Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речь Александра II в Государственном Совете
Отрывок из речи Александра II, произнесённой им 28 января 1861 г. перед рассмотрением в Государственном совет проекта «Положений» о крестьянах. («Журналы и мемории общего собрания Государственного совета по крестьянскому делу», Петроград 1915, стр. 3—4.)
Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могущества. Я уверен, что вы все, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть ещё и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ, возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтобы дело это теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства. Я не могу не удивляться и не радоваться, и уверен, что и вы все также радуетесь тому доверию и спокойствию, какое выказал наш добрый народ в этом деле. Желал бы то же сказать и о дворянстве, хотя опасения его до некоторой степени понятны, ибо они касаются до самых близких и материальных интересов каждого; при всём том я не забываю и не забуду, что приступ к делу сделан был по вызову самого дворянства, и я счастлив, что мне суждено свидетельствовать об этом пред потомством. При личных моих разговорах с губернскими предводителями дворянства и во время путешествий моих по России, при приёме дворян я не скрывал моего образа мыслей и взгляда на занимающий всех нас вопрос и говорил везде, что это преобразование не. может совершиться без некоторых пожертвований с их стороны и что всё старание моё заключается в том, чтоб пожертвования эти были сколь возможно менее обременительны и тягостны для дворянства. Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что всё, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, — сделано, если же вы найдёте нужным в чём-нибудь изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего дела должно быть улучшение быта крестьян и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле...
Задания для самостоятельной работы по теме «Революция 1905-1907 гг. и российское общество»
6. Спад и поражение первой российской революции (1906- июнь 1907 гг.). Историческое значение первой российской революции. 7. Стратегия и тактика революционных партий в первой российской революции. 8. Формирование буржуазных политических партий и их участие в революции. 9. Монархические партии и организации в годы первой российской революции.
Темы для докладов: Г. В. Зубатов и «полицейский социализм» Г. Гапон и рабочее движение в Петербурге
Рекомендуемый библиографический список: Источники:
Ушаков А. В. Практикум по истории СССР периода империализма. Вып.1. Россия накануне и во время первой русской революции (1880-е гг. — 1907 г.). М., 1979. С. 77—137. Литература:
Задания для самостоятельной работы по теме «Изменения в государственном строе России в ходе революции 1905-1907 гг.» 1. Эволюция государственного строя в России. «Основные законы Российской империи».
Источники: 1. Государственная дума в России в документах и материалах. М., 1957. С. 73—337. 2. Калиничев Ф.И. Государственная дума в России. Сб. документов и материалов. – М., 1957. 3. Манифест 17 октября 1917 г. // Российское законодательство X–XX веков: В 9 т. Т. 9. – М., 1994. 4. Политическая история России. Хрестоматия. Т.2. – М., 1995. 5. Политические партии России в XX веке. Документы и материалы. – Курган, 1997. 6. Программные документы политических партий России дооктябрьского периода. – М., 1991.
Литература:
1. Ананьич Б. В., Ганелин Р. Ш. Кризис власти в России: реформы и революционный процесс. 1905 и 1917 гг.// История СССР. 1991. № 2. 2. Боханов А. Николай II Романов // Современная мысль. 1992. № 11. С. 101-109. 3. Боханов А. Последний самодержец. (Взгляд на исходе XX века) // Вестник высшей школы. 1991. № 12. С. 98-107. 4. Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция. СПб., 1991. 5. Искендеров А. А. Российская монархия, реформы и революция //Вопросы истории. 1993. № 3, 5, 7. 6. Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. Т.1—2. М. 1992. 7. Революция 1905-1907 гг. в России. М., 1975. 8. Романов Р. Российский парламент начала XX века // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 2. 9. Шацилло К. Ф. Первая Государственная дума // Отечественная история. 1996. № 4.
Задания для самостоятельной работы по теме «Общественно-политическая ситуация в России в 1907 – 1914 гг.»
Основная литература:
3. История России 1861–1917 гг. / Под ред. В.А. Федорова. – М., 2003. 4. История России XIX – начала ХХ в. Учебник для исторических факультетов университетов / Под ред. В.А. Федорова. – М., 1998.
Источники: 1. Государственный строй Российской империи накануне крушения: Сборник законодательных актов / Сост. О.И. Чистяков, Г.А Кутькина. – М., 1995. 2. Калиничев Ф.И. Государственная дума в России. Сб. документов и материалов. – М., 1957. 3. Манифест 17 октября 1917 г. // Российское законодательство X–XX веков: В 9 т. Т. 9. – М., 1994. 4. Политическая история России. Хрестоматия. Т.2. – М., 1995. 5. Политические партии России в XX веке. Документы и материалы. – Курган, 1997. 6. Программные документы политических партий России дооктябрьского периода. – М., 1991. 7. Российские либералы, кадеты и октябристы. Документы, воспоминания, публикации. – М., 1996. 8. Хрестоматия по истории СССР. 1861 – 1917: Учебное пособие для пединститутов по специальности «История» / Сост. В.Ф. Антонов и др.: Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М., 1990. Дополнительная литература:
4. Аврех А.Я. Распад третьеиюньской системы. – М., 1985.
Задания для самостоятельной работы по теме «Социально-экономическая ситуация в России в годы войны».
Основная литература:
Источники:
Дополнительная литература:
1. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. – М., 1989. 2. Анфимов А.М. Российская деревня в годы первой мировой войны (1914 – февраль 1917 г.). – М., 1962. 3. Данилов Ю.Н. На пути к крушению. Очерки из последнего периода русской монархии. – М., 1992. 4. Дякин В.С. Русская буржуазия и царизм в годы Первой мировой войны: взаимодействие России с союзниками по вопросам войны. – М., 1977.
Задания для самостоятельной работы по теме «Политическая ситуация в России в годы Первой мировой войны».
Основная литература:
Источники:
Дополнительная литература:
13. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. – М., 1989. 14. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в начале ХХ века. Очерки военно-экономического потенциала. – М., 1986. 15. Васюков В.С. Внешняя политика России накануне Февральской революции. 1916 – февраль 1917 г. – М., 1989. 16. Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII – начало ХХ в. – М., 1978. 17. Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне. – Жуковский-Москва, 2001 18. Данилов Ю.Н. На пути к крушению. Очерки из последнего периода русской монархии. – М., 1992. 19. Дякин В.С. Русская буржуазия и царизм в годы Первой мировой войны: взаимодействие России с союзниками по вопросам войны. – М., 1977.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Образец задания к контрольной работе. Тема - «Великие реформы» 1. Кто был наставником цесаревича Александра? А) Н.М. Карамзин; Б) К.Н. Батюшков; В) В.А. Жуковский; Г) И.Ф. Паскевич; Д) Л.В. Дубельт.
2. Воинское звание Александра II: А) полковник; Б) генерал-лейтенант; В) генерал от инфантерии; Г) генерал-фельдмаршал
3. Встречался ли цесаревич Александр с ссыльными декабристами во время своего путешествия по России в 1837 году? Аргументируйте свой ответ.
4. В чем, по-вашему, заключались особенности Александра II как государственного деятеля? Какие принципы он отстаивал? Аргументируйте свой ответ.
5. Соотнесите документы и их авторов:
6. Кому принадлежат следующие слова: «Многочисленность форм составляет у нас сущность административной деятельности и обеспечивает всеобщую официальную ложь… Сверху – блеск, а внизу – гниль». А) П.Д. Киселеву; Б) Я.И. Ростовцеву; В) П.А. Валуеву; Г) Н.А. Милютину; Д) В.И. Назимову.
7. Назовите имя Наместника, которому удалось закончить Кавказскую войну XIX в. А) Д.А. Милютин; Б) М.С. Воронцов; В) А.И. Ермолов; Г) Н.О. Сухозанет; Д) А.И. Барятинский; Е) П.Я. Бакланов.
8. В каком году был пленен Шамиль? А) 1856; Б) 1857; В) 1858; Г) 1859; Д) 1863; Г) 1864.
9. Докажите или опровергните утверждение, что в России не было правительственной программы реформ. Аргументируйте свой ответ.
10. Кому принадлежит следующая цитата: «Что за прогресс!!! Прошу этого слова не употреблять в официальных бумагах» А) П.А. Шувалову; Б) Константину Николаевичу; В) В.А. Долгорукову; Г) Александру II; Д) А.Е. Тимашеву
11. Кому посвящены эти строки: «Над Россией распростертой встал внезапною грозой Петр, по прозвищу четвертый, Аракчеев же второй»? А) П.А. Ширинский-Шихматов; Б) П.С. Ванновский; В) П.А. Шувалов; Г) П.П. Мельников Д) П.А. Валуев.
12. С какого момента принято считать начало одного из важных этапов крестьянской реформы – ее гласное обсуждение правительством? А) Речь Александра II предводителям Московского дворянства 30 марта 1856 г. Б) Рескрипт Александра II В.И. Назимову 20 ноября 1857 г. В) Создание Главного комитета по крестьянскому делу 8 января 1858 г. Г) Создание Редакционных комиссий 2 февраля 1859 г.
13. Чей проект освобождения крестьян был положен в основу положений реформы 1861 года? 14. Какой размер земельного надела считался минимально необходимым для обеспечения крестьянской семьи? А) 3 десятины; Б) 5-8 десятин; В) 8-10 десятин; Г) 12 десятин.
15. Укажите даты проведения реформ
16. Что могло послужить непосредственными причинами случившейся в 1874 г. отставки П.А. Шувалова и отправки его послом в Великобританию? А) чрезмерное влияние, которое он приобрел при дворе; Б) активизация в стране террористической деятельности; В) противодействие реформаторским начинаниям императора; Г) предложение созвать Земский собор и интриги против Е.М. Долгоруковой; Д) резкость, проявленная на заседаниях Государственного совета осенью 1873 г. в отношении оппонентов; Е) высказанное им желание осмотреть достопримечательности Лондона и купить какой-нибудь английский футбольный клуб.
17. Основными векторами военных реформ в России до введения всесословной воинской повинности были (выберите правильные варианты): А) Увеличение численности вооруженных сил Б) Сокращение численности вооруженных сил В) Создание военных округов Г) Создание региональных командований Д) Создание отдельных корпусов, которые в случае войны развертывались бы в армии Е) введение новой униформы Ж) перевооружение З) расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров И) значительное сокращение приема лиц недворянского происхождения в военно-учебные заведения для подготовки офицеров К) сокращение сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров Л) отмена телесных наказаний для нижних чинов
18. Назовите сторонников (не менее 2) и противников (не менее 2) введения в России всесословной воинской повинности.
19. Объясните следующие понятия: «присяжной поверенный», «коронный суд», «мировой суд», «куриальная система выборов», «увенчание здания», «городская управа», «городской голова», «реальная гимназия (училище)». Ответы должны быть обстоятельными.
20. Какой суд в ходе реформы хотел ввести в России Александр II? А) Военно-полевой суд Б) «Суд скорый, милостивый и неотвратный» В) Божий суд Г) «Суд скорый, правый, милостивый, равный» Д) Революционный трибунал Е) «Суд гласный, милостивый и несменяемый» Ж) Самый гуманный суд в мире
21. В чем заключался смысл введения Университетского устава 1863 года?
Date: 2015-09-05; view: 667; Нарушение авторских прав |