Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Белгородский Дон Кихот и его фольклорная Дульсинея
Идея спасения мира через Веру слабо прививается. И вот г-н Веретенников бросает нам спасательный круг: наше спасение в возвращении к исконно русской культуре. Об этом им написаны многие статьи. Гуляет по области и книжка г-на Веретенникова “Оккупация” подчинении России Западу. Позиция белгородского Дон Кихота вызывает сочувствие у какой-то части русских патриотов. Однако...Шесть лет назад в частной беседе Иван Иванович поделился со мной своей жизненной миссией: воспитать хотя бы 4-5 человек, которые понесли бы следующим поколениям местные традиции крестьянской песни... Прекрасно! В последующие годы жизненная активность уважаемого Ивана Ивановича резко возросла. При его деятельном участии администрацией области принимаются директивы, направленные на развитие местных традиций народного творчества. Обязательные к исполнению! В музыкальных школах создаются фольклорные отделения. Создаются и распространяются соответствующие учебные программы. Заинтересовавшийся проблемой Е. Савченко посещает первый в области Грайворонский Дом фольклора и ремесел. И вот уже всем районам рекомендуется вести работу по его образу и подобию. Без сомнения, все это хорошо. Это отвлекает детей от разлагающего влияния среды, противопоставляя ей духовность, да еще под национальным знаком. Патриотично. Но г-н Веретенников ставит вопрос еще глубже: произвести революцию системы образования вообще, Взорвать здание сие и начать, так сказать, демократические реформы. Интеллигенция Белгородчины по большей части в ярости. Учителя, как и мы все, далекие от народной культуры вынужденные ее... преподавать, мысленно желают Ивану Ивановичу того, что он и вообразить не может. А что если попытаться посмотреть на проблему шире и тем самым снять ее остроту? Великий князь Владимир, введя христианство, развязал гражданскую войну против собственного народа, считают неоязычники. Но не идет ли развитие мировой цивилизации, в частности, путем борьбы интеграционных и дезинтеграционных тенденций? Мир поделен между несколькими мировыми религиями. И в лоне христианской веры оказались сотни народов, многие десятки стран. Они приняли “чужого” Бога и чужую культуру. Мир меняется, мир унифицируется. И в XX веке особенно быстро. Несмотря ни на что, стираются культурные, национальные различия. Вот Прибалтика избавилась от ненавистной русской экспансии, чтобы попасть в горячие объятья. американской WASP-культуры. В лучшем случае сменили шило на мыло. А по-моему - гораздо хуже. Расшифрую аббревиатуру: западная, американская, саксонская, протестантская. Именно эта культура все более и более захватывает сознание людей во всем мире, вплоть до полудиких племен. И во всех странах есть такие благородные Иваны Ивановичи, которые борются за национальное своеобразие своего народа. И это правильно, и нельзя не бороться, иначе жизнь остановится. Но при этом хотелось бы, чтобы администраторы с осторожностью принимали культурные директивы. Для тех из нас, кто не отвергает русское, национальное, к примеру, музыка - лишь небольшая часть целостного музыкального сознания. Гармоническое музыкальное сознание современного человека сочетает в себе все: и народное (разных народов!), и классическое (авторов разных национальностей), и попсу, и рок, и джаз, и у молодых - еще невесть что. Унифицирующиеся формы жизни неизбежно ведут к унифицирующемуся сознанию. Народная культура, как и культура вообще - понятие историческое. Вот наша грайворонская поэтесса Ж. Бондаренко считает, что сегодняшний день лучше всего, может быть, охарактеризовала бы т. н. “кислотная музыка”. А традиционная крестьянская песенная культура сформировалась к XVIII веку во время расцвета феодального строя в России. Это для г-на Веретенникова и есть эталон национального. Но, помилуйте, в Брянской области мы можем найти и более древние образцы, в этом знаменитом регионе, колыбели песенной культуры восточных славян. Может быть, там эталон? К большому, по-видимому, огорчению г-на Веретенникова, развитие истории преодолело XVIII век и пошло дальше. Все больше меняются условия жизни, психология и нравы - уже лавинообразно... Во Франции, в горах Корсики живут пастухи, известные на весь мир. Они чуть ли не единственные на Западе помнят и поют песни многовековой давности. Так же известны наши Больше-быковцы. В этом белгородском заповеднике народно-певческой культуры живы давние традиции. И не просто живы, они так же, как и на Корсике, развиваются по своим внутренним законам. Что это за законы - мы не знаем. Проблема динамики певческого стиля внутри одного села только поднимается.. Но в Париже, уж будьте уверены, есть горячая голова, какой-нибудь Жан Веретэн, считающий, что для спасения Франции всем поголовно нужно распевать песни корсиканских пастухов. Но там есть и светлая голова Жак Ширак, который не издает соответствующий закон. Г-н Веретенников мечтает об экологически чистых формах жизни, о том, чтобы вся Россия превратилась в заповедник типа Больше-Быково. Справедливо говорит о самоуничтожении русского народа (мой термин - “самогеноцид”). Но может ли грешный мир быть заповедником? Развитие цивилизации - не есть ли это самовырождение? И в то же время процесс сей остановить нельзя. Вспомним, с каким отчаянием Лев Толстой, к примеру, писал о разрушении патриархальности русской деревни с развитием капитализма, о начале добычи руды под Ясной Поляной. Но Косогорский металлургический комбинат был построен. Крестьяне пошли туда работать. Их песни стали меняться... Не только русский народ. Самоуничтожается человечность, разрушая среду обитания. Исчезнут ли озоновые дыры, прекратятся ли кислотные дожди, очиститься ли воздух в городах, если мы дружно запоем песни феодальной старины, если вместо Бога истинного начнем поклоняться Перуну, Ладе и сонму подобных? Так называемые “белгородские песни” суть самое крайнее проявление южно-русского песенного диалекта. Русское же музыкальное мышление так же, как и литературный язык, формировалось все-таки на основе культуры средней России. Стоит ли преувеличивать значение диалекта и, тем более, его воинственно навязывать? Если этот диалект понятен мне, выходцу из средней России, то каково переселенцам с Севера, Запада, Кавказа, Азии? Пример. В крошечной Эстонии несколько(!) диалектов. Житель юга страны не поймет жителя севера. И оба они не поймут островитянина с запада республики. А на юге есть еще национальная группа “сету”, где в отличие от всей Эстонии, в песнях многоголосие. Смешно? Носительница традиции Больше-Быково, попади она в какую-нибудь архангельскую Нюхчу будет выглядеть совсем не русской, а сущей иностранкой перед местными певуньями. Хорошо, если не побьют. Язык, в том числе и музыкальный, нам дан для общения, а не для разъединения. Нужно ли уподобляться строителям Вавилонской башни? Что будет хорошего, если я, приехав в Москву, Смоленск или Вологду, начну “балакать” по-грайворонски? - Опять смешно? Недавно я ездил в Москву слушать... т. н. “белгородский фольклор”.Для меня, как русского националиста, “фольклор” в одном ряду с “гамбургером”, “саммитом” и пр. слово немецкое....Сижу, слушаю. Красивая поэтика. Угнетающая гармоническая статистика: другой, непривычный (а, может быть, и чужой) тип развития. Крикливые голоса, что, как мы знаем, есть выброс сексуальной энергии... Профессионально - слов нет. Интересно - да. Но через час слушания у меня отчетливо заболела печень. Кстати, меня там обругали: - Забросил фольклор и уехал черте куда! Огорчился я и поехал назад... в Россию, в Грайворонию, на село, чтобы продолжать жить среди т. н. носителей местной народно - певческой традиции. А что же “носители”? Наши первые певуньи и плясуньи по молодости - нынче кто перед иконами, кто “на крилосе пеют: Благослови, душе моя, Господи”. В Грайворонии народно-певческие традиции отчасти сохранились именно в рамках православной жизни: пение поздних духовных стихов во время обряда погребения, изменение на народный лад богослужебных песнопений. В молитвах селян огорчают “нарочитая чувственность и душевный надрыв”, о чем писал г-н Веретенников. И лишь опять же в Больше-быковском заповеднике церковные молитвы распеваются подобно ”старовинским” крестьянским песням. Это подлинные жемчужины. Вот бы что записывать, исследовать, распространять! Но “фольклористы” такими вещами не интересуются. Несколько дней назад я заснул, думая о г-не Веретенникове и его теориях. Приснился сон, сущий триллер-антиутопия. Губернатор некоей области (только, пожалуйста, без каких-либо аналогий с Е. Савченко), вдохновленный местным идеологом и “фольклористом”, решил спасти хотя бы только свою отдельно взятую область от самоуничтожения. Горит областной центр. Взрывается телебашня, узел связи.. Солдаты внутренних войск прочесывают дом за домом, уничтожая телерадиоприемники, автомобили, технику. Дымят горы книг, газет и журналов. Жителей городов выселяют в деревни, чтобы там они могли начать экологически чистый образ жизни. А пока армейские части окружают село за селом и под дулами автоматов заставляют народ петь под руководством инструктора “лели- лели” и плясать, подняв ручки и вращая ладошками... В лесной землянке на последних батарейках молодежь слушает “кислоту”... На чердаке парни тайно глядят порнуху. Их обнаруживают и расстреливают... После трудового дня губернатор едет на дачу. В машине гремит рок. Губернатор откидывается на сидение и дремлет. - Дайте отдохнуть! я сегодня достаточно потрудился над восстановлением народной культуры!.. Машина времени так и не изобретена. России не дано вернуться ни в дохристианскую, ни в допетровскую, ни даже в доельцинскую эпоху и, не сделав “роковой ошибки”, пойти другим путем. Но отчаянный и отважный И. Веретенников, подобно Дон Кихоту и во славу своей Дульсинеи - белгородской песни, несется с копьем наперевес на ветряную мельницу времени. Скептически отношусь к схватке Ивана Ивановича с мельницей, с ее огромными крыльями. Раб Божий ГЕОРГИЙ, Грайворонский район Date: 2015-09-05; view: 384; Нарушение авторских прав |