Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чувства





137. Эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетво­рения, т.е. при недостатке или избытке актуальных све­дений, необходимых для достижения цели. Эту зависи­мость возникновения или невозникновения эмоций от количества информации, которой располагает субъект, Ж.Годфруа - автор книги "Что такое психология" -выразил следующим образом: эмоция - необходимая информация - имеющаяся информация [15, 259].

Используя эту формулу, определите, когда у субъекта возникают положительные эмоции и когда отрицательные.

138. 1. О важной роли эмоций П.К.Анохии писал:

"Производя почти моментальную интеграцию (объедине­ние в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе в первую очередь могут быть абсолютным сигна­лом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воз­действий и конкретный механизм ответной реакции орга­низма" [2, 173].

2. "У высших животных и особенно у человека вырази­тельные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обменива­ются информацией о своих состояниях и о том, что про­исходит вокруг" [51, 368].

3. "Стресс может дать улучшение ряда психологичес­ких и физиологических показателей: интенсифицировать соматические* возможности человека, улучшить его по­знавательные процессы (внимание, память, мышление), повысить мотивацию, резко изменить психологические установки" [9, 247}.

4. "Возникающие у человека переживания выступа­ют в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем следует задуматься, что сле­дует изменить" [9, 241].

5. "У борца за национальное освобождение чувство любви к Родине, связанное с рядом самых заветных нужд

* Соматические (от греч. soma - тело). В данном тексте речь идет о возможностях нервной системы.


и потребностей, превращается в непреодолимую силу, заставляющую его рисковать жизнью, упорно отыски­вать пути, которые могли бы привести к конечной побе­де" [9,254].

Определите, о какой функции чувств (регулирующей, коммуникативной, мотивационной, защитной, стиму­лирующей) идет речь в приведенных текстах.

139. В основе переживания чувств лежат определен­ные физиологические закономерности совместной деятель­ности коры и подкорковых центров. Некоторые из них проявились в следующих примерах.

1. Ученик был в очень хорошем настроении: заранее намеченный им план действий встретил благоприятные условия и был реализован.

2. Медики отмечают, что после выхода на пенсию у многих людей возникает депрессивное настроение, свя­занное с привыканием к новому, более облегченному режиму жизни; ухудшается, как правило, и физическое самочувствие [72, 138].

Какие физиологические механизмы чувств и эмоций проявляются в этих примерах?

140. Приведено несколько утверждений, которые ис­пользуются при изучении эмоциональных состояний.

1. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, что это происходит со мной.

2. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.

3. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

4. Человеку станет легче, если внимательно выслу­шать его жалобы [61, 79, 80].

На выявление какого эмоционального состояния на-^правлены эти утверждения? Какое значение имеет это состояние во взаимоотношениях людей? ^ 141. Во многие сложные психические состояния на-Вряду с эмоциями входят мышление и отношение. Приве­дены описания некоторых из них.

|п 1. Эмоциональное проявление такого отношения к ^чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочета­ете смешного и доброго.

Ц 2. Сочетание смеха и неуважительного отношения, Цчаще всего пренебрежительного. | 3. Обличение, определенно содержащее осуждение (объекта. Представляется этот объект, как правило, в не­приглядном виде [51, 384].


Определите, какому состоянию соответствует каж­дое из описаний.

142. Одним из регуляторов деятельности и общения человека с окружающими людьми являются такие эмо­циональные состояния, как настроения, аффекты, страс­ти, стресс.

1. "...Человек иногда так теряет над собой контроль, что личность его как бы временно распадается, ее сдер­живающие начала забываются, и он действует так, что нередко впоследствии недоумевает, каким образом он мог так поступить" [35, 111].

2. "Одни из экзаменующихся теряются, обнаружива­ют "провалы памяти", не могут сосредоточиться на со­держании вопроса, другие на экзамене оказываются более собранными и активными, чем в повседневных обстоя­тельствах" (9, 248].

3. "...Эмоциональное самочувствие человека, окраши­вающее в течение некоторого времени (иногда длитель­ного) все его поведение, помыслы, переживания" [95, 21].

4. По поводу создания оперы "Евгений Онегин" П.И.Чайковский писал: "Я работал с неописуемым на­слаждением, мало заботился о том, есть ли движение, эффекты и т.п..."; "...Если была когда-нибудь написана музыка с увлечением, то это музыка к Онегину. Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее" [64, 23, 28-29].

Какие эмоциональные состояния здесь проявляются? Назовите признаки, характерные для этих состояний.

143. Мимика и пантомимика человека внешне выражают различные эмоциональные переживания.

По мимике, пантомимике и обстановке, в которой находятся дети. изображенные на картине Н.Богданова-Бельского "Устный счет", определите их переживания. К какому виду чувств относятся эти переживания? (Обратите внимание на изображения трех учеников:

двух стоящих на переднем плане, и одного, разговарива­ющего с учителем.)

144. На снимках, помещенных в книге П.М.Якобсона [95] хорошо видна мимика учащихся во время решения задач.

Определите по этой мимике чувства школьников. К какому виду относятся эти чувства?

145. Перечислены примеры различных чувств.


1. Удивление.

2. Товарищество.

3. Чувство прекрасного.

4. Восхищение.

5. Чувство долга.

6. Ирония.

7. Злорадство.

8. Чувство комического.


 

9. Юмор.

10. Уверенность.

11. Чувство справедливости.

12. Чувство трагического. 1'3. Сомнение.

14. Стыд.

15. Зависть.

16. Недоумение.


Определите, какие из них относятся к нравствен­ным, какие к эстетическим и какие к интеллектуаль­ным.

Вспомните, какой признак положен в основу деле­ния чувств на нравственные, эстетические и интел­лектуальные. В каких условиях они возникают?

146. Приведены примеры эмоциональных пережива­ний.

1. Устойчивая любовь к искусству. 2. Грусть. 3. Гнев. 4. Горе. 5. Ужас. 6. Раздражение.   7. Печаль. 8. Страх. 9. Увлечение наукой. 10. Злость. 11. Подавленность.  

Определите, к какому виду эмоциональных состоя-, ний (настроение, аффект, страсть, депрессия) отно­сятся названные переживания.

ВОЛЯ

147. Цели воспитания чаще всего выражают сово­купностью положительных волевых свойств, которые хотят видеть в облике каждой личности. Даны определе­ния некоторых из этих свойств.

1. Умение по собственному почину предпринимать необходимые действия и поступки.

2. Умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других.

3. Умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями.

4. Умение тормозить действия, чувства и мысли, ме­шающие осуществлению принятого решения.

Date: 2015-09-05; view: 2608; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию