Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иконописание





Петр I обращал внимание церковного руководства на необходимость улучшения писания икон. Для надзора за иконописцами в 1707 году он учредил особый приказ во главе с архитектором и иконным мастером Зарудным. Впоследствии наблюдение за иконописанием было поручено Синоду.

При имп. Елизавете был издан указ об употреблении по всем цер­квам приличных икон, священных сосудов и облачений. Неискусно напи­санные иконы велено было отбирать.

Правительство обратило внимание на иконы даже в частных домах, в крестьянских избах. Надзор поручался знающим священникам с предо­ставлением им права отбирать неправильно написанные.

Над иконописцами велено было поставить (из лучших мастеров) смотрителей. Религиозные эстампы могли продаваться только с разреше­ния архиереев. Синод распорядился:

а) не допускать в церквах икон резных и литых, кроме распятий и

некоторых лепных изображений на высоких местах;

6) не изображать на иконах вместо священных лиц символов;

в) не допускать в иконописные цехи раскольников;

г) не изменять в древних церквах иконописи и других предметов старины.

 

Печатные изображения подчинялись духовной цензуре.

В течение XVIII века древний кустарный иконописный промысел во Владимиро-Суздальской области сокращается и сосредотачивается в трех больших селах Вязниковского уезда: Палехе, Мстере и Холуе.

С начала XIX века иконописание там приобретает новую силу. В Хо­луе было до семисот иконописцев. В 1899 году из 3.500 жителей села ико­нописанием занимались 452 человека. Здесь существовало разделение труда: одни только подготовляли доски (“грунтовщики”), другие — писа­ли только лики (“личники”), третьи — прорисовывали одеяние, затем — те, кто “убирали” икону украшениями из фольги и т. д. Благодаря деше­визне миллионы икон расходились по России. Но такая технология уже больше смахивала на ремесло, промышленность, чем на иконописание.

Высший уровень холуйского мастерства примерно равнялся средне­му уровню мастерства в соседнем Палехе. Здесь из 1.431 жителя в 1894 году писанием икон занимались 250 мужчин и 120 подростков. Ежегодно в то время готовилось до 10.000 икон, ценой от одного рубля до 100 и выше. Знаменит Палех и своими фресками. Многие палехские мастера принима­ли участие в ответственейших реставрациях фресок в других местах страны.



В Мстере к концу XIX века иконописанием было занято 1.300 чело­век. Там иконописный стиль создавался вкусами и потребностями старо­обрядцев. Они же были и иконописцами-старинщиками, хорошо подновля­ли старые иконы и писали новые под старый стиль.

В 1858 году для образования иконописцев при Академии художеств предложено было учредить особый класс. Около того же времени у нас начал вырабатываться особый стиль иконописи по византийским и древ­нерусским образцам с теми же иконописными приемами (технологией).

В 1901 году был Высочайше утвержден Комитет попечительства о русской иконописи под председательством гр. С. Шереметева. Комитету предоставлялось право открывать иконописные школы, содействовать устройству при школах и вне их артелей иконописцев, издавать руковод­ства для иконописцев, открывать иконные лавки, организовывать вы­ставки, устраивать музеи и т. д.

В 1903 году Комитет повел борьбу с промышленным производством икон (литография Фесенко в Одессе, фирма Жако и Бонакер в Москве вы­пускали тысячи “икон” на бумаге и жести). Борьба оказалась безуспеш­ной.

В 1905 году Комитетом был издан первый том “Лицевого иконописно­го подлинника,” содержащего в себе иконографию Спасителя, два тома “Иконописного сборника.”

В 1913 году в Москве была устроена выставка древних икон, приуро­ченная к 300-летию Дома Романовых, и в том же году — Романовская церковно-археологическая выставка в Чудовом монастыре. Художественное значение русской иконописи впервые получило должную оценку. Эти вы­ставки были самым крупным событием в русской художественной жизни за последние годы.

 








Date: 2015-09-05; view: 60; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию