Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 6. Смутное время и церковный раскол. Их влияние на русское правосознание
Смутное время как результат «перерыва» правящей династии. Выходи из Смуты и его восприятие в народной правосознании как возвращение к «старине». «Временник» Ивана Тимофеева как памятник политико-правовой и этической мысли времен Смуты. Искажение идей «Третьего Рима» как причина церковного раскола.Иерократическая утопия Патриарха Никона. Влияние римо-католической доктрины «двух мечей». «Греческий проект». Идеология церковной реформы. Возникновение церковного раскола. Старообрядчество (протопоп Аввакум, диякон Феодор, Никита Добрынин). Собор 1666-67 гг. и возникновение государственного абсолютизма. Конец «Третьего Рима». Переход к секулярной политико-правовой идеологии. Начало рецепции европейской культуры.
2 часа лекций 2 часа семинаров
Литература. 1. Вознесенский А.В. К истории дониконовской и никоновской книжной справы. В изд. «Никон и его время: Сборник научных трудов». (Под ред. Е.М.Юхименко). М., 2004. 2. Дьяконовы ответы. М., 1906. 3. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 1995. 4. Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. В 3-х тт. (Репр.). М., 1995. 5. Игнатов В.К. Мировоззрение Симеона Полоцкого. Минск, 1992. 6. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад. Т.1, 1909, т.2, 1912. 7. Кириллов И.А. Правда старой веры. М., 1916. 8. Кутузов Б.П. Церковная «реформа» XVII в. М., 2003. 9. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Тт.1-3, М., 1878. 10. Мельников Ф.Е. Блуждающее богословие. М., 1911. 11. Молчанов Н.С. Философский анализ религиозно-этических воззрений Аввакума. Саранск, 1997. 12. Надеждин Н.И. Исследование о скопческой ереси. 1862. 13. Поморские ответы. М., 1991. 14. Пустозерский сборник. Л., 1975. 15. Сенатов В.Г. Философия истории старообрядчества. М., 1908. 16. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе XVII века. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданиям и рукописям. СПб, 1898. 17. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. СПб, 1895. 18. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение. М., 2001.
Раздел 7: Столкновение русской и европейской парадигм правосознания в русской политической и правовой мысли XVIII в.
Оформление идеологии государственного абсолютизма. Феофан Прокопович – «Правда воли монаршей». Новая доктрина престолонаследия. Что такое «империя»? Империи в мировой культуре. Попытка выработки светского, вестернизированного языка права и управления. Возникновение «двух правосознаний» – дворянского и народного. Протекционизм и меркантилизм. «Книга о скудости и богатстве» (Иван Посошков). Возникновение идеологии частной собственности (середина XVIII в.). Обусловленность собственности службой как наследие «тяглового государства». Идеология «Табеля о рангах», Указа о единонаследии 1714 г. и Воинского артикула. Римо-католическое влияние, клерикализм (Стефан Яворский) и критика их с позиций петровского абсолютизма. Возникновение «русско-европейских» и «русско-народных» культуры и языка и их влияние на правосознание. «Просвещенный абсолютизм» и «Наказ» Екатерины II. Критика современности и аристократический проект кн. М.М.Щербатова. Мистические учения середины-конца XVIII в. и их влияние на правовую мысль. Учение о «сродностях» Григория Сковороды. Влияние герметизма и алхимии. Правовая доктрина русского масонства (И.Елагин, И.Шварц, Н.Новиков). Попытка «консервативной революции» и ее неудача при Павле I. Попытки преодоления церковного раскола (Единоверие). Идеология «Указа о престолонаследии и Императорской фамилии». Стремление Павла I к законодательному преодолению крепостнических отношений. Геополитический континентализм Павла Первого. 2 часа лекций 2 часа семинаров Литература. 1. Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства. Екатеринбург, 1995. 2. Грацианский П.С. Политическая и правовая мысль России второй половины XVIII века. М., 1984. 3. Духовный алфавит. Григорий Сковорода и литература его времени. М., 2000. 4. Живченко В.П. Концепция «Сродного труда» в философии Г.С.Сковороды и ее культурно-историческое место. Киев, 1988. 5. Лапотников, 1878. Император Павел и старообрядцы, 25 ноября 1800. Сообщил И.Н.Лапотников (из бумаг его деда). «Русская старина», т.XXII, 1878. 6. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. Париж, 1980. 7. Масонство в прошлом и в настоящем (под ред. С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова) в 2 тт. (репринт), М., 1991. 8. Сковорода Г.С. Сочинения. Минск, 1999. 9. Федоров А.А. Европейская мистическая традиция и русская философская мысль (посл. треть XVIII-первая треть ХIХ вв.). Нижний Новгород, 2001. 10. Шайкевич А.Я. Слова со значением «правый» и «левый». (Опыт составления анализа). «Учен. зап.1 Моск. Пед. Ин-та иностр. Яз.». Т.XXIII, М., 1960.
Date: 2015-09-05; view: 397; Нарушение авторских прав |