Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Колтунова М.В
К 60 Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учеб. пособие для вузов. - М.: ОАО «НПО "Экономика"», 2000. - 271 с. ISBN- 5- 282- 02006- 8
Это по существу первое системное описание особенностей использования языка в деловом общении, стилевой природы устной и письменной форм деловой речи. Эти особенности раскрыты на примере распространенных жанров обеих форм речи: контракты, деловые письма, докладные и служебные записки, приказы, постановления, с одной стороны, и деловые переговоры, совещания, собрания, публичные выступления, с другой стороны. Информация о языковом облике жанров сопровождается методическими указаниями по их составлению (проведению) и использованию. Теоретические сведения сочетаются с дидактическим материалом (заданиями, упражнениями), контрольными вопросами. В конце каждой главы поясняются использованные в ней лингвистические термины. Для студентов высших учебных заведенийпо специальностям "менеджмент", "управленческий аудит", "маркетинг".
УДК 81'256,5:65.0(075,8) ББК 81я73 Учебное Колтунова Мария Викторовна ЯЗЫК И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. нормы. риторика. этикет.
Зав. редакцией Е. В. Полиевктова Редактор Е. В. Полиевктова Художник А. М. Павлов Корректор М. Чуланова Компьютерная верстка В. А. Пономарева
ЛР№ 064956 от 29.01.97
Подписано в печать с оригинал-макета 18.01.2000. Формат бОхОО1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Петербург. Печ. л. 17,0. Тираж 3 000 экз. Заказ. Изд. № 7647. ОАО «НПО "Экономика"», 121864, Москва, Бережковская наб., 6. Типография ООО “Галлея-Принт”, Москва, 5-я Кабельная ул., 26.
Содержание ВСТУПЛЕНИЕ............................................................................................................................................................................................................ 3 Деловое общение и его особенности......................................................................................................................................................... 4 Культура речи делового общения и ее слагаемые............................................................................................................................... 5 Типы речевых культур в деловом общении............................................................................................................................................. 7 Культура речи и принципы речевого поведения менеджера.......................................................................................................... 9 Речевая ситуация и ее составляющие.................................................................................................................................................... 10 Лингвистические термины........................................................................................................................................................................... 13 Контрольные вопросы................................................................................................................................................................................... 13 Г л а в а I.................................................................................................................................................................................................................... 14 ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ - ЯЗЫК ДОКУМЕНТОВ............................................................................................................... 14 История формирования делового стиля................................................................................................................................................. 16 Основные жанры письменной деловой речи........................................................................................................................................ 20 Договоры (контракты).................................................................................................................................................................................. 20 Образец заявки................................................................................................................................................................................................. 22 Образцы договоров........................................................................................................................................................................................ 22 Деловые письма............................................................................................................................................................................................... 29 Образцы деловой переписки........................................................................................................................................................................ 32 Письмо-напоминание...................................................................................................................................................................................... 32 Письмо-просьба............................................................................................................................................................................................... 32 Ходатайство................................................................................................................................................................................................... 33 Информационное письмо.............................................................................................................................................................................. 33 Письмо-приглашение...................................................................................................................................................................................... 34 Извещение-приглашение................................................................................................................................................................................ 35 Благодарственное письмо............................................................................................................................................................................ 35 Гарантийное письмо-запрос........................................................................................................................................................................ 36 Сопроводительное письмо........................................................................................................................................................................... 37 Коммерческий запрос.................................................................................................................................................................................... 37 Коммерческое предложение (оферта)..................................................................................................................................................... 38 Ответ на предложение (акцепт)............................................................................................................................................................... 38 Рекламация....................................................................................................................................................................................................... 39 Служебная телеграмма*.............................................................................................................................................................................. 39 Бланки служебных телеграмм..................................................................................................................................................................... 40 Схема текста служебной телеграммы.................................................................................................................................................... 40 Организационно-распорядительная документация.............................................................................................................................. 41 Образцы............................................................................................................................................................................................................. 42 Основные черты официально-делового стиля.................................................................................................................................... 45 Лексика.............................................................................................................................................................................................................. 45 Грамматика...................................................................................................................................................................................................... 47 Синтаксис......................................................................................................................................................................................................... 48 Лингвистические термины........................................................................................................................................................................... 51 Контрольные вопросы................................................................................................................................................................................... 51 Задания............................................................................................................................................................................................................... 51 Глава II...................................................................................................................................................................................................................... 51 ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ В ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМ СТИЛЕ РЕЧИ................................................................................................ 51 Лексические нормы.......................................................................................................................................................................................... 51 Упражнения...................................................................................................................................................................................................... 54 Стилистическая окраска слова и лексические нормы делового стиля.................................................................................. 55 Грамматические нормы................................................................................................................................................................................. 56 Словосочетание.............................................................................................................................................................................................. 59 Синтаксические нормы.................................................................................................................................................................................. 63 Употребление деепричастных оборотов................................................................................................................................................ 64 Конструкции с однородными членами...................................................................................................................................................... 65 Структура сложного предложения.......................................................................................................................................................... 66 Логика изложения и законы текстовой организации..................................................................................................................... 67 Рубрикация....................................................................................................................................................................................................... 67 Критерии логичности речевого выражения........................................................................................................................................... 69 Функция волеизъявления и текстовая организация документа............................................................................................... 70 Лингвистические термины........................................................................................................................................................................... 71 Глава III..................................................................................................................................................................................................................... 71 СТИЛЕВОЙ СТАТУС И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УСТНОЙ ДЕЛОВОЙ РЕЧИ................................................................................... 71 Лингвистические термины........................................................................................................................................................................... 79 Контрольные вопросы................................................................................................................................................................................... 79 Задания............................................................................................................................................................................................................... 80 Интонация и смысловая дискретность устной речи........................................................................................................................ 80 Лингвистические термины........................................................................................................................................................................... 82 Контрольные вопросы................................................................................................................................................................................... 83 Задания............................................................................................................................................................................................................... 83 Фонетические нормы устной литературной речи.............................................................................................................................. 83 Лексические нормы устной деловой речи............................................................................................................................................. 85 Грамматические нормы устной деловой речи.................................................................................................................................... 86 Лингвистические термины........................................................................................................................................................................... 91 Контрольные вопросы................................................................................................................................................................................... 91 Глава IV..................................................................................................................................................................................................................... 91 ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ................................................................ 91 Предмет и задачи деловой риторики....................................................................................................................................................... 91 Современная риторика и ее законы......................................................................................................................................................... 93 Правила смены коммуникативных ролей в диалогической речи........................................................................................................ 94 Структура речевого акта и речевая стратегия.................................................................................................................................... 97 Лингвистические термины........................................................................................................................................................................... 98 Контрольные вопросы................................................................................................................................................................................... 98 Деловые переговоры........................................................................................................................................................................................ 98 Классификация переговоров....................................................................................................................................................................... 98 Этапы переговорного процесса и законы риторики........................................................................................................................... 99 Речевая стратегия и способы ее вербальной реализации................................................................................................................ 100 Методы и тактика ведения переговоров.............................................................................................................................................. 104 Взаимодействие тактик. Перехват инициативы в деловом общении......................................................................................... 106 Виды слушания. Принципы эффективного слушания......................................................................................................................... 108 Итоги обсуждения. Резюмирование....................................................................................................................................................... 109 Контрольные вопросы................................................................................................................................................................................ 110 Протокольные жанры.................................................................................................................................................................................... 110 Совещание...................................................................................................................................................................................................... 110 Контрольные вопросы................................................................................................................................................................................ 113 Специфика жанра телефонного делового разговора.................................................................................................................... 113 Лингвистические термины........................................................................................................................................................................ 117 Задания............................................................................................................................................................................................................ 117 Презентационная речь как разновидность публичной речи....................................................................................................... 118 Стилистические приемы и риторические фигуры ораторской речи........................................................................................ 121 Глава V.................................................................................................................................................................................................................... 122 РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ......................................................................................................................................... 122 Предмет и функции речевого этикета в деловом общении, его национальный характер........................................... 122 Обстановка общения и этикетные формулы. Ты- и Вы-общение.............................................................................................. 124 Этикет и социальный статус адресата................................................................................................................................................ 126 Система обращений....................................................................................................................................................................................... 128 Церемонии и этикетные тексты*............................................................................................................................................................ 129 Знакомство. Рекомендации....................................................................................................................................................................... 132 Этикетная модуляция речи........................................................................................................................................................................ 135 Этикет делового письма............................................................................................................................................................................. 137 Этикет делового телефонного разговора........................................................................................................................................... 139 Культура поведения, речевой этикет.................................................................................................................................................... 140 Контрольные вопросы................................................................................................................................................................................ 141 Задания............................................................................................................................................................................................................ 142 ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ.................................................................................................................................................................................................. 142 Открытие фирмы: набор сотрудников и комплектование штата............................................................................................ 143 Искусство переговоров: целенаправленный сбыт.......................................................................................................................... 144 Деловое совещание: как выходить из тупиковой ситуации..................................................................................................... 144 КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА........................................................................................................................................ 145 СЛОВАРИ.................................................................................................................................................................................................................. 150 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................................................ 150
Date: 2015-09-05; view: 592; Нарушение авторских прав |