Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словарь этноисторических названий
Аквитания (лат. Aquitania) — историческая область на юго-западе Франции, примыкающая к Бискайскому заливу (Аквитанскому морю). Аквитаны — кельтское племя, располагавшееся на территории Галлии времен Цезаря. Алеманны (лат. Alamanni, швабы) — общее наименование германских племен, произошедших от свевов, более раннего населения Центральной Европы, связанных общими корнями с рядом других германских племен. Упоминаются в 213 г. в «Римской истории» хрониста Диона Кассия как живущие за римским пограничным валом — Границей (Limes), в области реки Майн. Расселившись на большой территории и увеличившись в народонаселении, алеманны в IV в. постоянно вторгались в пределы оскудевшей Римской империи, в Галлию, у рек Луары и Гаронна. Алтайцы — обобщенное наименование группы тюркских этносов, принадлежащих урало-алтайской языковой труппе. Генетически разделяются на две подгруппы: северные — туба (тубалары), челканцы, шорцы и кумандинцы, и южноалтайские этносы — алтайцы, или алтай-кииси, теленгиты (теленгеты) и телеуты, бывшие теле, наследники великого Тюркского каганата VI–VIII вв. Численность ныне всей группы не превышает 50 тыс. человек. Объединены, кроме шорцев и телеутов, в автономию, которая до 1940 г. называлась Ойротская, а ныне Горно-Алтайская. В религиозном отношении шаманисты, в некоторой части — православные; с 1890 г. началось активное распространение религии бурханизма, нового верования, связанного с бурятским и монгольским ламаизмом в сочетании с шаманизмом племен теле. Анагуак — область центральной Мексики, где расположена столица Мехико-сити. Место рождения мексиканской нации, «область безоблачной ясности» (метафора восходит ко временам Кортеса и испанских конквистадоров). Анагуак — метафора состояния испанского этноса, который в предгорьях столицы ацтеков Теночтитлан дал яростный бой испанцам и родился сам под звуки победных криков и возгласов «транспаренте» (область ясного и горького воздуха). Город Мехико — порождение возвышенности Анагуак, стал символом современных проблем цивилизаций третьего мира, где новейшие многомиллионные урбанистические образования покоятся на прахе искорененных старых этносов. Апачи или апахи («враги» на языках индейских родственных племен; самоназвание «ойне» — люди). Наиболее крупное кочевое объединение Северной Америки, кочевали в Колорадо, Новой Мексике, Техасе и Аризоне. Принадлежат к атабаскской языковой группе. Отстояли свою самобытность в течение долгих войн с испанцами и североамериканцами, которые уменьшили их численность на две трети. Атабаски — неукротимые наездники. Белое и индейское население других племен равно страдало от молниеносных набегов апачей, даже в начале XX в. наводили страх на белых колонистов и поселенцев, которые, в свою очередь, их не жалели и устраивали охотничьи экспедиции за «черепами» индейцев. Астрахань — «вечный» город в низовьях Волги. Время основания достоверно неизвестно. Первоначально (XV–XVI вв.) располагался на правом берегу Волги на 10 км выше современной Астрахани. На этом месте находились хазарский город Итиль, а позже тюркский Саксин. После завоевания Астраханского царства Иваном IV была основана современная Астрахань, и русские военачальники построили на Заячьем острове Кремль и новый город в 1558 г. Каменный Кремль построен при Годунове в 1587–1589 гг. На месте исторических поселений Астрахани с 1830-40-х гг. ведутся раскопки. Астрахань — один из наиболее романтических городов русского Востока, с которым связано много исторических событий. Описан итальянцами-венецианцами, англичанами, турками. В начале XX в. один из самых торговых городов России. Астурия (исп. Asturias) — историческая область на северо-востоке Испании, горная страна на крутых склонах Кантабрийских гор. Берег Бискайского моря (залива у географов) насыщен портами и поселками. Астурийцы подчинились римскому господству в 22–19 гг. до н. э., но вплоть до завоевания Астурии арабами сохраняли независимость и племенной обшинный строй. Великая испанская реконкиста — отвоевание родины — Испании началось в Астурии. В 718 г. было образовано королевство, затем на месте Астурии возникло королевство Леон, объединившееся в 1230 г. с Кастилией. Леон и Кастилия дали самое большое количество конквистадоров — испанцев, завоевателей Америки. Проникновенное описание Астурии оставил в 1915 г. испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет: «Укромная долина, зеленая, мягкая, влажная, укрытая от четырех ветров наглухо замкнутыми холмами. Там и сям — хутора, крашенные суриком стены, индиговые перила, сбоку свайный сруб для зерна, крохотный храм, грубое допотопное капище своей религии, где Богом было все, что способствует урожаю… И вся долина, как чаша, до краев налита нежным сизым туманом. Ибо в этом мире нет пустоты, весь он — одно сплошное осязательное целое… Эта укромная дружная обитель и есть Астурия. Покинув одну, попадаешь в соседнюю. Каждая долина содержит в себе всю Астурию и сама входит в нее слагаемым… Если представить Ла-Манчу (Кастилию) как одно бескрайнее пространство, то Астурия — это пространственная мозаика, составленная из отдельных и одинаковых частиц». Аустерлиц — место сражения коалиции России и Австрии с Наполеоном 20 ноября (2 декабря) 1805 г. в районе г. Аустерлиц (ныне Славков, Чехия) близ г. Брно (нем. Брюнн). Самое тяжелое поражение России за все время франко-русских конфликтов, имевшее серьезные последствия в начале XIX в. для престижа России. Австрия вышла из войны, заключив с Наполеоном Пресбургский мир. Бургунды — восточногерманское племя, до начала н. э. жившее слитно с вандалами (вандилиями). Упоминаются впервые Плинием Старшим. Во II в. н. э. Птолемей локализует их местопребывание в междуречье Одера и Вислы. Готы вытеснили их после битвы 248 г. на средний Майн, приток Рейна, где они столкнулись с алеманнами. С III в. н. э. постоянные жители областей Вюртемберга, франконии и части современной французской Бургундии. Венеция (лат. Venetia) — историческое место распространения венетов, иллирийцев, живших на побережье Адриатики. В конце первых веков до н. э. область племени венетов — болотистые равнины, на востоке переходящие в меловые возвышенности Далмации. В III в. до н. э. венеты оказались под властью римлян. В римское время провинция не имела будущего. Во время Великого переселения народов IV–V вв. на прибрежных островах близ будущей Венеции обосновались беглецы. Образовалась консорция венецианцев, включавшая в себя многоэтнический компонент, не связанный ни с германцами, ни с «последними» римлянами. В 697 г. венецианские жители объединились под властью своего предводителя — дожа, вождя. С IX в. стала играть роль торгового посредника между прирейнскими городами и Византией. Оформилась в особый романский субэтнос во времена крестовых походов, которые привели к возвышению республики Венеции. В дальнейшем превратились в конвиксию, гедонистически настроенную местную республику, слабо связанную с Италией. С начала XIX в. постепенно интегрируется в общероманское — итальянское движение объединения Италии под властью короля Пьемонта. Гусары (от венг. huszar) — легкая кавалерия, сродни кочевой коннице, появившейся в Венгрии в середине XV столетия во время войн с турками. Использовались навыки прежней монгольской конницы и тактика боевых действий турок-османов на юге Европы. Опробованные в венгерских степях гусарские эскадроны, затем полки, появились в армиях многих европейских государств — в Польше, Германии, России (с 1650-х гг.). Гараманты — первобытные племена Сахары, бродячие охотники и собиратели плодов, создавшие Ливию, по исторической традиции (версии) Геродота, считавшиеся самым древним населением Африки. Родственны бушменам, по этой же версии. Гараманты — жители неолита — в VII–VI тыс. до н. э. См.: Геродот. История в девяти книгах (Л., 1972. С. 558). В его IV книге рассказывается о плоскогорье Фессан (ит. Феццан, во времена владения Италией Ливии в XX в. н. э.), к югу от которого жили гараманты. Их караванный путь вел от озера и г. Герма (Гарама) на юг. Наскальная живопись страны гарамантов демонстрирует изображение буйволов с загнутыми назад рогами и боевых колесниц, особенно типа «летящий галоп». Наскальная живопись и материальные предметы культуры гарамантов вызвали громадный интерес в среде исследователей и искусствоведов Запада. Культура кочевников-скотоводов древней Сахары породила особый вкус к путешествиям. По исследованиям Л. Гумилева, гараманты связаны этногенезом с современным населением Сахары. Тиббу, или теда (тубу) являются реликтовыми остатками прежней цивилизации гарамантов, уничтоженной хамитскими и, возможно, негроидными племенами востока Африки. Тиббу — люди скал — немногочисленный народ (12 тыс. человек), живут на массиве Тибести, высотой почти в 3,5 км над уровнем песков. Этнической связи с туарегами не наблюдается. Справочный исторический материал см. в монографии: Сахара. М., Прогресс. 1990. Гл. «Коренное население Сахары». Даки — крупнейшее из фракийских племен на территории к северу от Дуная в регионе современной Румынии и Молдавии. Враждовали с соседями, гетами, тоже фракийцами, жившими севернее даков — до Карпат и восточнее. В начале II в. н. э. даки были завоеваны Римом, образовавшим имперскую провинцию Дакию. Даки романизировались. Так называемые «свободные даки» ушли на восток. Кровопролитные войны римлян в Дакии не принесли империи славы. Карела (корела) — финское племя, расселившееся в XVII–XVIII вв. на пространстве от Белого моря до Прибалтики. Самоотождествляют себя не с финнами соседней Финляндии, но с более древним населением финского расселения на севере России. Квакеры (от англ. quakers, букв. — трясущиеся; самоназвание — Общество друзей) — английская религиозная секта, возникшая в XVII в. Один из основателей секты Д. Фоке в конце XVII в. с пропагандой своих взглядов ездил в Шотландию, Германию, Америку, Голландию. Протестантизм квакеров был груб и прямолинеен. Квакеры отвергают всякую церковность, «внешнюю церковь», все таинства и обряды, погребение происходит молча и без церемоний. Квакеры основали одну из американских колоний — Пенсильванию, что сообщило особый характер истории этого штата. Колонии, колониальные владения. Для западноевропейских стран — колониальное расширение XIX–XX вв. является инерционной фазой развития. Так, Англия после восстания сипаев упраздняет Ост-Индскую компанию и включает Индию непосредственно в состав короны — Британскую империю. В течение XIX в. Англия последовательно колонизирует владения в Восточной и Южной Африке, Океании и др. Колонии ее — в Карибской Америке и в Гондурасе. Показателен при этом временной ряд: захват Золотого Берега в Африке (1876), Трансвааль (1877, 1900), в пользу Англии отходят все колонии Голландии в Южной Африке. Она присоединяет Египет (1882) и устраивает кондоминиум (совладение) с Египтом Судана (1899). Далее: Сомали (1884), Занзибар (1890), Ньяса (1891), песчаная Африка — Бечуаналенд (1885), Уганда (1894), Ашанти и Нигерия (1890–1900), Кения (1886–1906), а также Фиджи в Тихом океане (1874), Тонго (1899), Кипр (1878), Малайя (1874–1908), Борнео (1888). Инерционная фаза не может обеспечить долговременное существование колоний как функциональной части колониальной системы. Плавный или военный переход метрополий к естественным рубежам этноса начинается после Первой мировой войны. Копты — потомки населения Древнего Египта, в начале н. э., принявшие христианство. Египетская епархия церкви была весьма влиятельной и образованной. Рано обособившись, коптская церковь и население попали в конфликт с Византией, Константинопольской церковью. Арабы в VII в. легко завоевали Египет. Большое число коптов на севере Египта исламизировалось и влилось в арабский суперэтнос. На юге Египта копты сохранили религиозные заветы и свою этническую идентичность, став на долгие столетия субэтносом арабского, а затем османо-турецкого мира. Коптский язык исчез из употребления в XVII в. Ныне копты на юге Египта — многомиллионная этническая общность, остаток пассионарного сдвига II в. н. э. Сохранились коптские тексты, главным образом религиозного содержания. Мещеряки — субэтнос, сильно ассимилированный, живущий в настоящее время. Территория распространения — бывшие Пермская, Уфимская, Оренбургская, Пензенская губернии. Бытовой язык — тюркский, по происхождению финно-угры, три компонента в этногенезе: угрское кочевое, финское и оседло-тюркское начало. До революции исследователи обнаруживали самоидентификацию мещеряков с башкирами. Слились с русскими крестьянами Рязанской и Нижегородской губерний, на востоке — с башкирами. Мингрелия (Мегрелия) — в XVI–XIX вв. самостоятельное княжество на западном побережье Грузии, рядом с Аджарией и Абхазией, между реками Ингури и Риони. Остаток некогда значительного этноса. С 1803 г. под протекторатом России, с сохранением автономного княжеского правления своего феодального владетеля. Со смертью последней владетельной княгини Мингрелия в 1867 г. вошла в состав России, образовав Зугдидский и Синакский уезды бывшей Кутаисской губернии. Неаполитанцы — субэтнос в Италии на протяжении 800 лет, до объединения Италии в XIX в. Историческая Кампания, провинция еще Римской империи, область Неаполя и Палермо долгое время была местообитанием смешанного населения, наследников римлян, греков, арабов, норманнов, в дальнейшем испанцев и французов. Частая смена культур и нравов двора в Неаполе и Палермо, помогла создать своеобразный облик субэтноса с его внутренней иерархированной структурой, в которой особое место принадлежало «каморре» — тайной организации зашиты интересов главенствующих кланов Неаполя и Кампании, своего рода мужской тайный союз. Извержения Везувия, требовавшие частых реставраций зданий, перемен, наложили отпечаток на характер и динамический стереотип населения юга Апениннского полуострова. Неаполитанцы находились в мемориальной фазе этногенеза уже в XIX в., пассионарии поголовно выселялись в Америку — США и Аргентину, создавая крупные землячества, конвиксии, жившие по законам Неаполя и Палермо. Никомедия — столица древней Вифинии, провинции Римской империи. Основана в 264 г. до н. э. на берегу залива Мраморного моря. Была столицей императора Диоклетиана и Константина Великого. Ныне турецкий город Измир. Норманны (викинги) — наименование населения Скандинавии. Флотилии норманнов, занимавшиеся мелким разбоем в устьях рек Норвегии и Ютландии, в IX-Х вв. превратились в угрозу сельскому населению Европы. Переменив скудные родные места на богатые береговые территории, превратились в колонистов, занимавших богатые местности Франции, Италии, Испании, Византии. В 911 г. викинг Роллан получил в наследственное владение Нормандию на западе Франции. В 1066 г. норманны из Нормандии завоевали Англию. Свою колонию они перебросили на юг Италии, основав королевство обеих Сицилий. Норманны были авангардом воинственного движения крестоносцев в Палестине. Под именем варягов оставили глубокий след в истории Киевской Руси. Открыли Исландию, Гренландию и Северную Америку. Нубийцы — жители Нубии и Судана. Принадлежат к черной расе. Часть нубийцев в верховьях Нила смешалась с арабами, образовав субэтнос беджа. Нубийцы отличались мускулистым сложением, большой энергией и выносливостью. Экспедиции по захвату рабов-нубийцев практиковали еще древние египтяне. Англичане использовали их в качестве переносчиков грузов. С XVIII в. исповедуют ислам. Нумидийцы — этнос, освоивший огромные пространства Северной Африки, где ныне располагаются государства Алжир, Мавритания, Тунис. Нумидийцы дали свое имя кочевникам (от греч. Номадес). Номады стало родовым определением всех жителей-кочевников Сахары и Аравии. Рим завоевал Нумидию, сделав страну нумидийцев своей продовольственной базой. После завоеваний германцев-вандалов, пришедших с Пиренейского полуострова, часть нумидийцев смешалась с пришельцами, часть ассимилирована арабами в VII–VIII вв. Нумидийский царь Югурга в семилетней войне с Римом был побежден, пленен и казнен в Риме в 104 году до н. э. Осман — первый султан турок (1259–1326), названный Аль-Гази, завоеватель, победитель. Вождь одного из племенных объединений тюрок во Фригии, в Малой Азии, был провозглашен султаном. С 1299 г. отложился от главы всех тюрок Востока — «императора Иконийского» Сельджукского султаната и положил основание независимому турецкому, или османскому государству. В конце правления ему принадлежала вся западная Малая Азия, населенная греками. По традиции Османская, или Оттоманская империя называется его именем. Роксоланы — кочевые сарматские племена, передвинувшиеся из бассейна Дона к Днепру и далее на запад. Вокруг проблемы происхождения и их дальнейшей этнической эволюции существует двухсотлетняя полемика. Сарматы — общее обозначение ираноязычных племен, расположенных а древности между северным Казахстаном и Волгой. Включали в себя родовые объединения роксолан, алан, собственно сарматов, часть скифов, язигов и др. Вытеснили из Причерноморья скифов. Разрушили греческие колонии в Крыму и на Кавказе. Выдвигались в сторону Восточной Европы. Были разбиты гуннами в IV веке н. э. В польской, немецкой, турецкой литературе в Новое время под «роксоланами» понимались обычно славяне: запорожские казаки, южноруссы, малоруссы. Талагай — небольшой субэтнос старожилов-однодворцев, колонистов-новоселов в южнорусских губерниях. Этнолог Д. К. Зеленин изучал их в начале XX в. Скорее всего, они — остатки расселения тюркского суперэтноса Придонья, Приволжья, растворившиеся в южнорусском населении. Тевтоны (у Страбона «товгены») — германское племя, жившее во времена Юлия Цезаря недалеко от римской Границы. Одновременно с кимврами совершили большое вторжение — «нашествие» на Галлию и Италию в 113–101 гг. до н. э. Кимвры — германское племя на севере Ютландии (ныне Дания). Совместный поход кимвров н тевтонов в союзе с другими племенами закончился взятием Толозы (ныне Тулуза), наиболее богатого города Галлии. Тевтоны и кимвры были беспощадны в бою и походах. Тептяри — этническая общность в Приволжье. Обращены в магометанство в XIX в., выходцы-маргиналы из этносов удмуртов, мордвы, марийцев. Переняли тюркский язык. Самоназвание «тяптярь», т. с. перечисленные, занесенные в перепись. Туареги — древнейшие кочевники на земле. Этнос, обитающий в особом районе Сахары, на стыке границ нынешних Алжира, Ливии, Нигерии, Мали. Самоназвание «имухаги», «имушаги». Принадлежат к берберской языковой группе. Прославились пробивкой караванной дороги сквозь Сахару и охраной купеческих караванов на Нигер. Туареги — люди пустыни, покрывают лица платками — синими у племенной знати и белыми у остальных кочевников. Кое-где на окраинах кочевого пространства перешли на оседлость, смешавшись с арабами и негроидными племенами. Тума или тума — этническая группа, метисы, полурусские-полутатары. По определению словарей XIX в., «тумак» — полукровка, метис по М. Фасмеру. Чаще определение помеси южноруссов (не казаков), так называемых гулящих людей, и персов южнокаспийской области. «Гремучая» смесь, разбойники, люди Степана Разина, шедшие с ним за «зипунами» — на грабежи в Персию и на Мангышлак. Сформировались в небольшую консорцию, начальную фазу этноса, не имевшую перспектив развития. Просуществовали в низовьях Волги, Терека до конца 1930-х гг. В Сибири, Нерчинске и в других каторжных местах происхождение названия «тума» неизвестно. Поговорка «у тумы — кровавые думы» отражает реальность Волги и Прикаспия. У Даля, тума — всякая помесь в природе: волколис, лисопес, а также человек бесшабашный, «шабашник». Фламандцы — народ германской языковой группы, имеющий один литературный язык с голландцами. Населяют север и запад Бельгии — бельгийскую Фландрию и часть французской Фландрии, где они офранцужены. В Бельгии на протяжении XX в. фламандцы доминируют по численности населения. Трения с валлонами, говорящими на французском языке, рьяными католиками, менее занятыми современным бизнесом и индустрией. Фландрия — одна из самых цветущих областей Европы в Средневековье. Города Брюгге, Гент, Лилль стали родоначальниками раннего капитализма Северной Европы. Фландрия — опора Англии в Столетней войне с Францией в XIV–XV вв. Франки — общее наименование части воинственных германских племен, которые в начале IV в. н. э. после гуннского вторжения, расселились вдоль римской Границы — пограничного вала в качестве союзников римских цезарей. В конце V в. часть франков салических (от греч. Salum — открытое море) — приморские франки во главе с Хлодвигом (481–511), основателем первой французской династии Меровингов, — завоевали Францию, большую часть бывшей кельтской и романской Галлии. Франкская монархия при Карле Великом превратилась в общую всеевропейскую монархию. В 843 г. при Людовике Благочестивом произошло окончательное размежевание франков и германцев на две будущие нации, на два государства — на западно-франкское королевство на территории современной Франции, включая Аквитанию, и восточно-франкское королевство, будущую Германию, которая объединилась в империю лишь в XIX в. Взрыв этногенеза в IX в. на западе Европы поднял норманнов, франков, провансальцев, астурийцев, португальцев к этнической фазе, начавшей заново виток этногенеза. По имени франков большая область по среднему Рейну и Майну в Германии называется Франконией. В течение нового времени Франкония была частью Баварии и баварского герцогства. Наиболее прославленные города немецкой Франконии — Нюрнберг, Вюрцбург, Байрет, Ансбах. Хорваты, или кроаты — южнославянский этнос, часть огромного массива славянского расселения IX–XI вв. Занимают пределы исторических провинций частично Римской империи, частично поздней Австро-Венгрии: Далмацию на побережье Адриатики, Истрию по соседству с Италией, собственно Хорватию с г. Загребом. Близки сербам по происхождению, с которыми их связывает общий литературный язык — сербо-хорватский и общий культурный фонд мифологии и быта. Подобно сербам до середины XX в. сохраняли «задругу» — своего рода сельскую общину (т. с. большую семью и совместное владение земельной собственностью). В массе своей с конца XIX в. ревностные католики. Сербы — православные, единственно стойкие в византийской вере на Балканах в XIX–XX вв. (см. об этом «Византизм и Славянство» К. Н. Леонтьева). Религиозные распри и письменность (латиница и кириллица) развели два родственных народа трижды в XX в. до взаимоистребительной войны. Хемшины — армяне-мусульмане, жившие в восточных провинциях старой Турции, в Ираке, Иране (Лазистане). Религиозная рознь привела хемшинов к отчужденности от остального армянского этноса. В 1900-х гг. на Черноморском побережье Абхазии, Грузии, Аджарии хемшины ассимилировались армянами григорианцами. Чумаки — профессиональная группа старой России, своеобычный субэтнос в степях Слободской Украины, Крыма, Северного Кавказа. Возчики соли, рыбы, вина. Наименование — тюркизм, обозначавший людей, занимавшихся торговыми перевозками. Много описаний их быта, речи, сословных предрассудков (см. «Степь» А.П.Чехова). Челдоны (чолдоны, чалдоны) — тюркское слово. В Сибири означало: пришлый, недавний, выходец из России. Также — бродяга, беглый, каторжник (см.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., Прогресс. 1987. Т. IV). В обычаях начала XX в. разговорное наименование метиса, неравноправного с остальными членами этноса. В Сибири — особое этническое образование. В Срединной Азии, в степях Казахстана и предгорьях Киргизии, в Калмыкии и на Кавказе — бродяга, расово отличающийся от остальных. Человек неизвестного происхождения. Потомки челдонов — очень крепкие хозяйственные люди. В Сибири — особая конвиксия, т. е. общность, живущая некоторыми бытовыми и мифологическими воспоминаниями о своем прошлом. Чироки (самоназвание цалаги) — ирокезское племя, жившее в Аллеганских горах, куда продвигалась американская военная граница, фронтин, в конце XVIII–XIX вв. В истории американского Юга сыграли выдающуюся роль в освоении природы и умелом хозяйствовании на больших территориях. В войне 1783 г. и последующих годов, а также в войнах начала 1830-х гг. с североамериканцами лишились почти всех своих земель. В связи с открытием золота в Аллеганах чироки были депортированы в сухие пустынные земли Оклахомы, где им ограничили проживание первой индейской резервацией — «Индейской территорией». Половина племени во время выселения погибла, многие — при перевозе через Миссисипи. Часть чироков переселилась в Техас, где они воевали против североамериканцев во время войны США с Мексикой, кончившейся захватом Новой Мексики, юго-западных штатов США. Чироки — одно из самых прославленных племен индейцев, имели свою письменность и литературу. Швабы — германоязычное племя на территории нынешней земли Германии — Баден-Вюртенберг, а также Франции — Эльзас и Швейцарии. В XII в. швабское герцогство стало частью Священной Римской империи. Швабы — родоначальники двух наиболее известных германских династий: Гогенштауфенов и Гогенцоллернов. Происходят от алеманнов (общее наименование германского суперэтноса эпохи после Великого переселения народов).
[1]Вернадский В. И. Биосфера //Избр. соч. М., Л., 1960. Т. 5. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.
[2]Берг Л. С. Климат и жизнь. М., 1947; Он же. Номогенез //Труды по теории эволюции. Л., 1977.
[3]Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1966.
[4]Toynbee A. J. Study of history. Abridgement of Volumes //By D. C. Somervell. London; New York; Toronto, 1946. I–IV.
[5]Шпенглер О. Закат Европы. Пг., 1922.
[6]Гумилев Л. Н. Хунну. М., 1960; Хунны в Китае. М., 1974; Древние тюрки. М., 1967; Поиски вымышленного царства. М., 1970.
[7]Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
[8]Конрад Н. И. Указ. соч. С. 76–78.
[9]Рогинскии Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М., 1955. С. 252–255.
[10]Гумилев Л. Н. О термине «этнос» //Доклады отделении и комиссий Географического общества СССР. Л., 1967. Вып. 3. С. 3—17.
[11]Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей //Вопросы философии. 1964. № 2; Агеев А. Г. Народность как социальная общность //Там же. 1965. № 2; Козлов В. И. О понятии этнической общности //Сов. этнография. 1967. № 2; Андрианов Г. В. Проблемы формирования народностей и наций в странах Африки //Вопросы истории. 1967. № 9; Бромлей Ю. В. К характеристике понятия «этнос» //Расы и народы. М., 1971. № 1; Он же. Этнос и этнография. М., 1973. С. 122–123.
[12]Гумилев Л. Н. О соотношении природы и общества согласно данным исторической географии и этнологии //Вест. ЛГУ. 1970. № 24. С. 39–49. К этой точке зрения примкнул Ю. В. Бромлей (см.: Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М… 1983. С. 175–176).
[13]Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972.
[14]Говоря про природный процесс «сам стал…», мы не допускаем антропоморфизма, а просто применяем привычный оборот. Например: «Ручей проложил себе русло и образовал излучину».
[15]Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. С. 283.
[16]Берталанфи Л. Общая теория систем — критический обзор //Исследования по общей теории систем. М., 1969, С. 28, след.; Садовский В. Л., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения обшей теории систем //Там же. С. 12, след.: Малиновский А. А. Общие вопросы строения системы и их значение для биологии //Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. С. 145–150.
[17]Колесник С. В. Общие географические закономерности Земли. М., 1970. С. 7.
[18]Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 122–123.
[19]Вернадский В. И. Указ. соч. С.283, след.
[20]В. И. Вернадским подсчитано, что от одной пары слонов за 740–750 лет «получилось бы около 19 миллионов живых слонов» (Вернадский В. И. Указ. соч. С. 287).
[21]Гумилев Н. С. Поэма начала //Дракон: (Стихотворный альманах). Пг., 1921.
[22]Открытие великой реки Амазонки: Хроники и документы XVI века о путешествиях Франсиско де Орельяны. М., 1963. С. 48, след.
[23]Остров Скандза. откуда вышли готы — южная Швеция, долго носившая имя «Готия» (см.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов /Вступ. ст., перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской. М., 1960. С. 68. Прим. 68. С. 190). Иордан ошибочно отождествляет готов с древними готами.
[24]См.: Брайчевский М. Ю. Походження Pyci. Киiв, 1968. С. 152–156.
[25]Росомоны — противники готов и союзники гуннов — упомянуты Иорданом в указанной выше книге только один раз в § 129 (С. 279). Б. Л. Рыбаков считает росомонов ядром будущей русской народности — русов (см.: Советская археология. 1953. XVII. С. 100). Судя по именам Супильда, Cap, Аммий, росомоны не славяне. Упомянуты они и у Захария Ритора, автора VI в. (см.: Пигулсеская Н. В. Сирийские источники по истории народов СССР. М., Л., 1941. С. 84 и 166).
[26]Даки — племя, истребленное римлянами. Об этнической его принадлежности достоверных данных нет. Известно, что они граничили с бастарнами (в Карпатах) и гетами (на нижнем Дунае) и входили в состав державы, созданной гетским царем Бурвистой. Эта держава включила Молдавию, Румынию, Болгарию, часть Западной Украины, Буковину, Венгрию и Чехию (см.: Тихонова М. А. Роль западного Причерноморья в сложении культуры Поднестровья //КСИИМК. 1940. Вып. 8. С. 67). Но это объединение оказалось эфемерным. «По словам Страбона, Бурвиста погиб низвергнутый, потому что некоторые восстали против него» (Иордан. Указ. соч. С. 238). Надо полагать, что расширение державы готов еще не было началом подъема этноса, а явилось результатом пассионарного ослабления соседних племен Восточной Европы. В отличие от Бурвисты, Децебал создал в Дакии этнически монолитную державу, сопротивлявшуюся Риму до 107 г. После жестокого подавления даков Траяном завоеванная территория стала провинцией и была заселена ссыльными из восточных областей империи и семьями легионеров. Уцелевшие от резни даки растворились среди колонистов, как колоны — крепостные (Моммзен Т. История Рима. М., 1949. Т. V. С. 191–194). Последовавшие в III в. войны (сарматские и готские) так опустошили страну, что Аврелиан в 270 г. вывел римские войска из Дакии, но многие колонисты предпочли остаться и подчиниться готам. Однако это были уже не даки, а румыны (см.: Вебер Г. Всеобщая история. М., 1983. Т. 4. С. 450, 506).
[27]Рубеж новой эры отчетливо прослеживается на истории Иудеи, бывшей в I в. горячей точкой Ойкумены. Освобожденные Киром из вавилонского пленения и приведенные в Палестину пророком Ездрой, евреи были малочисленны, но полны решимости реставрировать свое государство. Однако им пришлось мириться с властью персидского шаха, а потом, с 198 г. до н. э. — с гнетом Антиоха IV Эпифана. Македонские цари (гуманные Птолемеи и жестокие Селевкиды), делившие власть над Палестиной, одинаково способствовали эллинизации евреев. Навстречу царской воле шло высшее иудейское духовенство, допустившее разрушение Иерусалима, отмену субботы и культ Зевса Олимпийского. Тогда восстал народ. Иуда Маккавей показал себя мастером партизанской войны. Его поддержала партия хасидеев, т. е. праведных. Войну евреи выиграли и, более того, покорили старых врагов — самарян и идумеев, принудив их принять обрезание, а также завоевали горную страну моавитян и жителей Галилеи. Образовалось самостоятельное сильное царство, а следовательно, н оппозиция. Против эллинизированной царской власти — саддукеев выступили сепаратисты — нерушим (по—гречески фарисеи), за которыми пошел народ, так что правительство было вынуждено идти на компромисс (76–67 гг. до н. э.). В 6–7 гг. н. э. появились экстремисты—зилоты, которым отказали в помощи и синедрион, и фарисеи, ибо чрезмерные притязания зилотов вызвали волну антииудаизма, который неправильно называть антисемитизмом, так как противниками евреев были семиты: идумеи (арабы) и галилеяне (жители Ливана) (см.: Тураев Б. А. История Древнего Востока. СПб., 1913. 4.11. С. 306–400; Моммзен Т. История Рима. Т. V. С. 435–491).
[28]Наряду с агрессивными течениями, стремившимися возродить «кровавую старину», в I в. появились настроения, благосклонные к творческому контакту с соседями. Некоторое время существовали иудео—христиане — эбиониты: они исчезли после разрушения Иерусалимского храма (см.: Николаев Юрий. В поисках за божеством: Очерки из истории гностицизма. СПб., 1913. С. 77). Современником Христа был известный Аполлоний из Тианы, культ которого бытовал более 300 лет (там же. С. 59) как синкретизм. Попытку объединения ветхозаветного учения с платонизмом предпринял знатный иудей Филон Александрийский. Он ввел в иудейское учение понятие Логоса как «сына Божия» (Вебер Г. Указ. соч. С. 387–388). Именно Филон оставил наиболее подробное описание учения и жизни ессеев, которых по числу было почти столько же, что и фарисеев (см.: Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960. С. 199). Ессси исповедуют «благородную бедность, занимаются ручным трудом и проживают в местах обособленных; рабство они отрицают, Христа не признают» (там же. С. 208). Близкая к ессейству «кумранская община» заимствовала в Иране дуализм, т. е. вечную войну «сынов света» и «сынов тьмы» (там же. С. 172–173). Но самое сильное воздействие на мировоззрение восточных этносов I–III вв. оказал гностицизм, поставивший на место личных родовых богов безликую «Плерому» (полноту всего сущего) и ее проявления — эоны (греч.). Это учение проникло в Иудею, где в талмудическом иудаизме Плерома названа Ейнсоф, а зоны — шехины. Даже учение офитов — поклонников Змея, соблазнившего Еву, имеет аналог в иудаизме (см.: Николаев Юрий. Указ. соч. С. 236–241; 206–215). Значение изучения древних мифологем в том, что их разнообразие показывает резкий подъем «пассионарности» и характеризует фазу этногенеза. О вариациях стереотипов поведения см. ниже.
[29]«Письмо Плиния» (X, 97) императору Траяну в 112 г. и ответ Траяна «… не должно разыскивать их, но если … они уличены, должно наказывать их. Притом, если человек говорит, что он не христианин и докажет это делом, т. е. призыванием наших богов, то он должен получить прощение, хотя бы существовало подозрение, что он христианин» (цит. по: Вебер Г. Указ. соч. С. 414).
[30]Так погиб в 290 г. римлянин Бонифаций (Вонифатий). Месяцеслов. М., 1978. Т. 2. С. 401–402.
[31]О десятом фиванском легионе см.: Робертсон Дж. История христианской церкви. СПб., 1890. Т. 1. С. 133.
[32]«…И расходятся люди во мнениях о том, почему арабов стали называть арабами» (цит. по: Грязневич П. А. Аравия и арабы //Ислам. М., 1984. С. 122–131).
[33]Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895. Т. 1. С. 2–3.
[34]Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895. Т. 1. С. 43–46.
[35]Савеллий, уроженец Ливии, был самым ярким выразителем христианского течения — моделизма, строгого монотеизма, отрицавшего принцип Троичности. Бог, по учению саввеллианцев, един, но выступает в различных модусах, одним из коих был Христос. Это учение было осуждено римским епископом Каллистом I около 220 г., но продолжало исповедоваться в Сирии и римской Африке (см.: Николаев Юрий. Указ. соч. С. 415). Продолжателем Савеллия был Павел Самосатский, с 260 по 272 г. епископ антиохийский. Он считал Иисуса Христа человеком, рожденным от Духа Святого и воплотившим в себе Логос (Слово). Сирийские епископы низложили Павла как еретика; Павел бежал в Пальмиру, где у него было много единомышленников, но Пальмира в 272 г. была взята римским императором Аврелианом, и «монархиане» (так были названы последователи Савеллия и Павла Самосатского) рассеялись по Сирии и Аравии (см.: Вебер Г. Указ. соч. С. 438–439, 509).
[36]Иисуса Христа Мухаммед считал пророком, а Евангелие — святой книгой. Легко заметить, что его понимание христианства совпадало с монархианством Савеллия и Павла Самосатского. Прочие христианские исповедания были во время правления халифов только терпимы.
[37]Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 356–357.
[38]Кабус—намэ /Пер. Е.Э. Бертельса. М., 1958.
[39]Синха Н. К… Банерджи А. Ч. История Индии. М., 1954. С. 99.
[40]Кумарилла восстановил учение о личном Боге и Создателе около 750 г (Беттами и Дуглас. Великие религии Востока. М., 1899. С. 75).
[41]Шанкара, ученый брамин, шиваистский поэт (см.: История Индии в Средние века. М., 1968. С. 198), выдающийся мыслитель VIII в., основатель многих сект и философского учения—веданты (см.: Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1955. С. 53–58; 280–347).
[42]См.: История стран зарубежной Азии в Средние века. М., 1970. С. 95–98 и список литературы.
[43]Босеорт К. Э. Мусульманские династии. М., 1971. С. 243, след.
[44]Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 349–362, 404–424.
[45]Гумилев Л. Н. Старобурятская живопись. М., 1975. С. 16–17.
[46]Гумилев Л. Н. Старобурятская живопись. М., 1975. С. 16–17.
[47]Гумилев Л. Н. Старобурятская живопись. М., 1975. С. 16–17.
[48]Гумилев Л. Н. Хунны в Китае. С. 180. См. также: Гумилев Л. Н. Величие и падение Древнего Тибета //Страны Востока. М., 1969. Вып. VIII. С. 153–182; Богословский В. А. Очерк истории тибетского народа. Л., 1962. С. 41; Цыбиков Г. Ц. Буддист паломник у святынь Тибета. Пг., 1918. С. 18; Кузнецов Б. И. Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных». Л., 1961. С. 56.
[49]Гумилев Л. Н. Люди и природа Великой степи //Вопросы истории. 1987. № 11. С. 64–77; Хунну.
[50]Гумилев Л. Н. Троецарствие в Китае //Доклады отделении и комиссий Геогр, об—ва СССР. Л., 1968. Вып. 5. С. 108–127.
[51]Гумилев Л. Н. Хунны в Китае. С. 272.
[52]Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 504.
[53]Бичурин (Иакинф) Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л.; 1950. Т. 1. С. 355.
[54]Гумилев Л. Н. Статуэтки воинов из Туюк—Мазара //Сб. музея антропологии и этнографии. Л.; М.; 1949. Т.ХII. С. 243.
[55]Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1966. С. 127.
[56]Дуфу. Стихи //Пер. А. Гитовича. М., 1955. С. 45–46.
[57]Дорст Ж. До того как умрет природа. М., 1968. С. 39.
[58]Дорст Ж. До того как умрет природа. М., 1968. С. 39.
[59]Вернадский Г. В. О составе Великой Ясы Чингисхана //Исследования и материалы по истории России и Востока. Брюссель, 1939. Вып. 1.
[60]Цит. по: Босеорт К. Э. Нашествие варваров //Мусульманский мир: (905— 1150). М., 1951. С. 33.
[61]Папа Иоанн XII, в юношестве Октавиан, сын «сенатора Рима» (т. е. правителя), был избран на престол в 955 г. шестнадцати лет от роду. Ватиканский двор стал вертепом продажных женщин. То, что папа охотился, играл в кости, волочился и пьянствовал, куда ни шло. Но он давал пиры с возлияниями в честь древних богов и предлагал гостям пить в честь сатаны! Это шокировало римлян даже больше, чем связь папы с наложницей своего отца, с ее сестрой и ее племянницей. Иоанн XII был отрешен в 963 г., но боролся за власть, мучил пленных и умер в 964 г. от паралича в доме одной из своих дам (Вебер Г. Всеобщая история. М., 1893. Т. 6. С. 79–85).
[62]Императора Генриха IV погубила откровенность его жены — Евпраксии Всеволодовны, которую Генрих принуждал к участию в тайных оргиях — «черных обеднях». Русская женщина не стерпела немецкого кощунственного разврата и убежала в Каноссу, откуда папа (зафиксировав ее показания и дав отпущение) отправил княжну под надежным конвоем домой в Чернигов. Там она постриглась в монахини и скончалась 9 июля 1109 г. (Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 126–127).
[63]Усама ибн Мункыз. Книга назидания. М., 1958. С. 208.
[64]Осокин Н. Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. Казань, 1872.
[65]Филипп Август женился на датской принцессе Ингеборг. Когда же она с богатым приданым приехала в Париж, он прогнал ее под предлогом «непреодолимого отвращения», но имущество ее присвоил. Короля осудили и папа, и народ. В конце концов ему пришлось стать мужем датчанки, фактически или формально.
[66]Это легендарная версия, но она точнее отражает характер создавшейся коллизии, чем фактическая история покорения свободных кельтов и казни их вождей в 1282–1283 гг. Эдуард II родился в Уэльсе и получил от отца титул принца Уэльского, но восстания кельтов продолжались до 1295 г.
[67]См.: Вебер Г. Указ. соч. М., 1894. Т. 8. С. 839.
[68]См.: История Византии. М., 1967. Т. I. С. 195.
[69]Литература по митраизму громадна. Известны и описаны иранский, киликийский и римский митраизмы. Митраизм был главным соперником христианства в I тыс. н. э. Восточный вариант митраизма обнаружен у тибетцев и монголов (см.: Гумилев Л. Н. Древнемонгольская религия //Доклады Геогр. об—ва СССР. Л., 1968. Вып. 5. С. 31–38; Кузнецов Б. И., Гумилев Л. Н. Бон (древняя тибетская религия) //Доклады Геогр. об—ва СССР. Л., 1971. Вып. 15. С. 72–90).
[70]Таким образом в Ленинград попала карта легендарной страны Шамбала и карта мира, включавшая Америку. Оказалось, что Шамбала — не мистическая область злых богатырей, а Селевкидское царство в Сирии и Иране во II в. до н. э. (см.: Гумилев Л. Н., Кузнецов Б. И. Две традиции древнетибетской картографии //Вестник ЛГУ. 1969. № 24. С. 89—101).
[71]Пер Гюнт — герой одноименной драмы Г.Ибсена (1828–1906).
[72]Заболоцкий Н. Избранное. М., 1960. С. 19. (В печатном тексте в последней строке приведенного отрывка — опечатка.)
[73]Гумилев Н. Поэма начала //Дракон: альманах стихов. СПб., 1921. С 33.
[74]Сухое изложение этого события см.: Вебер Г. Всеобщая история. М., 1892. Т. 3. С. 315.
[75]Аргументацию этого тезиса см.: Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. М., 1909. Т. 1. С. 87.
[76]Осокин Н. Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. С. 194.
[77]Осокин Н. Первая инквизиция и завоевание Лангедока французами. С. 195.
[78]Главными и общедоступными работами по вариантам исмаилизма являются: Сиасет—намэ: Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал—Мулька / Перевод, введение и изучение памятника и примечания Б. Н. Заходера. М.; Л., 1949; Беляев Е. А. Мусульманское сектантство. М., 1957; Петрушееский И. П. Ислам в Иране. Л., 1966; Бертелье А. Е. Насир—и—Хосров и исмаилизм. М., 1959.
[79]Политическую историю карматов см.: Мюллер А. История ислама. СПб., 1895. Т. II–III.
[80]Усама ибн Мункыз. Книга назидания. М., 1958. С. 201.
[81]Беляев Е. А. Мусульманское сектантство. С. 60.
[82]Цит. по: Бертелье А. Е. Насир—и—Хосров и исмаилизм. С. 262.
[83]Цвет Фатимидов.
[84]Цвет Аббасидов.
[85]Мустансир, халиф Египта, Фатимид (1036–1094).
[86]Плащи бедуинов — белые с красными полосами.
[87]Подразумевается происхождение Мустансира от Али и Фатьмы, сестры Мухаммеда. На самом деле родоначальником Фатимидов был пасынок Абдуллы ибн Маймуна, еврей, обращенный в исмаилизм.
[88]Имеются в виду успехи войск Мустансира.
[89]Бертелье А. Е. Насир—и—Хосров и исмаилизм. С. 263. Стихотворный перевод Л. Н. Гумилева.
[90]Жерсон создал теорию, согласно которой Вселенский собор выше папы, и написал трактат «О низлагаемости папы» (см.: Вебер Г. Всеобщая история. М., 1894. Т. 8. С. 200).
[91]Оттокар II — последний славянский король Чехии, потомок крестьянина Пшемысла, выбранного в короли и завещавшего как реликвию свои лапти потомкам. Оттокар II и его двор увлеклись блестящим церемониалом рыцарской Германии. Оттокар II усердно строил города для немецких колонистов, чем ограничил права крестьян и чешской знати. Присоединив в 1252 г. Австрию, он превратил Богемское королевство в этническую (германо—славянскую) химеру. Рудольф I Габсбург, заключив союз с венграми и половцами, разбил Оттокара II на Мархском поле в 1278 г. Оттокар пал в бою (Вебер Г. Указ. соч. Т. 7. С. 709–711).
[92]Пассионарный толчок, поднявший славянство и византийство, был в I в., а германо—французский — в IX в. Отсюда несходство в традициях и фазах этногенеза, что ускорило надлом суперэтнического поля.
[93]Король Вацлав (Венцеслав) IV в 1409 г. издал Кутногорский декрет, по которому во всех важных университетских делах чехи имеют три голоса, а «тевтоны», т. е. иностранцы, — только один. Тогда немецкие профессора покинули Пражский университет, ректором коего стал Ян Гус (см.: Хрестоматия по истории Средних веков /Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М., 1950. Т. II С. 134–139).
[94]О национальном подъеме чехов существует огромная литература не только на русском, но еще больше на иностранных языках (как старая, так и новая), приводить ее здесь нецелесообразно.
[95]Фаза надлома поведенческого стереотипа, именуемая эпохой Возрождения, характеризуется текстом Охранной грамоты императора Сигизмунда магистру Яну Гусу и последующим нарушением ее самим императором (см.: Бильбасов В. А. Чех Ян Гус из Гусинца. СПб., 1869. С. 11). И магистр, и император были людьми фазы надлома, но с разными доминантами. Поэтому мотивировки их поступков заслуживают внимания. Сигизмунд, выслушав окончательный результат, побледнел и затрясся, как будто бы должен произнести приговор над самим собою: он знал, что от него зависели свобода и жизнь Гуса. Гробовое молчание воцарилось под сенью храма, когда отзвучала последняя речь, и Сигизмунда спросили: «Ваше величество, император! Каково будет ваше окончательное решение: за учение Гуса или против? Признаете ли вы его еретиком, заслуживающим, смерти?..» Вопрошаемый взволнованным голосом ответил так; «Продолжаю утверждать, что Гус — еретик и по праву вполне заслуживает смерти сожжением, если не отречется…» Тогда Гус мужественно спросил: «Ваше императорское величество, ужель вы можете так поступить в унижение своей короны и немецкой чести? Ужель сами уничтожаете свою Охранную грамоту, утвержденную вашей печатью и подписью, беря на свою голову преступление и вероломство? Не о моей жизни речь, но о вашем честном имени…» «Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд, но только сюда, а это ты получил. Обратного же пути я не обещал… Твое требование неосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов». Так ответил Сигизмунд. Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса схватили его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса» (Послание магистра Иоанна Гуса, сожженного римской курией в Констанце 6—го июля 1415—го года. М., 1903. С. 254–272, 282–284).
[96]…В воскресенье 17 марта (1420 г.) по приказанию папского легата, находившегося в то время вместе с Сигизмундом, королем римским и венгерским, в городе Вратислава был объявлен на проповедях по храмам крестовый поход против богемцев, особенно против ревнителей причащения чашей, как против еретиков и врагов церкви римской» (Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962. С. 50).
[97]Трачевский А. Учебник русской истории. СПб., 1900. Ч. 1. С. 180.
[98]Карл V (1500–1558) 6 мая 1521 г. издал в Вормсе эдикт о провозглашении Лютера еретиком, но не был поддержан князьями, рыцарством и городами. Лютер публично сжег папскую буллу с требованием отречения от своего учения и в письме к одному из своих друзей Спалатину объявил папу Льва Х антихристом (Хрестоматия. М., 1950. Т. III. С. 111–112). Надо отметить, что «формула отлучения от церкви», возникшая в XIII в. и постоянно употреблявшаяся в XVI–XVIII вв., содержит повод для такого обвинения: «Взываю к тебе, сатана, со всеми посланниками, да не примут они покоя, пока не доведут этого грешника до вечного стыда, пока не погубят его вода или веревка… Предписываю тебе, сатана, со всеми твоими посланниками, чтобы, как я гашу теперь эти светильники, так ты погасил свет его очей» (там же. С. 213). Трудно дать в руки врагов папства более веский аргумент о союзе папы с дьяволом.
[99]См.: Джившегов А. Германия после Тридцатилетней войны: Книга для чтения по истории нового времени. М., 1911. Т. II. С. 307–346. При этом примечательно, что погибло 3/4 населения — 40 % городского и 60 % сельского (12–13 млн). В этой связи интересна депопуляция Чехии. В 1420 г. чехов было 3 млн, а в 1620 г. после битвы на Белой Горе — всего 800 тыс. человек (Трачевский А. Указ. соч. С. 180). Это показывает, что лозунги Реформации были не причиной, а индикатором смены знака или надлома, т. е. начала упрощения системы. Проверим этот вывод на примере Галлии (см.: Уряанис Б. Ц. Рост населения в Европе. М., 1941. С. 33–43). В I в. до н. э. население этой страны насчитывало 6–7 млн человек, а во II в. н. э. после жестокого завоевания Цезарем, восстаний и гражданской войны против Нерона — 8 млн. человек. Вторжение германцев в IV–V вв., казалось бы, должно было повести к обезлюденью этой страны, но около 1000 г. при первых Капетингах население достигло 9 млн., в три раза превысив население Германии, где между Эльбой и Роной обитало 3 млн (в 1328 г.), но победу в Столетней войне одержала Англия, где находилось всего 3 млн (там же. С. 57). Население Франции после объединения ее Людовиком XI составляло всего 15 млн (там же. С. 43). Даже эти отрывочные данные позволяют сделать вывод, что характеристика фаз определяется естественным процессом этногенеза, а не культурными сдвигами и кризисом, хотя последние часто совпадают с ними.
[100]Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад /Пер. Лозинского. М.; Л., 1950.
[101]М. Я. Сюзюмов в очерке «Трагедия иконоборчества» (История Византии. М., 1967. Т. 2. С. 54–56) показал мировоззренческие противоречия малоазиатов и греков. Иконоборцы считали почитание икон идолопоклонством, утверждая, что икона — материализация исконной реальности, отображение сверхчувственного мира; связь изображения с прототипом осуществляется не естеством, а благодаря божественной энергии. И они обвинили иконоборцев в манихейской тенденции — отрицании причастности материи к Божеству. Позднее, в конце фазы надлома, при императоре Феофиле, в Малой Азии появилось движение еще более крайнее, уже не христианское — павликианство. Павликиане считали всю материю творением сатаны, грабили монастыри и города, а пленных юношей и девушек продавали арабам. Так они боролись с материальным миром (там же. С. 77).
[102]Этническая пестрота в Багдадском халифате повела к многочисленным беспорядкам, из коих наиболее опасными были восстания зинджей (869–883) и карматов (890–906). Для подавления мятежей халиф Мутасим (833–842) учредил гвардию гулямов — тюркских удальцов, которых покупали в степях Евразии и в Африке. Они служили в коннице. Тюрки предпочитали своих вождей халифам и, почувствовав свою силу, стали низвергать и убивать халифов. Запуганное население Багдада подчинялось тюркам, а все области отпали, за исключением Ирака и Западного Ирана. Политическое единство было утрачено навеки, но суперэтническая целостность — мусульманский мир — сохранилась.
[103]Обобщенное описание индейцев см.: Стингл М. Индейцы без томагавков. М., 1971. Необходимую библиографию см. там же. См. также предисловие Ю. Аверкневой (с. 9—17) к русскому изданию этой книги.
[104]Инка Гарсиласо де да Бега. История государства инков. Л., 1974.
[105]Мигель Леон—Портилья. Философия нагуа. М., 1961. С. 144–146.
[106]Кинжалов P., Белов А. Падение Теночтитлана. Л., 1956.
[107]Парке Г. История Мексики. М., 1949. С. 136.
[108]Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. М., 1974. С. 336.
[109]Завоевание Ирландии англичанами длилось с 1155 по 1487 г. с переменным успехом. В 1487 г. ирландцы поддержали восстание сторонников Белой розы и были разбиты Генрихом VII Тюдором (Вебер Г. Всеобщая история. М., 1894. Т. 8. С. 851). Дальнейшая борьба проходила в рамках единой государственной (но не этнической) системы, вплоть до возвращения Ирландией самостоятельности путем гражданской войны в 1919 г.
[110]Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 329–349.
[111]Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. М., Л., 1951. С. 38.
[112]Гумилев Л. Н. Хунну. С. 88; Хунны в Китае. С. 11.
[113]Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии: (Опыт историко—гtографического синтеза). Народы Азии и Африки. 1966. v 4. С. 85–94; Роль климатических колебаний в истории народов степной зоны Евразии. История СССР. 1967. v 1. С. 53–66; История колебаний увлажненности Арало—Каспийского региона в голоцене. М., 1980. С. 32–47.
[114]Три версии происхождения тюрок содержится в китайских анналах (переводы на русский, французский, немецкий языки); обобщение и критику источников см.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 21–24.
[115]Гумилев Л. Н. Древние тюрки. С. 21–24.
[116]Бичурин (Иакинф) Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1. С. 301.
[117]Малов С. Е. Указ. соч. С. 36–37.
[118]Гумилев Л. Н. Изменения климата и миграции кочевников //Природа. 1972. v 4. С. 44–52.
[119]Это выражение приписано Балдуину Фландрскому, первому императору Латинской империи (1204–1205) (Панченко Б. А. Латинский Константинополь и папа Иннокентий III. Одесса, 1914. С. 5–6).
[120]Монофизиты Сирии, или яковиты; их община основана в середине VI в. епископом Эдессы Яковом Барадеем. К этой церкви примкнули армяне и сирийцы, противниками ее были несториане и римский патриархат; Константинопольская патриархия искала компромисса, но безрезультатно (История Византии. М., 1967. Т. 1. С. 280).
[121]Монофелитство — попытка примирения монофизитов с православием; признание наличия у Иисуса Христа двух естеств, но единой божественной воли. Авторство доктрины принадлежит константинопольскому патриарху Сергию (VII в.). Учение монофелитов было отвергнуто и монофизитами, и православными, но нашло приверженцев в горах Ливана. В XII в. их община объединилась с католической церковью.
[122]Grousset R. Historie des Groisades. Paris, 1934–1936. Vol. 3.
[123]Куглер Б. История крестовых походов. СПб., 1895. С. 404.
[124]Мюллер А. История ислама. СПб., 1896. Т. 3. С. 259.
[125]Галстян А. Г. Армянские источники о монголах. Извлечение из рукописей XIII–XIV вв. М., 1962. С. 53.
[126]Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. С. 214–215.
[127]Панченко Б. А. Указ. соч. С. 5–6.
[128]Грязневич П. А. Аравия и арабы //Ислам. М., 1984. С. 128–129.
[129]Грязневич П. А. Аравия и арабы //Ислам. М., 1984. С. 122.
[130]Буасье Г. Общественное настроение времен римских цезарей /Пер. В. Я. Яковлева. Пг., 1915. 295 с.
[131]Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М.; Л., 1964. Гл. 7. «Бани». С. 144–160.
[132]Роскошь пиров, даваемых богатеями, хорошо описана Петронием в «Пире Трихмальхиона», но нам важнее знать, чем и как питались бедняки и рабы. Главной пищей римлян был хлеб с приправами соленых маслин, уксуса и дешевой пресноводной рыбы; богат был ассортимент овощей: лук, чеснок—порей, щавель, укроп, горчица, сельдерей, тмин и «на сладкое» — инжир, яблоки, груши. Горячей пищей была бобовая или чечевичная каша — «растительное мясо», восполняющее недостаток в белках. Мяса было мало; свинина считалась лакомством, а молоко и творог были в изобилии только у пастухов, гонявших стада от Калабрии до Самниума. Слабое вино с водой играло ту же роль, что у нас чай (Сергеенко М. Е. Указ. соч. С. 121–127).
[133]Первоначально римское войско было ополчением; воин в походе получал от государства паек, единообразное вооружение и небольшое жалованье, из которого вычиталась стоимость оружия и пайка. Рабы и бедняки в армию не допускались. Во II в. до н. э. консул Марий повысил солдатское жалованье и привлек в армию «пролетариев». Для солдат был установлен срок службы: сначала 16, а потом 20 лет. Армия оторвалась от народа (Суздальский Ю. П., Селецкий Б. Л., Герман М. Ю. На семи холмах: Очерки культуры древнего Рима. М., 1965. С. 119–122). Август превратил легионы в постоянное войско, оплачиваемое государством. Тогда (в I в.) начались солдатские мятежи.
[134]Транквилл Гай Светоний. Жизнь двенадцати цезарей //Источники античности. М., 1989. С. 409–520.
[135]Орлов М. А. История сношений человека с диаволом. СПб., 1904. С. 132–135.
[136]Лозинский С. Г. Роковая книга средневековья (Предисловие к книге) //Монахи Шпренгер Я. и Инститорис Г. Молот ведьм /Пер. с латинского Н. Цветкова. М., 1932. С. 31.
[137]Лозинский С. Г. Роковая книга средневековья (Предисловие к книге) //Монахи Шпренгер Я. и Инститорис Г. Молот ведьм /Пер. с латинского Н. Цветкова. М., 1932. С. 8—10
[138]Лозинский С. Г. Роковая книга средневековья (Предисловие к книге) //Монахи Шпренгер Я. и Инститорис Г. Молот ведьм /Пер. с латинского Н. Цветкова. М., 1932.
[139]Здесь и ниже см.: Гумилев Л. Н. Древние тюрки.
[140]Дорст Ж. До того как умрет природа. С. 137.
[141]Стингл М. Индейцы без томагавков.
[142]См.: Дуглас У. О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. М., 1975. С. 153.
[143]Урданис Б. Ц. Рост населения в Европе. С. 20. (Данные приведены по: Beloch. Die Bevolkening der griehischenromischen Welt. Leipzig, 1886).
[144]Цит по: Дуглас У. О. Трехсотлетняя война. С. 161.
[145]Гумилев Л. Н. Троецарствие в Китае. С. 108–127.
[146]Гумилев Л. Н. Хунны в Китае.
[147]В старинном смысле слова — «победоносный полководец». Этим титулом легионеры наградили Германика в 16 г. за победу над германцами на равнине у р. Везер.
[148]Юлий Виндекс был потомком аквитанских царей (Вебер Г. Всеобщая история. Т. 4. С. 202). Примечательно, что все противники Нерона были уроженцами западных провинций, а восточные симпатизировали ему.
[149]Домициан свирепо истреблял образованных людей, но опирался на войско и городскую чернь. Узнав об убийстве Домициана, преторианцы убили много людей, не замешанных в заговоре. Разгул убийств усмирил только Траян в 98 г. (Вебер Г. Указ. соч. С. 269–273)
[150]Кир, называемый историками Кир II Великий, (?—530 г. до н. э.) первый царь с 558 г. до н. э. государства иранцев Ахеменидов. Завоевал Мидию, часть Кавказа, Малую Азию, часть греческих городов и Среднюю Азию — Туран до Памира. В 539 г. покорил Вавилон и Месопотамию. Во время похода против саков в Туран погиб. Кир и его наследник Камбиз были «цари города Аншана», т. е. эламиты. По смерти Камбиза вся покоренная страна восстала против насильственного объединения. Победителем своих соперников оказался перс Дарий Ахеменид, потомки которого царствовали на Ближнем Востоке до похода Александра Македонского. Связь царей Аншана с Ахеменидами сомнительна.
[151]Парфянское завоевание Ирана следует рассматривать как начало нового витка этногенеза, синхронного хуннскому. Фирдоуси в «Шах—намэ» не рассматривает парфян как освободителей, а его поэма — рифмованная хроника, отражавшая историософию его времени.
[152]Бехар. Стихотворения /Пер. с перс. Л. Н. Гумилева. М.; Л., 1959. С. 187.
[153]«Царствование Хормизда ибн Нуширвана продолжалось 12 лет. Когда он сел на царство, опытных людей унизил и всех писцов великих, и священнослужителей, и людей, которых отец его возвеличивал, всех до одного убил!» (цит. по: Гумилев Л. Н. Подвиг Бахрама Чубины. Л., 1962. С. 15).
[154]Моммзен Т. История Рима. М., Л., 1948. Т. 3.
[155]Начиная со II в. население Рима неуклонно сокращалось. При Траяне (II в.) насчитывалось около 2 млн. человек; при Константине (IV в.) — около 0,3 млн; при взятии Рима Аларихом (V в.) — около 0,1 млн; через 100 лет, при освобождении Рима от власти готов Велизарием — около 0,06 млн, из коих только 6 римских фамилий (Урданис Б. Ц. Рост населения в Европе. М., 1941. С. 63–64).
[156]Дамм Г. Канака (Люди южных морей). М., 1964. С. 180.
[157]Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. М., 1974. С. 312.
[158]Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. М., 1974. С. 221–226.
[159]Кызыл — красный, баш — голова. Туркмены из Азербайджана — шииты, объединенные в 1501 г. шейхом Исмаилом ибн Хайдаром и завоевавшие весь Иран. Они красили бороды хной и носили красные шапки (Босвор К. Э. Мусульманские династии. М., 1971. С. 227).
[160]Караман в центральной Анатолии (1256–1483). Кара—Коюнлу — «черный баран» в Ираке (1380–1468) и Ак—Коюнлу — «белый баран» в восточной Анатолии (1378–1508).
[161]Смирнов В. Д. Кучибей Гомюрджинский и другие османские писатели XVII века о причинах упадка Турции. СПб., 1873. С. 266 и след.
[162]Георгий Маниак — талантливый византийский полководец, побеждавший арабов в Месопотамии в 1032 г. и в Сицилии, был там оклеветан своими бездарными помощниками и отозван в столицу. Зная, что его ждет, Маниак поднял восстание в 1043 г., но в выигранной битве был убит случайной стрелой (История Византии. М., 1967. Т. 2. С. 270–271).
[163]Роман Диоген — талантливый полководец, принадлежал к каппадокийской знати и, следовательно, был противником клики синклитиков (бюрократов). Date: 2015-09-19; view: 325; Нарушение авторских прав |