Розробник – Летюча Л.П.
«__»___________2010р. ______________
Завідувач кафедри – Туліна Т.О.
«__»___________2010р. ______________
Тестові завдання затверджені на засіданні Вченої ради інституту мови та літератури
В каком предложении допущена ошибка в определении подлежащего:
| Кто сегодня забыл запереть дверь?
| Несколько домов были разрушены во время наводнения.
| Читать эту книгу было скучно.
| *Кто-то из пассажиров забыл свою сумку.
|
В каком предложении простое глагольное сказуемое:
| Давыдов начал не на шутку сердиться.
| *И новые друзья ну обниматься, ну целоваться.
| У нас в полку я считался одним из лучших стрелков.
| Рад послушать я песню былую.
|
В каком предложении составное именное сказуемое:
| Мы прожили эту ночь в страхе.
| Все были готовы отправиться в поход.
| Он пришёл в себя.
| *А орешки не простые, всё скорлупки золотые.
|
В каком предложении составное глагольное сказуемое:
| Вот уж отдохнул так отдохнул.
| Она знай себе читает.
| *Он старался не опаздывать на уроки.
| Мы собирались в кино, но так и не пошли.
|
В каком предложении есть согласованное определение:
| *Впереди сияло чистое, ясное небо.
| Лес утром – это не то, что лес ночью.
| Обычай ездить к соседям не нами выдуман.
| В рёве ветра слышались стоны, визг и смех.
|
В каком предложении есть несогласованное определение:
| Одинокий тюлень остался дремать на месте.
| Сокровища, дарованные нам Пушкиным, велики.
| Сказка живёт в устном исполнении и в книге.
| *Мне нравились прогулки на велосипеде.
|
В каком предложении есть прямое дополнение:
| И вашей радости беспечной сквозь слёзы улыбнулся я.
| Не стану я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной.
| *Не нагнать тебе бешеной тройки.
| Я неторопливо дошёл до старой корчмы.
|
В каком предложении выделенное слово является обстоятельством:
| Между возами с птицей попадаются возы и с другого рода живностью.
| *Из гущи леса поднималась струйка дыма.
| В доме часто появлялись охотники за орехами.
| Меня будили мелодичные звонки ранних трамваев.
|
В каком предложении обстоятельство выражено неопределённой формой глагола:
| Нам не разрешали выходить из класса.
| *Мы пошли погулять.
| Мне было жаль расставаться с друзьями.
| Скоро мы будем свободно водить машину.
|
Какое предложение является нераспространённым:
| Через час уезжаем с Казанского вокзала.
| Он слушал молча.
| Завтра обещают хорошую погоду.
| *Пора уходить.
|
Сочетание двух глаголов в одинаковой форме, из которых первый указывает на действие, а второй - на цель этого действия – это:
| простое глагольное сказуемое
| осложненное глагольное сказуемое
| *составное глагольное сказуемое
| составное именное сказуемое
|
Соединение при помощи союзов и, да, да и формы глагола взять и одинаковой формы другого глагола для обозначения произвольного действия, обусловленного личной прихотью субъекта – это:
| простое глагольное сказуемое
| *осложненное глагольное сказуемое
| составное глагольное сказуемое
| составное именное сказуемое
|
Сочетание двух однокоренных глаголов и частицы не между ними, с модальным значением невозможности – это:
| простое глагольное сказуемое
| *осложненное глагольное сказуемое
| составное глагольное сказуемое
| составное именное сказуемое
|
Повторение сказуемого с усилительной частицей так для обозначения действия, полностью осуществлённого – это:
| простое глагольное сказуемое
| *осложненное глагольное сказуемое
| составное глагольное сказуемое
| составное именное сказуемое
|
Глагол быть в различных формах времени и наклонении, указывающий только на грамматические признаки – это:
| полуотвлеченная связка
| знаменательная связка
| *отвлечённая связка
| вещественная связка
|
Глагол с ослабленным лексическим значением, соединяющий именную часть с подлежащим и частично выражающий вещественное значение – это:
| *полуотвлеченная связка
| знаменательная связка
| отвлечённая связка
| вещественная связка
|
Глагол со значением движения, состояния, деятельности и т.д., способный самостоятельно служить глагольным сказуемым и выполняющий функцию связки – это:
| полуотвлеченная связка
| *знаменательная связка
| отвлечённая связка
| нулевая связка
|
Сказуемое, состоящее из трёх и более частей – это:
| простое глагольное сказуемое
| составное глагольное сказуемое
| осложнённое глагольное сказуемое
| *сложное сказуемое
|
Предложения, в которых информация направлена на говорящего (пишущего), которые служат для сообщения о реальных фактах, о новых знаниях, о вымышленных событиях – это:
| *повествовательные предложения
| вопросительные предложения
| побудительные предложения
| отрицательные предложения
|
Предложения, в которых выражается побуждение к какому-либо действию – это:
| повествовательные предложения
| вопросительные предложения
| *побудительные предложения
| отрицательные предложения
|
Предложения, в которых заключается запрос об информации – это:
| повествовательные предложения
| *вопросительные предложения
| побудительные предложения
| отрицательные предложения
|
Предложения, которые сами по себе информации не несут, но предполагают её получить от собеседника – это:
| повествовательные предложения
| *вопросительные предложения
| побудительные предложения
| отрицательные предложения
|
Минимальная единица общения – это:
| *простое предложение
| слово
| словосочетание
| сложное предложение
|
Главная функция предложения, отличающая его от других языковых единиц - это:
| интонационная завершённость
| смысловая завершённость
| *предикативность
| модальность
|
Предикативность – это главная функция:
| слова
| словосочетания
| *предложения
| слова и словосочетания
|
Грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли о действительности – это:
| слово
| словосочетание
| *предложение
| слово и словосочетание
|
Категория синтаксического лица:
| *шире категории морфологического лица
| уже категории морфологического лица
| совпадает с категорией морфологического лица
| не имеет отношения к категории морфологического лица
|
Определённое лицо – это категория:
| *синтаксического лица
| морфологического лица
| синтаксического и морфологического лица
| не имеет отношения к категории лица
|
Неопределённое лицо - это категория:
| *синтаксического лица
| морфологического лица
| синтаксического и морфологического лица
| не имеет отношения к категории лица
|
Обобщённое лицо – это категория:
| *синтаксического лица
| морфологического лица
| синтаксического и морфологического лица
| не имеет отношения к категории лица
|
Абсолютное время – это категория:
| *синтаксического времени
| морфологического времени
| синтаксического и морфологического времени
| не имеет отношения к категории времени
|
Относительное время – это категория:
| *синтаксического времени
| морфологического времени
| синтаксического и морфологического времени
| не имеет отношения к категории времени
|
Информация направлена на говорящего и слушающего – это:
| *повествовательное предложение
| вопросительное предложение
| побудительное предложение
| нет определения
|
Само предложение информации не несёт, а предполагают её получение от собеседника – это:
| повествовательное предложение
| *вопросительное предложение
| побудительное предложение
| нет определения
|
Цель предложения – побудить к какому-либо действию – это:
| повествовательное предложение
| вопросительное предложение
| *побудительное предложение
| нет определения
|
Восклицательные предложения – это разновидность:
| *повествовательных предложений
| вопросительных предложений
| побудительных предложений
| нет определения
|
Сообщение информации сопровождается её эмоциональной окраской – это:
| повествовательное предложение
| вопросительное предложение
| побудительное предложение
| *восклицательные предложения
|
Какое предложение является повествовательным и восклицательным:
| Не сокрушай ты меня, старуху
| Сможешь ли ты сегодня зайти к нам
| *Как хорошо ты, о море ночное
| Не оставь меня, кум милый
|
Какое предложение является побудительным и невосклицательным:
| Как долго я тебя буду ждать
| Цветите, юные, и здоровейте телом
| *А теперь, пожалуйста, подойдите к окну
| Кто из вас не любовался чудесным звёздным небом
|
Какое предложение является побудительным и восклицательным:
| Но так ли уж верно, что на Земле известно уже всё
| Зайди ко мне сегодня
| Гроза надвигается, вдалеке вспыхивает молния
| *Не оставь меня, кум милый
|
Не сокрушай ты меня, старуху – это предложение:
| только повествовательное
| только вопросительное
| только побудительное
| *побудительное и восклицательное
|
Сможешь ли ты сегодня зайти к нам – это предложение:
| только повествовательное
| только вопросительное
| только побудительное
| *вопросительное и восклицательное
|
Как хорошо ты, о море ночное – это предложение:
| только повествовательное
| только вопросительное
| только побудительное
| *повествовательное и восклицательное
|
Особенно хорош восход солнца над океаном – это предложение:
| только повествовательное
| только вопросительное
| только побудительное
| *повествовательное и восклицательное
|
Не оставь меня, кум милый – это предложение:
| только повествовательное
| только вопросительное
| только побудительное
| *побудительное и восклицательное
|
Как долго я тебя буду ждать – это предложение:
| только повествовательное
| только вопросительное
| только побудительное
| *вопросительное и восклицательное
|
Цветите, юные, и здоровейте телом – это предложение:
| только повествовательное
| только вопросительное
| только побудительное
| *побудительное и восклицательное
|
Только глагольным может быть:
| *простое сказуемое
| именное составное сказуемое
| составное глагольное сказуемое
| любое сказуемое
|
Грамматическое значения лица в составном именном сказуемом выражает:
| *связка
| присвязочный член
| именная часть
| связка и присвязочный член
|
Грамматическое значения времени в составном именном сказуемом выражает:
| *связка
| присвязочный член
| именная часть
| связка и присвязочный член
|
Грамматическое значения наклонения в составном именном сказуемом выражает:
| *связка
| присвязочный член
| именная часть
| связка и присвязочный член
|
Нулевая связка в именном составном сказуемом-есть показателем:
| *настоящего времени
| будущего простого времени
| будущего сложного времени
| прошедшего времени
|
Второстепенный член предложения, который распространяет и поясняет другой член предложения, выраженный именем существительным, отвечает на вопросы какой? чей? который? – это:
| *определение
| косвенное дополнение
| обстоятельство
| прямое дополнение
|
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенный падежей – это:
| определение
| *дополнение
| обстоятельство
| приложение
|
Второстепенный член предложения, сообщающий о способе действия или состоянии отвечает на вопросы как? каким образом? – это:
| определение
| косвенное дополнение
| *обстоятельство образа действия
| прямое дополнение
|
Второстепенный член предложения, сообщающий о месте действия или состоянии отвечает на вопрос где? – это:
| определение
| косвенное дополнение
| *обстоятельство места
| прямое дополнение
|
Второстепенный член предложения, сообщающий о цели действия или состоянии отвечает на вопросы с какой целью? – это:
| определение
| косвенное дополнение
| *обстоятельство цели
| прямое дополнение
|
Является ли слово минимальной единицей общения:
| *нет
| да
| иногда
| контекстуально
|
Является ли словосочетание минимальной единицей общения:
| *нет
| да
| иногда
| контекстуально
|
Является ли предложение минимальной единицей общения:
| нет
| *да
| иногда
| контекстуально
|
Может ли слово в русском языке стать предложением и выступать в качестве единицы общения:
| нет
| *да
| никогда не может
| в русском языке не может
|
Может ли словосочетание в русском языке стать предложением и выступать в качестве единицы общения:
| нет
| *да
| никогда не может
| в русском языке не может
|
Чем отличается слово как лексическая единица от слова как предложения:
| *смысловой и интонационной завершённостью
| только смысловой завершённостью
| только интонационной завершённостью
| ни смысловой, ни интонационной завершённостью
|
Какую функцию предложения принято называть предикативной:
| *формирование, выражение и сообщение мысли о некоторой действительности
| только формирование мысли о некоторой действительности
| только выражение мысли о некоторой действительности
| только сообщение мысли о некоторой действительности
|
Какая главная функция предложения отличает его от слова или словосочетания:
| *предикативность
| модальность
| синтаксическое лицо
| синтаксическое время
|
Какая категория имеет такое определение: «Это синтаксическая категория, формирующая предложение. Она относит содержания к действительности и тем самым делает его единицей, предназначенной для сообщения».
| *предикативности
| модальности
| синтаксического лица
| синтаксического времени
|
На основе какой синтаксической категории строится традиционная классификация односоставных предложений:
| предикативности
| модальности
| *синтаксического лица
| синтаксического времени
|
На основе синтаксического лица строится классификация каких предложений:
| *односоставных
| двусоставных
| односоставных и двусоставных
| двусоставных и односоставных
|
Какая синтаксическая категория формирует категорию предикативности:
| *модальности
| синтаксического лица
| синтаксического времени
| синтаксического лица и времени
|
Какая синтаксическая категория имеет такое определение: «Отношение сообщения, содержащегося в предложении, к действительности»
| предикативности
| *модальности
| синтаксического лица
| синтаксического времени
|
Противопоставление предложений по признаку реальности \ ирреальности имеет в своей основе морфологическое противопоставление какого наклонения:
| *изъявительного и сослагательного
| изъявительного и повелительного
| повелительного и сослагательного
| сослагательного и повелительного
|
Какие дополнения делятся на прямые и косвенные:
| *приглагольные
| приименные
| приглагольные и приименные
| приименные и приглагольные
|
Какие дополнения всегда только косвенные:
| приглагольные
| *приименные
| приглагольные и приименные
| приименные и приглагольные
|
Какое дополнение относится к члену предложения, выраженному переходным глаголом, и обозначает объект, на который непосредственно распространяется действие:
| *прямое
| косвенное
| прямое и косвенное
| косвенное и прямое
|
Какое дополнение выражается существительным в В.п. без предлога:
| *прямое
| косвенное
| прямое и косвенное
| косвенное и прямое
|
Какое дополнение выражается существительным в Р.п. с обозначением части от целого (родительный партитивный):
| *прямое
| косвенное
| прямое и косвенное
| косвенное и прямое
|
Какие второстепенные члены предложения делятся на согласованные и несогласованные:
| дополнения
| *определения
| обстоятельства
| главные члены предложения
|
Правильно определите сказуемое в предложении: Обезьяны способны подолгу смотреть кинофильмы о животных:
| *способны смотреть
| способны
| смотреть
| подолгу смотреть
|
В подчёркнутом составном глагольном сказуемом определите слово, несущее основную смысловую нагрузку: Обезьяны способны подолгу смотреть кинофильмы о животных:
| *смотреть
| способны
| оба слова
| ни одно из слов
|
В подчёркнутом составном глагольном сказуемом определите слово, несущее грамматическую нагрузку и часть смысловой нагрузки: Обезьяны способны подолгу смотреть кинофильмы о животных:
| смотреть
| *способны
| оба слова
| ни одно из слов
|
Какой частью речи выражено вспомогательное слово в составе составного глагольного сказуемого данного предложения Обезьяны способны подолгу смотреть кинофильмы о животных:
| *краткое прилагательное
| глагол
| причастие
| деепричастие
|
Как называется определение, выраженное именем существительным, согласующимся с определяемым словом в падеже:
| прямое
| косвенное
| второстепенное
| *приложение
|
Определения, связанные с существительными по способу согласования, называются:
| *согласованными
| несогласованными
| приложениями
| согласованными и несогласованными
|
Определения, связанные с существительными по способу управления или примыкания, называются:
| согласованными
| *несогласованными
| приложениями
| согласованными и несогласованными
|
Если определение выражено прилагательным, то оно будет:
| *согласованным
| несогласованным
| согласованным или несогласованным
| несогласованным или согласованным
|
Если определение выражено причастием, то оно будет:
| *согласованным
| несогласованным
| согласованным или несогласованным
| несогласованным или согласованным
|
Если определение выражено местоимением-прилагательным то оно будет:
| *согласованным
| несогласованным
| согласованным или несогласованным
| несогласованным или согласованным
|
Обособляется ли согласованное определение, если оно относится к личному местоимению:
| *да
| нет
| факультативно
| контекстуально
|
Обособляется ли согласованное определение, если оно выражено краткой формой прилагательного или страдательным причастием:
| *да
| нет
| факультативно
| контекстуально
|
Обособляется ли согласованное определение, если оно отделено от определяемого слова другими членами предложения:
| *да
| нет
| факультативно
| контекстуально
|
Обособляется ли согласованное определение, если оно стоит перед определяемым существительным и имеет обстоятельственное значение причины, времени, уступки:
| *да
| нет
| факультативно
| контекстуально
|
Обособляется ли согласованное определение, если оно стоит перед определяемым существительным и не имеет обстоятельственного значения причины, времени, уступки:
| да
| *нет
| факультативно
| контекстуально
|
Обособляется ли несогласованное определение, если оно относится к личному местоимению:
| *да
| нет
| факультативно
| контекстуально
|
Обособляется ли несогласованное определение, если оно относится к имени собственному:
| *да
| нет
| факультативно
| контекстуально
|
Если дополнение выражено формой родительного падежа без предлога при наличии отрицания, то оно будет:
| *косвенным
| прямым
| факультативно
| контекстуально
|
Обособляется ли косвенное дополнение, если оно содержит предлоги КРОМЕ, ВКЛЮЧАЯ, ИСКЛЮЧАЯ,ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, НАРЯДУ С, ПОМИМО, СВЕРХ:
| *да
| нет
| факультативно
| контекстуально
|
Обособляются ли обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом:
| *да
| нет
| факультативно
| контекстуально
|
Обособляются ли обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, если они близки к наречиям и тесно связанные по смыслу со сказуемым:
| да
| *нет
| факультативно
| контекстуально
|
Обособляются ли обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, если они не близки к наречиям и не тесно связанные по смыслу со сказуемым:
| *да
| нет
| факультативно
| контекстуально
|
Обособляются ли обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и ставшие фразеологизмами:
| да
| *нет
| факультативно
| контекстуально
|