![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
КАК ВОЗНИКЛИ КАСТЫ (СОСЛОВИЯ), ЛУНА И ЗВЕЗДЫ
Весьма любопытно, что система сословий освещена древней арийской традицией. Она нашла отражение в ведическом гимне о первочеловеке Пуруше. Этот гимн рисует перед нами грандиозную картину сотворения мира:
«Пуруша – тысячеглавый, Тысячеглазый, тысяченогий, Со всех сторон покрыв землю, Возвысился над ней… Пуруша – это вселенная, Которая вечно существует, Пуруша властелин мира, Он бессмертен, Ведь Пуруша ест пищу, Которую сам же и производит. Тогда боги принесли Пурушу в жертву, Его уста стали брахманом, Его руки превратились в раджанья (воинов). Его бедра стали вайшья. Из ног его родились шудры Луна из его духа рождена, Из глаз солнце родилось, Из уст – Индра и Агни, Из дыханья родился ветер, Из пупа возникло воздушное пространство, Из головы возникло небо, Из ног – земля, Из ушей – стороны света.»
Многие исследователи отмечают, что этот стих о Пуруше из Ригведы напоминает стих из «Голубиной книги» – памятника древнерусской словесности:
«Белый свет пошел от лица Божьего. Солнце праведное – от очей его ясных Светел месяц – от затылечка, Заря утренняя и вечерня – от бровей божьих, Часты звезды – от кудрей Божьих. Буен ветер – от вздохов, Дробен дождик от слез Его… Зародились крестьяне православные От того колена от Адамова; От того же начался и женский пол…»
Как видим, крестьянское сословие и «женский пол» ведут свою родословную от первочеловека Адама (от его колена), так же, как и сословия древних индусов ведут свою родословную от различных частей тела первочеловека Пуруши. Думается, что это не просто совпадение. Вероятно, мифология русов и индусов основана на некоем архаическом пласте общих мифологических представлений. Кроме всего прочего, части космоса: солнце, луна, звезды, небо происходят от различных частей лица и головы божества. Здесь совпадение практически полное.
ГИМН ПУРУШЕ И «ГОЛУБИНАЯ КНИГА»
Несмотря на то, что гимн Пуруше из Ригведы намного древнее, чем стихи из «Голубиной книги», лично мне представляется, что русское поэтическое произведение обладает особыми чертами, которых нет в индийском гимне Пуруше. Так, в «Голубиной книге» описывается, по сути дела, сотворение человека:
У нас ум‑разум Самого Христа, Самого Христа, Царя небесного; Наши помыслы от облак небесных; У нас мир‑народ от Адамия; Кости крепки от камени; Телеса наши от сырой земли; Кровь‑руда наша от черна моря.
Таким образом, в русском поэтическом произведении показано, как мир создан из различных частей тела божества. В этой части стихи «Голубиной книги» совпадают с гимном Пуруше. Однако в «Голубиной книге» показано, что различные члены человека происходят от природных объектов: кости – от камней, телеса – от сырой земли, кровь – от черна моря, помыслы – от облак небесных… В этой своей части «Голубиная книга» представляет весьма архаичный пласт народного сознания – когда божество создает мир из самого себя, а затем из элементов мира создает человека. Здесь мы видим, что божество уподобляется макрокосму, а человек микрокосму, при этом присутствует логическая связь между двумя актами творения. Гимн Пуруше лишен такой глубины. Он, что‑ли, более прямолинеен. И это несмотря на то, что в «Голубиной книге», по сути, присутствует христианская риторика. Однако она лишь подчеркивает архаический, языческий характер содержания стихов.
Date: 2015-09-19; view: 326; Нарушение авторских прав |