Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экспрессия черт личности
Порядочность: • преобладающее спокойствие движений, уверенная походка; • готовность к пожатию руки; • повышенная терпимость к индивидуальности партнера; • доверительное общение; • внимательное восприятие просьб партнера; • немногословие и взвешенный подбор слов; • преобладание уравновешенного настроения; • открытый и прямой взгляд, полностью обращенное к партнеру лицо; • малоподвижная, но адекватная и достаточно богатая формами и оттенками мимика; • нормальное, ясное, но не сделанное специально точное произношение.
Непорядочность: • суетливость движений, колебание ритмики действий – поспешность в словах, решении вопросов (когда надо усыпить бдительность партнера), растягивание речи, беседы (когда нет цели обмануть, получить свое); • тенденция делать неясным произношение, неравномерность в ритме произнесения слов, угасающие интонации и громкость на конце предложений (речь начинается с разбега и резко гасится); • вкрадчивые или, напротив, форсированные интонации, чаще сочетание того и другого.
Лицемерие: • суетливость, желание произвести впечатление или понравиться; • боязнь встречаться глазами («взгляд в небеса»), напряженное, выжидающее лицо; • готовность сделать комплимент, оказать ничего не стоящую услугу, способность быстро улавливать настроение партнера и подыгрывать ему; • неясное, расплывчатое произношение.
Хитрость: • стремление просчитать сильные и слабые стороны партнера, чтобы в нужный момент воспользоваться его промахами – передается неспешным обдумыванием слов и поступков партнера (прищуренный или суженный взгляд сбоку, иногда излишне фиксированный, прямой, как бы говорящий «вот как?»); • елейный, расплывчато‑масляный голос; • умение скрывать свои истинные мысли и переживания, хороший контроль над эмоциональным состоянием; • двойственность поведения: что‑то человек не договаривает, какие‑то чувства скрывает (способен поддакивать партнеру, но думать иначе, готов проявлять участие к его проблемам, но оставаться себе на уме).
Мошенничество: • символика «честного и отзывчивого человека» – стремление искренне помочь партнеру решить проблемы (внимательное выслушивание, упоминание о своих возможностях и связях, излучающие расположение глаза); • гладкая речь и спокойные действия, задушевные интонации; • быстрая реакция на эмоциональное состояние партнера, готовность утешить, ободрить, вселить надежду; • демонстративно твердый, прямой и осознанно открытый взгляд («смотрите – я честен, и мне нечего скрывать»); • интерес к деталям судьбы, трудностям партнера, обращение по имени (часто в ласкательной форме), маскировка личного интереса или афиширование вполне разумной выгоды, приемлемой для партнеров; • блокировка лжи – подносит руку, палец к переносице, к щеке, теребит бороду, усы, прикосновения к кончику носа, потирание уха, глаза, почесывание шеи, увеличение числа морганий, покраснение щек, шеи, руки сжаты в кулак.
В заключение параграфа отметим некоторые аномальные формы экспрессии. Их негрубые проявления встречаются довольно часто в быту и даже в деловом общении. Поэтому их полезно различать и использовать в целях экспресс‑диагностики в партнерских отношениях. Неадекватная и некоммуникабельная экспрессия проявляется в нескольких психопатологических формах. В них отчетливо видна, с одной стороны, энергетическая природа эмоций, а с другой – значение интеллекта: при психических расстройствах он утрачивает свою регулятивную функцию.
Гипомимия (амимия). Отсутствие, ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств речи, монотонность интонаций, – потухший, ничего не выражающий взгляд. Эмоциональное оскудение, утрата эмоциональной отзывчивости отмечается при шизофрении, токсических и прочих поражениях головного мозга. Эмоциональной тупостью и обеднением экспрессии отличаются некоторые психопатии.
Эхомимия. Характеризуется автоматизмом воспроизведения выразительных средств партнера. Безотчетно копируются выражение лица, интонации, жесты. Явление вызывается недостатком психической энергии, необходимой для того, чтобы затормозить автоматизм ответных реакций и проявлять эмоции адекватно. В результате копируется общий эмоциональный тонус партнера: грубость – на грубость, крик – на крик, злость – на злость, смех – на смех. Если оба партнера склонны к эхомимии, их эмоции раскачиваются как маятник, увеличивающий амплитуду. Явление наблюдается не только у психически нездоровой личности, но и у вполне нормальной. С вами, возможно, тоже бывало нечто похожее: энергетически более сильный партнер провоцирует вас повысить голос, вгоняет в состояние аффекта, доводит до агрессии. У вас не нашлось нужного запаса энергии, чтобы воспротивиться натиску.
Гипермимия. Чрезмерное оживление выразительной сферы с обилием ярких и быстро сменяющихся экспрессивных актов. Гипермимия встречается в разных формах и обусловливается многими причинами. Так беспричинный смех – надежный спутник эндокринных изменений в организме подростков. Девочки в переходном возрасте нередко «покатываются со смеху». Хихиканье, временами переходящее в гоготание, – обычное явление. Родители и учителя часто наблюдают, как две подружки лукаво смотрят друг на друга и корчатся от неудержимого смеха. Что‑то они при этом произносят, невнятное для стороннего наблюдателя, хватают друг друга. У малышей тоже случается беспричинный смех. И это вполне объяснимо: развитие организма сопровождается периодическими приливами энергии, оживлением различных эмоциональных программ. Достаточно небольшого толчка, и начинается выход энергии посредством экспрессии. Например, какой‑то «восхитительный» секрет, возможно, непонятный взрослым, способен высечь искру волшебной радости. Лица детей расплываются в улыбке, подружки поочередно шепчутся на ухо, прикасаются друг к другу. Эмоциональная энергия бьет ключом и ищет выхода. Иногда хихиканье выводит вовне энергии, обусловленные иными причинами. Например, под хихиканьем может скрываться смущение, но вот маленькая личность постепенно взрослеет, застенчивость уступает место уверенности. Приходит зрелость, приступы беспричинного смеха постепенно уменьшаются и забываются. А если, тем не менее, взрослая девушка продолжает от смущения хихикать – это случай регрессии. Эмоции выводят избыточную энергию вовне по схеме, характерной для детства. Манерность, вычурность движений – спутники различных форм психических нарушений. Обычно они сопряжены с некоторыми интеллектуальными дефектами. Так, в возрасте 3–5 лет у детей, страдающих аутизмом, наблюдается отсутствие речи, стереотипные формы поведения и манерность движений, которые словно компенсируют недостаток иных средств самовыражений индивида. Для моторики характерны вычурность поз, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто лишены пластичности, неуклюжи, замедлены, плохо координированы, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью. В патологических случаях гиперпродукция выразительных действий обычно не обусловлена переживанием эмоций. Экспрессия как бы механически навязана, вызвана нарушениями в области психофизиологической регуляции. Например, в состоянии кататонического возбуждения больные громко хохочут, рыдают, издают вопли, стонут, танцуют, кланяются, маршируют, отдают честь, принимают величавые позы. Подобное экспрессивное поведение наблюдается у некоторых больных алкоголизмом в состоянии опьянения, что указывает на серьезные органические нарушения. Известны «псевдоаффективные» реакции с имитацией внешнего выражения аффектов, возникающих в результате, как полагают, расторможения безусловного рефлекса. Так, помимо воли больные гримасничают, интенсивно жестикулируют, произносят циничные ругательства. Для церебрального атеросклероза характерен «насильственный плач и смех». Пациенты с синдромом психического автоматизма отмечают у себя «сделанные» мимические и пантомимические акты – «меня заставляют смеяться, плакать, изображать радость, злобу». Непроизвольный плач, хохот наблюдается при истерии – «рыдаю и не могу остановиться». Больные отмечают, что «слезы катятся сами по себе» и так же возникают смех, улыбка. Оживление выразительной сферы наблюдается в маниакальных состояниях. У депрессивных пациентов выразительные действия появляются в тяжелом настроении. Так, аффективное напряжение на время «снимается», если пациент, уединившись, может «прокричаться». Нередко он идет на футбольный матч, где есть повод «поорать», не обращая на себя внимание. Больной может горько «рыдать» утрами, после чего чувствует облегчение. Подобные «истерики» не адресованы зрителю, они связаны с потребностью в эмоциональной разрядке.
Парамимия. Извращение выразительных действий. Это случаи, когда экспрессия не соответствует смыслу происходящего. Например, о неприятном событии сообщается с улыбкой, о радостном – со слезами. Слезы радости – типичное проявление парамимии. При органических повреждениях коры полушарий можно ожидать появление расстройств приобретенных выразительных движений. Так, при атрофических заболеваниях головного мозга некоторые пациенты теряют представление о значении выразительных актов. Пациентка, обращаясь к врачу с просьбой, отдает воинскую честь, уходя с беседы – приседает в реверансе, выражая признательность – крестится.
Date: 2015-09-19; view: 268; Нарушение авторских прав |