Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познавательно-адаптивная стадия, предваряющая половое созревание
В практике наблюдались случаи возникновения фобий (как к людям, так и к собакам) именно в препубертатный период (период, непосредственно предшествующий половому созреванию), когда резко снижается возможность общения с собаками и людьми. Иногда это ведет к появлению синдрома беспокойства — состоянию тревоги (Dehasse, 1990). У одной из наблюдаемых бернских овчарок развилось повышенное состояние тревоги в возрасте около 6 мес несмотря на наличие сенсорных и социальных нормальных условий в период между 3-м и 4-м мес ее жизни. Ее сестра и брат, живущие совершенно в других условиях, имели точно такие же отклонения. Аналогичный эффект был описан у семейства бриаров, выращиваемых в различных условиях. Эти наблюдения дают возможность предположить о наличие двух гипотез: о наследственно определенном поведении или о наличии критической стадии в препубертатный период. Литературные данные подтверждают, что имеются филогенетические и (или) эпигенетические предпосылки существования критического препубертатного периода. Fox (1978) изучал первичную и вторичную социализации у диких собак и других представителей семейства собачьих, которых выращивали в одинаковых условиях, и которые имели ежедневные контакты с обслуживающим лицом и кратковременные — с незнакомыми людьми. Все дикие собаки терпимо относились к обслуживающими их лицам, пока не достигли половой зрелости, после чего стали избегать контактов или относиться к людям менее терпимо: при появлении человека принимали позу подчинения, в то время как ранее встречали его более активно — прыгали, облизывали, подталкивали. Осторожность по отношению к незнакомцам развивается: — очень рано у отдельных видов (с 4 мес у лисиц); — позже у видов со средней общительностью (примерно в годовалом возрасте у шакалов и койотов) и намного позже (между 6 и 18 мес) у более социальных видов, например таких, как волки или собаки (у биглей, пойнтеров или чихуахуа — в период от 1 до 2 лет). В семействе собачьих имеется корреляция между осторожностью (выраженностью осторожности, трусливостью) и половым созреванием (10 мес у койотов, 2 года у волков), за исключением лис, у которых осторожность в значительной степени предшествует половой зрелости, и собак, у которых она появляется после полового созревания, в возрасте около 6 мес. Ранняя кастрация собак может задержать или исключить появление осторожности к незнакомым людям, что, вероятно, говорит о гормональной природе этого явления. Приведенные выше данные о собаках ориентировочные. Все мы знаем, как изменяются срок полового созревания, характер, эмоциональность, общительность и т. д. среди собак различных пород и одной и той же породы. Вполне нормальным следует считать проявление осторожности к незнакомому (или неизвестному) или потерю части социального опыта в возрастной период от 4 мес (как у лис) до 2 лет (как у волков). Это можно сравнить с развитием так называемой территориальной агрессивности. Woolpy и Fox отмечают, что у прирученных волков наблюдается некоторая потеря социального опыта, если их приходится на время (по причине заболевания) изолировать от людей. Очевидно, что молодые животные нуждаются в непрерывном подкреплении своего социального опыта. То же касается и собак: когда нормально социализированного щенка в возрасте от 3—4 до 6—8 мес изолируют от людей и помещают в собачий питомник, он начинает бояться людей, даже ухаживающего за ним человека. Считается, что в критические периоды препубертатного или пубертатного возраста даже незначительная травма может закрепить реакцию тревоги или страха (трусости) и привести к познавательным и эмоциональным нарушениям, которые, конечно, нежелательны у собаки, живущей среди людей. Что касается факторов риска, то сенсибилизация (повышение чувствительности) порождает тревожность, осторожность, трусость, развитие фобий. Познавательный процесс вызывает предупреждение собакой мнимых (суеверных, отсутствующих в действительности) опасностей (ожидание возможной атаки), выражающихся в изменении поведенческих стратегий (появление защитных реакций: побег, агрессия, замирание).
Date: 2015-09-19; view: 310; Нарушение авторских прав |