Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потребность в равенстве и демонстрация превосходства
Перейдем теперь к рассмотрению более сложных общенческих потребностей человека. Одной из наиболее часто фрустрируемых в процессе общения потребностей является потребность в равенстве. Она сформировалась в социальном мире в ходе всего нравственного развития человечества и, вероятно, происходит от господствующей в биологическом мире потребности в превосходстве, заложенной у животных на уровне инстинкта. Биологически потребность животного в превосходстве обусловлена борьбой за выживание каждой отдельной особи внутри своего вида — выживает сильнейший, т.е. превосходящий, а также межвидовой борьбой за выживание вида в целом. Внутри вида, часто происходит соревнование за право быть лидером, которое сопровождается демонстрацией каждой особью своего превосходства над другими, стремлением к демонстрированию. Но какова бы ни была биогенная природа мотива доминирования, важно то, что она — именно биологическая, а не чисто человеческая. С вступлением в права собственно человеческого начала биогенные детерминаты не ликвидируются, но вынуждены как-то потесниться. И в ходе нравственного развития потребность в превосходстве сменилась потребностью в равенстве. Многие люди стремятся занять положение "выше". Но если это трудно, они соглашаются с положением равных, но почти все сопротивляются позиции "ниже". Те, у кого развиты нравственные установки на справедливость и благородство, обычно не претендуют на позицию "выше". Речь здесь, конечно, идет о личностных позициях, а не о социальном статусе. Нравственно развитая личность, даже занимая высокое положение в обществе, не стремится к личностной позиции "сверху", а старается общаться с окружающими с позиций равенства. У тех же, кто недостаточно впитал нравственную идею равенства, часто прорывается установка на превосходство. Кроме того, если в социально-политической сфере может и должно существовать абсолютное равенство, то в сфере психологической трудно представить, как оно может проявляться. Поэтому практически потребность в психологическом равенстве часто проявляет себя как желание превосходить окружающих по некоторым свойствам личности, в тоже время, соглашаясь с их правом на превосходство в других областях и по другим свойствам. Таким образом, в соответствии с представлениями человека, не всегда осознанными, партнер по общению должен подавать ему знаки равенства и исключать знаки превосходства. Что же будет конфликтогеном по отношению к этой потребности? Какое наше поведение не дает возможности партнеру ощутить себя равным среди равных, препятствует удовлетворению его потребности в равенстве? Это знаки превосходства, высокомерия, неуважения. Понятно, что если человек вместо желанных для него знаков равенства или даже знаков признания его превосходства в чем-либо получает от Вас знаки превосходства над ним, это связано у него с чувством унижения. Такое поведение приведет к конфликту, так как вызовет у партнера агрессию, связанную с желанием не уронить свое достоинство, "поставить на место" и т.д. Знаки превосходства могут быть грубыми и оскорбительными. Не так уж редко приходится слышать, как люди говорят друг другу: "Хватит молоть чушь", "Глупости все это™" и т.д. Но чаще применяется смягчение, в результате чего знаки превосходства как бы перестают противоречить правилам этикета и становятся "допустимыми" в общении. Таковы фразы: "Ну как ты не понимаешь, что;..", 'Ну ладно, ладно, ладно...", "Вы же умный человек, а говорите такие вещи!", "Запомни!" (или усиление: "Прошу Вас, запомните раз и навсегда!") и т.п. К категории тонких, смягченных знаков превосходства относятся и такие действия как вальяжная снисходительность, доверительное обнимание дружеские похлопывания по плечу или по спине, санкционирующий кивок (все правильно, дескать) и т.д. Для смягчения знаки превосходства часто маскируются и создают видимость других чувств — они могут маскироваться под знаки участия, сочувствия, простоты. Например, молодая жена берется печь пироги. Увидев это, ее муж восклицает: "Ну что ты, не мучайся, бедняжка, все равно ведь ничего не получится! Лучше пойдем к моей маме — она тебя научит". Конфликтогенно? Юный супруг будет утверждать, что нет. Ведь он хотел "как лучше", принять в ней участие, помочь научиться, а она почему-то обиделась... Теперь он будет считать ее обиду напрасной, что вызовет обиду или агрессию и у него (в зависимости от личностных качеств, — например, гипотим обидится, а эпилоптоид среагирует агрессией, см. пособие "Как разбираться в людях"). Произойдет конфликт. Так почему же все-таки она обиделась? Был ли повод? Конечно. Она совершенно правильно ухватила суть его слов, так как перевела их (возможно, что и бессознательно) на психологический (подробно описанный у психотерапевта Э. Берна, названный им "марсианским", см. "Рекомендации по межличностному общению на основе трудов Э. Берна") язык. На этом психологическом языке она услышала: "Ты ничего не умеешь. Не умеешь, — так не берись. Ты гораздо худшая хозяйка, чем моя мама. Ты должна слушаться мою маму и спрашивать у нее совета даже в мелочах..." и т. д. Это пример знаков превосходства, замаскированных под участие, желание помочь. Разберем еще несколько примеров. Допустим, вы поспорили с коллегой. В споре он разгорячился, а Вы, заметив это, сказали: "Не нервничай". Конфликтогенно это? Вам кажется, что нет. Вы будете утверждать, что только хотели, действительно успокоить коллегу, а он почему-то обиделся, разгорячился еще больше, а, кроме того, стал вам доказывать, что он совершенно не нервничает. Вас, конечно, в свою очередь, вывело из себя подобное его поведение. Возник конфликт. Почему? Да опять-таки потому, что Ваш коллега правильно, хотя возможно, что и бессознательно, оценил на психологическом языке смысл Ваших слов: "Вы нервный, невоздержанный человек. Вы псих. Вы ничего не понимаете, да к тому же и не можете спокойно выслушать умного человека. Раз Вы нервничаете, значит, Вы не правы..." и.т.д. Естественно, что на психологическом уровне такие слова вместо якобы успокающего эффекта вызывают новый всплеск агрессии у партнера. Кстати, подобный совет или приказ, даже когда он дается действительно с целью успокоить, никогда не действует, а только усиливает напряжение. Это очень хорошо видно на примере зубного врача. Если ему мешают работать сведенные от страха и напряжения челюсти клиента, и он скажет: "Больной, расслабьтесь, не нервничайте!", то обычно это приводит к еще большему мышечному спазму. Но, к счастью, многие врачи понимают этот психологический закон и в такой ситуации, наоборот, говорят, что они не торопятся, и будут спокойно ждать, пока больной успокаивается. Это-то как раз и действует на людей успокаивающе. Последний пример. В разговоре с подчиненным, желая указать ему на ошибку. Вы начинаете фразу со слов: "Не обижайтесь, но..." После того, как вы указали ему на ошибку, и он обидится. Вы, конечно, скажете или подумаете: "Я же просил Вас, не обижайтесь!" Но он обиделся! Почему? Да потому, что правильно понял, что раз ему говорят "Не обижайтесь", то сейчас скажут что-то обидное. Если бы Вы не предварили свое замечание этой фразой, то, возможно. Ваш собеседник не нашел бы в Вашем замечании ничего обидного, а счел бы его обычным элементом деловых отношений. Таким образом. Вы сами дали ему установку на восприятие ваших слов как обидных "указаний сверху". До сих пор мы разбирали доминирование, демонстрирование превосходства и высокомерия на уровне частных примеров. Теперь попробуем обратиться к глубинным психологическим механизмам этого явления. Попробуем понять, почему есть люди, которые выбирают для себя постоянно высокомерный стиль общения с окружающими? Попробуйте вспомнить такого человека, наверняка их несколько среди Ваших знакомых (если только это не Вы сами). Задумайтесь над тем, почему же он ведет себя подобным образом? Первыми, возникшими "с ходу" ответами на этот вопрос обычно бывают предположения, что он "слишком высокого о себе мнения", "много о себе думает", "зазнается", "считает других дураками — один он умный" и т.д. и т.п. Психологическое содержание этих предположений можно свести к тому, что у этого человека высокая самооценка. А теперь задумаемся. Если человек, действительно, имеет истинно высокую самооценку, т.е. даже в глубине души, один на один с самим собой считает себя хорошим, положительным, что в психологии называется "полным приятием себя", т.е. оценивает себя в целом положительно вместе со всеми своими достоинствами и недостатками, если он сам, так сказать, "хорошо к себе относится", то есть ли у него необходимость постоянно демонстрировать это другим, добиваясь признания превосходства, постоянно напоминать о своих достоинствах самому себе и окружающим? Становится, очевидно, что в случае истинно высокой самооценки такой необходимости нет. В психологии известно, что любить других, скорее всего, может тот, кто любит себя. Под любовью в данном случае понимается не самолюбование и не критичность к себе, а полное приятие себя при реальной самооценке и критичности к своим отрицательным сторонам. Человек, умеющий полностью принять себя, несмотря на свои недостатки, сможет и принять другого, далеко не идеального, несмотря и на его недостатки. То есть, человек с высокой самооценкой терпимее к людям. В случае же постоянного конфликтного поведения человека, демонстрирования им превосходства и желания доминировать, вероятнее всего предположить, что его истинная глубинная самооценка низка, что ему постоянно необходимо для ее поддержания самоутверждаться. Более того, самоутверждаться тоже можно различными способами. Для того, чтобы действительно поднять свою самооценку и оценку окружающих необходимы реальные дела, нужно что-то предпринимать, что-то сделать для людей заниматься самосовершенствованием. Но этот путь поднятия самооценки труден, требует множества усилий, в том числе умственных и душевных. Это под силу далеко не всем. И вот, если человек имеет низкую самооценку, и не может или не хочет приложить усилия для самосовершенствования, то находит более простой и так сказать "дешевый" способ самосовершенствования, за счет унижения других. Это создает у него иллюзию самоутверждения. Таким образом это доминирование — компенсаторное, т.е. внешнее поведение призвано компенсировать отсутствие внутренних достоинств, внешняя уверенность компенсирует внутреннюю неуверенность. Все это носит «невротический характер». Самооценка и оценка окружающих растет лишь внешне. Внутренне она только падает. Поэтому такое поведение только усиливает давление этого невротического круга и неспособно разорвать его, хотя и носит психозащитный характер. Такой человек защищается от мысли, что он слаб, мыслью, что другие слабее. Что такое человек, который невеликодушно высмеивает "козла отпущения"? Это часто неудачник, который отыгрывается на еще большем, по его мнению, неудачнике. Это и есть психозащитные механизмы. Но такого рода психозащита не спасает, она только загоняет переживание своей слабости вглубь вместо того, чтобы преодолеть ее. Если все это каким-либо способом будет осознанно личностью, откроется путь к сопротивлению подобного рода поверхностно-психозащитным механизмам и к формированию другого, более совершенного стиля отношений и общения. Имеет смысл помочь в этом, прежде всего самому себе. Человек, самоутверждающийся за счет других, не выбрался из пут биологической стихии, где еще отсутствует нравственность. Реальное, а не иллюзорное основание для самоуважения обеспечивается возвышением не над другими, а над собой — я сегодня лучше, чем вчера, в том числе благодаря преодолению стремления к доминированию. Преодоление этого стремления самим человеком, его осознание своего стремления к превосходству и отказ от него— это и есть реальные поводы для роста самоуважения, повышения оценки окружающих и самооценки. Однако, можно выделить немногочисленные случаи, когда знаки превосходства не играют конфликтогенной роли. Скажем, руководитель вызывает подчиненного к себе в кабинет, а не идет к нему на рабочее место. Такая адекватная пристройка сверху, если к тому имеются объективные основания, т.е. более высокий статус, — проявление нейтрального поведения и не должна рассматриваться как конфликтоген, хотя, заметим, это и не синтон. Безусловно, точный расчет в таких случаях сделать очень трудно, особенно, если у каждого партнера по общению есть приоритет по отношению к другому в определенной области. Например, молодая женщина и пожилой мужчина... Кто кому должен уступить место? Или заведующий кафедрой доцент, а в подчинении у него профессор... Кто к кому должен идти в кабинет? В таких случаях каждого из участников общения должна стимулировать не приоритетная амбиция, а интересы дела, миротворчество, благородство. Таким образом, для того, чтобы вести себя хотя бы нейтрально, необходимо воздерживаться от знаков какого бы то ни было превосходства над партнером (в личностном плане), демонстрировать свое стремление к равенства. Но каково же должно быть синтонное поведение, способствующее удовлетворению потребности партнера в психологическом равенстве? А потребность эта, как уже было сказано, проявляется в желании в чем-то превосходить других, признавая за ними при этом превосходство в иных аспектах. Синтонньм поведением будет признание реального превосходства партнера над Вами в тех областях, где он, действительно успешен. Перевод разговора на такие темы, где велики достижения вашего партнера, заинтересованность его успехами и достижениями, извинения при вторжении в область его компетенции и т.д. Такое поведение создает у Вашего партнера чувство удовлетворенности Вашим к нему отношением, снизит его потребность доминировать, т.к. она будет удовлетворяться, а значит, и Вы, в свою очередь будете меньше получать от него знаков превосходства и высокомерия и постепенно в Ваших отношениях сложится атмосфера истинного равенства, которая, конечно не полностью формирует комфортный психологический климат, но является его значительной составляющей частью. Для человека, отказавшегося от демонстрирования превосходства в процессе общения, в данном случае для Вас, это не только не будет унижающим, но и в плане глубинно-психологическом наоборот, возвышающим личность, но только не внешне, а внутренне. Такому синтонному поведению, подчеркивающему реальное превосходство партнера, много внимания уделяет Карнеги, у которого можно научиться всем разновидностям и тонкостям подобных действий. При попытках человека освоить подчеркнуто уважительную манеру общения с окружающими, он обычно встает перед проблемой, как не впасть в другую крайность — не перейти на лесть. Чем лесть отличается от описанного нами синтонного поведения? Ну, во-первых, мы говорим о подчеркивании именно реального превосходства партнера, а не его вымышленных достоинств. Всегда ли и любой ли человек имеет над Вами превосходство? Возьмем на себя смелость утверждать, что да. Нельзя найти человека, который бы в чем-либо нас не превосходил. Даже если мы считаем его в целом значительно ниже нас по всем параметрам, наверняка существует аспект, в котором он нас превосходит. Проблема здесь заключается в другом. Дело в том, что мы вообще привыкли сосредотачивать и темы разговора, и все свои мысли именно на тех областях, где сильны мы. А для поиска реального превосходства партнера над собой необходимо переключиться на те сферы, где наши успехи незначительны. Именно там мы можем найти поводы для удивления и восхищения окружающими. Во-вторых, лесть имеет манипулятивную природу. Т.е. лесть —это манипуляция, которая всегда подразумевает, что действие делается с расчетом на выгоду. Эта манипулятивная природа чаще всего интуитивно чувствуется, хотя сознательно и не принимается партнерами. Поэтому, если вы восхищаетесь человеком искренне и при этом не преследуете собственной выгоды, а делаете это с целью создать комфортный психологический климат в общении, то ваше поведение никогда не превратиться в лесть.
Итак, подчepкивaниe своего превосходства, высокомерие — это конфликтогены по отнощению к потребности в равенстве. Отказ от доминирования, общение исключительно на равных — поведение нейтральное, а активное подчеркивание превосходства партнера — синтонное. Date: 2015-09-05; view: 963; Нарушение авторских прав |