Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема социальной типологии личности в наше время





В настоящее время проблема типологии остается не менее важной для психологической науки, как и во времена Юнга, но не более разработанной. К сожалению, так и не создано единой общепризнанной типологии личности, хотя количество типологий по самым различным основаниям, безусловно, увеличилось.

Примером современных разработок проблемы типологии личности могут служить исследования Э.А. Голубевой, А.И. Круп-нова, Б.С. Братуся и др. Не менее десяти лет ведутся исследования проблемы типологии личности под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Их отличительной особенностью является новый подход к сравнительному анализу при создании типологии: сравниваются не отдельные личности, а анализируется соотношение «личность — жизненный путь». В качестве основания личности рассматривается активность, которая имеет типологический характер. Были получены типологии инициативы, ответственности, семантического интеграла активности личности, личностной способности к организации времени, социального мышления и ряд других.

Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, «типологические исследования можно разделить на два основных направления, которые в конечном итоге окажутся неразрывно взаимосвязанными: одно из них имеет целью построение типологии (по тем или иным априорным основаниям) и другое — теоретико-феноменологическое выявление и обобщение существующих в реальности типов».

Ключевыми проблемами в каждом случае являются выдвижение и описание основания классификации, т.е. определенного признака. Не менее важно обосновать выбор именно этого признака (или признаков). Образцами таких исследований могут быть работы Юнга или Айзенка.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций, например:

- традиционалисты ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств как креативность, стремление к самореализации у данного типа весьма низка;

- реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

- гедонисты ориентированы, в первую очередь, на получение удовольствий “здесь и сейчас”, т.е. удовлетворение прежде всего потребительских желаний;

- идеалисты – сильно выражено критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами. Установка на саморазвитие во что бы то ни стало;

- фрустрированный тип - низкая самооценка, угнетенное подавленное состояние, ощущение себя выброшенным из жизни, тревожность и чувство безысходности. Фрустрация – обман и неудача.

 

Заключение

Социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя. Взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни – эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

В тоже время, социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений того или иного типа. Так, еще М. Вебер говорил о том, что изменения под влиянием протестантизма ценностных ориентаций личности, ее отношения к труду дала импульс к возникновению "духа" капитализма, стимулировали развитие предпринимательской деятельности. Значит, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может и препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

 

 

Список литературы и источников

· Карпов А.В., Общая психология

· О.А. Митрошенков. Философия: учебник

· http://studopedia.org/1-73899.html

· http://www.sociologysoul.ru/tpts-39-1.html

 

 







Date: 2015-09-05; view: 538; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию