Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кратко о Г.С. Альтшуллере и ТРИЗ





Основные идеи и попытка организовать данные по ТРИЗ

Для решения конкретных научно-технических задач

Кратко о Г.С. Альтшуллере и ТРИЗ (с точки зрения сторонников ТРИЗ)

Основы критики ТРИЗ (замечания критиков ТРИЗ)

Проблема преподавания и использования, тренировки по ТРИЗ

 


Кратко о Г.С. Альтшуллере и ТРИЗ

Создатель ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998). Работа над ТРИЗ началась в 1946 г. Первая публикация о ТРИЗ была в 1956 г. С конца 1950-х Альлтшуллер начинает преподавать, проводить семинары по ТРИЗ. С 1970-х гг. ТРИЗ широко преподается в СССР в общественных институтах и школах изобретательского творчества. В 1984-1985 гг. в СССР работали свыше 250 народных университетов, общественных институтов, школ, курсов, семинаров, групп ТРИЗ. В 1989 г. образовалась международная Ассоциация ТРИЗ. В 1989 г. создана программа «Изобретательская машина», базирующаяся на некоторых ТРИЗ-технологиях, помогающая инженерам решать технические проблемы. В период с 1995 – 1997 гг. этот программный продукт был куплен крупными зарубежными компаниями, среди них, например, «Форд» и «Проктор энд Гэмбэл». После перестройки и распада СССР многие отечественные специалисты и разработчики ТРИЗ уехали за границу. Считается, что, тем самым, ТРИЗ получил широкую международную известность, а специалисты по ТРИЗ оказались весьма востребованными. В одном из текстов можно прочитать следующее: «иметь своего профессионала – ТРИЗ-мена, сегодня писк моды. Это намного более престижно, чем располагать парком из «Мерседесов» … Во всем мире профессиональных ТРИЗ-менов, сертифицированных на высший уровень по международному стандарту, наберется чуть более сотни. Поэтому иметь долгосрочные контракты с ТРИЗ-меном могут позволить себе только очень крутые новаторы делового мира».

 

Суть и общий подход к проблеме творчества в ТРИЗ можно попытаться свести или выразить в следующей последовательности тезисов/пунктов:

- ТРИЗ Г.С. Альтшуллера непосредственно нацелена, связана с решением технических, изобретательских задач, но Г.С. Альтшуллер считал, что «нет глухой стены между изобретательскими задачами, относящимися к разным видам деятельности – в науке, технике, искусстве»; в ТРИЗ собирались данные о том, что основные подходы ТРИЗ работают и применительно к науке и искусству; в целом, ТРИЗ для Г.С. Альтшуллера и его сторонников, если и не есть уже готовая наличная/актуальная теория решения всех творческих проблем, то потенциальная возможность ТРИЗ стать таковой не вызывает сомнении;

- Г.С. Альтшуллер считал, что ему удалось создать не просто еще один новый эвристический подход к решению творческих проблем, Г.С. Альтшуллер считал, что он, в общем, решил, проблему творчества, т.е. создал работающий, реальный метод решения творческих проблем, («Творчество как точная наука» - название одной из книг Г.С. Альтшуллера); конечно, в мире нет ничего абсолютного, и любая наука всегда развивается, изменяется, сталкивается с затруднениями – это Г.С. Альтшуллер прекрасно понимает, т.е. созданная им ТРИЗ не считается абсолютно совершенной, но это не отменяет общий качественный характер ТРИЗ – через эту теорию творчество в технической области (а далее, вообще в любой области) превращается в научный, рациональный метод решения проблем и это носит качественный характер;

- по Г.С. Альтшуллеру, ни один из наличных эвристических подходов и методов не мог и не может сравниться с ТРИЗ, т.е. в целом и качественно, все они так или иначе проигрывают ТРИЗ, к примеру, говоря о методе мозгового штурма, Г.С. Альтшуллер отмечает его хаотический характер, часто уводящий от сильных изобретательских решений;

- главной основой того, что ТРИЗ раскрыла суть творчества, является то, что Г.С. Альшуллер искал рациональную методологию творчества там, где творчество было выражено в своей объективной/внешней и итоговой (готовой к реальному использованию или уже используемой, т.е. полной/совершенной) форме, а именно, в оформленных патентах и авторских свидетельствах на изобретения (в период с 1946 по 1971 гг. Г.С. Альтшуллер проанализировал свыше 40 тыс. патентов и авторских свидетельств); изобретения, изложенные/оформленные в патентах, позволили обнаружить конкретные, повторяющиеся методы/способы решения технических, творческих проблем – патенты фиксировали, что было изменено или внесено нового в старом техническом объекте, тем самым сравнивая старое и новое мы могли получить разницу = творческому изменению (последнюю мысль выразим математически: новое состояние технического объекта «минус» старое, прошлое состояние технического объекта «равно» творческое свершение и/или метод изменения; (Г.С. Альтшуллер отмечает, что вначале он пытался выйти или вывести методологию решению творческих проблем путем обращения к самим изобретателям, к их субъективным воспоминаниям о процессе своего изобретения, но это было почти безрезультатно, поскольку их ответы, в целом, сводились к тому, что долгое время мучительных поисков, наконец-то, закончилось, когда они совершенно случайно что-то прочитали или увидели – отметим, кстати, то, что подобные ответы склоняли мысль к признанию творчества иррациональным процессом);


- свидетельством обращения к объективному плану творчества в ТРИЗ и примером развития этого подхода может служить разработка в рамках ТРИЗ теории развития и функционирования технических объектов (систем), по Г.С. Альтшуллеру, точное понимание данных вопросов или объективного положения, развития технического объекта – задает саму принципиальную, объективную возможность определенного качественно-количественного характера возможных изобретений, применительно к этому техническому объекту;

- но, конечно, претензии ТРИЗ на решение проблемы творчества связано не только с указанным обращение к объективному плану творчества (патенты; сама наличная техника), Г.С. Альтшуллер обобщал и использовал весь наличный эвристический материал (включая и мемуары творческих людей), он также разрабатывал, открывал новые области, которые могли дать очень важный для теории творчества результат, к примеру, Г.С. Альтшуллер составлял реестры необычных, творческих идей научной фантастики, которые будировали творческое воображение.

 

В рамках ТРИЗ с 1956 г. разрабатывается алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), этот алгоритм есть попытка собрать в единой логически последовательности все способы и вспомогательные средства для решения изобретательских задач. Этот алгоритм постоянно совершенствуется, новые/разработанные версии отмечаются по годам их создания, например, АРИЗ-77 или АРИЗ-85. Насколько мы поняли, после создания АРИЗ, т.е. конкретного алгоритма решения изобретательских задач, ТРИЗ нужно понимать как общую теорию, включающую в себя все общие вопросы, темы (понимание проблемы творчества, отношения с эвристическими разработками и т.д.) и АРИЗ. В 1980-х годах Г.С. Альтшуллер начинает разрабатывать теорию развития творческой личности (ТРТЛ). Эта работа была обусловлена складывающимся убеждением, что наиболее адекватно (органично, естественно, творчески, а не формально) ТРИЗ может использоваться только творческой личностью. Подобное развитие ТРИЗ вполне понятно и логично, но, насколько нам известно, ТРТЛ не получила особой известности и развития (не «затмила» собой ТРИЗ), т.е. по-прежнему, ТРИЗ является главной, основной теорий и аббревиатурой, связанной или выражающей идеи Г.С. Альтшуллера или школы/направления, базирующихся на его идеях.

 

ТРИЗ развивается. С одной стороны, это положительное явление. Вызывает сомнения любая неразвивающаяся теория, пытающаяся решать проблемы такого сложного феномена, как творчества. Нужно также предположить, что развивающаяся техника будет обесценивать ряд приемов решения технических проблем прошлого и требовать создания новых методов, соответствующие новой технике. С другой стороны, развивающаяся теория, объективно, усложняет процесс ее понимания, в частности, ряд представлений о ТРИЗ, составленных на чтении/изучении старых книг о ТРИЗ, может затруднять современное, новое понимание ТРИЗ, поскольку старое в ТРИЗ не просто сохраняется, но перерабатывается, берется в новых аспектах и связях.

 








Date: 2015-09-20; view: 2156; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию