Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивные половые различия





 

Слабое мимическое отражение эмоционального состояния женщины легко наблюдать не только в тех случаях, когда она оценивает мужчину как потенциального полового партнера. Учитывая и более слабую наблюдательность мужчин, они всегда понимают женское состояние хуже, чем женщины – мужское. Неслучайно ведьм было значительно больше, чем колдунов. Ведь ведьма – это не только женщина, обладающая магическими знаниями и умениями. Она всегда связана с тайной, с чем-то непонятным и непредсказуемым. Неслучайно традиционный атрибут ведьм – черный кот. Мимика всех кошек очень ограничена, а понять, какие эмоции испытывает черный кот, тем более сложно.

Заметим, что бόльшая распространенность ведьм по сравнению с колдунами связана, конечно, еще и с другими факторами. Легенды записывались не женщинами, а мужчинами, которым, естественно, интереснее рассуждать о женщинах, а не о самих себе. Кроме того, соотношение мужских и женских персонажей в различных мифологиях зависит от культуры. Например, в Китае лисы-оборотни оборачиваются главным образом в дев, отвлекающих студентов от занятий, а в Японии, где смысл жизни самурая в смерти за своего господина, – в мужчин.

Склонность женских особей к накоплению и экономии ресурсов, необходимых для воспроизводства, обуславливает многие особенности их поведения не только при выборе брачного партнера, но и в других жизненных ситуациях.

 

Мужчина прост и ясен, как рефлекс. Женщина темна, загадочна и таинственна, как инстинкт

 

У человека тенденция к накоплению ресурсов проявляется в большей, чем у мужчин, склонности женщин копить деньги. Иногда с этим утверждением не соглашаются, указывая на любовь женщин делать покупки. Но в этом случае происходит лишь обмен одного, универсального, ресурса на другой, конкретный, ресурс. Женщина всегда покупает вещи, а не пускает деньги на ветер. Никогда женщина не закатит кутежа в ресторане с бросанием денег цыганам, не купит миллион алых роз и не потратит все сбережения на редкую почтовую марку.

Склонность женщин к накоплению денег используется в практической психологии, например при вербовке агента. Хотя это творческий процесс, который всегда начинается с тщательного изучения самого объекта и всех его индивидуальных особенностей, от политических взглядов до пищевых предпочтений, тем не менее в нем существуют общие правила. Согласно одному из них женщину легче, чем мужчину, привлечь материальной выгодой какого-либо предприятия. Мужчину же легче, чем женщину, перетянуть на свою сторону лестью. Гадальщик, т. е. практический психолог из рассказа А. И. Куприна «Гад» говорит:

 

Мужчина, хотя он и дурак, и уши у него холодные, и, так сказать, вообще осел, а все-таки он верит, что у него душа тигра, улыбка ребенка, а потому он – красавец. Значит, ври ему смело… [330]

 

В соответствии с этой схемой действуют, когда надо привлечь мужчину на свою сторону: восхищаются его достоинствами, умом, знаниями, способностями, чисто человеческим обаянием и т. п. При этом постоянно подчеркивают, что его не ценят, что он занимает невысокое положение в иерархии своего сообщества не по своей вине, а исключительно из-за интриг завистников и недальновидности начальства. В результате мужчина меняет свою самоидентификацию, и теперь он предпочитает считать себя членом другой социальной группы – другой семьи, другой производственной организации, другого государства.

 

Мужским особям в большей степени, чем женским, свойственна потребность в лидерстве. У человека эта потребность проявляется в тщеславии и честолюбии

 

Изменение социальной самоидентификации часто так и называется – изменой (в отличие от предательства, которое является изменой, связанной с ущербом прежнему сообществу, с которым раньше идентифицировал себя человек).

Поговорка бродячих артистов «Не аплодируйте, лучше – деньгами» сформулирована их женами. Женщина заинтересована в витальных ресурсах, а мужчина – во внимании (восхищении) окружающих, т. е. в лидерстве. Деньги интересуют его не сами по себе, а как индикатор социального положения и как средство добиться влияния на других.

Бόльшая социальная активность мужчин объясняется опять-таки разным энергетическим бюджетом двух полов. Женщины более эгоцентричны и проявляют меньшую социальную активность, тогда как мужчины могут позволить себе тратить часть энергии не на воспроизводство, а на такую активность, которая не сулит конкретных выгод в ближайшем будущем. Идеалисты и романтики – это мужчины.


 

Трое мужчин – это уже общество, две женщины – это уже некая тайна. Тайна мужчин – коллективная тайна; это тайна заговорщиков, тайна масонов или совета министров. Тайна женщины глубоко интимна; это тайна пана X или пани Y.

Карел Чапек

 

Трудно встретить женщину, озабоченную положением в Восточном Тиморе. В то же время мужчина, не будучи дипломатом или финансистом, может живо интересоваться внешней политикой. Именно мужчины устраивают заговоры, играют в футбол и организуют ученые общества. Подобные занятия не входят в круг интересов женщин не потому, что у них более низкий уровень интеллекта, а потому, что они меньше склонны к групповой активности (рис. 8.20). В комедии Аристофана «Лисистрата»[331]нелепость, порождающая забавную ситуацию, заключается в том, что женщины устроили заговор, а это – форма активности, при которой непременно нужно жертвовать своими сиюминутными жизненными интересами. Некоторую достоверность нелепой ситуации придает то, что заговор был направлен против мужчин, чрезмерно увлекающихся общественной жизнью и вследствие этого пренебрегающих семьями.

 

Рис. 8.20. Женщина менее социальна и более эгоцентрична, чем мужчина. Мужчины постоянно проявляют разнообразную социальную активность, на которую у женщины нет времени. Вверху – «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Ниже – различные формы социальной активности мужчин (сверху вниз): Афинская школа, в центре Платон, Аристотель и Диоген; Тайная вечеря; футбольные фанаты

 

Естественный эгоцентризм женщин проявляется и в отсутствии у них охоты к коллекционированию. Если женщина и начнет что-то собирать, то это будут бриллианты, обувь или изящные безделушки. Мужчины-коллекционеры тратят порой огромные деньги на сбор предметов, которые не имеют коммерческой ценности. Кроме того, склонность к коллекционированию, доходящая у части мужчин до страсти, объясняется их склонностью к систематизации окружающего мира, т. е. аналитичностью мышления, о чем будет сказано ниже.

 

Не бывает женщин-коллекционеров, так как женщина прагматична. Романтики – это мужчины

 

Говоря о когнитивных способностях человека, чаще всего имеют в виду способности умственные, интеллект.

Ум, пожалуй, – единственное свойство человека, оценка которого очень болезненна. Люди охотно признают, что имеют какие-то физические несовершенства. Отсутствие музыкального слуха или неумение ловко отбивать летящий мяч – эти и подобные особенности даже и не воспринимаются как недостатки. Люди легко говорят о своей слабой памяти («Все надо записывать!»). Почему-то особенно охотно признают, что не могут найти куда-нибудь дорогу. С непонятной гордостью многие заявляют: «У меня – топографический кретинизм». Гордиться здесь нечем, потому что неумение запомнить простые указания типа «налево-направо» или разобраться в простом плане – свидетельство расстройства работы мозга в целом.

Но никто и никогда не заявит, что не особенно умен. «Дурак» – это оскорбление во всех культурах.

Неуверенные в себе люди видят намеки на недостаточность своего интеллекта в нейтральных высказываниях. Например, руководитель, традиционно нахваливая на защите дипломов свою студентку, сказал: «В общем, это еще не сапиенс, но уже “человек умелый”», а девушка на него обиделась – зачем ее дурой назвали? Ведь, говорит, «человек умелый» (Homo habilis) жил задолго до появления Homo sapiens’а! Поэтому сразу же скажем, что мужчины и женщины равны по силе интеллекта (рис. 8.21).


 

Рис. 8.21. На фреске из Геркуланума молодая женщина держит в руке блокнот и стилос – атрибуты умственной деятельности. По силе женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Более того, у некоторых женщин он очень высокий. Например, IQ Шэрон Стоун равен 175

 

Это отмечено еще в исследовании Ч. Ломброзо и Дж. Ферреро «Женщина – преступница и проститутка»[332], само название которой отражает тенденциозный взгляд автора на женщину как на существо второго сорта. Авторы признают, что студентки не уступают умом студентам-мужчинам.

 

Среднее значение коэффициента интеллектуальности мужчин и женщин одинаково

 

Можно приводить множество примеров выдающихся женщин-ученых. Например, автором первого русского медицинского трактата была, по всей вероятности, внучка Владимира Мономаха Евпраксия Мстиславовна (ок. 1108 – ок. 1180). В написанном ею на греческом языке сочинение «Мази» она систематизирует медицинские сведения и собственные наблюдения, в том числе и по гинекологии, акушерству и неонатологии.

Между мужчинами и женщинами не обнаруживается различий по общему уровню интеллекта, определяемому с помощью коэффициента интеллектуальности (IQ), но есть различия по отдельным способностям, таким как способность к вербальным и пространственным тестам. Эти различия невелики, они редко превышают 20 %[333].

 







Date: 2015-09-05; view: 446; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию