Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В поисках Святого Грааля
Ни одна легенда не породила столько надежд, переживаний и толкований, как легенда о Святом Граале. Какие только теории не создавались и о происхождении самого сказания, и о понятии Грааля, и о братстве Грааля! Прославление Грааля берет начало в глубоком Средневековье, в XII–XIII веках, когда начались Крестовые походы против мусульман и Запад впервые непосредственно соприкоснулся с Востоком. Самым древним из дошедших до нас текстов о Святом Граале является роман Кретьена де Труа, который, собственно, и лег в основу величественной поэмы Вольфрама фон Эшенбаха о рыцаре Парсифале, пустившемся на поиски этого священного символа христианства. В Англии эта легенда слилась непосредственно с мифами о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Трубадуры, миннезингеры и народная поэзия Средневековья также воспевают Грааль как самое возвышенное и сокровенное понятие. Так, немецкий поэт Рейнмар фон Цветтер называет чистую женщину «молодым Граалем». Для поэта его возлюбленная – «Грааль сердца». В средневековой поэзии Деву Марию тоже часто сравнивали с Граалем, так что, как видим, «новая» сенсационная трактовка образа Магдалины в нашумевшем романе Дэна Брауна «Код да Винчи» в основе своей вовсе не нова: здесь пальма первенства по праву принадлежит средневековым поэтам, с которыми американский автор, скорей всего, незнаком. Что же представляет собой эта легенда, столь вдохновлявшая поэтов Средневековья? Согласно одному преданию, где‑то в Испании или на юге Франции, согласно другому – в стране древних кельтов, Ирландии, а согласно третьему – далеко на Востоке высится неприступная гора Монсальват (Mont Salvatus) – гора Спасения. На вершине этой горы высится неприступный замок‑твердыня, обитель высшего братства, где в дивном по красоте святом храме хранится чаша Грааля. Замок окружают непроходимые леса, вокруг на тридцать миль нет ни единого человеческого жилья. У подножия горы большое озеро, хотя в других версиях утверждается, что гору отделяет непреодолимая река с бурным течением. Над потоком нависают скалы, преграждая путь наверх. В лесу дежурит никогда не дремлющая стража, которая никого не пропустит безнаказанно. Правда, есть и такие версии, где говорится о том, что замок окружен безлюдной высохшей пустыней, где ничего не растет. Но стоит ищущему Грааль найти путь в святой замок и задать вопрос о смысле увиденного, как происходит чудо: начинают весело журчать родники и земля покрывается свежей зеленью. В это таинственное место могут попасть лишь чистые сердцем, те, кто предан Высшему, кто смирен сердцем, послушен, самоотвержен, стремится помогать слабым и обездоленным, сражаться за добро, и, наконец, те, кто всю свою жизнь боролся во имя защиты священного достоинства Грааля. Одним словом, в замок получают доступ те, чьи высокие добродетели совершенны, кто неустанно развивал свой дух и способен одолеть любые соблазны этого мира. Потому стать рыцарем и хранителем Грааля – великая честь и наивысшее достижение, доступное человеку на земле. Недаром герой поэмы, рыцарь Парсифаль, отправляясь на поиски чаши, дает такой обет неустанной борьбы:
Ich will von keiner Freude wissen Muss ich des Grales Anblick missen… Es sei mein einz'ges Streben, Fortan mein ganzes Leben[1].
Но удостаивались этой чести лишь немногие избранники, ибо тайна Грааля в том, что найдет его лишь тот, кто позван самим Граалем. Этот зов – свидетельство того, что человек достиг необходимой степени совершенства: сердце его чисто, жизнь освящена истинным подвигом, а сам он готов для выполнения высокой миссии – быть хранителем Грааля. Ибо, как гласит одна французская легенда, для простых смертных замок Грааля остается невидимым. Что касается описаний замка Грааля, то они, не отличаясь богатством вещественных подробностей, рисуют его скорее не в конкретном, а в духовном свете. Так, во французском средневековом романе «Перлес‑во» этот волшебный замок назван Эдемом, или Замком Радости, или Дворцом Душ, ибо на него что ни день нисходит пламя озарения Духа Святого. Вспомним, что на Востоке распространено убеждение, будто над общинами или ашрамами святых сияет аура, свет духовной энергии, видимый в особых случаях даже физическим глазом. Например, в жизнеописании святого Франциска Ассизского читаем, что во время его молитвы внутренние помещения монастыря так сияли, что странники вставали, думая, что уже наступил рассвет. В произведениях о Титуреле того же Вольфрама фон Эшенбаха и Альбрехта фон Шарфенберга это святилище описывается как источник благословения для всего человечества, откуда святое семя сеется по всему миру. А некоторые авторы уподобляют святилище Грааля храму Соломона, в котором, как известно, хранились священные реликвии и который, по слухам, был так красив, что считался одним из чудес света. Из указанных произведений невозможно почерпнуть и точных представлений о самом братстве Грааля, быть может, потому, что оно представлялось авторам как могущественная община, чьи цели и задачи непостижимы для человеческого ума. Собственно говоря, как сказали бы мы сегодня, речь идет о каком‑то высшем эзотерическом обществе, во многом напоминавшем, по мнению Вольфрама, существовавший в то время Орден тамплиеров, который тоже имел свою тайную доктрину и строгий духовный устав. Правда, Вольфрам фон Эшенбах придал ему черты христианского религиозного союза, однако в основе своей этот союз в корне отличался от католической церкви того времени. Можно сказать, что это некая община избранных, стоящая вне римско‑католической церковной иерархии, не имеющая духовенства и не подчиненная Папе Римскому, без чего никакая церковная организация в те времена была попросту немыслима. Члены братства напрямую воспринимали Божью волю через откровения чаши. Каждого, кто читал поэмы о Граале, поражает дух великой терпимости, совершенно чуждый католицизму, особенно по отношению к восточным религиям, что в эпоху Крестовых походов против «языческого» Востока кажется совсем уж «крамольным». Религия братства, равно дружественная ко всем инакомыслящим, видимо, представляет собой некое синтетическое эзотерическое учение, основанный на любви Гнозис, или высшее тайное знание, которому Христос учил своих учеников. Во многом символична и сама чаша Грааля, ибо авторы расходятся даже в описании материала, из которого она сделана, и ее свойств. Так, из романа Робера де Борона узнаем, что эта чаша сделана из цельного куска изумруда; из нее Христос вместе с учениками приняли святое причастие, а впоследствии Иосиф Аримафейский собрал в нее кровь Учителя, распятого на кресте. Заключенному в темницу Иосифу ее будто бы принес сам Христос, явившийся ему в ослепительном сиянии. На протяжении долгих лет Иосиф, которого содержали без пищи, черпал в Граале силы для продолжения жизни, пока его, считавшегося уже умершим, не обнаружили живым в неземном озарении и не выпустили из темницы. Грааль же служил Иосифу и чашей истины, которой он испытывал членов своей общины: Грааль отделял нечестивых от чистых сердцем. Для Кретьена де Труа Грааль – это украшенный драгоценными каменьями золотой сосуд с облаткой внутри; сиянием своим он затмевает свет бесчисленных свечей в дворцовом зале, подобно тому как солнечный свет поглощает сияние звезд. Но ни у Вольфрама фон Эшенбаха, ни у других авторов Грааль никак не связан с реликвией христиан – видимо, такая ассоциация возникла гораздо позже. Для Вольфрама Грааль – это камень из рая, Lapsit exillis[2]то есть «небесный камень», или «камень света», некогда принесенный на Землю сонмом ангелов и предстающий в таком сиянии, перед которым «меркнет весь блеск земной». Восточный мудрец Флегетан, пишет Вольфрам, «прочел имя Грааля в звездах», а это указывает на то, что Грааль – нечто вроде метеорита, который явился из других, возможно более высоких, миров, насыщенных высшей энергией. Согласно поэме «Война певцов», Грааль – драгоценный камень, выпавший из короны Люцифера, которую Архангел Михаил сорвал в борьбе с головы взбунтовавшегося ангела, и упавший на землю. А по другой версии, Грааль – это яспис, камень, с помощью которого сгорает и возрождается из пепла птица Феникс, символ вечного обновления и возрождения. У Кретьена де Труа Грааль парит в воздухе, незримо поддерживаемый ангелами, и силой своей святости доставляет первому королю Грааля, Титурелю, все необходимое для постройки замка и храма. Да и у Вольфрама чаша Грааля снабжает своего хранителя всем, о чем ее ни попросят, и удовлетворяет его повседневные потребности даже в еде. Чаша эта волшебная. Созерцая ее, человек омолаживается и обретает вечную юность. Прикоснувшись к ней, человек излечивается от всех болезней, и даже смерть теряет над ним свою власть. Недаром Титурель достигает 500‑летнего возраста, при этом сохраняя здоровье и молодость. Да и смертельно раненный Анфортас также не может умереть, пока ему подносят Грааль. По одной из древнейших легенд, чудотворная сила Грааля выражается в том, что чистые сердца он наполняет святостью, то есть духовной энергией. Лицезреть его могут только праведники, а для грешных и неверующих он остается недоступным и незримым. Как видим, европейские народные традиции связывают воедино чашу и священный камень. Действительно, по‑старофранцузски Graal – это «ваза» или «чаша», хотя некоторые исследователи соотносят это слово с другим, сходным по звучанию, которое можно также перевести и как «книга». Неслучайно поэтому во многих легендах на чаше появляются письмена‑указы держателю Грааля. Так символически чаша Грааля претворяется не только в кубок, но и в Книгу Жизни, которая управляет судьбой героя и предсказывает будущее. Это прекрасно согласуется с эзотерическим взглядом на чашу Грааля, которая является символом «чаши сердца» – сердечного центра, который в действительности есть истинная «Книга Жизней» души человека, священные письмена накоплений его духа и многовековой мудрости. Прекрасно говорит о пламенеющей чаше Николай Рерих в своем очерке «Пути благословения»: «В культах Зороастра изображается чаша с пламенем. Та же пламенеющая чаша отчеканена на древнееврейских серебряных шекелях времени Солекопа и древнее. В индусских раскопках эпохи Чакдигупты Маурьи видим то же самое стилизованное изображение пламенеющей чаши. На тибетских изображениях бодхи‑сатвы держат чашу, расцветшую языками пламени. Вспомним чашу жизни друидов… Так не воображением, но именно делами сплетаются великие учения всех веков…» Однако наиболее важным представляется то могущество, которым наделяется король Грааля. Он – хранитель тайны Грааля, возвещающий высшую волю, и власть его простирается далеко над окружающими землями, распространяясь на светских правителей и их государства. И все‑таки король не является владыкой над самим Граалем, он лишь глава общины Грааля и хранитель его указов. Учения Востока гласят, что скоро наступит Новая Эра – эра света и братства на земле, особенно насущная сейчас, когда сгущение тьмы и безумие неверия разрушают основы культуры народов, а царящие в мире огромное напряжение и идеологический раскол грозят ему гибелью. Быть может, в эти, столь драматичные часы нашей истории уже началось незримо воспламенение чаши Грааля, началось в тех многих чистых и преданных сердцах и сознаниях, которые прозревают сквозь хаос его причины и пламенно жаждут помочь миру, отдавая свои лучшие творческие помыслы труду на благо своих собратьев, земных людей. Ибо чаша Грааля – это, прежде всего, сознание и сердце человеческое, и бесконечно счастливо будет это сердце, если оно сможет воспламениться огнем чистой любви к человечеству. Таким образом, в народных легендах и в литературе Средневековья в чудесных и одновременно трогательно‑реальных чертах складывался образ Святого Грааля и его хранителей. Возможно ли, что все это – лишь игра воображения, художественный вымысел? И не отражается ли в чаяниях поэтов о братстве Грааля некая действительность? И разве замок Святого Грааля не предстает для всего человечества землей обетованной, местом претворения самых сокровенных идеалов?
Date: 2015-09-05; view: 369; Нарушение авторских прав |