Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ярославль. Свято‑Введенский Толгский женский монастырь





 

В наши дни Свято‑Введенский Толгский женский монастырь является одним из самых процветающих, в него всегда велик поток паломников и экскурсантов. Монастырь восстановил и умножил свой большой религиозный авторитет, мощную значимость яркого духовного центра, в нем стабильно растет число монахинь (130 сестер в 2005 г., сейчас – больше), основная их часть – женщины и девушки в возрасте 18–39 лет, средний возраст сестер 22–25 лет). Монастырь полностью восстановлен, арендовал у государства 254 га земли, с 2009 г. он стал владельцем земли (из них на 76 га пахотных угодий сеют зерновые и кормовые культуры), имеет солидное подсобное хозяйство (ферма, скотный двор, парники, птичник, пасека). Послушание сестер включает разные виды труда, в том числе на поле, огороде, подсобном хозяйстве, на кухне, в пекарне, они водят экскурсии по монастырю, выполняют работы в мастерской резьбы по дереву, расписывают и обновляют храмы, ведут ремонтно‑реставрационные работы, заготавливают и рубят дрова, косят траву, ловят рыбу, собирают грибы и ягоды, водят и ремонтируют монастырский автотранспорт и многое другое. Когда в теплое время года работы заканчиваются, сестры шьют, пишут иконы, занимаются резьбой по дереву, переплетают книги, золотошвеи вышивают плащаницы и митры. Сестры упрочивают традицию церковного пения, тех из них, кто обладает музыкальными способностями, обучают колокольному звону. С первого дня восстановления монастыря в нем ведется летопись. Год от года увеличиваются фонды уже и сейчас очень солидной монастырской библиотеки.

Монастырь, как и раньше, продолжает работу по социальному служению, образованию. В 1757 г. в нем был открыт приют для раненых солдат, с 1793 г. – была больница, в 1800 г. – открылось духовное училище, в 1813 г. – семинария и церковно‑приходская школа, был приют для престарелых, больных и увечных монахинь, в начале ХХ в. в нем работала сельскохозяйственная школа (плату брали только с учащихся из состоятельных семей) с приютом для сирот (также см. с. 69).

Монастырь представляет интерес и в архитектурно‑художественном плане. Сохранились каменные стены и башни (1690‑е гг.) со «святыми воротами», с надвратной Никольской церковью (1672, верхняя часть ворот и церкви перестроены в XVIII в.), высокий 5‑главый Введенский собор (1681–1683, 1688), многоярусная звонница (1633–1685, 1826), нарядная, в стиле московского барокко Сретенская церковь (начало XVIII в.). Были проведены колоссальные работы по восстановлению монастырских строений, пребывавших к 1987 г. в жутком полуразрушенном и оскверненном состоянии. Был создан приют для престарелых и больных монахинь. Открыли мастерские: иконописную, золотошвейную, столярную, резьбы по дереву, переплетную и др. Создали регентские классы, школу для девочек. Наладили сотрудничество с Домом дьякониц в Касселе (Германия), побратиме Ярославля.

Все постройки монастыря ценны в историко‑архитектурном плане, а главное – в некоторых из них пребывают духовные святыни обители. Это старинные списки с Толгской иконы Божией Матери, мощи епископа Игнатия Брянчанинова, ковчежец с частицами мощей угодников Божиих. Главное сооружение монастыря – 5‑главый белокаменный величавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы был построен в 1680‑е гг. по проекту искусного зодчего и митрополита Ростовского Ионы Сысоевича; собор был расписан в 1690‑х гг. ярославскими иконописцами – Димитрием Семеном‑Сибиряком, Феодосием Федоровым, Василием Осиповым. В монастыре в Введенском соборе частично сохранились древние фрески, в нем трудами сестер‑резчиков и иконописцев устраивается 5‑ярусный иконостас. Собор освятили в 1992 г.

Находящийся напротив Введенского собора Никольский надвратный храм буквально восстановили из руин. В нем установлен красивый резной иконостас (выполнен сестрами обители), сохранились царские ворота XVII в. Сестры заново сами расписали этот храм, восстановили лепные украшения. Главные святыни этого храма: Толгская икона Божией Матери (почитаемый список XVIII в.) и образ Николая Чудотворца. Святые ворота с надвратной Никольской церковью были построены (XVII в.) на средства ярославских купцов Сверчковых.

Восстановили разрушенный Крестовоздвиженский храм, его освятили в 1999 г. В нем пребывают главные святыни монастыря: Толгская икона Божией Матери – чудотворный список конца XVIII в. (в атеистические годы была передана в близлежащее село Толгоболь, откуда потом вернулась в обитель), а также и мощи отца и учителя современного монашества Игнатия Брянчанинова, великого подвижника благочестия, аскета, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX в., епископа (канонизирован в 1988 г., в том же году его святые мощи были перенесены в Толгский монастырь).


 

Преподобный Игнатий (Брянчанинов)

 

Епископ Игнатий Брянчанинов (Дмитрий Алексеевич Брянчанинов, 1807–1867) происходил из дворянского рода. Он с детства хотел быть монахом, но по настоянию отца поступил учиться в военное инженерное училище, которое с успехом окончил. Служба его мало интересовала, все свои силы он отдавал литературному творчеству. Результаты его литературных трудов одобрял сам А.С. Пушкин. В связи с болезнью Д.А. Брянчанинов освободился от не интересной ему работы по инженерной части. В 20 лет он стал послушником Свято‑Троицкого Александра‑Свирского монастыря, в 24 года принял постриг в Вологде, в 26 лет он стал архимандритом Троице‑Сергиевой пустыни под Санкт‑Петербургом, а в 50 лет – епископом Ставрополя. В 1861 г. (ему 54 года), когда его здоровье резко ухудшилось, он ушел на покой и поселился в ярославском Николо‑Бабаевском монастыре (см. с. 160), где и умер. Всю свою земную жизнь он упорно трудился на литературном поприще. Святитель Игнатий Брянчанинов оставил богатое литературно‑богословское наследие, основанное на древних традициях Православия. Канонизирован в 1988 г.

 

В Толгском монастыре жил святой иеромонах Иосиф. Он поступил в этот монастырь в 1915 г., до этого был полковым священником, много дней провел на передовых линиях фронтов Первой мировой войны, был награжден боевыми орденами святой Анны III и II степени. Иеромонаха Иосифа убили в 1918 г. при неизвестных обстоятельствах на подворье монастыря в Рыбинске, в 2001 г. он был канонизирован.

Восстановили и расписали Спасский храм. Под его стенами покоится прах героя Отечественной войны 1812 г. генерал‑лейтенанта Н.А. Тучкова, командовавшего 3‑м корпусом 1‑й русской армии, умершего от полученных в Бородинском бою ран. Он стал прототипом Андрея Болконского в романе графа Л.Н. Толстого «Война и мир». Рядом с храмом стоит отреставрированная часовенка, возведенная (1893) в память убитых поляками в 1609 г. 46 безоружных монахов – защитников монастыря, укрывшихся в церкви.

Приведена в порядок большая монастырская звонница, построенная (XVII в.) на средства князя Никиты Львова (потомка ярославского князя Давыда Федоровича), который со временем принял в этом монастыре иноческий постриг с именем Нил, похоронен под алтарем придела Введенского собора в честь благоверных князей Федора, Давида, Константина. Высота колокольни вместе с крестом – около 60 м. Здесь впервые большой колокол (вес около 5 т) зазвонил в 1990 г.; всего 14 колоколов редкостного по красоте звучания, в которые звонят сами сестры.

Достопримечательностью монастыря является его кедровая роща – своего рода мини‑парк (заложен в последней четверти XVI в.), где сохранились 400‑летние деревья‑великаны. Эта кедровая роща была высажена на пожертвования царя Ивана Грозного в XVI в. Деревья в кедровой роще были посажены аллеей в 2 ряда, а между ними были выкопаны пруды. Высокая стена защищала от ветра рощу, где на ветвях одного из кедров, в особой часовенке помещалась икона Толгской Божией Матери. В 2004 г. в монастыре была воссоздана часовня с Толгской иконой Божией Матери на месте ее второго обретения. Недалеко от монастыря находится святой источник. Монастырь имеет подворье с двумя храмами в селе Введенское Некрасовского района, где живут и трудятся 18 инокинь. Есть еще одно подворье монастыря – в селении Диево Городище на берегу Волги.


На протяжении всей долгой истории Ярославля в нем строили и приумножали число православных храмов, этому особенно результативно способствовали богатые ярославские купцы. В конце XVII в. в Ярославле одних только каменных храмов было около 50; в 1917 г. – почти 80 храмов было в городе, половину из них разрушили в советский период. Все ярославские храмы имеют интересную историю создания и служения людям, запоминающийся архитектурно‑художественный облик. Ярославские храмы издавна славятся богатством своих украшений, но очень многое из первоначального убранства этих храмов до нас полностью не дошло. Так, в Знаменской церкви иконостас был из серебра, а в Рождественском соборе пол был выложен из яшмы. Абсолютно все храмы оказались жертвами изъятия представителями советской власти церковных ценностей якобы во имя борьбы с голодом в 1920‑х гг., ценности закрытых храмов и монастырей в массе своей были конфискованы и в большой мере делись неизвестно куда. Однако с конца 1980‑х гг. происходит процесс возрождения, ремонта, благоустройства, украшения древних ярославских храмов, намечается тенденция возведения новых церквей и часовен. Рядом с Волжской набережной, в зеленой зоне, восстановлен (построен заново) к 1000‑летию Ярославля в 2010 г. величественный собор.

С исторических и архитектурно‑художественных позиций все храмы Ярославля представляют интерес, но ограниченный объем книги не позволяет рассказать даже об основных из них. Вот почему приходится дать лаконичную информацию только о некоторых из них.

 







Date: 2015-09-19; view: 416; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию