Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмоциональная инграмма
На стереотип эмоционального поведения, как было отмечено, в той или иной степени оказывает влияние социальная сфера, воспитание и более широко – жизненные обстоятельства, сформировавшие личность. Часто мы сознательно или по привычке демонстрируем те или иные эмоции не потому, что они полезны, выводят энергию вовне, а потому что они желательным образом действуют на партнеров. Эмоции позволяют нам сокращать или увеличивать дистанцию в общении, добиваться исполнения своих потребностей, располагать к себе, наказывать или поощрять по своему желанию.
► С помощью эмоций можно манипулировать окружающими, как предметами.
В роли средств манипуляции используются улыбка, смех, гнев, угроза, раздражение, крик, плач, возбуждение, равнодушие и т. д. Когда‑то эмпирическим путем мы убедились в том, что, прибегнув к определенной эмоции, мы воздействуем на определенных людей определенным образом. Память запечатлела ситуации, при которых «эмоциональная заготовка» дает нужный эффект, запомнились сила и форма воспроизводимого эмоционально‑энергетического сигнала. Мышление, всякий раз проанализировав ситуацию (более или менее успешно), при необходимости «включает» воспроизведение «эмоциональной заготовки» – таков механизм эмоциональной инграммы, то есть внутренней записи эмоций.
► Эмоциональная инграмма – это стереотип информационно‑энергетических разрядок, который сложился под влиянием жизненного опыта человека, запечатлен в памяти и позволяет с помощью эмоций добиваться желаемого воздействия на окружающих.
Психологический принцип действия инграммы отличается от принципов функционирования выразительных телодвижений и стереотипа эмоционального поведения. Напомним, что телодвижения, служащие эмоциональным разрядкам, регламентируются культурой общества, которая предписывает личности, где и как надо проявлять эмоции; стереотип эмоционального поведения подчиняется природе и психосоматическим особенностям индивида. Инграммы же возникают под влиянием манипулятивного опыта личности.
► Эмоциональная инграмма – это механизм эмоциональных разрядок, возникающий по принципу условного рефлекса.
Уже на ранних этапах развития человек быстро и легко выявляет связь двух явлений: определенные эмоции вызывают желаемое поведение окружающих. Затем он всю жизнь использует конкретные эмоции в манипулятивных целях. Инграммы бывают положительного и негативного свойства, если их рассматривать с точки зрения влияния на партнеров.
Инграммы положительного свойства – это информационно‑энергетические разрядки, расчетливо демонстрируемые человеком с целью вызвать определенное позитивное отношение к себе. Например, вы хотите получить от партнера признание, чувство удовлетворенности, нежность, любовь, доверие, награду. В этих случаях пойдут в ход такие мимические средства, как улыбка, смех, голосовые интонации лирического и миролюбивого спектра, жесты, символизирующие приветствие, радость, принятие партнера, движения головы, выражающие согласие, движения туловища, которые свидетельствуют о доверии к партнеру, чувстве наслаждения и т. д.
Инграммы негативного свойства наполнены символикой агрессии, вражды, гнева, отчуждения, дистанцирования, угрозы, неприятия, неудовлетворенности. В качестве средств их демонстрации могут использоваться различные выразительные движения соответствующего спектра. Негативные инграммы многочисленны, достаточно вспомнить наиболее часто встречающиеся их вариации: • ребенок, который громким плачем и криком научился добиваться от родителей своего; • взрослый, у которого тот же стереотип поведения может закрепиться и остаться средством манипулирования окружающими в несколько трансформированной и менее инфантильной форме; • брачный партнер, который стремится держаться подальше от нелюбимого спутника жизни и чуть что изображает на лице недовольство и раздражение; • учитель, который, входя в класс, словно надевает непроницаемую маску, желая казаться строгим и побудить детей соблюдать дисциплину; • экзальтированная особа, которая всякий раз изображает презрение на лице в ответ на требования руководителя, чтобы показать, как мало он для нее значит; • продавщица, которая хорошо усвоила, как можно отделываться от покупателей при помощи повышенного голоса и устрашающего выражения лица.
Заметим, что эмоциональная инграмма вбирает в себя не только эмоцию, которая эффективно, по мнению ее выразителя, влияет на окружающих, но также представление личности о своем положении во взаимодействии.
► Инграмма – это Я‑образ, зафиксированный в прошлом, в конкретном аспекте отношений с окружающими и сопровождающийся некогда пережитыми при этом эмоциями защитного или манипулятивного свойства.
Встречаются люди, у которых в запасе не одна инграмма, а несколько. Набор эмоциональных инграмм – это арсенал Я‑образов, сопровождаемых привычными защитными эмоциональными реакциями. В повседневной жизни мы столь часто используем инграммы, что подлинным переживаниям почти не остается места. Особенно редко переживаются эмоции положительного спектра – подлинная радость, восторг, умиление, благоговение, нежность. Целыми неделями на нашем лице едва обозначается дежурная улыбка – символ приличия. Редко появляется состояние более мажорное и искреннее. Отрицательные эмоции тоже обычно применяются в качестве орудия воздействия, и при этом вряд ли можно сказать, будто мы переживаем их в подлинном смысле. Когда мать делает грозное выражение лица, повышает голос и употребляет бранные слова в адрес ребенка, то это, конечно, не означает, что она в этот момент ненавидит его, – она лишь добивается желаемого поведения. (Правда, это не всегда понимают дети и нередко в эмоциях матери видят проявление агрессии и отсутствие любви.)
Date: 2015-09-19; view: 251; Нарушение авторских прав |