Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава I Историография. Проблемы и обзор источников
Изучением садово-паркового искусства в основном занимались историки архитектуры. Искусство паркостроения преимущественно рассматривалось как дворцово-парковая композиция, в которой доминирует архитектурный элемент, или как история развития того или иного художественного стиля. Эстетическое и мировоззренческое значение этого искусства долгое время не принималось во внимание. В настоящее время интерес к садово-парковому искусству значительно возрос, что объясняется актуализацией внимания общественности к экологическим проблемам современного мира. Интерес к окружающему нас миру существовал всегда, но в ту или иную историческую эпоху это выражалось по-разному. Важно изучить понимание окружающей действительности людьми данной эпохи, что позволяет взглянуть на мир глазами его современников. Историография по данной проблеме довольно разнообразна. Прежде всего, это работы общего характера, позволяющие представить основные черты общественно - политической жизни Западной Европы в XVII – XVIII вв. [3,4,5]. Развитию научных знаний и общественной мысли Нового времени посвящены работы В.С.Виргинского [6] и И.В.Круть, И.В.Забелина [7]. Работа В.С.Виргинского о развитии науки и техники в XVI – XIX вв., о важнейших открытиях эпохи Нового времени и их влиянии на изменение представлений западноевропейского общества о мире и природе. Автор прослеживает развитие метафизической картины мира вплоть до XIX века. Работа содержит сведения о развитии естественных наук в эпоху Просвещения, когда наряду с промышленным прогрессом и под влиянием идей разума со второй половины XVIII в. возникают элементы нового взгляда на природу. «Очерки истории…» И.В.Круть и И.М.Забелина посвящены становлению и генезису экологического знания на разных его уровнях – от философского до геолого-географического. В этой работе проводится экскурс в историю экологической мысли. Так, в истории древнего мира, средневековья и Возрождения материал книги распространяется на все сферы знания о природе и человеке, а вплоть до XVIII в. – и на философию. Еще одной особенностью работы является то, что авторы работали главным образом с оригинальными текстами мыслителей прошлого и цитировали их. Художественная культура Западной Европы XVII – XVIII вв. освещается в нескольких аспектах: проблема стилей в западноевропейском искусстве рассматривалась Б.Р.Виппером [8], общие черты западноевропейской художественной культуры XVIII в. [9,10], взаимосвязь духовной культуры, философских воззрений и искусства [11,12]. О эволюции идеи природы от античности к эпохе Нового времени, когда природа предстает как предмет художественного восприятия и научного познания, работа А.В.Ахутина [13]. Автор исследует истоки и пути формирования идеи природы и вводит новое понятие природы как художественной категории культуры Нового времени. Французскому просветительству как движению общественной мысли посвящены работы В.П.Волгина [14] и Х.Н.Момджяна [15]. Несмотря на год издания, в первой работе содержится важный фактический материал, в особенности по философским теориям различных просветителей. Х.Н.Момджян попытался дать общий анализ исторического наследия французского Просвещения в виде плеяды великих французских философов. О истоках и основных направлениях философской мысли XVIII в. книга В.Г.Горбачева [16]. Это одно из новейших изданий по истории философии с древнейших времен по XX век включительно. Литературу по садово-парковому искусству условно можно разделить на две группы: во-первых, это литература по планированию и созданию основных типов садово-парковых комплексов в соответствии с тем или иным стилем. Это работы А.Д.Жирнова [17], Л.С.Залесской и Е.М.Микулиной [18], Б.И.Кохно [19]. А.Д.Жирнов показал взаимосвязь искусства паркостроения со сменой стилей на примере двух основных видов садово-паркового искусства – регулярного и пейзажного, и охарактеризовал основные принципы построения этих типов парков. Работа Л.С.Залесской и Е.М.Микулиной посвящена ландшафтному или пейзажному типу парка, истокам его возникновения и дальнейшему развитию. В соответствии со стилевым развитием характеризует садово-парковое искусство Западной Европы с XVII до конца XIX в.и Б.И.Кохно. Особое внимание автор уделяет ландшафтному планированию, основным приемам формирования паркового пейзажа и эффектам зрительного восприятия природы. Обобщающей работой по истории садово-паркового искусства в настоящее время является книга Д.С.Лихачева [20]. Автор попытался подойти к тому или иному стилю как к проявлению художественного сознания конкретной эпохи, страны. В работе дается характеристика садово-паркового искусства Западной Европы и России от средневековья до середины XIX века; устанавливаются связи между различными стилями, эпохами, что позволяет представит не только искусство той или иной страны данного периода, но и садово-парковое искусство в целом. Ко второй группе относится литература, посвященная непосредственно образцам садово-паркового искусства, описанию их устройства и структуры. Если в литературе выше парк рассматривался более с эстетической точки зрения, то здесь преобладают черты архитектурности в понимании парка как части дворцово-паркового комплекса. Это работы С.Н.Палентреера [21], В.А.Горохова и Л.Б.Лунца [22], Н.Н.Гусева [23]. Палентреер попытался дать общий очерк садово-паркового искусства Западной Европы XVIII – XIX вв. на примере самых известных шедевров искусства паркостроения. Автор также отмечает влияние садово-паркового искусства Востока, прежде всего Китая и Японии, с его философией на европейское искусство. Издание «Парки мира» посвящено в целом садово-парковому искусству всего мира, это своеобразная коллекция самых знаменитых парков и садов за всю историю существования этого искусства. Работа Н.Н.Гусева в основном о старинных садах, их значении в истории и для современного общества, а также о проблемах реставрации древних парков. Процесс разрушения садов и парков под воздействием и исторических условий существования, и законов биологического развития необратим. Однако восстановление садово-паркового искусства не всегда возможно. Чаще всего новый парк возникал на месте старого, видоизменяя его структуру и планировку. К тому же часто отсутствуют источники, по которым проводится реставрация старинных парков. История искусства – это важный раздел исторической науки, предметом которого являются ценности художественной культуры человечества, отраженные в памятнике искусства. О особенностях живописи как вида искусства в отражении различных сторон жизни общества, особенно его представлений о мире, человеке и природе, а также о анализе исторической картины работы В.Н.Стасевича [24] и И.С.Немиловой [25]. За каждой картиной стоит образ художника как представителя своей эпохи с присущими ей чертами миросозерцания и мировоззрения. Проблема достоверности документальных источников по-прежнему остается открытым вопросом, а сложность анализа этого вида источников ограничивает их использование. Несмотря на специфику сферы применения и анализа произведений искусства, в дипломной работе не ставится цель – проведение искусствоведческого исследования. Памятники живописи используются как исторический источник по изучаемой проблеме. Исследование садово-паркового искусства по памятникам живописи – это новое направление в историографии. Таким образом, поскольку вопрос о садово-парковом искусстве в памятниках живописи в научной литературе практически не разработан, данная тема нуждается в дальнейшем изучении. При написании дипломной работы был использован следующий круг источников: по истории общественной мысли западноевропейской культуры XVII – XVIII вв. Это сочинения Ф.Бэкона, в которых представлена философская концепция о единстве мира и гармонии во взаимоотношениях человека и природы [26]. Философские воззрения Декарта, Джона Локка, а также мыслителей идеологии Просвещения представлены в многотомном издании «Антология мировой философии» [27]. Второй том этого издания посвящен европейской философии от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения, здесь содержатся фрагменты работ различных философов и ученых естествознания. В литературной традиции складывается свое понимание природы, которое, в сущности, сводилось к созданию идеальной модели мира природы и человека. У Дж.Мильтона [28] идея природы выражена в рае, с которым автор ассоциирует парк. Основными источниками дипломной работы являются памятники живописи. О творчестве и жизни художников XVII – XVIII вв. по свидетельствам их самих и их современников рассказывает сборник «Мастера искусства об искусстве» [29]. Произведения художников западноевропейского искусства XVII – XVIII вв. – Н.Пуссена, К.Лоррена, А.Ватто, Ф.Буше, О.Фрагонара, Г.Робера, Р.Гейнсборо и других – находятся в собраниях живописи Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени Пушкина и в коллекциях других европейских музеев. В середине 80-х гг. прошлого века вышел альбом «Французская живопись XVIII века» под авторством И.С.Немиловой. Это крупнейший исследователь по истории живописи Франции XVIII века. Автором проделана огромная работа по сбору и анализу различных данных о произведениях искусства: от биографии создателя до дальнейшей судьбы картины. В начале 90-х гг. был опубликован каталог по французской живописи XVI – первой половины XIX вв. из собраний Музея им.Пушкина [31], составителям которого является И.А.Кузнецова. Искусство Н.Пуссена, А.Ватто, О.Фрагонара представлено в альбомах репродукций, составителями которых соответственно являются Ю.Золотов, Герман и А.В.Апчинская [32,33,34].По искусству английской живописи, за исключением поздних изданий [35], новейших альбомов с репродукциями картин английских художников нет.При написании дипломной работы были использованы такие методы исторического познания, как: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический, а также общие приемы исторического исследования (анализ, сравнение, обобщение). В силу специфики данной работы в основном использовался историко-генетический метод. Это аналитически – индуктивный метод, а по форме выражения информации – описательный. С помощью этого метода прослеживается динамика развития садово-паркового искусства Западной Европы в XVII – XVIII вв. Он позволил выявить предпосылки возникновения нового взгляда на природу как на предмет научного познания. Благодаря применению историко-системного метода на основании систематизации фактов была предпринята попытка создать целостную картину мировосприятия западноевропейского общества XVII – XVIII вв.
Date: 2015-09-05; view: 412; Нарушение авторских прав |