Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нравственность в отношениях и общении
Справедливость. Понятно, что мы не достигнем взаимопонимания при изучении коммуникативных умений, если не согласимся с тем, что все отношения людей должны строиться на принципах справедливости. Справедливость — это равенство прав и обязанностей, равенство возможностей, эквивалентный обмен (без обмана) продуктами своего труда в соответствии с договором и т.д. Коллективизм. Необходимое условие успеха любого члена общества в любом сообществе — его коллективистские установки, т.е. направленность действий на благо общества в целом, отдельных общественных групп, на благо других людей, а не индивидуалистская установка только на достижение собственных целей и соблюдение собственных интересов. Конечно, индивидуализм в сочетании с высокоразвитыми коммуникативными умениями — сильное и опасное оружие, а носитель этих качеств может даже довольно долго преуспевать в обществе, но ветвь эта всегда оказывается тупиковой и рано или поздно такая жизненная стратегия окажется непродуктивной. Субъект-субъектные отношения. Этот психологический термин означает, что, вступая в отношения с другими людьми, каждый человек должен считать субъектом, т.е. самостоятельной, свободной, активной личностью не только себя, но и своего партнера по общению или отношениям. Субъект-субъектные отношения — это взаимоотношения равных, в отличие от отношений субъект-объектных, т.е. таких, когда один человек считает субъектом (т.е. личностью свободной и самостоятельной) только себя, а других — объектами, т.е. существами, которых можно использовать без учета их интересов и потребностей как неодушевленные предметы для достижения своих и только своих целей. Если у человека субъект-объектное отношение к другим людям, то тогда, — решает такой субъект, — я могу выжимать выгоду из любого человека любым способом: воровством, грабежом, угрозами, шантажом, скрытым психологическим принуждением. В психологии такое скрытое психологическое воздействие с целью извлечения выгоды называется манипуляцией. Манипуляция другим человеком, который расценивается не более как вещь, свойственна людям с субъект-объектными установками. Кстати, одно из важнейших коммуникативных умений — умение различать психологические манипуляции, затем, чтобы, с одной стороны, противостоять им, когда их применяет наш партнер по общению (это — из сферы вторичного коммуникативного поведения), а, с другой стороны, отказаться от них самому (а вот это уже — из сферы первичного коммуникативного поведения) как от не соответствующих общим принципам нравственности. По своей сущности манипуляция — это тот же шантаж, т.е. использование каких-то знаний о человеке для того, чтобы сделать его орудием для достижения своих собственных целей. Но в отличие от шантажа, который является действием открытым, манипуляция — это скрытый шантаж, т.е. такой, когда жертва его не осознает себя жертвой. Если один из деловых партнеров наедине с другим требует от него подписания нереальных обязательств или заведомо невыполнимых договоров, грозя тому разглашением в случае отказа каких-то известных ему противозаконных действий партнера, то это — типичный пример шантажа. Если же, зная такую, например, слабость партнера, как желание покрасоваться, он приглашает на подписание слишком крупных для другого обязательств множество их коллег в качестве "зрителей", обставляя все это как "широкий жест" другого, как демонстрацию его "крупного масштаба", чем и вынуждает его к поступку, который не был бы совершен, будь они наедине, то это уже пример психологической манипуляции, так как здесь человек действует вопреки своим интересам как бы не, но принуждению, а по своей воле. Кроме манипулирования другими людьми, субъект-объектная позиция проявляется еще и в стремлении такого человека "переделывать" окружающих по своему образу и подобию, не сообразуясь с их особенностями и потребностями, игнорируя их личностную самостоятельность. Такое "переделывание" других редко удается, но доставляет массу неприятностей всем, с кем подобная личность вступает в отношения. Все эти нравственные принципы и многие другие регулируют и сферу общения, которая входит в более широкую сферу отношений. Ведь общение как бы обслуживает деловые отношения, а также составляет главное содержание отношений неделовых. Когда мы будем разбираться в психотехнических подробностях, мы будем неоднократно обсуждать, как тот или иной нравственный принцип соблюдается или нарушается в конкретных ситуациях общения. Date: 2015-09-05; view: 380; Нарушение авторских прав |