Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Откажитесь от роли командира!





 

Многие проблемы в общении, недопонимание и обиды происходят оттого, что всем без исключения людям нравится командовать другими.

Родители командуют своими детьми, а дети – младшими детьми, а очень часто – и своими родителями. В школе старшеклассники командуют младшеклассниками, супруги командуют друг другом, начальство – подчиненными, подчиненные – теми, чей стаж, опыт и статус ниже, чем их собственный.

Любовь к командирскому тону имеет вполне понятную причину. Это – потребность в собственной значимости. Когда мы кем‑то командуем, мы чувствуем себя значительными, важными и влиятельными людьми.

А что чувствует человек, которым командуют?

 

...

Он чувствует, что его собственная значительность стремительно падает!

 

Вот почему командный тон в отношениях недопустим. Когда вы что‑то кому‑то говорите в приказном тоне, вы унижаете его достоинство. Вы заставляете его почувствовать собственную незначительность – по сравнению с вами, таким начальственно‑важным.

И, конечно, вы заставляете его сопротивляться вам, а когда это невозможно – тихо ненавидеть вас.

Поэтому вам нужно раз и навсегда отказаться от роли командира, какой бы приятной она ни была.

Вы должны понять, что в отношениях между двумя равными личностями не может быть командиров. Гораздо эффективнее не приказывать, а выстраивать взаимовыгодное сотрудничество, при котором будут учтены интересы и мнения всех сторон.

Да, всем нам порой приходится отдавать приказы. Но и в этом случае можно избежать командирского тона. Вдумайтесь – что такое приказ? Это поручение, которое должно быть обязательно выполнено.

Но давать поручения можно не только в приказном тоне! Учитесь давать поручения в духе дружбы и сотрудничества. В этом вам помогут следующие упражнения.

Упражнение «Что ты об этом думаешь?»

Время выполнения

Всякий раз, когда вам нужно будет кому‑либо дать поручение.

Место выполнения

Любое.

Порядок выполнения

Перед тем как дать человеку поручение, примите во внимание его интересы и текущие дела. Поинтересуйтесь, чем он занят сейчас? Может ли отвлечься на новую проблему? Есть ли у него необходимые возможности и ресурсы для выполнения вашей задачи? А главное – интересна ли она ему? Вам нужно получить ответы на все эти вопросы. И лучше всего – от самого человека. Задавая подобные вопросы, вы покажете, что вам важно знать его мнение и что вы никогда не заставите делать его что‑либо помимо его воли.

При формальном общении дайте человеку понять, что вы приглашаете его к сотрудничеству. Вам помогут такие фразы:

 

...

– Возможно, этот проект был бы вам интересен?

– Как вы думаете, у нас обоих достаточно сил и ресурсов, чтобы выполнить это?

 

При неформальном общении давайте поручение в виде просьбы о помощи:

 

...

– Если ты не занят, может быть, поможешь мне?

– Не хочу тебя напрягать, но без твоей помощи, похоже, мне не справиться…

 

В любом случае – не приказывайте, а сделайте предложение. Спрашивайте: «не хочешь ли ты?», «не заинтересует ли тебя?», «как думаешь, ты мог бы поучаствовать в этом?».

 

Упражнение «Предоставьте выбор»

Время выполнения

Всякий раз, когда вам нужно заставить кого‑либо сделать то, что нужно вам.

Место выполнения

Любое.

Порядок выполнения

Предоставьте человеку выбор. Пусть он сам выбирает часть работы, которую ему будет интересно выполнять и которая его не обременит. На этом этапе вы можете лишь рекомендовать, но ни в коем случае не настаивать.

При формальном общении можете сказать:

 

...

– Какая часть работы была бы вам интересна?

– Какое направление совпадает с тем, чем вы сейчас занимаетесь?

 

При неформальном:

 

...

– Смотри, как это интересно делать!

– У тебя лучше всего получается то‑то и то‑то, может, с этого и начнешь?

 

Упражнение «Поощрение»

Время выполнения

Когда человек сделает то, о чем вы просили.

Место выполнения

Любое.

Порядок выполнения

Когда человек сделает то, что вы хотели, не забудьте о поощрении! Оно может выражаться в словах похвалы или небольшом подарке. Только помните: поощрение – не плата. О плате (если о таковой вообще шла речь) вы договорились заранее, это – одно из условий работы. Поощрение всегда идет сверх платы, это дополнительный, но необходимый бонус. Поощрение нужно не столько человеку, сколько вам самим – для сохранения хороших отношений.


При формальном общении поощрением может быть рукопожатие, публичная благодарность, в некоторых случаях – премия или приглашение на какое‑нибудь мероприятие.

При неформальном – легкие объятия или дружеский поцелуй. Или небольшой приятный подарок – например, что‑то вкусное или какая‑нибудь полезная мелочь.

Уважайте чужое мнение!

Первый способ наиболее сложен, но он же и наиболее эффективен, так как создает самую прочную почву для хороших отношений между двумя людьми.

Этот способ заключается в одной простой рекомендации: проявляйте уважение к чужому мнению!

Эта рекомендация на самом деле очень проста. От вас не требуется ничего сверхъестественного. Все‑то и нужно, что выслушать человека и отнестись к его словам с уважением!

Но на практике, к сожалению, выходит совсем другое. Как только мы слышим мнение, хоть в чем‑то отличное от нашего, внутри нас сразу же поднимается волна возражений, и мы мысленно начинаем оспаривать чужую точку зрения. Даже не дослушав до конца, не поняв всех обстоятельств, мы выносим приговор – и хорошо если ситуация или воспитание не позволяет нам сразу же включиться в спор.

Но даже если вы промолчите, ваше внутреннее несогласие обязательно почувствуется другим человеком! Ведь вы не стали его слушать. Вы моментально заняли оборону и принялись доказывать свою правоту. Хотя бы и в мыслях. О каком же уважении к чужому мнению может идти речь, если вы к нему даже не прислушались?

Упражнение «Выслушать чужое мнение»

Время выполнения

Всякий раз, когда кто‑то будет в вашем присутствии высказывать свое мнение по какому‑то вопросу.

Место выполнения

Любое.

Порядок выполнения

В следующий раз, когда кто‑то будет в вашем присутствии высказывать свое мнение по какому‑то вопросу, вы должны выслушать его, соблюдая следующие правила:

• молчите,

• постарайтесь воздержаться от оценки, заглушайте в себе любые эмоции – возмущение, неприятие и т. д.,

• постарайтесь понять, почему человек думает именно так.

И все! Больше от вас ничего не требуется.

Это упражнение выполняется одинаково как при формальном, так и при неформальном общении. Оно универсально.

Особенно удобно выполнять его, когда вы становитесь невольным свидетелем чужого разговора, например, в купе вагона, на автобусной остановке, в кафе, в курилке и т. д. На вас никто не обращает внимания, и поэтому вы можете вести себя совершенно свободно.

Желательно выполнить эту практику три раза в разных местах: в первый раз, присутствуя при разговоре посторонних лиц; второй раз – при формальном общении (например, с коллегой); в третий – при неформальном (с кем‑нибудь из близких людей). Этого будет вполне достаточно, чтобы вы научились выслушивать человека, не вынося заранее приговор чужому мнению.

А закрепить этот навык вам поможет следующее упражнение, которое очень походит на медитацию.

 

Упражнение «Выслушанные мнения»

Время выполнения

Вечером, перед сном, в течение трех вечеров.

Место выполнения

Хотя эта практика проводится непосредственно перед сном, ее нельзя проводить в постели, так как вы можете сразу заснуть. Лучше всего выполнять ее на свежем воздухе – на крыльце, балконе или у открытого окна. Или же на прогулке. Главное, чтобы вы находились в полном одиночестве, и вам никто не мешал. Вы можете сидеть, можете стоять или не спеша прогуливаться.


Порядок выполнения

Для начала несколько раз медленно и глубоко вздохните. Полуприкройте глаза и мысленно погрузитесь в себя.

«Прокрутите» весь прошедший день, с утра до вечера, и обратно – с вечера до утра. Постарайтесь вспомнить все разговоры, услышанные за день. Подумайте, удалось ли вам внимательно и беспристрастно выслушать чужое мнение? Вспомните все чувства и мысли, которые вас посещали, когда кто‑то высказывал свое мнение. Было ли от чего‑то неловко, стыдно? Быть может, вы подумали или сказали что‑то, чего говорить было не нужно? Быть может, слушая другого, вы ему позавидовали, или разгневались, пожелали ему зла?

Нужно вспомнить все свои мысли, слова и действия, которые причинили вам неудобство при выслушивании чужой точки зрения. Это очень важная практика, потому что она поможет вам понять, насколько хорошо вы умеете слушать и воспринимать других людей.

После трех дней практики приступайте к самому главному. Учитесь проявлять уважение.

Как проявить уважение к чужому мнению? Это порой бывает непросто, но лишь потому что люди не совсем понимают слово «уважение». Им кажется, что уважение подразумевает под собой безусловное принятие чужого мнения, или даже преклонение перед ним. Ничего подобного. В основе слова «уважение» лежит слово «важно». Если вы уважаете кого‑то или что‑то, значит, вы признаете это важным. Уважать чужое мнение – значит признавать его важность для того, кто его выражает.

Понимаете? Человек говорит вам что‑то очень важное для него самого. И если вы не признаете эту важность, вы тем самым дадите ему понять, что он неспособен сказать или сделать что‑то стоящее.

Дейл Карнеги был очень щепетилен в таких вещах. Он не позволял себе думать о чужом мнении как о ерунде (даже если оно было совсем ерундовым). Однажды он выступал по радио с рассказом о популярной писательнице. Говоря о ее детстве, он неправильно назвал город, где она родилась. После передачи на него обрушился поток писем с указанием на его ошибку. Карнеги не только исправил эту ошибку, извинившись перед слушателями в следующей передаче. Он лично ответил на все письма. А женщине, которая написала самое возмущенное письмо, он даже позвонил. Почему он это сделал? Извинений по радио было вполне достаточно, ведь подобные ошибки время от времени допускают все ведущие. Но Карнеги ответил каждому, потому что прекрасно знал, КАКОЙ ВАЖНОСТЬЮ для людей обладает их собственное мнение.

 

Упражнение «Проявить уважение»

Время выполнения

Всякий раз, выслушивая чужое мнение.

Место выполнения


Любое.

Порядок выполнения

Выполняйте такой алгоритм:

• Мысленно скажите себе: «То, что говорит этот человек, для него важно».

• Постарайтесь понять, почему это для него важно. Если вы не знаете наверняка, почему – придумайте собственную причину.

• Подумайте, при каких обстоятельствах ваша точка зрения могла бы быть именно такой. Представьте себе такую ситуацию.

• Мысленно скажите человеку: «Я понимаю, что твои слова важны для тебя. Я это признаю и уважаю». Если это уместно – скажите это вслух.

Как видите, алгоритм совсем несложный. И выполняется он очень быстро – гораздо быстрее, чем вы о нем прочитали.

Это упражнение универсально, и применяется оно как в неформальном, так и в формальном общении.

 

...

Мы даем еду нашим детям, друзьям и служащим, но как редко даем мы пищу их самоуважению. Мы обеспечиваем их ростбифами и картофелем для производства энергии, но мы из‑за своей небрежности забываем им дать доброе слово признания их высокой человеческой ценности, которое звучало бы в их памяти долгие годы, подобно музыке утренних звезд. [1]

 

 







Date: 2015-09-05; view: 320; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию