Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания. Вёльва – в скандинавской мифологии – прорицательница, провидица, колдунья
Вёльва – в скандинавской мифологии – прорицательница, провидица, колдунья. О существовании у древних германцев женщин-пророчиц, почитаемых как божество, упоминает римский историк Тацит. Вся песнь вложена в уста вёльвы, которая вещает, выполняя просьбу Одина, причем она то говорит о себе в первом лице («великанов я помню» и т. п.), то в третьем («помнит войну она» и т. п.). Такое чередование встречается в древнеисландских песнях. 1. Священные роды – боги. Дети Хеймдалля – люди. Несмотря на большую литературу о боге Хеймдалле, сущность его неясна. Известно о нем только следующее: он «страж богов» и «светлейший из асов», люди – его «дети», он родился «от девяти матерей», перед началом гибели богов он «затрубит в свой рог». 2. Древо предела – ясень Иггдрасиль, мировое древо. Его ветви раскинуты над всем миром и кладут ему предел в пространстве. Иггдрасиль – буквально «конь Одина». Один повесился на этом древе однажды, чтобы приобрести тайные знания. 3. …земли еще не было и небосвода… – В подлиннике это место почти дословно совпадает с так называемой «Вессобруннской молитвой», древневерхненемецким христианским памятником IX в. Возможно, что это место имело общегерманский прообраз. …трава не росла. – Трава выделена особо: пастбище для скота – основа исландского хозяйства. 4. Сыны Бора – Один и его братья, Вили и Ве. Мидгард – мир, обитаемый людьми. Буквально – «средняя ограда, среднее огороженное пространство». 5. Солнце, друг месяца. – В подлиннике – «спутник месяца». Луна считалась древней солнца, и счет велся по ночам, а не по дням. Содержание строфы 5 истолковывают как описание полярной летней ночи: солнце катится по горизонту, как бы не зная, где ему зайти, а звезды и луна не светят в полную силу. 6. Отпрыски ночи. – Свет считался порождением тьмы, и поэтому день и времена дня – отпрысками ночи. 8. Три великанши. – Неясно, кто они, но, видимо, это не три норны, о которых говорится в строфе 20. Ётунхейм – жилище или страна великанов. Ётун – великан. 9. Бримир – то же, что Имир (древнейший из великанов). Блаин – другое имя Имира. В строфах 10–16 перечисляются имена карликов. Некоторые имена карликов в данной туле прозрачны (они означают «северный», «южный», «восточный», «западный», «новый», «мертвый», «дружественный», «смелый», «мудрый» и т. п.), другие спорны или совсем непонятны. 17. Аск и Эмбла – первые люди на земле, буквально «ясень» и «ива». 18. Хёнир. – Несмотря на десятки попыток истолковать этого загадочного бога, сущность его остается спорной. Лодур – фигура еще менее ясная, чем Хёнир. 19. Иггдрасиль – см. прим. к строфе 2. Урд – одна из норн. Буквально «судьба». 20. Мудрые девы – норны, богини судьбы. Верданди – «становление». Скульд – «долг». В строфах 21–24 речь идет о войне между двумя группами богов – асами и ванами. Содержание этого мифа, по-видимому, следующее. Ваны (боги Ньёрд, Фрейр и Фрейя) послали асам Гулльвейг (что значит «сила золота») – женщину, воплощающую жадность к золоту. Один пытался ее уничтожить, но она снова рождалась (строфа 21) и, под именем Хейд (обычное, имя колдуний), творила еще худшее (строфа 22). Тогда асы стали совещаться, брать ли им выкуп с ванов (по другим толкованиям – платить ли им выкуп ванам или принять их в свою среду, платить ли им выкуп ванам или взять с них выкуп, одни ли асы должны платить выкуп, и т. д., строфа 23). Соглашение не состоялось, и Один начал войну с ванами, метнув в них копье (по обычаю, вождь должен был перед началом битвы метнуть копье во вражеское войско, тем самым посвящая его богу войны). Асы терпели поражение (строфа 24), но, в конце концов, между асами и ванами был заключен мир, и они обменялись заложниками, которыми были Хёнир и Мимир от асов и Ньёрд и Фрейр от ванов. Ваны – явно боги плодородия. Асы – все остальные боги и обычно боги вообще. Строфы 25–26 имеют в виду миф, известный по «Младшей Эдде». Боги договорились с одним великаном, что он построит им в определенный срок крепость, неприступную для великанов. В награду он потребовал богиню Фрейю, солнце и луну. По совету Локи боги согласились на его условия. Но когда они увидели, что великан успеет построить крепость в срок, они испугались и стали грозить Локи. Тогда Локи хитростью заставил великана опоздать к сроку. Увидев, что он обманут, великан пришел в ярость. Боги позвали на помощь Тора, и тот убил великана. Таким образом, сгубить небосвод и отдать Фрейю великанам покусился Локи. Жена Ода – Фрейя. В «Младшей Эдде» основное в этом мифе – хитрость Локи (он превратился в кобылу и отвлек коня великана от работы). В песни основное то, что боги нарушили клятвы. 27. Слух Хеймдалля. – Многие считают, что речь идет о роге, в который Хеймдалль затрубит перед началом гибели богов (см. строфу 46). Другие считают, что Хеймдалль заложил свой слух, как Один – свой глаз (см. ниже). Залог Владыки – глаз Одина, который он оставил как залог в источнике мудреца Мимира, получив от него мудрость. Мимир был брат Бестлы, матери Одина. 28. Князь асов – Один. 29. В строфе 29 говорится о том, что Один заплатил вёльве за ее прорицание богатыми подарками. 30. Готы – воины. Название племени, знаменитого своей воинственностью, стало нарицательным. 31. Бальдр – светлый бог, сын Одина и Фригг, брат Тора. Строфы 31–32 имеют в виду миф о его смерти, который сохранился в «Младшей Эдде». Бальдра, любимого сына Одина и Фригг, мучили зловещие сны. Он рассказал о них асам, и тогда Фригг взяла клятву со всех вещей, что они не будут вредить Бальдру. Боги забавлялись тем, что они бросали в него копьями и камнями, и ничто не вредило ему. Узнав у Фригг, что она не взяла клятвы только с побега омелы, Локи срезал его, подговорив слепого бога Хёда бросить его в Бальдра, и направил руку Хёда. Бальдр был поражен насмерть, и все боги оплакивали его. Пока его тело лежало на костре, бог Хермод по просьбе Фригг поехал к Хель, чтобы попытаться вернуть Бальдра из ее царства. Но Хель поставила условием его возвращения – чтобы все живое и мертвое в мире его оплакивало. И все живое и неживое стало его оплакивать. Но в одной пещере сидела великанша по имени Тёкк и не плакала, и это был Локи. В строфе 31 специфически исландской чертой является описание омелы как деревца, растущего в поле. Омела растет только на деревьях, но исландцы могут не знать, как она растет (она есть в Норвегии, но не в Исландии). Брат Бальдра – Вали, сын Одина и Ринд. 33. Фенсалир – жилище Фригг. Вальгалла – жилище Одина. В строфах 34 и 35 речь идет о наказании Локи. Хвералунд – «роща горячих источников». Таких источников множество в Исландии. …обликом схожего с Локи зловещим – т. е. самого Локи. Сигюн – жена Локи. 36. Слид – «свирепый». 37. Нидавеллир – «поля мрака». Окольнир – «неохлаждающийся» (?). 39. Нидхёгг – черный дракон (см. строфу 66). Содержание строфы 39 напоминает христианские описания страданий грешников в аду. 40. Железный Лес – жилище ведьм. Фенрира род – волки. Отсюда начинается описание гибели богов. Фенрир – порождение Локи, чудовищный волк, который проглотит солнце. Его когда-то связали боги. Когда он вырвется, начнется гибель богов. 41. Жилище богов – небо. 43. Гуллинкамби – «золотой гребешок». Герои Отца Дружин – эйнхерии, т. е. воины, живущие у Одина. Отец дружин – Один. 44. Гарм – по мнению одних, чудовищный пес, охраняющий преисподнюю; по мнению других, волк Фенрир. …привязь не выдержит – вырвется Жадный. – См. прим. к строфе 40. 45. В описании морального разложения, предшествующего гибели богов, усматривают христианское влияние. 46. Дети Мимира – великаны или реки и ручьи. Рог Гьяллархорн – рог Хеймдалля. Его сопоставляют с трубой архангела в христианской мифологии. Череп Мимира. – В «Саге об Инглингах» рассказывается, что асы послали Мимира заложником к ванам, те отрубили ему голову и послали назад асам, а Один сохранил ее при помощи колдовства, и она открывала ему тайны, но ср. строфу 28, где Мимир еще жив, хотя война с ванами уже позади. 47. Typc – великан, т. е. волк Фенрир. 50. Хрюм – имя великана. Ёрмунганд – мировой змей. Нагльфар – корабль, который будет построен из ногтей мертвецов. В Исландии до сих пор распространено поверье, что у мертвых надо обрезать ногти, дабы их не использовали злые силы. 51. Муспелль – по-видимому, имя огненного великана. В древневерхненемецком произведении Х в. встречается слово muspilli – «конец мира, страшный суд». Неясно, христианского происхождения это слово или языческого. Брат Бюлейста – Локи. 52. Сурт – подземный великан, правящий огнем, буквально «черный». Предполагают, что он – отражение исландских вулканов. Губящий ветви – огонь. 53. Хлин – Фригг. Ее новое горе – смерть Одина, ее старое горе – смерть Бальдра. Убийца Бели – Фрейр. Бели – великан, которого убил Фрейр. Радость Фригг – Один. 55. Отец Побед – Один. Трупный зверь – волк Фенрир. Сын Хведрунга – он же. Хведрунг – Локи. 56. Хлодюн потомок – Тор. Хлодюн, или Фьёргюн, – мать Тора. Сын Одина – Тор. Страж Мидгарда – Тор. 57. Питатель жизни – огонь. 60. Пояс мира – мировой змей. Великий бог – Один. 62. Хрофт – Один. 63. …братьев обоих – Бальдра и Хёда (?). Дом ветров – небо. 65. В строфе 65 многие видят влияние христианства. 66. Ей – вёльве, которая говорит прорицание. Date: 2015-09-05; view: 666; Нарушение авторских прав |