведь они, эксплуатируя народы,

трудящихся, накопили несметные богатства. Они крадут лучшие

умы из разных стран, чтобы развить свою технологию, создать такую

технологию, которой не обладают слаборазвитые страны. Да,

деньги у них есть. Мы же располагаем более мощным средством,

которое называется сознание. Поэтому коммунист сильнее капиталиста,

поскольку коммунист не продается ни за какие деньги.

Коммунист имеет сознание, а капиталист ничего не имеет, кроме денег.

У него даже нет родины, для него родина там, где больше платят.

Коммунист по своей природе интернационалист, но он также

1 Антонио Перес Эрреро.

патриот. Он выполняет свой интернациональный долг в любой стране,

в то же время несет коммунистическую ответственность перед

своим народом. Вот какого человека мы должны формировать. Молодежь

должна и имеет возможность формировать такого человека

и такое сознание.

Поэтому правильно был поставлен вопрос о наживе. Однако

это относится не только к специалистам. Была и другая инициатива,

вокруг которой возникли спекуляция и дух наживы,—это крестьянские

рынки.

Существует свободный крестьянский рынок. Это определенная

уступка в связи с некоторыми потребностями. Мы должны обсудить

этот вопрос с крестьянами, выяснить, какие меры можно

принять, поскольку за один год лица, торговавшие на этом рынке,

получили доходы в размере 200 миллионов песо, а налогов заплатили

400 тысяч песо. Я полагаю, что они должны были заплатить

100 миллионов песо налога, поскольку они продают втридорога и

получают больше, чем при сдаче продукции государству. Зачастую

продукты, предназначавшиеся для заготовок, идут на рынок. Было

бы хорошо, если бы эти деньги пошли на строительство больниц,

школ, на оказание помощи пионерам, на организацию отдыха трудящихся.

Есть много прекрасных дел, на которые можно было бы

потратить эти деньги. Хотя бы половину этих денег можно было

бы передать на нужды народа, того самого, который платит на

рынках. Пусть эти деньги будут израсходованы на отдых трудящихся,

на развитие туризма, на строительство дворцов пионеров.

Я говорю, можно сделать много добрых дел с помощью этих денег,

вместо того чтобы создавать буржуазию, богатеев, людей, разлагающих

общество...

В нашей стране нет такого положения, как в других социалистических

странах. Империалисты заявляют, что там на долю

мелких хозяйств приходится столько-то процентов производства молока,

мяса, яиц. У нас все 100 процентов молока производятся

государственным сельским хозяйством, а государство непосредственно

распределяет его среди населения. Практически полностью.

Яйца, птицу, свинину и практически всю говядину поставляют высокопродуктивные

государственные хозяйства, и вся эта продукция

распределяется среди населения. Мы не производим больше

потому, что у нас нет необходимых для этого ресурсов. У пас нет

возможности выращивать индюков для их распределения по всей

республике, чтобы на неделю выделялось определенное количество

мяса индюшки. Я даже не знаю, сколько бы потребовалось для

этого индюков. Некто выращивает индюка и продает его на рынке

за 100 песо. Он в небольшом количестве имеет товары, которые не

производит государство, не потому, что оно не может наладить их

эффективное производство, а потому, что у него нет для этого ресурсов,

поскольку все имеющиеся в наличии ресурсы оно использует

на производство значительного объема основных продуктов,

которые оно распределяет среди народа по самым умеренным це415

нам, во многих случаях субсидированным. Этот некто по низким

ценам покупает лекарства, молоко по 25 сентаво, лечится в больнице

абсолютно бесплатно, ездит в автобусе и платит 5 сентаво за

проезд, а деньги, которые у него остаются в кармане, тратит на такси,

вино, на подкуп тех, кто стоит в очереди на остановке автобуса,

поскольку с такими деньгами... Сами понимаете. Он все получает

по умеренным ценам или бесплатно, а когда продает рабочему

курицу, то она у него стоит 15 песо, бананы —80 сентаво из-за того,

что в Гаване прошел циклон и там нет бананов, а свои бананы

он привез из Сьенфуэгоса и Ольгина. Головка чеснока стоит 1 песо

потому, что нет чеснока. Вот так обстоят дела.

Конечно, яйцо он не продает за 20 сентаво, потому что государство

свободно распределяет эти продукты по более низким ценам.

Никто не знает, сколько времени мы будем вынуждены распределять

по карточкам некоторые основные виды продуктов.

Мы стараемся пускать в свободную продажу наиболее доступные

продукты. Лучше свободная продажа, чем неудобства распределения.

Однако представляете, какой бы был порядок, если бы мы

стали распределять мясо по стоимости, тогда этот новый буржуа

скупил бы все мясо, а трудящемуся ничего бы не досталось. Если

мы здесь пустим в открытую продажу мясо по 10 песо за фунт,

как это делают в Европе, придет конец распределению, появится

излишек мяса. Однако проблема заключается в том, что было бы

несправедливо применять такую политику по отношению к основному

продукту питания населения. Мы хотим сделать распределение

социально справедливым. Капиталисты решают все проблемы

на основе цен, однако социализм решает проблемы по-другому.

В этих условиях создается нехватка или дефицит некоторых продуктов

и начинается спекуляция. Совершенно верно, что свободный

крестьянский рынок —это капиталистическая форма для удовлетворения

некоторых потребностей.

Надеюсь, что он не будет существовать вечно. Полагаю, что с

развитием социалистического сельского хозяйства, становлением

кооперативов исчезнут эти мелкие непродуктивные хозяйства, создающие

спекуляцию. Коль скоро существует свободный рынок,

пусть это будет рынок, деятельность которого регулируется на основе

других положений и условий, чтобы основной объем доходов

направлялся на нужды народа, а крестьяне могли получать за свою

продукцию на нем немного больше. Я полагаю, что столь необходимое

развитие кооперативов поможет нам повысить производительность.

Если остаются хотя бы лист кориандра или индюк, которые

не появляются на рынке, мы должны найти решение этой

проблеме, однако на другой основе. Пока мы вынуждены мириться

с этим, и думаю, что лучшим решением для передачи государству

значительной части доходов было бы введение налога, чтобы

человек, который его платит, мог сказать: ≪Я даю эти деньги

на строительство школы, а не этому мошеннику, чтобы оп разбогател

≫.

Такова ситуация. Давайте говорить откровенно, лучше всего

говорить ясно. Пусть все знают о том, что мы в курсе дела, осознаем

сложность этих проблем и нам ничуть не нравится такая

реальность. Так не формируют коммунистов, ни тем более кресть-

ян-коммунистов.

На площади *, которая рассматривалась нами как культурное

мероприятие, также имели место нарушения. Частная торговля начала

распространяться еще раньше. После того как была разрешена

мелкокустарная деятельность, кое-кому захотелось на каждом

углу установить свои лотки. Им было отказано. Мы заявили:

≪Ремесленники должны продавать свою индивидуальную продукцию

государству, а государство будет ее сбывать≫. Эта мера была

принята своевременно, поскольку в противном случае они бы заполонили

своими лотками все углы на улицах Гаваны. У нас вечно

чего-то не хватает: то зубочисток, то булавок.

К сожалению, дефицит всегда существует. Как решить эту

проблему? Капиталистическими методами? Я думаю, что решение

этой проблемы надо возложить на местные предприятия, используя

для этого социалистические формы. Нет необходимости делать

это централизованно, на плановой основе. Инициатива должна исходить

от органов народной власти. Они должны организовать фабрику

по производству прищепок для белья или вешалок. Именно

потому, что их пет в наличии, чтобы какой-нибудь тип, пронюхав

об этом, не стал заниматься их выпуском и торговать ими на каждом

углу по цене, в 10 раз превышающей обычную, зарабатывая

на этом в 10 раз больше, чем простой рабочий. Важно, чтобы он

не бросил работу на заводе или предприятии обслуживания ради

этих вешалок. Социалистическая, а не капиталистическая форма

для решения этих проблем! Предполагалось, что эта знаменитая

площадь будет предоставлена ремесленникам, настоящим художникам,

подлинным произведениям искусства. Однако на деле сразу

же стали плодиться буржуа нового типа, которые покупали кожу

в одном месте, а в другом воровали для изготовления знаменитых

сандалий стоимостью 50 песо. Вокруг этого и стал развиваться

неокапитализм. Очень интересный опыт.

Никто не угрожает этой святой площади, но пусть там будут

подлинные художники, настоящие ремесленники. Если же они завышают

цены, то государству не остается другого выхода, как установить

хороший налог, чтобы контролировать чрезмерные и неоправданные

доходы.

Когда кто-либо продает курицу по 15 песо, даже если он ее сам

вырастил, то за несколько недель он может заработать столько,

сколько за год не заработает рабочий. Это же грабеж, настоящий

грабеж. Другое дело, если он продает ее другому такому же люмпену.

С этим еще можно мириться. Создается класс люмпенов,

1 Кафедральная площадь в Гаване, где по субботам устраивается базар

для продажи изделий художественных промыслов и ремесел.

14 Ф ид ел ь К ас тр о 417

имеющих деньги, которые торгуются между собой и друг другу продают

по завышенным ценам. Проблема возникает, когда они втридорога

продают индюка рабочему, трудящемуся, который купил

его на день рождения своей дочери. Тому самому рабочему,

который работает на транспорте, выпускает ткани, строит дома,

школы, больницы, выращивает тростник, производит сахар, молоко,

яйца, мясо для народа, одпако имеет скромный заработок.

В то же время другой зарабатывает в 10 раз больше, затрачивая

меньше труда. Это действительно несовместимо с концепцией социализма

и коммунизма.

Я говорю здесь об этих фактах, поскольку считаю, что съезд молодежи

—самое лучшее место и самая хорошая аудитория для

подобного обсуждения. Эти факты должны вызывать нашу озабоченность.

Они являются капиталистическими, буржуазными, антисоциалистическими,

антикоммунистическими, аптиинтернациопа-

листскими, они способствуют коррупции. Коррупция, однако, возникает

не только вокруг этих неокапиталистических проявлений, она

поощряется также на некоторых социалистических по своему характеру

предприятиях как результат слабого контроля, недостатков,

отсутствия требовательности. Об этом свидетельствуют результаты

операции под названием ≪Крокодил≫. Возникла проблема руководителей,

административных работников и служащих, которые

позволяли себя подкупать. Были даже ловкачи, которые специализировались

на очередях. Причем, подумать только, как мы продвинулись

по пути равноправия женщин, ведь среди них были и

особы женского пола. Они занимали первыми очередь, скупали

товары и распределяли их между собой. Работающая женщина или

домохозяйка, у которой не было желания ругаться, оставалась без

вентилятора. Были и другие подобные случаи. Разве это не отсутствие

требовательности и контроля? Я бы даже сказал, что контроль

перешел в другие руки.

Теперь ясно, что не все люмпены уехали через порт Мариэль.

Для меня это не новость. Нет сомнения, что они еще остались. Эти

субъекты не работают, околачиваются в очередях, по существу,

живут, воруя у людей. Они самые настоящие воры. Это люмпены

чистой воды, здесь нет необходимости говорить о членах СМК.

Я говорил о комсомольцах, которые торгуют курами, и считаю, что

это также воровство, только другого рода.

Когда такое происходит, то это создает коррупцию. Эти люди

подкупают подарками, вещами и деньгами. Я считаю, что мы должны

дать бой этим злоупотреблениям и антиобщественным поступкам.

Именно эти цели преследовали действия министерства

внутренней торговли и Национальной революционной пол и ции.

Они будут беспощадно бороться со спекулянтами и перекупщиками,

проникшими на свободный крестьянский рынок, а также с продажными

чиновниками, администраторами и торговцами всех

мастей.

Сгапта, 1982, 6 с!е аЬгП.

Date: 2015-09-05; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию