Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительный анализ результатов





В описанных экспериментах получены оценки типичности названий эмоций по четырем переменным. Каждая из этих переменных имеет свои особенности, поэтому важно знать, в какой степени данные по каждой из них соответствуют друг другу. Как видно из табл. 4, все коэффициенты корреляции Пирсона между исследованными переменными значимо отличны от нуля (р <0,01, односторонний критерий). Корреляции между некатегориальностью и другими переменными отрицательны, так как более высокие показатели некатегориальности свидетельствуют о более низкой типичности. Абсолютные значения корреляций


 


Таблица 3. Результаты эксперимента на категориальную доминантность (169 испытуемых)

Примеры КД %
Слезы, смех   49,7
Удивление   47,9
Восхищение   47,3
Восторг, плач   46,2
Ликование   42,6
Возмущение   42,0
Гнев   40,2
Кряк, ярость   38,5
Испуг   35,5
Негодование, улыбка   33,7
Радость   32,0
Ужас   29,0
Умиление   28,4
Злость   27,2
Недоумение, огорчение   24,3
Раздражение   23,1
Досада, недовольство   21,3
Веселье   20,7
Вспыльчивость, обида   19,5
Страх   18,9
Волнение, отвращение   18,3
Презрение   17,8
Грусть, страсть   17,2
Переживание   16,6
Смущение   16,0
Агрессия, печаль, расстройство, ревность, стыд, удовольствие   13,6
Разочарование, чувство   13,0
Ненависть, очарование   11,8
Возбуждение   11,2
Впечатлительность   10,7
Настроение   10,1
Аффект, нетерпение, сочувствие   9,5
Растерянность, тоска   8,9
Горе, уныние   7,7
Беспокойство, влюбленность, нежность, счастье   7,1
Желание, равнодушие   6,5
Импульсивность, молчание, нервность, страдание   5,9
Блаженство, гордость, любовь, стресс   5,3
Влечение, вражда, сострадание, тревога   4,7
Апатия, интерес, сомнение   4,1
Отрешенность   3,6
Вина, серьезность, эмоция   3,0
Головокружение, добродушие, невнимание, уверенность, уравновешенность   1,2
Боль, дружба, покой, усталость   0,6
Озноб, тошнота   0,0

Примечание. КД — показатели категориальной доминантности, % — процент испытуемых, назвавших категорию эмоция в качестве более общего понятия.

 


Таблица 4. Взаимокорреляции между переменными внутренней структуры категория эмоция

  Продуктивная частотность Прототипичность Некатегориальность
Прототипичность 0,58    
Некатегориальность -0,34 -0,68  
Категориальная доминантность -0,50 0,75 -0,66

лежат в диапазоне от 0,34 до 0,75. В исследовании на русской выборке с использованием двенадцати естественных категорий [1] средний уровень корреляций между переменными внутренней организации находился в области 0,70, при этом число испытуемых было значительно меньше. Поэтому значения, полученные в настоящем исследовании, можно оценить как



сравнительно невысокие. Это, по-видимому, объясняется спецификой изучаемой категории. В исследованиях категориальной организации знаний традиционно используются категории типа фрукт, птица, корабль и т.п. По сравнению с ними категория эмоция представляется значительно более размытой: ее границы, по-видимому, более расплывчаты, а прототипы могут меняться от человека к человеку в зависимости от его личного эмоционального опыта. Таким образом, внутренняя структура рассматриваемой категории оказывается менее определенной и не очень устойчивой.

Помимо анализа взаимокорреляций было проведено сопоставление полученных данных с аналогичными данными двух англоязычных исследований Б. Фера и Дж. Расселла [10], проведенного на канадской выборке, и М. Конвея и Д. Бекериана [8], проведенного на британской выборке. Далеко не всегда можно установить однозначное соответствие между английскими и русскими названиями эмоций, поэтому при подсчете коэффициентов корреляции Пирсона приходилось выбирать только те примеры, для которых были найдены однозначные английские аналоги. Это сократило количество значений коррелируемых переменных и, следовательно, снизило коэффициенты корреляции.

Как видно из табл. 5, корреляции полученных данных с англоязычными существенно ниже корреляций между самими англоязычными исследованиями. Такая же картина наблюдается и при анализе корреляций по другим естественным категориям [I], [2J. Получаемые различия могут быть объяснены влиянием двух факторов. Во-первых, в разных языках существуют разные наборы названий эмоций – для некоторых эмоций может существовать несколько синонимичных названий, для других названия могут отсутствовать. Поэтому во многих случаях не существует однозначных переводов, что и приводит к снижению корреляций. Во-вторых, различия между культурами могут приводить к тому, что их представители испытывают до некоторой степени разные эмоции. Развести влияние этих двух факторов можно только в специально спланированном эксперименте, где в качестве испытуемых выступали бы представители далеких культур с близкими языками. В любом случае результаты данного исследования показывают, что лингвистические и/или культурные факторы существенно влияют на категориальную организацию знаний об эмоциях.

Полученные данные свидетельствуют о том, что категория эмоция имеет градуированную внутреннюю структуру, так как примеры категории существенно различаются по степени типичности. Можно утверждать также, что рассматриваемая категория не имеет четких границ, так как существует много примеров, относительно принадлежности которых к рассматриваемой категории мнения испытуемых расходятся. Так, есть примеры, одновременно имеющие высокие показатели по прототипичности и некатегориальности (например, страсть, любовь, см. табл. 2), хотя эти переменные противоположны по смыслу; эксперимент 3 показал, что многие примеры могут одновременно относиться испытуемыми как к категории эмоция, так и к другим категориям. Таким образом, результаты подтверждают обоснованность прототипического подхода к анализу внутренней структуры категории эмоция.

Полученные данные обладают высокой надежностью — практически все показатели надежности выше 0,90. Исключение составляют несколько более низкие коэффициенты корреляции между двумя версиями списка в эксперименте на прототипичность, хотя и они достаточно высоки, чтобы считать данные надежными. Следовательно, полученные в настоящем исследовании результаты можно считать неслучайными, а данные по переменным внутренней организации могут использоваться в качестве нормативных в других экспериментальных исследованиях. Наличие нормативных русскоязычных данных особенно важно в связи с тем, что, как было показано выше, внутренняя структура категории эмоция культурно специфична, в связи с чем невозможно прямое использование зарубежных данных.


 


Таблица 5

Date: 2015-09-05; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию