Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние античной политической традиции на формирование представлений о власти у германцев эпохи Великого переселения народов





 

Идея империи - это стержень германской истории. Происхождение имперской идеи теряется в глубине веков, в истории Древнего Востока. На европейскую почву ее перенес Александр Македонский, посвятивший жизнь созданию универсальной империи, призванной объединить страны и народы. Но после смерти Александра эта стратегическая цель не нашла поддержки у македонских военачальников (диадохов), вступивших в борьбу за раздел оставленного им гигантского наследства. Путем военных, политических и финансовых авантюр на базе награбленных богатств были созданы так называемые эллинистические монархии Антигонидов, Селевкидов и Птоломеев. Самым прочным оказалось эллинистическое государство в Египте, созданное Птоломеем Лагом в специфической государственно-правовой форме, основанной одновременно и на античных, и на восточных политических традициях. Просуществовав 300 лет, оно в I в. до н.э. попало в зависимость от Рима и в 30 г. до н.э. было включено Октавианом в состав Римской державы. Накопленный Птоломеями опыт управления многонациональным космополитическим государством был использован императорами Рима, постепенно превращавшегося в своего рода «Александрию-на-Тибре», а затем императорами Константинополя.[12]

Римское государство просуществовало так долго, что казалось вечным.

Германские нашествия, захлестнувшие Западную империю, разворачивались в два последовательных этапа, каждый из которых имел свои отличительные особенности и направленность. Первый - это декабрь 406 года, и второй – это в 410 году, когда вестготы под руководством Алариха разграбили Рим. Двадцать лет спустя - в 439 году - вандалы захватили Карфаген. К 480 году на старых римских землях была создана первая грубая система варварских государств: бургундцы в Савойе, вестготы в Аквитании, вандалы в Северной Африке и остготы в Северной Италии.[13]

Как полагает П. Андерсон, характер этого страшного первого нашествия, послужившего для более поздних эпох архетипическим образом начала Темных веков, на самом деле был очень сложным и противоречивым. Ведь оно одновременно было крайне разрушительным нападением германских народов на римский Запад и необычайно консервативным с точки зрения почитания латинского наследия. Военное, политическое и экономическое единство Западной империи было окончательно подорвано.[14]

В первой половине V века имперский порядок был сметен волной варваров, захлестнувшей весь Запад. При этом германские племена, которые разрушили западную империю, сами по себе не в состоянии были заменить ее каким-то новым и определенным политическим устройством. Дело в том, что варварские народы первой волны племенных нашествий, при всей своей прогрессирующей социальной дифференциации, ко времени своего вторжения на римский Запад все же оставались еще крайне незрелыми и примитивными обществами. Ни одному из них не было знакомо сколько-нибудь продолжительно существовавшее территориальное государство; все они были язычниками, преимущественно неграмотными; далеко не у всех была сколько-нибудь четкая и стабильная система собственности. Хаотичное завоевание обширных областей бывших римских провинций, конечно, создавало для них серьезные проблемы с непосредственным присвоением их и управлением ими.

У германцев, пришедших на территорию империи, не было собственной государственной организации, они лишь выходили из родоплеменного уклада. Тем не менее, их наиболее значимые вожди создавали свои королевства не на пустом месте. Они ориентировались на опыт Римской империи, которой искренне восхищались и готовы были по мере своих способностей подражать. В свою очередь, римские юристы и администраторы, оставшись не у дел, охотно переходили на службу к германским королям, объясняя им основы государственной организации.

Таким образом, государственность варварских королевств оказалась тесно связана с позднеримской. Эти германо-романские государственные образования занимают исторически промежуточное положение между Римской державой и национальными государствами Западной Европы.

Германцы осваивали не только территорию Римской империи, но и ее идею. Еще в начале V в. вестготский король Атаульф[15] отказался от мысли создать чисто германское государство, ссылаясь на то, что его соплеменники совсем не умеют подчиняться законам и дисциплине. Он первым поставил стратегическую задачу обновления Римской империи силой германского оружия.[16] В современном Мадриде среди памятников испанским королям есть мраморная статуя Атаульфа. Этого романизированного варвара испанцы считают основателем вестготской государственности.

Через сто лет после Атаульфа стратегическую задачу «обновления Римской империи силой германского оружия» пытался решить Теодорих Великий. Свергнув в 493 г. Одоакра, потерявшего поддержку Константинопольского императора, он фактически объединил всю Италию и создал процветающее остготское королевство. В своей коронационной речи Теодорих выразил готовность «отказаться от варварского хаоса» и впредь «жить по римскому праву», «защищая его с оружием в руках». Требуя от своих соплеменников «уважать римский народ», он успешно проводил политику римско-германского политического и культурного симбиоза. Теодорих окружил себя римскими советниками, демонстрировал приверженность прошлому Рима, именуя его императоров своими предшественниками, оберегал римские государственные традиции и институты. Этот умный автократ обращался с почтительными посланиями к Сенату, сотрудничал с муниципиями - местными самоуправляющимися административными учреждениями, оставшимися от Римской империи. Сочетание сильной центральной власти и муниципального самоуправления поддерживало стабильность государственного устройства.

Теодорих скончался в 526 г. В Равенне на старом готском кладбище был возведен его мавзолей, сохранившийся до наших дней. Но его пурпурный саркофаг пуст. Когда позднее мавзолей был превращен в католическую часовню, тело арианина Теодориха вынесли. Не имея сыновей, Теодорих оставил трон своему девятилетнему внуку Аталариху. Роль регента должна была выполнять его мать Амаласунта, дочь Теодориха и франкской принцессы Адольфреды, сестры короля Хлодвига. Амаласунта, получившая римское классическое образование, охотно выполняла завет отца «дорожить добрым расположением константинопольского императора». С 526 по 534 гг. регентша твердо держала в руках бразды правления, пользуясь поддержкой римского населения Италии и проводя ярко выраженную провизантийскую политику. Но после безвременной смерти Аталариха она была отстранена от власти антивизантийски настроенной готской знатью и в 535 г. убита.[17]

Император Юстиниан использовал убийство своей союзницы в качестве предлога для вторжения в Италию и начала войны, затянувшейся на двадцать лет и завершившейся падением остготского королевства. В 554 г. Италия была объявлена провинцией Восточной Римской империи.

Главной внешнеполитической целью Юстиниана было восстановление контроля над захваченными германцами территориями империи и возвращение гегемонии в бассейне Средиземного моря. Однако связанные с этим непрерывные войны истощили ресурсы Византии и обусловили ее последующий упадок. У нее не осталось сил для удержания занятых территорий. Поэтому завоевания Юстиниана оказались непрочными и предпринятая им попытка «Restauratio imperii»[18] в конечном счете окончилась неудачей. Так, уже через три года после смерти Юстиниана (в 565 г.) Византия вновь утратила контроль над значительной частью Италии, ставшей добычей очередных германских захватчиков, носивших имя лангобардов. Ее итальянские владения оказались раздробленными на несколько обособленных частей.

В отличие от остготов лангобарды еще не были затронуты романизацией и казались современникам «более дикими чем остальные германцы». Основанное ими на севере Италии государственное образование со столицей в Павии стало исторически последним «варварским королевством» на территории Западной Римской империи. Память о нем осталась в названии северо-итальянской провинции Ломбардия.

Византийско-готские войны и последующее нашествие лангобардов окончательно разрушили государственные и муниципальные традиции, остававшиеся от Римской империи и отреставрированные Теодорихом Великим. В дальнейшем ни правители лангобардского королевства, раздираемого внутренними смутами, ни остававшиеся в Равенне византийские наместники (экзархи) не обеспечили эффективного управления разоренной и раздробленной Италией. В таких условиях, при деградации светской власти, выросла политическая роль римского епископа, формально подчинявшегося верховной власти константинопольского императора, но фактически обретавшего все большую самостоятельность. В ходе дальнейшей экспансии лангобарды окружили Римскую область с севера, востока и юга, прервав связь Рима с Равенной - местопребыванием византийского экзарха. В такой ситуации на папский престол вступил Григорий I Великий.[19] В силу необходимости он стал не только церковным, но и светским правителем Рима и Средней Италии, номинально принадлежавших тогда Византийской империи.

Григорий принадлежал к знатной и богатой римской семье. Занимая пост префекта Рима, он приобрел административный и дипломатический опыт. Но катастрофа, вызванная нашествием лангобардов, произвела переворот в его мировоззрении. Отдав свое состояние на строительство монастырей, он стал вести жизнь затворника и аскета. Однако через некоторое время папа Пелагий II назначил его своим представителем при константинопольском дворе. В 590 г. после смерти Пелагия Григорий был возведен на папский престол. Он не только упорядочил церковное управление, но фактически встал во главе Римской области, организуя оборону, снабжение продовольствием, помощь беженцам и т.д. Успешное осуществление Григорием I государственных функций вызвало неудовольствие византийского императора, обвинявшего папу в превышении власти, однако обеспечило ему уважение духовенства, народа и даже лангобардов, начавших под его влиянием переходить в католичество.

Григорий создал прецедент теократической государственности в Италии, получивший развитие в процессе формирования так называемого папского государства.

К середине VIII в. лангобарды оккупировали почти все итальянские владения Византии. В 752 г. они захватили Равеннский экзархат, покончив с византийским наместничеством в Италии. Следующим шагом должен был стать захват Рима. Не надеясь на константинопольского императора, поглощенного внутренними смутами, папа Стефан II обратился с мольбой о помощи к франкскому королю. Король Пипин Каролинг был благодарен папам за помощь в низложении предшествующей династии Меровингов и нуждался в дальнейшей церковной легитимации своей власти. После двух военных походов в Италию он вынудил короля лангобардов очистить территорию от Рима до Равенны включительно. Не желая восстановления византийского наместничества, на чем настаивало константинопольское правительство, и не имея возможности вплотную заняться итальянскими делами, Пипин передал бывший Равеннский экзархат под управление папской администрации.[20]

Вряд ли папы осмелились предъявить эту фальшивку Пипину и тем более его могущественному преемнику. Она получила широкую известность лишь со второй половины IX в. при папе Николае I и в дальнейшем не раз использовалась папством для обоснования непомерных претензий на светскую власть. Факт подлога «Conatitutum Constantini» был доказан в 1440 г., но лишь в XIX в. католическая церковь отреклась от этого акта.

Основанная Пипином вторая династия франкских королей получила имя Каролингов в честь его отца - майордома Карла[21]. Самым значительным представителем этой династии стал сын Пипина Карл, вошедший в историю как Карл Великий.

Этот государственный деятель неординарной силы и одаренности предпринял самую успешную попытку «обновления Римской империи силой германского оружия». Унаследовав от отца обширное франкское королевство и успешно расширяя его на восток, север и юг, Карл стал к концу VIII в. повелителем почти всей континентальной Западной Европы. В его правление Франкское государство простиралось от Пиренеев до Ла-Манша и от Средиземного моря до Балтийского. На этих землях ныне расположены Франция, Бельгия, Голландия, Швейцария, Западная и Южная Германия, Австрия, северо-восточная Испания и большая часть Италии.

Продолжая политику своего отца, Карл не раз вмешивался в итальянские дела. В 772 г. он возобновил франко-лангобардские войны. Предлогом для вторжения в Италию стала очередная просьба папы о военной помощи. В ответ на папское благословение и пожелание скорейшего покорения лангобардов Карл ответил, что хочет «побеждать, а не покорять»[22]. «Я, - сказал он, - буду называться королем франков и лангобардов, чтобы не оскорблять народа, который надеюсь победить». В середине 774 г. лангобардский король Дезидерий признал свое поражение. Побежденный был заточен в монастырь, а победитель короновался его короной. Созданная Карлом держава воспринималась современниками как наследница Западной Римской империи. Он фактически обладал императорской властью и мог с полным основанием претендовать на титул императора.

Осенью 800 г. Карл снова отправился в Италию, где римская знать устроила заговор против папы Льва III. Он провел в Риме почти полгода, разбирая распри между папой и его противниками. 25 декабря, в первый день Рождества, он слушал мессу в соборе святого Петра. Папа подошел к коленопреклоненному Карлу и возложил ему на голову золотую императорскую корону. Затем последовала так называемая аккламация: присутствовавшие в соборе представители франков, римлян, а также саксов, баварцев и других подвластных народов троекратно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Аккламация должна была символизировать народную поддержку носителя верховной власти. Карл принял императорские регалии[23].

Не исключено, что Карла не вполне устроила процедура возведения на престол, самовольно подправленная Львом III, возложившим корону до аккламации, символизировавшей народное волеизъявление и считавшейся конститутивным актом избрания императора. Был создан прецедент: принятие императорского титула стало зависеть от акта коронования папой. Впоследствии Карл попытался сломать нежелательный прецедент. В 813 г., коронуя сына Людовика в качестве своего соправителя и наследника, он обошелся без участия папы. По распоряжению Карла молодой монарх сам возложил на себя корону под аккламацию присутствующих и был объявлен императором и Августом. Тем не менее, в дальнейшем амбициозные папы утверждали, что Карл Великий был всего лишь королем, пока Лев III не возложил на него императорскую корону. В ответ идеологи императорской власти заявляли, что заслуга воссоздания Западной империи принадлежала исключительно Карлу, а роль папы сводилась к формальному обряду.

Принятие Карлом императорского титула осложнило отношения с Византией, по-прежнему считавшей себя единственной наследницей Римской империи. Византийцы считали и называли себя римлянами (по-гречески - ромеями), а своих императоров - римскими (ромейскими). Появление второй императорской власти, претендовавшей на римское наследие, было воспринято в Константинополе как узурпация.

Карл и его советники вновь стали использовать для обеих «Римских» империй наименования: Восточная и Западная. Но одновременно они изыскивали возможности восстановления целостности римской державы военным или дипломатическим путем.[24] Лишь в 812 г. следующий басилевс Михаил I вынужден был признать восстановление Западной империи и имперский титул Карла.

Восстановление (restauratio) и обновление (renovatio) «imperii romanorum»[25] Карл считал своей исторической миссией. Подобно римским императорам он хотел связать подвластные ему территории дорогами, каналами и мостами, а также единой системой мер и весов, единой качественной валютой. На монетах того времени изображения Карла в римской тоге и с лавровым венком окружены надписью «inp aug» (Император Август). Влияние «западного императора» вышло за пределы его державы. К его мнению прислушивались в англо-саксонских королевствах, в Шотландии, в ирландских племенных княжествах.

Много забот доставляли Карлу унификация управления и внедрение начал законности в многонациональной империи. Вошедшим в нее «варварским» народам было предписано подготовить сборники своих обычаев, с надеждой на их последующий синтез как между собой, так и с римским правом. Сам Карл уделял большое внимание законотворческой деятельности. После имперской коронации он издал 47 развернутых капитуляриев, оперативно распространявшихся по всему государству.

Эпоху Карла Великого именуют «Каролингским Возрождением». Он возрождал не только римскую имперскую государственность, но и античную культуру на новой христианской основе, надеясь остановить разложение и упадок. Еще в 789 г. его капитулярий «Admonitio generalis» внушал подданным мысль о необходимости образования. Император содействовал организации начальных и средних школ, собиранию и реставрации античных рукописей, созданию библиотек, совершенствованию «книжного искусства».

В основе империи Карла Великого лежала идея единства Западной Европы. Его сила, энергия и харизма, его благородство обеспечивали ему поддержку современников и верность вассалов. Можно было надеяться, что Италия и Галлия сумеют погасить эффект варварских нашествий, коренные жители смешаются с германцами и вместе воссоздадут объединенную Западную империю.

Карл умер 28 января 814 г. Вскоре после его смерти началось разложение созданной им государственной системы. Сын и наследник Карла Людовик, вошедший в историю с не подходящим для императора названием «Благочестивый», с большим трудом удерживал целостность империи. В 817 г. он издал капитулярий «О порядке в империи», где объявлял своего старшего сына Лотаря «соправителем и помощником в делах империи». Впоследствии в его руках должна была сосредоточиться императорская власть. Младшие сыновья, хотя и наделялись обширными землями, обязаны были подчиняться Лотарю в военном и политическом отношении. Однако после смерти Людовика его сыновья Лотарь, Людовик и Карл, не сумев поделить власть, разделили державу своего великого деда и тем самым Западную Европу.

Каковы же выводы, воссоздаваемая Карлом империя строилась на готовом историческом фундаменте римской государственности. Романские и германские народы уже продемонстрировали возможность взаимной ассимиляции. Сохранялись и восстанавливались остатки римской инфраструктуры, развивались рыночные связи и общая финансовая система. При благоприятных условиях Западная империя могла противостоять центробежным тенденциям и укрепить центростремительные. Но бездарность и политическая безответственность наследников Карла открыла дорогу вакханалии децентрализации.

Яркую эмоциональную оценку происходивших событий дал богослов Флор Лионский в «Жалобе о разделе Империи». Империя, которая «блистала в глазах всего мира, - писал он, - теперь разрывается в клочья. Государство, недавно еще единое, разделено на три части... Вместо Государя - ничтожные «корольки», вместо Державы - осколки. Общее благо перестало существовать... все поглощены собственными интересами: думают о чем угодно, только Бога забыли»[26].

Верденский договор принес Западной Европе распад, экономический развал, бесконечные конфликты, кровь и погружение в хаос, рвались рыночные связи, шла натурализация хозяйства.

Не успокоившись после Верденского договора, внуки Карла Великого не раз делали попытки захватить владения друг друга. Так, в 858 г. Людвиг Немецкий пытался занять престол Карла Лысого. В свою очередь, Карл Лысый стремился прибрать к рукам земли своих племянников - сыновей императора Лотаря I, умершего в 855 г. В 869 г. он захватил Лотарингию, но вынужден был поделить ее с Людовиком Немецким. В 875 г., после пресечения династии Лотаря, Карл немедленно отправился в Италию за императорской короной, игнорируя права своего старшего брата Людвига.

Папа Иоанн VIII провозгласил Карла императором, надеясь получить защиту от арабской угрозы. В 876 г., после смерти Людвига Немецкого, Карл, стремясь воссоединить в своих руках всю «Римскую и Франкскую империю», вторгся в Германию, но был разбит сыновьями Людвига. Между тем в Италии арабы подступили к стенам Рима. Папа звал нового императора на помощь. Карл, предварительно откупившись от норманнов, опустошавших долину Сены, неохотно отправился в 877 г. в Италию, но вскоре бежал оттуда, испугавшись наступления германских войск. В дороге он заболел и умер в возрасте 54 лет. Весть о смерти императора разожгла страсти вокруг наследования престола.

Даже приближенные Карла не одобряли его итальянских авантюр, заявляя, что ему нечего делать в Италии, когда разваливается его собственное королевство. Чтобы умиротворить их, Карл перед вторым итальянским походом санкционировал превращение земельных бенефициев в наследственные владения, а также наследственность должности графа. Этот указ получил по месту и году издания название Кьерсийского капитулярия 877 г. Государственные должности графов и герцогов стали превращаться в наследственные княжеские титулы. На местах формировались княжеские династии с правами территориальных государей. «Граф Божьей милостью» - именовали себя в 878 г. некоторые правители областей.

Правление последних представителей каролингской династии стало временем дальнейшей децентрализации, деградации королевской власти и разрыва связующих нитей экономики и государственности. Королевские капитулярии тщетно призывали к борьбе со «злом грабежей и разрушения». «Что удивительного в том, что... народы, вторгающиеся к нам, расхищают наши богатства, если каждый из нас сам обирает своего ближайшего соседа?»[27] - гласил капитулярий 884 г.

Процесс, начатый Верденским договором, оказался неуправляемым. Внуки Карла подали дурной пример собственным детям и вассалам. В период их междоусобной борьбы знать, прежде группировавшаяся у императорского трона, научилась переходить из одного лагеря в другой, вымогая у королей-соперников земли и привилегии. К концу IX в. Карл Великий не узнал бы оставленную им империю. Владения его потомков продолжали «крошиться» на полунезависимые сеньории, а династии скоро постиг бесславный конец. В Италии Каролинги правили до 887 г., в Восточно-Франкском королевстве (Германии) - до 911; в Западно-Франкском королевстве (будущей Франции) - до 987 г.

В 911 г. в Восточно-Франкском королевстве, как тогда называлось Германское государство, пресеклась германская линия династии Каролингов, почти утратившая реальную власть. По воле знати на германский престол был избран родственник Каролингов Конрад, герцог Франконии. Его попытки укрепления центральной власти вызвали сопротивление крупнейших феодалов, возглавлявших так называемые «племенные герцогства» (Stammesherzogtum), т.е. крупнейшие княжества, образовавшиеся в IX - X вв. на территориях, прежде занимаемых различными германскими племенами. Крупнейшими племенными герцогствами были Саксония, Франкония, Швабия и Бавария. В одной из междоусобных войн Конрад был ранен и в 918 г. умер. В 919 г. королем стал герцог Саксонии Генрих. Он вошел в историю как король Генрих I Птицелов, так как о своем избрании якобы узнал на охоте, расставляя силки для ловли птиц.

Со времен Карла Великого церковь была одной из опор императорского могущества. Папство, нуждавшееся в военной и политической поддержке императоров, в целом следовало в фарватере их политики. Императоры не раз назначали и смещали пап, руководствуясь не религиозными или моральными, а исключительно политическими соображениями. Впрочем, не только они. Те папы, за которыми не стояла вооруженная мощь императоров, попадали в зависимость от знатных итальянских семейств.

Итак, мы видим, что идеальные представления о власти монарха и некоторые практически воплощаемые действия были связаны напрямую с античными политическими идеями, символикой и ритуалом и практикой. Германцы не просто захватывали земли и богатства, они пытались стать частью существующего мира. Однако в Западной части империи - это было уже практически невозможно. Поэтому основными становятся не германские традиционные или античные идеи и образцы, а христианские. Но нужно отметить, что идея универсальной империи ни в эпоху поздней античности, ни значительно позже, так и не была преодолена.

Date: 2015-09-19; view: 511; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию