Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иконописание





Петр I обращал внимание церковного руководства на необходимость улучшения писания икон. Для надзора за иконописцами в 1707 году он учредил особый приказ во главе с архитектором и иконным мастером Зарудным. Впоследствии наблюдение за иконописанием было поручено Синоду.

При имп. Елизавете был издан указ об употреблении по всем цер­квам приличных икон, священных сосудов и облачений. Неискусно напи­санные иконы велено было отбирать.

Правительство обратило внимание на иконы даже в частных домах, в крестьянских избах. Надзор поручался знающим священникам с предо­ставлением им права отбирать неправильно написанные.

Над иконописцами велено было поставить (из лучших мастеров) смотрителей. Религиозные эстампы могли продаваться только с разреше­ния архиереев. Синод распорядился:

а) не допускать в церквах икон резных и литых, кроме распятий и

некоторых лепных изображений на высоких местах;

6) не изображать на иконах вместо священных лиц символов;

в) не допускать в иконописные цехи раскольников;

г) не изменять в древних церквах иконописи и других предметов старины.

 

Печатные изображения подчинялись духовной цензуре.

В течение XVIII века древний кустарный иконописный промысел во Владимиро-Суздальской области сокращается и сосредотачивается в трех больших селах Вязниковского уезда: Палехе, Мстере и Холуе.

С начала XIX века иконописание там приобретает новую силу. В Хо­луе было до семисот иконописцев. В 1899 году из 3.500 жителей села ико­нописанием занимались 452 человека. Здесь существовало разделение труда: одни только подготовляли доски (“грунтовщики”), другие — писа­ли только лики (“личники”), третьи — прорисовывали одеяние, затем — те, кто “убирали” икону украшениями из фольги и т. д. Благодаря деше­визне миллионы икон расходились по России. Но такая технология уже больше смахивала на ремесло, промышленность, чем на иконописание.

Высший уровень холуйского мастерства примерно равнялся средне­му уровню мастерства в соседнем Палехе. Здесь из 1.431 жителя в 1894 году писанием икон занимались 250 мужчин и 120 подростков. Ежегодно в то время готовилось до 10.000 икон, ценой от одного рубля до 100 и выше. Знаменит Палех и своими фресками. Многие палехские мастера принима­ли участие в ответственейших реставрациях фресок в других местах страны.

В Мстере к концу XIX века иконописанием было занято 1.300 чело­век. Там иконописный стиль создавался вкусами и потребностями старо­обрядцев. Они же были и иконописцами-старинщиками, хорошо подновля­ли старые иконы и писали новые под старый стиль.

В 1858 году для образования иконописцев при Академии художеств предложено было учредить особый класс. Около того же времени у нас начал вырабатываться особый стиль иконописи по византийским и древ­нерусским образцам с теми же иконописными приемами (технологией).

В 1901 году был Высочайше утвержден Комитет попечительства о русской иконописи под председательством гр. С. Шереметева. Комитету предоставлялось право открывать иконописные школы, содействовать устройству при школах и вне их артелей иконописцев, издавать руковод­ства для иконописцев, открывать иконные лавки, организовывать вы­ставки, устраивать музеи и т. д.

В 1903 году Комитет повел борьбу с промышленным производством икон (литография Фесенко в Одессе, фирма Жако и Бонакер в Москве вы­пускали тысячи “икон” на бумаге и жести). Борьба оказалась безуспеш­ной.

В 1905 году Комитетом был издан первый том “Лицевого иконописно­го подлинника,” содержащего в себе иконографию Спасителя, два тома “Иконописного сборника.”

В 1913 году в Москве была устроена выставка древних икон, приуро­ченная к 300-летию Дома Романовых, и в том же году — Романовская церковно-археологическая выставка в Чудовом монастыре. Художественное значение русской иконописи впервые получило должную оценку. Эти вы­ставки были самым крупным событием в русской художественной жизни за последние годы.

 

Date: 2015-09-05; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию