Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема социальной типологии личности в наше время ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В настоящее время проблема типологии остается не менее важной для психологической науки, как и во времена Юнга, но не более разработанной. К сожалению, так и не создано единой общепризнанной типологии личности, хотя количество типологий по самым различным основаниям, безусловно, увеличилось. Примером современных разработок проблемы типологии личности могут служить исследования Э.А. Голубевой, А.И. Круп-нова, Б.С. Братуся и др. Не менее десяти лет ведутся исследования проблемы типологии личности под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Их отличительной особенностью является новый подход к сравнительному анализу при создании типологии: сравниваются не отдельные личности, а анализируется соотношение «личность — жизненный путь». В качестве основания личности рассматривается активность, которая имеет типологический характер. Были получены типологии инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других. Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, «типологические исследования можно разделить на два основных направления, которые в конечном итоге окажутся неразрывно взаимосвязанными: одно из них имеет целью построение типологии (по тем или иным априорным основаниям) и другое — теоретико-феноменологическое выявление и обобщение существующих в реальности типов». Ключевыми проблемами в каждом случае являются выдвижение и описание основания классификации, т.е. определенного признака. Не менее важно обосновать выбор именно этого признака (или признаков). Образцами таких исследований могут быть работы Юнга или Айзенка. В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций, например: - традиционалисты ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как креативность, стремление к самореализации у данного типа весьма низка; - реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; - гедонисты ориентированы, в первую очередь, на получение удовольствий “здесь и сейчас”, т.е. удовлетворение прежде всего потребительских желаний; - идеалисты – сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами. Установка на саморазвитие во что бы то ни стало; - фрустрированный тип - низкая самооценка, угнетенное подавленное состояние, ощущение себя выброшенным из жизни, тревожность и чувство безысходности. Фрустрация – обман и неудача.
Заключение Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя. Взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни – эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии. В тоже время, социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений того или иного типа. Так, еще М. Вебер говорил о том, что изменения под влиянием протестантизма ценностных ориентаций личности, ее отношения к труду дала импульс к возникновению "духа" капитализма, стимулировали развитие предпринимательской деятельности. Значит, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может и препятствовать ему или делать его вообще невозможным.
Список литературы и источников · Карпов А.В., Общая психология · О.А. Митрошенков. Философия: учебник · http://studopedia.org/1-73899.html · http://www.sociologysoul.ru/tpts-39-1.html
Date: 2015-09-05; view: 538; Нарушение авторских прав |